Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от ПАО "Автосельмаш":
от Управления Росреестра по Орловской области:
Белов Р.В., представитель по доверенности от 10.08.2015,
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Автосельмаш" на решение Арбитражного суда Орловской области от 18.04.2016 по делу N А48-861/2016, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Полинога Ю.В.), по заявлению публичного акционерного общества "Автосельмаш" (ОГРН 1025700785615, ИНН 5701000061, город Орел) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (ОГРН 1045753008212, ИНН 5753035940, город Орел) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 04.02.2016 по делу N 8-15,
Публичное акционерное общество "Автосельмаш" (далее - ПАО "Автосельмаш" или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - Управление Росреестра по Орловской области или административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 04.02.2016 по делу N 8-15.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 18.04.2016 по делу N А48-861/2016 в удовлетворении требований ПАО "Автосельмаш" отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ПАО "Автосельмаш" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение дела суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования ПАО "Автосельмаш" в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на то, что административный орган привлек заявитель к ответственности за использование земельного участка, на который у ПАО "Автосельмаш" нет каких-либо зарегистрированных прав.
В судебном заседании представитель заявителя ПАО "Автосельмаш" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель административного органа Управления Росреестра по Орловской области в судебное заседание не явился.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции, выслушав участников процесса, изучив апелляционную жалобу и материалы дела, приходит к следующему.
29.12.2015 в Управление Росреестра по Орловской области поступило письмо из Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла от 22.12.2015 N 7/8173, согласно которому в Администрацию города Орла поступило заявление ПАО "Автосельмаш" по вопросу предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 57:25:0020604:167, предоставленном последнему на праве постоянного бессрочного пользования. ПАО "Автосельмаш" должно было переоформить право постоянного бессрочного пользования на названный земельный участок до 01.07.2012.
Управлением Росреестра по Орловской области в адрес ПАО "Автосельмаш было направлено письмо от 30.12.2015 N 15-18862-ЕК о необходимости явки в Управление Росреестра по Орловской области 22.01.2016 в 11 часов 00 минут с целью рассмотрения поступивших из Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла материалов, а в случае выявленных достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, для составления протокола об административном правонарушении.
Данное письмо ПАО "Автосельмаш" получено, что подтверждается почтовым уведомлением с отметкой о вручении.
22.01.2016 заместителем главного государственного инспектора в Орловской области по использованию и охране земель, заместителем начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Орловской области Семишиной В.П. в присутствии генерального директора ПАО "Автосельмаш" Байдака А.Г. составлен протокол об административном правонарушении в отношении ПАО "Автосельмаш", согласно которому ПАО "Автосельмаш" обязано было переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 57:25:0020604632 и 57:25:0020604:33, путем объединения которых образовался земельный участок с кадастровым номером 57:25:0020604:167 (носит временный характер), в срок до 01.07.2012.
Между тем, ПАО "Автосельмаш" продолжает использовать земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования для эксплуатации и обслуживания складов ГО, для эксплуатации складов производственного сырья.
Таким образом, ПАО "Автосельмаш" не обеспечило соблюдение требований земельного законодательства при использовании земельного участка для эксплуатации и обслуживания складов ГО, для эксплуатации складов производственного сырья.
Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена статьей 7.34 КоАП РФ.
Согласно письменным объяснениям генерального директора ПАО "Автосельмаш" Байдака А.Г., данным в протоколе об административном правонарушении от 22.01.2016, ПАО "Автосельмаш" ведутся работы по выкупу земельного участка в собственность, ранее такая возможность отсутствовала по причине не соответствия прав для выкупа нормам законодательства, плата за пользование земельным участком вносится в виде земельного налога.
Генеральному директору ПАО "Автосельмаш" Байдак А.Г. разъяснены права и обязанности, предусмотренные главами 25 - 27 КоАП РФ, о чем имеется соответствующая отметка в протоколе об административном правонарушении от 22.01.2016.
Управлением Росреестра по Орловской области вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 22.01.2016 по делу N 8-15, в соответствии с котором рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ПАО "Автосельмаш" состоится 04.02.2016 в 11 часов 00 минут.
Данное определение получено генеральным директором ПАО "Автосельмаш" Байдак А.Г. 22.01.2016, о чем имеется соответствующая отметка в определении.
04.02.2016 заместителем главного государственного инспектора в Орловской области по использованию и охране земель, заместителем начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Орловской области Семишиной В.П. в присутствии генерального директора ПАО "Автосельмаш" Байдака А.Г. вынесено постановление по делу N 08-15 о назначении административного наказания, в соответствии с которым ПАО "Автосельмаш" признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.34 КоАП РФ. ПАО "Автосельмаш" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Данное постановление получено генеральным директором ПАО "Автосельмаш" Байдак А.Г. 04.02.2016, о чем имеется соответствующая отметка в постановлении.
Оспаривая в арбитражном суде указанное постановление, ПАО "Автосельмаш" ссылалось на отсутствие состава административного правонарушения.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что у ПАО "Автосельмаш" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но заявителем не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Абзацем 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами, установленными главой V.1 ЗК РФ.
Статьей 7.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность, которая влечет наложение административного штрафа в размере от 20 000 до 100 000 рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 7.34 КоАП РФ, образует противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Следовательно, с 20.03.2015 юридическое лицо, не выполнившее в срок до 01.07.2012 обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность, осуществляющее использование данного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежит ответственности на основании статьи 7.34 КоАП РФ в новой редакции.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что ПАО "Автосельмаш" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат земельный участок по адресу: Орловская область, город Орел, улица Линейная, 141, площадью 1 437,44 м{\super 2, кадастровый номер 57:25:0020604:0033, и земельный участок по адресу: Орловская область, город Орел, улица Линейная, 141, площадью 7 695,57 м{\super 2, кадастровый номер 57:25:0020604:0032. Указанное подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 11.12.2006 серии 57 АА 478101, от 11.12.2006 серии 57 АА 478105 (л.д. 13, 14).
Однако ПАО "Автосельмаш" в установленный законом срок (до 01.07.2012) не выполнило обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность.
Установленные Управлением Росреестра по Орловской области обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ПАО "Автосельмаш" объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 7.34 КоАП РФ (в редакции, действующей с 20.03.2015), выразившегося в использовании земельных участков с кадастровыми номерами 57:25:0020604:0032 и 57:25:0020604:0033 на праве постоянного (бессрочного) пользования лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств своевременного принятия необходимых мер по соблюдению требований земельного законодательства ПАО "Автосельмаш" не представлено.
Процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности административным органом не допущено.
Из анализа положений статьи 7.34 КоАП РФ в редакции, действующей с 20.03.2015, следует, что ответственность в ней предусмотрена за совершение длящегося правонарушения в виде использования земельного участка после вступления в силу Федерального закона от 08.03.2015 N 46-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (20.03.2015). Окончание правонарушения законодатель связывает с моментом выявления данного правонарушения либо исполнения лицом обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования или прекращения использования земельного участка.
Установленный абзацем 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" срок для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или для приобретения права собственности на земельный участок не является пресекательным и не лишает ПАО "Автосельмаш" возможности осуществить предусмотренные главой V.1 ЗК РФ действия.
Более того, статьей 7.34 КоАП РФ в редакции, действующей с 20.03.2015, установлена административная ответственность не за нарушение сроков переоформления права на земельный участок, а за сам факт использования земельного участка лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность.
Таким образом, срок давности за такое правонарушение согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ исчисляется со дня обнаружения правонарушения.
Материалами дела подтверждается, что правонарушение было обнаружено 22.01.2016 (л.д. 8-10), оспариваемое постановление вынесено 04.02.2016 (л.д. 68-73), то есть в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как разъяснено в пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Существующий порядок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предусматривает активные действия самого лица, использующего земельный участок.
При рассмотрении настоящего дела не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие, зависящие от него меры для соблюдения требований земельного законодательства в установленном законом порядке.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод административного органа о том, что общество имело возможность не допускать использование земельного участка до переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у ПАО "Автосельмаш" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но заявителем не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения ПАО "Автосельмаш" требований ЗК РФ по использованию земельного участка на соответствующем праве, предусмотренном главами III и IV ЗК РФ, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Нарушений процедуры привлечения лица к административной ответственности не допущено.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ПАО "Автосельмаш" права бессрочного пользования на спорные земельные участки опровергается материалами дела и, в частности, свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 13, 14). Тот факт, что ПАО "Автосельмаш" инициирована процедура объединения земельных участков, в связи с чем в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о временном земельном участке с кадастровым номером 57:25:0020604:167, не опровергают факт совершения административного правонарушения в виде использования земельных участков с кадастровыми номерами 57:25:0020604:0032 и 57:25:0020604:0033 на праве постоянного (бессрочного) пользования лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность.
Аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Решение Арбитражного суда Орловской области от 18.04.2016 по делу N А48-861/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Автосельмаш" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Автосельмаш" (ОГРН 1025700785615, ИНН 5701000061, город Орел) излишне уплаченную по платежному поручению от 28.04.2016 N 228 государственную пошлину в размере 1 500 рублей из доходов федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.06.2016 N 19АП-3058/2016 ПО ДЕЛУ N А48-861/2016
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2016 г. по делу N А48-861/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от ПАО "Автосельмаш":
от Управления Росреестра по Орловской области:
Белов Р.В., представитель по доверенности от 10.08.2015,
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Автосельмаш" на решение Арбитражного суда Орловской области от 18.04.2016 по делу N А48-861/2016, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Полинога Ю.В.), по заявлению публичного акционерного общества "Автосельмаш" (ОГРН 1025700785615, ИНН 5701000061, город Орел) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (ОГРН 1045753008212, ИНН 5753035940, город Орел) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 04.02.2016 по делу N 8-15,
установил:
Публичное акционерное общество "Автосельмаш" (далее - ПАО "Автосельмаш" или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - Управление Росреестра по Орловской области или административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 04.02.2016 по делу N 8-15.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 18.04.2016 по делу N А48-861/2016 в удовлетворении требований ПАО "Автосельмаш" отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ПАО "Автосельмаш" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение дела суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования ПАО "Автосельмаш" в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на то, что административный орган привлек заявитель к ответственности за использование земельного участка, на который у ПАО "Автосельмаш" нет каких-либо зарегистрированных прав.
В судебном заседании представитель заявителя ПАО "Автосельмаш" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель административного органа Управления Росреестра по Орловской области в судебное заседание не явился.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции, выслушав участников процесса, изучив апелляционную жалобу и материалы дела, приходит к следующему.
29.12.2015 в Управление Росреестра по Орловской области поступило письмо из Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла от 22.12.2015 N 7/8173, согласно которому в Администрацию города Орла поступило заявление ПАО "Автосельмаш" по вопросу предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 57:25:0020604:167, предоставленном последнему на праве постоянного бессрочного пользования. ПАО "Автосельмаш" должно было переоформить право постоянного бессрочного пользования на названный земельный участок до 01.07.2012.
Управлением Росреестра по Орловской области в адрес ПАО "Автосельмаш было направлено письмо от 30.12.2015 N 15-18862-ЕК о необходимости явки в Управление Росреестра по Орловской области 22.01.2016 в 11 часов 00 минут с целью рассмотрения поступивших из Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла материалов, а в случае выявленных достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, для составления протокола об административном правонарушении.
Данное письмо ПАО "Автосельмаш" получено, что подтверждается почтовым уведомлением с отметкой о вручении.
22.01.2016 заместителем главного государственного инспектора в Орловской области по использованию и охране земель, заместителем начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Орловской области Семишиной В.П. в присутствии генерального директора ПАО "Автосельмаш" Байдака А.Г. составлен протокол об административном правонарушении в отношении ПАО "Автосельмаш", согласно которому ПАО "Автосельмаш" обязано было переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 57:25:0020604632 и 57:25:0020604:33, путем объединения которых образовался земельный участок с кадастровым номером 57:25:0020604:167 (носит временный характер), в срок до 01.07.2012.
Между тем, ПАО "Автосельмаш" продолжает использовать земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования для эксплуатации и обслуживания складов ГО, для эксплуатации складов производственного сырья.
Таким образом, ПАО "Автосельмаш" не обеспечило соблюдение требований земельного законодательства при использовании земельного участка для эксплуатации и обслуживания складов ГО, для эксплуатации складов производственного сырья.
Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена статьей 7.34 КоАП РФ.
Согласно письменным объяснениям генерального директора ПАО "Автосельмаш" Байдака А.Г., данным в протоколе об административном правонарушении от 22.01.2016, ПАО "Автосельмаш" ведутся работы по выкупу земельного участка в собственность, ранее такая возможность отсутствовала по причине не соответствия прав для выкупа нормам законодательства, плата за пользование земельным участком вносится в виде земельного налога.
Генеральному директору ПАО "Автосельмаш" Байдак А.Г. разъяснены права и обязанности, предусмотренные главами 25 - 27 КоАП РФ, о чем имеется соответствующая отметка в протоколе об административном правонарушении от 22.01.2016.
Управлением Росреестра по Орловской области вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 22.01.2016 по делу N 8-15, в соответствии с котором рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ПАО "Автосельмаш" состоится 04.02.2016 в 11 часов 00 минут.
Данное определение получено генеральным директором ПАО "Автосельмаш" Байдак А.Г. 22.01.2016, о чем имеется соответствующая отметка в определении.
04.02.2016 заместителем главного государственного инспектора в Орловской области по использованию и охране земель, заместителем начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Орловской области Семишиной В.П. в присутствии генерального директора ПАО "Автосельмаш" Байдака А.Г. вынесено постановление по делу N 08-15 о назначении административного наказания, в соответствии с которым ПАО "Автосельмаш" признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.34 КоАП РФ. ПАО "Автосельмаш" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Данное постановление получено генеральным директором ПАО "Автосельмаш" Байдак А.Г. 04.02.2016, о чем имеется соответствующая отметка в постановлении.
Оспаривая в арбитражном суде указанное постановление, ПАО "Автосельмаш" ссылалось на отсутствие состава административного правонарушения.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что у ПАО "Автосельмаш" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но заявителем не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Абзацем 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами, установленными главой V.1 ЗК РФ.
Статьей 7.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность, которая влечет наложение административного штрафа в размере от 20 000 до 100 000 рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 7.34 КоАП РФ, образует противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Следовательно, с 20.03.2015 юридическое лицо, не выполнившее в срок до 01.07.2012 обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность, осуществляющее использование данного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежит ответственности на основании статьи 7.34 КоАП РФ в новой редакции.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что ПАО "Автосельмаш" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат земельный участок по адресу: Орловская область, город Орел, улица Линейная, 141, площадью 1 437,44 м{\super 2, кадастровый номер 57:25:0020604:0033, и земельный участок по адресу: Орловская область, город Орел, улица Линейная, 141, площадью 7 695,57 м{\super 2, кадастровый номер 57:25:0020604:0032. Указанное подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 11.12.2006 серии 57 АА 478101, от 11.12.2006 серии 57 АА 478105 (л.д. 13, 14).
Однако ПАО "Автосельмаш" в установленный законом срок (до 01.07.2012) не выполнило обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность.
Установленные Управлением Росреестра по Орловской области обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ПАО "Автосельмаш" объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 7.34 КоАП РФ (в редакции, действующей с 20.03.2015), выразившегося в использовании земельных участков с кадастровыми номерами 57:25:0020604:0032 и 57:25:0020604:0033 на праве постоянного (бессрочного) пользования лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств своевременного принятия необходимых мер по соблюдению требований земельного законодательства ПАО "Автосельмаш" не представлено.
Процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности административным органом не допущено.
Из анализа положений статьи 7.34 КоАП РФ в редакции, действующей с 20.03.2015, следует, что ответственность в ней предусмотрена за совершение длящегося правонарушения в виде использования земельного участка после вступления в силу Федерального закона от 08.03.2015 N 46-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (20.03.2015). Окончание правонарушения законодатель связывает с моментом выявления данного правонарушения либо исполнения лицом обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования или прекращения использования земельного участка.
Установленный абзацем 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" срок для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или для приобретения права собственности на земельный участок не является пресекательным и не лишает ПАО "Автосельмаш" возможности осуществить предусмотренные главой V.1 ЗК РФ действия.
Более того, статьей 7.34 КоАП РФ в редакции, действующей с 20.03.2015, установлена административная ответственность не за нарушение сроков переоформления права на земельный участок, а за сам факт использования земельного участка лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность.
Таким образом, срок давности за такое правонарушение согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ исчисляется со дня обнаружения правонарушения.
Материалами дела подтверждается, что правонарушение было обнаружено 22.01.2016 (л.д. 8-10), оспариваемое постановление вынесено 04.02.2016 (л.д. 68-73), то есть в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как разъяснено в пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Существующий порядок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предусматривает активные действия самого лица, использующего земельный участок.
При рассмотрении настоящего дела не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие, зависящие от него меры для соблюдения требований земельного законодательства в установленном законом порядке.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод административного органа о том, что общество имело возможность не допускать использование земельного участка до переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у ПАО "Автосельмаш" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но заявителем не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения ПАО "Автосельмаш" требований ЗК РФ по использованию земельного участка на соответствующем праве, предусмотренном главами III и IV ЗК РФ, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Нарушений процедуры привлечения лица к административной ответственности не допущено.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ПАО "Автосельмаш" права бессрочного пользования на спорные земельные участки опровергается материалами дела и, в частности, свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 13, 14). Тот факт, что ПАО "Автосельмаш" инициирована процедура объединения земельных участков, в связи с чем в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о временном земельном участке с кадастровым номером 57:25:0020604:167, не опровергают факт совершения административного правонарушения в виде использования земельных участков с кадастровыми номерами 57:25:0020604:0032 и 57:25:0020604:0033 на праве постоянного (бессрочного) пользования лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность.
Аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 18.04.2016 по делу N А48-861/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Автосельмаш" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Автосельмаш" (ОГРН 1025700785615, ИНН 5701000061, город Орел) излишне уплаченную по платежному поручению от 28.04.2016 N 228 государственную пошлину в размере 1 500 рублей из доходов федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
П.В.ДОНЦОВ
П.В.ДОНЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)