Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - не явился, извещен,
от ИП Подпорина Ю.В. - Подпорин Ю.В., паспорт, Алексеева Л.Ф., дов. от 08.09.2017 г.,
от Департамента управления имуществом города Самара - не явился, извещен,
от Министерства строительства Самарской области - не явился, извещен,
от Администрации городского округа Самара - не явился, извещен,
от Департамент градостроительства городского округа Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2017 по делу N А55-21719/2016 (судья Филатов М.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Подпорина Юрия Владимировича,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
с участием третьих лиц: Департамента управления имуществом городского округа Самара, Министерства строительства Самарской области, Администрации городского округа Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара,
о признании незаконным отказа и об обязании,
установил:
Предприниматель Подпорин Юрий Владимирович обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 18.05.2016 N 41а, изложенный в сообщении от 11 июля 2016 года N 63/001/320/2016-1334; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области провести государственную регистрацию договора аренды N 41а от 18.05.2016 на земельный участок площадью 246 кв. м с кадастровым номером 63:01:0216002:1486. Заявителем представлены уточнения заявленных требований, которые приняты судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2017 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании предприниматель Подпорин Юрий Владимирович и его представитель, считая решение суда верным, просили в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 01.06.2016 в регистрирующий орган обратился Подпорин Ю.В. с заявлением N 63/001/320/2016-1334 о государственной регистрации договора аренды от 18.05.2016 N 41а, предметом которого является земельный участок площадью 246 кв. м, местоположение: г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора/пр.Кирова) с кадастровым номером 63:01:0216002:1486 (срок действия договора - 5 лет).
Основанием для подписания указанного договора, послужил приказ Министерства строительства Самарской области от 20.02.2016 N 13-п.
Заявителем на государственную регистрацию также было представлено распоряжение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 11.07.2012 N РД-411 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Стара-Загора/проспекту Кирова в Кировском районе города Самары для строительства магазина".
Согласно вышеназванным правоустанавливающим документам земельный участок с кадастровым номером 63:01:0216002:1486 был предоставлен ИП Подпорину Ю.В. для строительства магазина, что соответствует его разрешенному использованию.
Однако 11.07.2016 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отказало в государственной регистрации Договора от 18.05.2016 N 41а аренды земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора/ проспект Кирова, на основании абзацев 4, 10, 13 пункта 1 статьи 20 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество".
Заявитель данный отказ считает незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество", в редакции, действовавшей на момент обращения за регистрацией договора и на момент принятия решения об отказе в такой регистрации, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава- исполнителя.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона о регистрации, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о регистрации, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов (исполнительные листы предоставляются государственному регистратору совместно с решениями третейских судов); акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу части 2 статьи 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В государственной регистрации прав может быть отказано по основаниям, приведенным в статье 20 Закона о регистрации.
Абзацами 4, 10, 13 пункта 1 статьи 20 указанного Федерального закона предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10).
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2005 по делу N А55-4423/2005-11 признан недействительным отказ Департамента строительства и архитектуры администрации г. Самары от 22.12.2004 N СПА-6/1045-0-1 о снятии заявки с рассмотрения. Этим же решением суд обязал Департамент строительства и архитектуры администрации г. Самары подготовить проект Постановления Главы г. Самары "О предварительном согласовании места размещения объекта, утверждения акта выбора земельного участка и проекта границ и предоставлении земельного участка, расположенного по адресу пр. Кирова/ул. Стара-Загора в Кировском районе г. Самары в аренду под проектирование".
На основании данного судебного акта и во исполнение решения арбитражного суда Самарской области по делу N А55-14255/2011 Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара изданы два Распоряжения от 11.07.2012 об утверждении схем расположения земельных участков, находящихся по улице Стара-Загора/проспекта Кирова в Кировском районе г. Самара: распоряжение N РД-410 на земельный участок площадь 524 кв. м, расположенный и относящийся по категориям к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны обслуживания населения местного (районного) значения (Ц- 3) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования и Распоряжение N РД-411 на земельный участок площадью 246 кв. м, расположенный по этому же адресу, но расположенный и относящийся по категориям к землям населенных пунктов в пределах территории зоны многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей (Ж-4) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре.
Данные правовые акты в силу положений Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" направлены в Министерство строительства Самарской области для дальнейшего предоставления земельных участков.
Приказом министерства от 07.03.2014 N 106-п утвержден акт о выборе земельного участка площадью 246 кв. м для размещения магазина.
Учитывая положения вступившего в силу Закона Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области", Приказом министерства от 20.02.2016 N 13-п "О предоставлении индивидуальному предпринимателю Подпорину Юрию Владимировичу в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Кировский район, улица Стара-Загора/проспект Кирова, для строительства магазина" администрации г.о. Самара рекомендовано заключить договор аренды с ИП Подпориным Ю.В.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что при издании данных приказов Министерство строительства действовало в рамках положений федерального и регионального законодательства.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений, с момента вступления в силу решения арбитражного суда от 17.06.2005 по делу N А55-4423/2005-11, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Таким образом, нормами Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что праву лица обратившегося в установленном порядке с заявлением в уполномоченный орган корреспондирует обязанность обеспечить выбор земельного участка. С указанного момента процедура предоставления земельного участка для целей строительства с предварительным согласованием места размещения объекта считается начавшейся.
При этом правоотношения по предоставлению земельного участка ИП Подпорину Ю.В. начались до вступления в силу положений постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 и во исполнение судебных актов по делам N А55-4423/2005-11, N А55-14255/2011, N А55-20795/2014, принятых также после вступления в силу положений постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления N 639 установлены случаи, когда предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара осуществляется для целей строительства исключительно на торгах.
Принимая во внимание, что его положениям не придана обратная сила, постановление N 639 подлежит применению к отношениям, возникающим со дня его вступления в силу.
Правоотношения по предоставлению земельных участков, начавшиеся ранее и не завершенные до вступления в силу постановления N 639, реализуются в порядке, существовавшем на момент возникновения таких правоотношений с соблюдением всех требуемых законодательством процедур.
Постановление Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах" не содержало положений, согласно которым данное постановление распространялось на правоотношения, возникшие до вступления его в законную силу.
С учетом того, что ИП Подпорин Ю.В. обратился с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта еще в 2004 году, проект границ утвержден Постановлением Главы городского округа Самара в 2008 году (N 911 от 31.10.2008), а акт выбора земельных участков утвержден Приказами Министерства строительства Самарской области только 07.03.2014 (N 103-п и 106-п) ИП Подпорин Ю.В. фактически был лишен возможности пройти процедуру предоставления испрашиваемого земельного участка в установленный срок, т.е. до вступления в законную силу Постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639, ввиду неправомерных действий, бездействий уполномоченных органов по предоставлению испрашиваемого земельного участка в аренду для целей, связанных со строительством.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что заявителем в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для осуществления государственной регистрации договора аренды N 41а от 18.05.2016 на земельный участок площадью 246 кв. м с кадастровым номером 63:01:0216002:1486, содержащие полную и необходимую информацию об объекте и иные необходимые сведения, вследствие чего у управления отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации договора.
С учетом изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 июня 2017 года по делу N А55-21719/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.10.2017 N 11АП-10885/2017 ПО ДЕЛУ N А55-21719/2016
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2017 г. по делу N А55-21719/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - не явился, извещен,
от ИП Подпорина Ю.В. - Подпорин Ю.В., паспорт, Алексеева Л.Ф., дов. от 08.09.2017 г.,
от Департамента управления имуществом города Самара - не явился, извещен,
от Министерства строительства Самарской области - не явился, извещен,
от Администрации городского округа Самара - не явился, извещен,
от Департамент градостроительства городского округа Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2017 по делу N А55-21719/2016 (судья Филатов М.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Подпорина Юрия Владимировича,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
с участием третьих лиц: Департамента управления имуществом городского округа Самара, Министерства строительства Самарской области, Администрации городского округа Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара,
о признании незаконным отказа и об обязании,
установил:
Предприниматель Подпорин Юрий Владимирович обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 18.05.2016 N 41а, изложенный в сообщении от 11 июля 2016 года N 63/001/320/2016-1334; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области провести государственную регистрацию договора аренды N 41а от 18.05.2016 на земельный участок площадью 246 кв. м с кадастровым номером 63:01:0216002:1486. Заявителем представлены уточнения заявленных требований, которые приняты судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2017 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании предприниматель Подпорин Юрий Владимирович и его представитель, считая решение суда верным, просили в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 01.06.2016 в регистрирующий орган обратился Подпорин Ю.В. с заявлением N 63/001/320/2016-1334 о государственной регистрации договора аренды от 18.05.2016 N 41а, предметом которого является земельный участок площадью 246 кв. м, местоположение: г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора/пр.Кирова) с кадастровым номером 63:01:0216002:1486 (срок действия договора - 5 лет).
Основанием для подписания указанного договора, послужил приказ Министерства строительства Самарской области от 20.02.2016 N 13-п.
Заявителем на государственную регистрацию также было представлено распоряжение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 11.07.2012 N РД-411 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Стара-Загора/проспекту Кирова в Кировском районе города Самары для строительства магазина".
Согласно вышеназванным правоустанавливающим документам земельный участок с кадастровым номером 63:01:0216002:1486 был предоставлен ИП Подпорину Ю.В. для строительства магазина, что соответствует его разрешенному использованию.
Однако 11.07.2016 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отказало в государственной регистрации Договора от 18.05.2016 N 41а аренды земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Стара Загора/ проспект Кирова, на основании абзацев 4, 10, 13 пункта 1 статьи 20 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество".
Заявитель данный отказ считает незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество", в редакции, действовавшей на момент обращения за регистрацией договора и на момент принятия решения об отказе в такой регистрации, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава- исполнителя.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона о регистрации, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о регистрации, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов (исполнительные листы предоставляются государственному регистратору совместно с решениями третейских судов); акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу части 2 статьи 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В государственной регистрации прав может быть отказано по основаниям, приведенным в статье 20 Закона о регистрации.
Абзацами 4, 10, 13 пункта 1 статьи 20 указанного Федерального закона предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10).
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2005 по делу N А55-4423/2005-11 признан недействительным отказ Департамента строительства и архитектуры администрации г. Самары от 22.12.2004 N СПА-6/1045-0-1 о снятии заявки с рассмотрения. Этим же решением суд обязал Департамент строительства и архитектуры администрации г. Самары подготовить проект Постановления Главы г. Самары "О предварительном согласовании места размещения объекта, утверждения акта выбора земельного участка и проекта границ и предоставлении земельного участка, расположенного по адресу пр. Кирова/ул. Стара-Загора в Кировском районе г. Самары в аренду под проектирование".
На основании данного судебного акта и во исполнение решения арбитражного суда Самарской области по делу N А55-14255/2011 Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара изданы два Распоряжения от 11.07.2012 об утверждении схем расположения земельных участков, находящихся по улице Стара-Загора/проспекта Кирова в Кировском районе г. Самара: распоряжение N РД-410 на земельный участок площадь 524 кв. м, расположенный и относящийся по категориям к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны обслуживания населения местного (районного) значения (Ц- 3) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования и Распоряжение N РД-411 на земельный участок площадью 246 кв. м, расположенный по этому же адресу, но расположенный и относящийся по категориям к землям населенных пунктов в пределах территории зоны многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей (Ж-4) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре.
Данные правовые акты в силу положений Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" направлены в Министерство строительства Самарской области для дальнейшего предоставления земельных участков.
Приказом министерства от 07.03.2014 N 106-п утвержден акт о выборе земельного участка площадью 246 кв. м для размещения магазина.
Учитывая положения вступившего в силу Закона Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области", Приказом министерства от 20.02.2016 N 13-п "О предоставлении индивидуальному предпринимателю Подпорину Юрию Владимировичу в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Кировский район, улица Стара-Загора/проспект Кирова, для строительства магазина" администрации г.о. Самара рекомендовано заключить договор аренды с ИП Подпориным Ю.В.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что при издании данных приказов Министерство строительства действовало в рамках положений федерального и регионального законодательства.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений, с момента вступления в силу решения арбитражного суда от 17.06.2005 по делу N А55-4423/2005-11, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Таким образом, нормами Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что праву лица обратившегося в установленном порядке с заявлением в уполномоченный орган корреспондирует обязанность обеспечить выбор земельного участка. С указанного момента процедура предоставления земельного участка для целей строительства с предварительным согласованием места размещения объекта считается начавшейся.
При этом правоотношения по предоставлению земельного участка ИП Подпорину Ю.В. начались до вступления в силу положений постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 и во исполнение судебных актов по делам N А55-4423/2005-11, N А55-14255/2011, N А55-20795/2014, принятых также после вступления в силу положений постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления N 639 установлены случаи, когда предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара осуществляется для целей строительства исключительно на торгах.
Принимая во внимание, что его положениям не придана обратная сила, постановление N 639 подлежит применению к отношениям, возникающим со дня его вступления в силу.
Правоотношения по предоставлению земельных участков, начавшиеся ранее и не завершенные до вступления в силу постановления N 639, реализуются в порядке, существовавшем на момент возникновения таких правоотношений с соблюдением всех требуемых законодательством процедур.
Постановление Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах" не содержало положений, согласно которым данное постановление распространялось на правоотношения, возникшие до вступления его в законную силу.
С учетом того, что ИП Подпорин Ю.В. обратился с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта еще в 2004 году, проект границ утвержден Постановлением Главы городского округа Самара в 2008 году (N 911 от 31.10.2008), а акт выбора земельных участков утвержден Приказами Министерства строительства Самарской области только 07.03.2014 (N 103-п и 106-п) ИП Подпорин Ю.В. фактически был лишен возможности пройти процедуру предоставления испрашиваемого земельного участка в установленный срок, т.е. до вступления в законную силу Постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639, ввиду неправомерных действий, бездействий уполномоченных органов по предоставлению испрашиваемого земельного участка в аренду для целей, связанных со строительством.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что заявителем в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для осуществления государственной регистрации договора аренды N 41а от 18.05.2016 на земельный участок площадью 246 кв. м с кадастровым номером 63:01:0216002:1486, содержащие полную и необходимую информацию об объекте и иные необходимые сведения, вследствие чего у управления отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации договора.
С учетом изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 июня 2017 года по делу N А55-21719/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Б.КОРНИЛОВ
Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Е.Г.ПОПОВА
А.Б.КОРНИЛОВ
Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)