Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.09.2017 N 21АП-1865/2017 ПО ДЕЛУ N А83-4825/2017

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2017 г. по делу N А83-4825/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2017.
В полном объеме постановление изготовлено 27.09.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.07.2017 по делу N А83-4825/2017 (судья Авдеев М.П.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ронер" (бульвар Центральный, 20, г. Запорожье, 69005, Украина)
к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (пл. Советская, 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600),
Администрации города Ялты Республики Крым (пл. Советская, 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600)
о признании бездействия незаконным,

установил:

решением Арбитражного суда Республики Крым от 04.07.2017 по делу N А83-4825/2017 признано незаконным бездействие Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты, выраженное в не предоставлении в течение установленных 65 дней муниципальной услуги по переоформлению права аренды, возникшего до 21.03.2014, на земельный участок площадью 872 кв. м, с кадастровым номером 90:25:040103:215, расположенный по адресу: Республика Крым, город Ялта, пгт. Кореиз, в районе Мисхорского парка (ул. Прибрежная, 1а) из категории земель "земли населенных пунктов", на основании поступившего заявления общества с ограниченной ответственностью "Ронер" от 31.01.2017 о предоставлении земельного участка на условиях аренды в порядке переоформления права на земельный участок.
Обязано Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты в течение 65 дней с момента получения полного пакета документов, необходимых для рассмотрения заявления, рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Ронер" от 31.01.2017 о предоставлении земельного участка на условиях аренды в порядке переоформления права на земельный участок, площадью 872 кв. м, с кадастровым номером 90:25:040103:215, расположенный по адресу: Республика Крым, город Ялта, пгт. Кореиз, в районе Мисхорского парка (ул. Прибрежная, 1а) из категории земель "земли населенных пунктов".
Взыскано с Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Ронер" государственную пошлину в размере 3 000,00 рублей.
Возвращено обществу с ограниченной ответственностью "Ронер" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000,00 руб., уплаченную по платежному поручению от 07.04.2017 N 9.
Не согласившись с указанным решением, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Считает выводы суда первой инстанции ошибочными и незаконными, так как обращение ООО "Ронер" Департаментом было рассмотрено и подготовлен соответствующий ответ.
В представленном ООО "Ронер" отзыве на апелляционную жалобу указывается на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, так и на отсутствие оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2017 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 13.09.2017.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет (http://kad.arbitr.ru). В судебное заседание представители заинтересованных лиц не явились. С учетом мнения представителя заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 13.09.2017 объявлялся перерыв. После перерыва 20.09.2017 судебное заседание продолжено.
После перерыва представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании дело, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Ронер" является иностранным лицом, зарегистрированным в соответствии с законодательством Украины, идентификационный код юридического лица в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины 30859241.
05.06.2007 между Кореизским поселковым советом и ООО "Ронер" заключен договор аренды земельного участка, зарегистрированный КРФ ГП "ЦГЗК" Государственного комитета Украины по земельным ресурсам в Книге записей договоров аренды земельных участков 18.07.2007 г. за N 04070700005. В соответствии с условиями договора, арендодатель, Кореизский поселковый совет, предоставил арендатору, ООО "Ронер", в срочное платное пользование (аренду) сроком на 49 лет земельный участок площадью 0,0872 га по адресу: г. Ялта, пгт. Кореиз, в районе Мисхорского парка для реконструкции с расширением под центр отдыха принадлежащего ООО "Ронер" по праву собственности здания бывшей столовой N 19 и кафе "Медвежонок". Сведения об арендованном заявителем земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости. Земельному участку присвоен кадастровый номер 90:25:040103:215, категория земель - "земли населенных пунктов".
На арендуемом земельном участке находится принадлежащее заявителю недвижимое имущество - нежилое здание по ул. Прибрежная, д. 1А в пгт. Кореиз, общей площадью 4448,6 кв. м. Право собственности ООО "Ронер" на здание подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 14.11.2014.
Во исполнение требований части 15 статьи 3 Закона N 38-ЗРК, 29.11.2016 ООО "Ронер" обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке переоформления права с приложенными к нему согласно перечню документами.
Письмом от 14.12.2016 N 02-1/9783 в адрес ООО "Ронер" Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым сообщил, что к обращению не был приобщен кадастровый паспорт земельного участка без отметки о необходимости уточнения границ земельного участка, содержащий сведения о его границах, в связи с чем поданное заявление возвращается без рассмотрения для устранения недостатков.
ООО "Ронер" заявлением (обращением) от 31.01.2017 повторно обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым с целью переоформления права аренды на земельный участок с кадастровым номером 90:25:040103:215.
Письмом от 09.02.2017 N 01-15/1426 в адрес ООО "Ронер" Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым уведомил заявителя о том, что поданное заявление возвращается без рассмотрения в связи с тем, что в производстве Арбитражного суда Республики Крым находится дело по расторжению договора аренды земельного участка площадью 872 кв. м, по адресу: г. Ялта, пгт Кореиз, ул. Прибрежная, 1а, а постановлением Администрации г. Ялты Республики Крым от 20.10.2016 N 3833-п ООО "Ронер" предложено привести земельный участок в первоначальное состояние путем сноса принадлежащего ему по праву собственности здания.
Полагая, что имеет место бездействие Департамента, выразившееся в безосновательном непредоставлении муниципальной услуги о предоставлении земельного участка в порядке переоформления, с учетом требований, принятых судом к рассмотрению, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым допустил бездействие в части не рассмотрения в порядке, установленном законодательством Республики Крым и нормативно-правовыми актами муниципалитета, заявления о предоставлении услуги по предоставлению земельного участка в порядке переоформления прав ООО "Ронер".
Однако с данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Так частью 14 статьи 3 Закона N 38-ЗРК установлено, что в случае, если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка.
Порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды или договора об установлении сервитута на земельные участки в соответствии с частью 14 настоящей статьи устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым (часть 17 статьи 3 Закона N 38-ЗРК).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 был утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок).
Пунктом 1 Порядка установлено, что настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ.
Возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (абз. 2 п. 5 Порядка N 313).
Подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 настоящего Порядка является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления (пункт 8 Порядка).
В рассматриваемом случае, уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является - Администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (пункт 4 Правил предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденных решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 30.03.2015 N 37 - далее Правила).
В соответствии с пунктами 5, 6 Правил заявление о предоставлении земельного участка должно содержать: имя (наименование) заявителя; просьбу о предоставлении земельного участка в порядке переоформления или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона. При этом должен быть указан желаемый вид права на земельный участок (бесплатно, за плату, в собственность или аренду); адрес, телефон или иной способ связи с заявителем; ссылка на правовое основание льготного (бесплатного) предоставления земельного участка. К заявлению о предоставлении земельного участка (далее - заявление) прилагаются: для физических лиц - копия документа, подтверждающего личность гражданина; для юридических лиц: - копия устава, заверенная данным юридическим лицом; - копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя юридического лица; - копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенная данным юридическим лицом; - копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе Российской Федерации; подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок либо копия судебного решения, заверенная судом, свидетельствующие о наличии у заявителя подлежащего переоформлению права; копия решения органа местного самоуправления, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона; кадастровый паспорт земельного участка без отметки о необходимости уточнения границ земельного участка и с указанием сведений об объектах местности, упрощающих понимание места расположения земельного участка, имеющихся в Государственном кадастре недвижимости; оригинал и копия документа, подтверждающего право на приобретение земельного участка в соответствии с требованиями статей 3 и 13 Закона, если такое право не вытекает из документов, перечисленных в подпунктах 1 - 4 настоящего пункта; документ, подтверждающий соответствующие полномочия заявителя (при подаче заявления представителем заявителя).
Согласно пункту 7 Правил Департамент проверяет заявление на соответствие требованиям пунктов 5, 6 настоящих Правил. Подача заявления с нарушением требований пунктов 5, 6 Правил является основанием для возврата заявления без рассмотрения, о чем Департамент уведомляет заявителя в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления.
В случае возврата заявления о предоставлении земельного участка заявитель после устранения выявленных нарушений вправе повторно обратиться с соответствующим заявлением.
Постановлением Администрации города Ялты Республики Крым от 16.07.2015 N 1114-п утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Оформление (переоформление) права аренды, возникшего до 21.03.2014, или переоформления права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), права постоянного пользования земельным участком на право аренды земельного участка", в котором закреплены ключевые правила, полномочия и обязанности департамента по предоставлению указанных услуг (далее - Регламент).
Пунктами 2.5., 2.6 Регламента закреплен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги (услуг).
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги закреплен пунктом 2.9. Регламента.
Так, в соответствии с п. 3.1.1 Регламента предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие процедуры: консультирование заявителя; принятие и регистрация заявления; формирование и направление межведомственных запросов в органы, участвующие в предоставлении муниципальной услуги; подготовка результата муниципальной услуги; выдача заявителю результата муниципальной услуги (указанные положения корреспондируются с п. 8, 9, 15 Правил).
В соответствии с п. 3.5.7 Регламента результатом административной процедуры является: договор в трех экземплярах, мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги, предоставление заявителю информации.
Как уже отмечалось выше, основанием для возврата Департаментом заявления с приложенными документами без рассмотрения заявителю послужило наличие в арбитражном суде производства по заявлению о расторжении договора аренды земельного участка площадью 872 кв. м, по адресу: г. Ялта, пгт Кореиз, ул. Прибрежная, 1а, а также наличие постановления Администрации г. Ялты Республики Крым N 3833-п от 20.10.2016, которым ООО "Ронер" предложено привести земельный участок в первоначальное состояние путем сноса принадлежащего ему по праву собственности здания.
В силу положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Предметом настоящего спора является признание незаконным бездействия Департамента, выразившегося в не рассмотрении заявления в порядке переоформления прав от 31.01.2017.
В настоящем деле не оценивается наличие либо отсутствие правовых оснований у органа государственной власти по предоставлению заявителю земельного участка в порядке переоформления прав.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает незаконного бездействия Департамента с целью воспрепятствования в реализации права заявителя на предоставление земельного участка на условиях аренды в порядке переоформления права.
Обращение Общества от 31.07.2017 о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав на земельный участок на условиях аренды площадью 872 кв. м, расположенного по адресу: г. Ялта, пгт. Кореиз, ул. Прибрежная, 1 а, было рассмотрено, 09.02.2017 заявителю был дан мотивированный ответ.
Принимая во внимание изготовление и направление Департаментом в адрес Общества письма по его заявлению, с изложением оснований для ответа, апелляционному суду не представляется возможным утверждать, что имело место бездействие уполномоченного органа, поскольку последним были совершены действия (направлено письмо), в котором изложены подробным образом мотивы ответа на обращение заявителя.
Несогласие заявителя с данным ответом не свидетельствует о наличии бездействия со стороны Департамента.
Учитывая изложенное, а также отсутствие необходимой совокупности условий для признания бездействия Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, незаконным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Поскольку судом отказано в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия, требование о возложении на Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты обязанности по рассмотрению в течение 65 дней заявления Общества с ограниченной ответственностью "Ронер" от 31.01.2017 о предоставлении земельного участка на условиях аренды в порядке переоформления права на земельный участок, площадью 872 кв. м, с кадастровым номером 90:25:040103:215, расположенный по адресу: Республика Крым, город Ялта, пгт. Кореиз, в районе Мисхорского парка (ул. Прибрежная, 1а) из категории земель "земли населенных пунктов", также не подлежит удовлетворению.
В силу пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
При указанных выше обстоятельствах, решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.07.2017 подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.07.2017 по делу N А83-4825/2017 отменить.
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Ронер" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.П.ГОРОШКО

Судьи
О.Г.ГРАДОВА
А.Ю.КАРЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)