Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.07.2017 N 33А-5543/2017

Требование: О признании решения незаконным.

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец на основании договора аренды владеет и пользуется земельным участком, а также является собственником хозяйственной постройки, расположенной на данном земельном участке. При подаче заявления о продаже указанного земельного участка в собственность он получил отказ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июля 2017 г. N 33а-5543/2017


Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кудряшова В.К.,
судей Федотовой Л.Б., Хакимовой О.В.
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя З. - А. на решение Гайского городского суда Оренбургской области от 16 мая 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению З. к администрации г. Гая, муниципального казенному учреждению Комитету по управлению имуществом о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия
установила:

З. обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что на основании договора аренды N 11/15 от 30 января 2015 года земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, владеет и пользуется земельным участком с кадастровым N, площадью *** кв. м, сельскохозяйственных угодий, местоположение: (адрес), в восточной части кадастрового квартала N. Является собственником хозяйственной постройки (назначение: нежилое, площадь *** кв. м, количество этажей 1, расположенном на указанном земельной участке.
30 декабря 2016 года подала заявление на имя главы Гайского городского округа П. о продаже земельного участка с кадастровым N в собственность с приложением копий необходимых документов.
Письмом МКУ Комитет по управлению имуществом администрации г. Гая от 10 марта 2017 года, исх. N 398 было отказано в продаже земельного участка с мотивировкой: "Площадь испрашиваемого земельного участка, составляющего *** кв. м, несоразмерна площади земельного участка, необходимого для эксплуатации хозяйственной постройки площадью *** кв. м".
З. просила суд признать незаконным отказ администрации города Гая в предоставлении муниципальной услуги "Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности" для заключения договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым N, площадью *** кв. м, сельскохозяйственных угодий, местоположение: (адрес), в восточной части кадастрового квартала N, обязать администрацию города Гая в лице МКУ Комитет по управлению имуществом в установленный законом срок подготовить и заключить с З. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым N, площадью *** кв. м, сельскохозяйственных угодий, местоположение: (адрес), (адрес), в восточной части кадастрового квартала N.
Решением Гайского городского суда Оренбургской области от 16 мая 2017 года в удовлетворении административного искового заявления З. к администрации г. Гая, МКУ Комитет по управлению имуществом о признании решения незаконным отказано.
На данное решение суда представителем З. - А. подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец и административные ответчики, извещенные надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела, не явились.
Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель З. - А. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пунктов 1, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что на основании договора аренды от 30 января 2015 года N 11/15 земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, заключенного между администрацией г. Гая (арендодатель) и З. (арендатор), последняя приняла во владение и пользование земельный участок с кадастровым N, площадью *** кв. м, сельскохозяйственных угодий, местоположение: (адрес), в восточной части кадастрового квартала N, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: участки для выращивания сельхозпродукции предоставленные гражданам и постройки, связанные с обслуживанием данной зоны (п. 1.1). Срок действия договора до (дата) (п. 3.1).
Согласно кадастровому паспорту площадь земельного участка *** кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: участки для выращивания сельхозпродукции предоставленные гражданам и постройки, связанные с обслуживанием данной зоны.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22 ноября 2016 года на земельном участке расположена принадлежащая З. хозяйственная постройка, назначение: нежилое, площадь *** кв. м, количество этажей 1.
30 декабря 2016 года З. обратилась в администрацию г. Гая с заявлением о продаже в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью *** кв. м, с кадастровым N, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий ей на праве собственности.
10 марта 2017 года административным ответчиком в адрес З. направлен ответ исх. N 398, которым ей отказано в предоставлении земельного участка в собственность, со ссылкой на п. 14 ст. 39.16, ст. 39.20 ЗК РФ, на том основании, что площадь испрашиваемого земельного участка, составляющая *** кв. м, несоразмерна площади земельного участка, необходимого для эксплуатации хозяйственной постройки площадью *** кв. м, предоставление земельного участка площадью *** кв. м в целях использования расположенной на нем хозяйственной постройки *** кв. м не соответствует целям правового регулирования ст. 39.20 ЗК РФ, а также не отвечает принципам, установленным земельным законодательством, а также принципам разумности, законности и справедливости.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований З., суд пришел к выводу, что процедура отказа в предоставлении земельного участка в собственность проведена в соответствии с утвержденным постановлением администрации г. Гая от 31 октября 2012 года N 785-пА Административным регламентом, в установленные законом сроки.
Судебная коллегия не соглашается с таким выводом суда и полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду следующего.
В силу части 4 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Статьей 39.20 ЗК РФ предусмотрены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.
В соответствии с положениями статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно статье 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: 1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; 6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 7) цель использования земельного участка; 8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; 9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Статьей 39.16 ЗК РФ установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Пунктом 14 статьи 39.16 Кодекса установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В соответствии с пунктом 2.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, аренду земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного постановлением администрации города Гая от 31 октября 2012 года N 785-пА, исполнителем настоящей муниципальной услуги является Муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению имуществом администрации города Гая.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о правомерности процедуры отказа в предоставлении земельного участка в собственность З.
Однако в заявлении З. (л.д. 15) не указано, для какой цели и по какому основанию она просит предоставить ей испрашиваемый земельный участок, находящийся в государственной собственности (как земельный участок, на котором расположено здание, сооружение в соответствии со статьей 39.20 Кодекса или как земельный участок, предназначенный для ведения сельскохозяйственного производства), что предусмотрено подпунктами 4 и 7 пункта 1 статьи 39.17 ЗК РФ.
При рассмотрении указанного заявления ни административный ответчик, ни суд при рассмотрении дела данный вопрос не выясняли.
Как следует из пункта 3 статьи 39.17 ЗК РФ, если заявления о предоставлении земельного участка не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, в течение десяти дней со дня поступления заявления уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Поскольку заявление З. при отсутствии указаний на цель использования испрашиваемого земельного участка, оснований его предоставления не соответствовало положениям пункта 1 статьи 39.17 ЗК РФ, то решение административного ответчика об отказе в продаже земельного участка в собственность без выяснения цели и оснований предоставления земельного участка в собственность не может быть признано правомерным.
В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности решения от отказе администрации г. Гая Оренбургской области в предоставлении земельного участка с кадастровым N в собственность З.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований З. о признания незаконным отказа администрации города Гая в предоставлении З. муниципальной услуги - продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.






























© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)