Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2017 N 15АП-14331/2017 ПО ДЕЛУ N А32-1286/2017

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2017 г. N 15АП-14331/2017

Дело N А32-1286/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Морозовой Натальи Александровны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 08.08.2017 по делу N А32-1286/2017, принятое в составе судьи Данько М.М.,
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Морозовой Натальи Александровны
к администрация Вольненского сельского поселения Успенского района; администрации муниципального образования Успенского района Краснодарского края
при участии третьего лица открытого акционерного общества "Марьинское"
о признании отказа не законным,
установил:

индивидуальный предприниматель Морозова Наталья Александровна (далее - ИП Морозова Н.А.) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации Вольненского сельского поселения Успенского района (далее - администрация поселения) и администрации муниципального образования Успенского района Краснодарского края (далее - районная администрация) о признании недействительным и отмене решения об отказе в предоставлении земельного участка от 23.12.2016 N 02-22/2013, обязании районной администрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:34:1003002:754 для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено открытое акционерное общество "Марьинское".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.08.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что опубликование информации о предстоящем предоставлении земельного участка в собственность за плату является составной (обязательной) частью процедуры предоставления участка в собственность. Срок на рассмотрение обращения главы хозяйства по существу с принятием соответствующего решения истекал в момент, когда у администрации поселения полномочия по распоряжению земельными участками были прекращены в силу закона. Публикация администрацией сельского поселения указанной информации в 2017 году, не породила бы у заинтересованных лиц прав на приобретение участка в собственность с соблюдением публичной процедуры, поскольку была бы осуществлена в отсутствие полномочий. Такая (порочная) публикация не сделала бы предпринимателя лицом, которое в силу отсутствия претендентов имело бы право на приобретение участка в собственность без торгов, по этому же основанию.
Индивидуальный предприниматель Морозова Наталья Александровна обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просила его отменить, ссылаясь на наличие у администрации на момент обращения с заявлением полномочий по распоряжению спорным земельным участком. Изменения, не вступившие в законную силу, не могут являться основанием для отказа в рассмотрении заявления. Предпринимателю отказано в заявлении 23.12.2016 по основаниям, не предусмотренным действовавшим на тот период законодательством. Поскольку на дату принятия решения об отказе уполномоченным органом являлась администрация поселения, переход полномочий по распоряжению спорным земельным участком к администрации района не влияет на возможность устранения нарушенных прав заявителя.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Морозова Н.А. обратилась в администрацию поселения с заявлением от 14.12.2016 о предоставлении земельного участка в собственность, в котором просила на основании статьи 39.17 ЗК РФ предоставить в собственность за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 23:34:1003002:754, для осуществления деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством. Основанием предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов указан подпункт 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Письмом от 23.12.2016 N 02-22/2013 администрация поселения сообщила об отсутствии полномочий по совершению действий, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ, и рекомендовала обратиться с соответствующим заявлением в районную администрацию (л.д. 15).
Расценив данное письмо как отказ в предоставлении спорного земельного участка, ИП Морозова Н.А. обратилась в суд за защитой своих прав.
На основании части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, в том числе гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В статье 39.18 ЗК РФ закреплена последовательность действий, совершаемых уполномоченным органом при поступлении заявления крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Данная норма предусматривает обязательность опубликования уполномоченным органом извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей и размещения его в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В случае обращения с заявлениями о намерении участвовать в аукционе иных заинтересованных лиц (граждан, фермерских хозяйств), уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка. Им также принимается решение о проведении торгов (аукциона) по продаже земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка. И только в том случае, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи, его подписание и направление заявителю.
Таким образом, из буквального содержания пункта 1 статьи 39.18 следует, что указанные в нем действия совершаются уполномоченным органом власти.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 31.03.2017 N 23/001/044/2017-9252 земельный участок с кадастровым номером 23:34:1003002:754, площадью 281026 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Успенский район, с. Марьино, относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования. Данные о правообладателе отсутствуют.
В соответствии с абзацами 3 и 4 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 23.06.2016 N 221-ФЗ, действовавшей на момент обращения предпринимателя с заявлением, предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялось:
- - органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- - органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Таким образом, выбор уполномоченного органа зависел от того, расположен ли земельный участок на межселенных территориях и были ли утверждены правила землепользования и застройки поселения.
Решением Совета Вольненского сельского поселения Успенского района от 07.05.2014 N 296 утверждены правила землепользования и застройки Вольненского сельского поселения, в соответствии с пунктом 1 статьи 9 которых до разграничения государственной собственности на землю предоставление земельных участков на территории Вольненского сельского поселения Успенского района осуществляется администрацией муниципального образования Успенский район в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Краснодарского края, Уставом муниципального образования Успенский район и нормативными правовыми актами муниципального образования Успенский район.
В силу статьи 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" - с 01.01.2017 вступила в силу новая редакция абзацев третьего и четвертого пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а именно: предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Исходя из смысла и толкования приведенной редакции пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что выбор уполномоченного органа поставлен в зависимость от принадлежности к административно-территориальным единицам. Уполномоченным органом в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, является администрация муниципального района, в состав которого входит поселение.
Волеизъявление на предоставление земельного участка в собственность выражено Морозовой Н.А. 14.12.2016 - до вступления в силу новой редакции абзацев 3 и 4 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" - посредством обращения в администрацию поселения с заявлением о предоставлении спорного земельного участка.
В соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, либо обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Таким образом, установленный законом срок на принятие решения истекал 14.01.2017.
С учетом того, что решение о публикации извещения о предоставлении земельного участка либо об отказе в предоставлении земельного участка является начальной стадией последовательности действий, предусмотренных статьей 39.18 ЗК РФ и подлежащих совершению уполномоченным лицом, опубликование извещения администрацией поселения до 01.01.2017 привело бы к порочности начального этапа процедуры предоставления спорного земельного участка, поскольку такие сведения подлежат опубликованию, в том числе, на официальном сайте уполномоченного органа в целях придания публичности данному сообщению и обеспечению защиты прав потенциальных претендентов, заинтересованных в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, поскольку таким лицам надлежит подавать свои заявления о намерении участвовать в аукционе в уполномоченный орган. Опубликование сведений на сайте администрации поселения не позволило бы разместить аналогичные сведения на сайте районной администрации.
Далее, как уже было указано выше, порядок и последовательность совершения действий и принимаемых решений зависит от того, поступили ли по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных лиц о намерении участвовать в аукционе, в том числе решение об отказе.
Письмо администрации поселения по своей правовой природе не является отказом в смысле, придаваемом подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 7 статьи 39.18 ЗК РФ, а носит информационно-рекомендательный характер. Данное письмо не содержит сведений о принятом решении уполномоченного органа исполнительной власти по распоряжению испрашиваемым земельным участком, поскольку такое решение не принималось, не проводился правовой анализ представленных заявителем документов.
Непринятие правового решения, представляющего собой основание для возникновения или прекращения прав предпринимателя в отношении испрашиваемого земельного участка, с учетом вышеизложенных обстоятельств нельзя расценить как бездействие. Администрация поселения ответила обществу в установленный срок (ответное письмо направлено на седьмой рабочий день с момента поступления заявления предпринимателя), в связи с чем, отсутствуют основания для вывода о том, что администрацией поселения были нарушены права предпринимателя на своевременное решение вопроса о предоставлении земельного участка. Неблагоприятных последствий для предпринимателя не последовало.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).
Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса (статья 13 ГК РФ).
Требования заявителя жалобы о признании недействительным и отмене решения об отказе в предоставлении земельного участка, изложенном в письме от 23.12.2016 N 02-22/2013, не влекут восстановление нарушенных прав предпринимателя, поскольку у администрации поселения отсутствуют властно-распорядительные полномочия в отношении спорного земельного участка в силу прямого указания закона.
Доказательств обращения с соответствующим заявлением в администрацию района материалы дела не содержат, в связи с чем у администрации района отсутствовали правовые основания для принятия решения в части распоряжения спорным земельным участком.
О признании незаконными действий по ненаправлению заявления предпринимателя в порядке подведомственности ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не заявлялось.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства по делу, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Суд первой инстанции полно, всесторонне, объективно исследовал обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую оценку. Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену обжалованного судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.08.2017 по делу А32-1286/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Р.Р.ИЛЮШИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)