Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 23.08.2016 N Ф09-7905/16 ПО ДЕЛУ N А76-25861/2015

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, об обязании устранить нарушение.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что спорный участок будет предоставлен по результатам торгов в связи с поступлением от других лиц заявлений о предоставлении данного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2016 г. N Ф09-7905/16

Дело N А76-25861/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Рябовой С.Э., Беляевой Н.Г.
при ведении протокола помощником судьи Крюковым Ю.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Колядко Виктора Юрьевича (далее - Колядко В.Ю., заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.02.2016 по делу N А76-25861/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, принял участие представитель Колядко В.Ю. - Новокрещенова Т.Г. (доверенность от 29.07.2014).

Колядко В.Ю. обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Миасского городского округа (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконными отказов в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 74:34:0112200:19 из земель сельскохозяйственного назначения в аренду площадью 77 422 кв. м, расположенного в юго-западной части д. Селянкино, для осуществления деятельности фермерского хозяйства, выраженных в письмах N 2311/11 и 6282/11; возложении на администрацию обязанности в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ) принять решение о предоставлении земельного участка и направить в адрес заявителя проект договора аренды.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены глава крестьянского (фермерского) хозяйства Юдин Андрей Николаевич (далее - Юдин А.Н.).
Решением суда от 19.02.2016 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 (судьи Карпачева М.И., Румянцев А.А., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Колядко В.Ю. просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ). По мнению заявителя, при разрешении спора применению подлежали специальные нормы ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ, которые не предусматривают необходимость предварительного опубликования сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка, а также процедуру предоставления земельного участка на торгах. Кроме того, Колядко В.Ю. считает, что заявка Юдина А.Н. поступила за пределами тридцатидневного срока с момента первоначального обращения заявителя (23.09.2014). Вместе с тем Колядко В.Ю. считает, что названная заявка не является конкурирующей относительно его заявления, ввиду отсутствия у Юдина А.Н. специального статуса, предусмотренного Федеральным законом N 74-ФЗ. Кроме того, заявитель указывает, что названная заявка Юдина А.Н. не соответствует требованиям Федерального закона N 74-ФЗ. Таким образом, Колядко В.Ю. полагает ошибочными выводы судов о необходимости предоставления спорного земельного участка на торгах.

При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что Колядко В.Ю. 23.09.2014 обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 8 га, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного в юго-западной части д. Селянкино, сроком на 9 лет. Колядко В.Ю. 27.10.2014 в дополнение к заявлению уточнил схему расположения земельного участка.
Постановлением от 11.12.2014 N 7404 администрацией утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории Миасского городского округа, расположенного юго-западнее д. Селянкино, площадью 77 422 кв. м для крестьянского (фермерского) хозяйства для выращивания посадочного материала плодовых насаждений.
В газете "Миасский рабочий" от 03.03.2015 N 14 (17224) было опубликовано извещение, содержащее информацию о поступлении обращения и предстоящем предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в Миасском городском округе, юго-западнее д. Селянкино, площадью 77 422 кв. м для крестьянского (фермерского) хозяйства для выращивания посадочного материала плодовых насаждений.
На основании опубликованной информации 10.03.2015 в администрацию обратился глава крестьянского (фермерского) хозяйства Юдин А.Н. с заявлением N 3847, в котором известил о своей заинтересованности в предоставлении указанного земельного участка в аренду для осуществления фермерским хозяйством его деятельности.
В ответ на обращение Колядко В.Ю. администрация письмом от 16.04.2015 N 2311/1.1 сообщила о поступлении заявлений от иных заинтересованных лиц, в связи с чем, сообщила, что предоставление земельного участка будет осуществляться по результатам торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Земельный участок, расположенный по адресу: Миасский городской округ, юго-западнее д. Селянкино, площадью 77422 +/- 195 кв. м, с разрешенным использованием - для крестьянского (фермерского) хозяйства 08.07.2015 поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 74:34:0112200:19.
Колядко В.Ю. 13.07.2015 направил администрации кадастровый паспорт указанного земельного участка и попросил принять решение о предоставлении участка в аренду. Предприниматель 24.09.2015 обратился в администрацию с заявлением о выдаче ответа на заявление от 13.07.2015.
В ответ на обращение Колядко В.Ю. администрация Миасского городского округа письмом от 07.10.2015 N 6282/1.1 сообщила, что поскольку на публикацию в газете "Миасский рабочий" от 03.03.2015 N 14 о возможном предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, поступили заявления от заинтересованных лиц, администрацией принято решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка согласно подп. 1 п. 7 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что названный отказ администрации в предоставлении земельного участка является незаконным, нарушает его права и законные интересы, Колядко В.Ю. обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В силу положении ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 указанного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с названным Кодексом, а также Федеральным законом N 74-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Судами установлено, что предприниматель, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 9 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 8 га, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного в юго-западной части д. Селянкино.
На основании п. 3, 4 ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 данной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 названной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Вместе с тем Федеральный закон N 74-ФЗ, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения лицам, заинтересованным в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае наличия конкурирующих заявок такого же субъекта или иной сельскохозяйственной организации.
С учетом того, что указанным лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, суды верно указали на то, что к правоотношениям по предоставлению таких земель подлежат применению правила, установленные п. 2 ст. 10 Федерального закона N 101-ФЗ, что соответствует положениям ст. 2 данного Закона.
В силу положений п. 2 ст. 10 Федерального закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Судами установлено, что после опубликования извещения о предоставлении испрашиваемого земельного участка иное лицо выразило заинтересованность в приобретении права аренды на спорный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
С учетом того, что процедура предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 74-ФЗ не завершена, и поступила конкурирующая заявка от другого заинтересованного лица о предоставлении спорного земельного участка, суды первой и апелляционной инстанций на основании положений п. 2 ст. 10 Федерального закона N 101-ФЗ, ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации пришли к правильному выводу о возможности предоставления испрашиваемого заявителем земельного участка только по результатам торгов.
Указанная позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2014 по делу N 308-ЭС14-1222.
Довод Колядко В.Ю. о том, что представленная в дело заявка иного лица не может считаться конкурирующей, как не соответствующая требованиям закона, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, так как заявка Юдина А.Н. подана не как заявление первичного претендента на земельный участок в порядке ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ, а на основании публикации информации о планируемом предоставлении земельного участка. В силу изложенного данная заявка являются конкурирующей, так как выражает наличие притязаний Юдина А.Н. на тот же земельный участок, в отношении которого размещено публичное информирование.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных Колядко В.Ю. требований о признании незаконным отказа администрации в предоставлении земельного участка и возложении на заинтересованное лицо обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка и направлении в адрес заявителя проекта договора аренды.
Доводы предпринимателя об ошибочном применении судами положений ст. 10 Федерального закона N 101-ФЗ, ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и необходимости руководствоваться нормой ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ основаны на неверном толковании норм материального права, подлежат отклонению на основании вышеизложенного.
Подлежит отклонению также довод об отсутствии необходимости в публикации информационного сообщения о предоставлении земельного участка в силу положений ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ, поскольку подобное информирование с целью выявления заинтересованных лиц само по себе не нарушает право заявителя на предоставление земельного участка, но создает дополнительные гарантии для реализации принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления публичных земель.
То обстоятельство, что заявление Юдина А.Н. поступило значительно позднее обращения с аналогичным заявлением Колядко В.Ю., не может само по себе являться основанием для отказа в реализации конкурентной процедуры предоставления земельного участка, поскольку в силу правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на отсутствие у Юдина А.Н. специального статуса, предусмотренного Федеральным законом N 74-ФЗ, не принимается. Заявление о заинтересованности в предоставлении спорного земельного участка подано Юдиным А.Н. как главой крестьянского (фермерского) хозяйства. Доказательств отсутствия данного статуса у Юдина А.Н. в материалы дела в нарушение положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
С учетом изложенного у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.02.2016 по делу N А76-25861/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Колядко Виктора Юрьевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА

Судьи
С.Э.РЯБОВА
Н.Г.БЕЛЯЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)