Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.10.2017 N 09АП-42821/2017 ПО ДЕЛУ N А40-44372/17

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2017 г. N 09АП-42821/2017

Дело N А40-44372/17

Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Свиридова В.А.
судей Захарова С.Л., Чеботаревой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Батаевым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 июля 2017 по делу N А40-44372/17 (72-389) судьи Немовой О.Ю.
по заявлению ООО "Базальт"
к Департаменту городского имущества города Москвы,
третьи лица: 1) Правительство Москвы, 2) Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы, 3) Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы, 4) ООО "Ойлком",
о признании незаконным решения.
при участии:
- от заявителя: Белогуров Е.А. по дов. от 09.02.2017;
- от ответчика: не явился, извещен;
- от третьих лиц: 2) Морозова Э.Е. по дов. от 19.09.2017, 1, 3-4) не явились, извещены;

- установил:

ООО "Базальт" (далее - общество) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным оформленного письмом от 16.12.2016 N 33-5-179476/16-(0)-1 решения Департамента городского имущества города Москвы (далее - заинтересованное лицо, Департамент) об отказе ООО "Базальт" в предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным номером 50 (разделы 2 - 4 Приложения N 1 к Постановлению Правительства г. Москвы от 15.09.2015 N 586-ПП "Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной Новодмитровской улицей, полосой отвода Московской железной дороги, улицей Нижняя Масловка и Бутырской улицей"), площадью 3 500 кв. м, цель использования: "для строительства административного здания и последующей его эксплуатации", с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Бутырская, ЗУ 09/77/00537 в составе уч. 6293 перечня ЗУ существующей УДС От границы с ЗУ 09/77/00758 (Савеловского Вокзала пл.) до границы с ЗУ 09/77/00538 (Бутырская ул.), совпадающей с кад. границей (с кв. 77:09:04016), проходящей по оси Квесисская 2-я ул., образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:09:0004019:124, площадью 22 180 кв. м, с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Бутырская, ЗУ 09/77/00537 в составе уч. 6293 перечня ЗУ существующей УДС От границы с ЗУ 09/77/00758 (Савеловского Вокзала пл.) до границы с ЗУ 09/77/00538 (Бутырская ул.), совпадающей с кад. границей (с кв. 77:09:04016), проходящей по оси Квесисская 2-я ул.; и обязании Департамента городского имущества города Москвы в срок, не позднее одного месяца с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Базальт", принять решение о предварительном согласовании предоставления обществу с ограниченной ответственностью "Базальт" земельного участка с условным номером 50 (разделы 2 - 4 Приложения N 1 к Постановлению Правительства г. Москвы от 15.09.2015 N 586-ПП "Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной Новодмитровской улицей, полосой отвода Московской железной дороги, улицей Нижняя Масловка и Бутырской улицей"), площадью 3 500 кв. м, с видом разрешенного использования "Деловое управление", с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Бутырская, ЗУ 09/77/00537 в составе уч. 6293 перечня ЗУ существующей УДС От границы с ЗУ 09/77/00758 (Савеловского Вокзала пл.) до границы с ЗУ 09/77/00538 (Бутырская ул.), совпадающей с кад. границей (с кв. 77:09:04016), проходящей по оси Квесисская 2-я ул., с образованием испрашиваемого ООО "Базальт" земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:09:0004019:124, площадью 22 180 кв. м, с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Бутырская, ЗУ 09/77/00537 в составе уч. 6293 перечня ЗУ существующей УДС От границы с ЗУ 09/77/00758 (Савеловского Вокзала пл.) до границы с ЗУ 09/77/00538 (Бутырская ул.), совпадающей с кад. границей (с кв. 77:09:04016), проходящей по оси Квесисская 2-я ул.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.07.2017 вышеуказанные требования были удовлетворены, поскольку суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ не может быть признан законным.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик и Правительство Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По их мнению судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает решение законным о и обоснованным.
Отзывы от остальных участников не поступили.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
В судебном заседании представитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы поддержал решение суда первой инстанции, а также заявил, что принятое решение суда первой инстанции не затрагивает права и законные интересы Департамента транспорта.
В судебное заседание не явились представители заявителя, Департамента, Правительства Москвы, Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы и ООО "Ойлком" надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Суд первой инстанции достоверно установил, что заявителем не пропущен срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Базальт" является арендатором части земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 77:09:0004019:124 площадью 3 500 кв. м, с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Бутырская, ЗУ 09/77/00537 в составе уч. 6293 перечня ЗУ существующей УДС от границы с ЗУ 09/77/00753 (Савеловского Вокзала пл.) до границы с ЗУ 09/77/00538 (Бутырская ул.), совпадающей с кад. границей (с кв. 77:09:04016), проходящей по оси Квесисская 2-я ул. (учетный кадастровый номер 77:09:0004019:124/1, далее -Участок 77:09:0004019:124/1).
Участок 77:09:0004019:124/1 был предоставлен арендатору в пользование сроком на 49 лет под строительство административного здания на основании Договора аренды N М-09-02893 1 от 21.06.2005 г. (в редакции дополнительных соглашений от 19.06.2006 г. и от 31.03.2008 г.), заключенного с Департаментом земельных ресурсов г. Москвы (правопредшественником Департамента городского имущества г. Москвы) При этом в Договоре Аренды (п. п. 1.1, п. 4.6) указывалось, что арендуемая ООО "Базальт" часть земельного участка расположена на землях общего пользования (в пределах красных линий, ограничивающих территорию улично-дорожной сети).
Проектами межевания и планировки территории, утвержденными Постановлением правительства г. Москвы от 15.09.2015 г. N 586-ПП "Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной Новодмитровской улицей, полосой отвода Московской железной дороги, лицей Нижняя Масловка и Бутырской улицей" был предусмотрен вывод участка 77:09:0004019:124/1 из состава улично-дорожной сети. При этом указанной градостроительной документацией предусматривалось образование нового земельного участка с условным номером 50 (полностью соответствующего по своим индивидуальным характеристикам Участку 77:09:0004019:124/1) с видом разрешенного использования "административно-деловое" (далее - Испрашиваемый участок).
Согласно данным кадастрового паспорта N 77/501/15-1469575 от 30.12.2015, кадастровой выписки N 77/501/16-1339319 от 23.11.2016 г., земельный участок с кадастровым номером 77:09:0004019:124 (далее - Исходный участок) в настоящее время имеет статус ранее учтенного, при этом его граница не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Принимая во внимание, что границы, как Исходного Участка, так и Участка 77:09:0004019:124/1 не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, получение на Участок 77:09:0004019:124/1 градостроительного плана (ГПЗУ) и возведение объекта капитального строительства в соответствии с условиями действующего Договора Аренды не представилось возможным (п. 3 ст. 44 ГрК РФ).
В ответ на запрос ООО "Базальт" от 08.12.2016 г. Москомархитектура письмом от 20.02.2017 г. N МКА-02-32959/6-1 сообщила, что даже при наличии утвержденного проекта межевания в составе проекта планировки, предусматривающего образование Испрашиваемого Участка, выдача ГПЗУ возможна только в отношении земельных участков, в отношении которых проведен государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Указанным письмом Москомархитектура рекомендовала ООО "Базальт" обратиться в Департамент по вопросу проведения мероприятий по постановке на кадастровый учет Испрашиваемого участка в соответствии с утвержденным проектом планировки.
Из положений подпунктов 2, 3 пункта 1 статьи 39.14, пунктов 15, 16 статьи 39.15 ЗК РФ, следует, что в случае, если земельный участок предстоит образовать, процедура предварительного согласования его предоставления является после 01.03.2015 г. (с момента внесения соответствующих изменений в ЗК РФ) обязательной стадией приобретения (переоформления) имущественных прав, предшествующей принятию решения о предоставлении земельного участка без торгов на основании ст. 39.17 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Исходя из п. 4.2.9 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы (утв.Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП), предварительное согласование предоставления земельных участков публичных форм собственности, находящихся на территории г. Москвы, относится к исключительным полномочиям Департамента.
Порядок проведения процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка, как государственной услуги, предусмотрен Административным регламентом предварительного согласования предоставления земельного участка, утвержденного в Приложении 21 к Постановлению Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП (ред. от 15.08.2016) "Об утверждении административных регламентов - предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (далее - Административный регламент).
В целях реализации прав, принадлежащих арендатору на основании пункта 1 статьи 41, подпункта 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ, 24.11.2016 г. ООО "Базальт" обратилось в Департамент с заявлением в электронной форме о предварительном согласовании предоставления Испрашиваемого участка (образуемого на основании проекта межевания территории) через Портал государственных и муниципальных услуг г. Москвы pgu.mos.ru. К заявлению была приложена пояснительная записка, в которой содержалось правовое обоснование наличия у ООО "Базальт" права на предоставление Испрашиваемого участка в аренду путем заключения нового договора аренды без проведения торгов (в соответствии с п. 4 статьи 11.8, пп. 5 п. 2 статьи 39.6, пп. 5 п. 8 статьи 39.8 ЗК РФ).
16.12.2016 г. Департамент принял решение, оформленное Письмом N 33-5-179476/16-(0)-1, об отказе ООО "Базальт" в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В качестве основание принятого решения Департамент указал, что:
- - схема Испрашиваемого участка разработана Заявителем с нарушением требований ЗК РФ к образуемым земельным участкам (п. 2.10.1.1 Административного регламента);
- - наличие обременения Исходного участка (являющегося участком улично-дорожной сети) арендными правами ООО "Базальт" препятствует корректировке границ Исходного участка, а, следовательно, и формированию Испрашиваемого участка;
- -для корректировки границ Исходного участка, формирования Испрашиваемого Участка необходимо прекращение арендных прав ООО "Базальт" в ЕГРП, после чего возможность приобретения арендных прав без торгов будет утрачена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 10.03.2004 г. N 396-РП "Об освобождении для городских нужд земельного участка по адресу: Ленинградское шоссе, вл. 71 "А" (в редакции распоряжений Правительства Москвы от 11.02.2005 N 163-РП, от 02.03.2006 N 311-РП, от 13.11.2012 N 708-РП, обществу с ограниченной ответственностью "Лоренком" были выделены земельные участки общей площадью 0,35 га по адресам: Бутырская ул., вл. 1-А площадью 0,25 га и Бутырская ул., вл. 1-А площадью 0,1 га под строительство административных зданий с последующей их эксплуатацией на условиях выкупа прав аренды сроком на 49 лет (пункт 3).
Указанные участки были предоставлены ООО "Лоренком" на компенсационной основе в связи с освобождением изымаемого для государственных нужд земельного участка по адресу: Ленинградское ш., вл. 71 А (пункты 3, 6) без проведения торгов.
- 21.06.2005 г. во исполнение распоряжения Правительства Москвы N 396-РП между Департаментом земельных ресурсов г. Москвы и ООО "Лоренком" был заключен Договор аренды (зарегистрирован в Росреестре 28.07.2005), в соответствии с которым предметом является земельный участок 0,1 га, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Бутырская, вл. 1А, предоставленный под строительство административного здания и последующей его эксплуатации (пункт 1.1);
- 19.06.2006 г. между Департаментом земельных ресурсов и ООО "Лорепком" было заключено дополнительное соглашение (зарегистрировано в Росреестре 20.07.2006 г.), на основании которого предметом Договора аренды является земельный участок учетный кадастровый номер 77-09-04019-124/001) 0,35 га, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Бутырская, вл. 1А, являющийся частью земельного участка улично-дорожной сети площадью 19 357 кв. м г. Москва, ул. Бутырская, вл. 1А (кадастровый номер 77-09-04019-124).
10.08.2006 г. между ООО "Лоренком" и ООО "ФестИнвест" было заключено соглашение N 1 о передаче (уступке) прав и обязанностей по Договору аренды (зарегистрировано в Росреестре 29.08.2016 г.).
01.01.2006 г. сведения в отношении земельного участка 77-09-04019-124 были внесены Департаментом земельных ресурсов г. Москвы в государственный кадастр недвижимости, площадь земельного участка была уточнена и составила 22 180 кв. м, земельному участку был присвоен кадастровый номер: 77:09:0004019:124, а также вид разрешенного использования "для эксплуатации улично-дорожной сети".
С 29.04.2007 г. земельный участок с кадастровым номером 77:09:0004019:124 включен в перечень земельных участков улично-дорожной сети города Москвы (пункт 8800 Приложения к Закону г. Москвы от 21.03.2007 г. N 8).
13.12.2007 г. между ООО "ФестИнвест" и ООО "Базальт", было заключено Соглашение о передаче прав и обязанностей по Договору аренды (зарегистрировано в Росреестре 25.12.2007 г.). Соответствующее дополнительное соглашение к Договору аренды с указанием ООО "Базальт" в качестве нового арендатора было заключено 31.03.2008 г. (зарегистрировано в Росреестре 21.07.2008 г.), при этом было установлено, что права и обязанности по Договору аренды перешли к новому арендатору ООО "Базальт" с 25.12.2007 г. (пункт 2).
В соответствии с ч. 9 ст. 22 ЗК РФ при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу.
Согласно статьям 384, 615 ГК РФ, части 9 статьи 22 ЗК РФ, а также разъяснениям, содержащимся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01 октября 2013 г. N 3914/13, после заключения договора перенайма к новому арендатору переходит весь комплекс прав и обязанностей прежнего арендатора.
Таким образом, все права, принадлежавшие ООО "Лоренком" (с которым Договор аренды Участка 77:09:0004019:124/1 был непосредственно заключен без проведения торгов), а впоследствии его правопреемнику ООО "ФестИнвест", перешли к ООО "Базальт" в полном объеме, в том числе, право на заключение нового договора аренды без проведения.
В соответствии с п. п. 7, 17 ст. 39.15 ЗК РФ, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания такого отказа.
При этом в силу п. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения об отказе в предварительном согласовании предоставления участка, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на Департамент как на орган, вынесший соответствующее решение.
Основания отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка указаны в ст. 39.15, 39.16 ЗК РФ, а также в ст. 4.1 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве" (на основании п. 31 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171 ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") и являются исчерпывающими.
Как следует из содержания оспариваемого решения, единственным правовым обоснованием принятого Департаментом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка ООО "Базальт" является ссылка Департамента на абз. 5 п. 2.10.1.1 Административного Регламента, нормативно дублирующего положения пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.
Вместе с тем, в оспариваемом решении содержатся также доводы, которые не обоснованы ссылками на нормы действующего законодательства.
Как усматривается из оспариваемого решения, схема Испрашиваемого участка разработана Заявителем с нарушением требований пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
Однако, исходя из положений ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (не относящихся к землям лесного фонда), осуществляется либо на основании схемы расположения земельного участка либо на основании проекта межевания территории.
Как следует из пп. 1 п. 1 ст. 39.14, пп. 2 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ, схема расположения земельного участка прилагается к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка только в том случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 43 ГрК РФ, подготовка проекта межевания осуществляется, в том числе, в целях определения границ образуемых и изменяемых земельных участков. При этом пп. 4 п. 6 ст. 43 ГрК РФ установлено, что чертежи проектов межевания территории в обязательном порядке содержат границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, а также их условные номера, т.е. информацию, аналогичную той, что содержат схемы расположения земельных участков (п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ).
В данном случае Постановлением Правительства г. Москвы от 15.09.2015 г. N 586-ПП была утверждена следующая градостроительная документация:
- - проект планировки территории, ограниченной Новодмитровской улицей, полосой отвода Московской железной дороги, улицей Нижняя Масловка и Бутырской улицей (далее - Проект Планировки);
- - проект межевания территории, ограниченной Новодмитровской улицей, полосой отвода Московской железной дороги, улицей Нижняя Масловка и Бутырской улицей (далее - Проект Межевания).
Сведения об утверждении Проектов Планировки и Межевания содержатся, в соответствии со ст. 56 ГрК РФ, в интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы http://ogd.mka.mos.ru).
- При этом, во исполнении требований пп. 10 п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ ООО "Базальт" указал в заявлении и приложениях к нему реквизиты Постановления Правительства г. Москвы от 15.09.2015 г. N 586-ПП, а также в достаточной степени идентифицировал Испрашиваемый Участок в его взаимосвязи с Проектом Межевания, указав его условный номер 50 в Проекте Межевания в связи с установленными законодательными требованиями к содержанию решения о предварительном согласовании земельного участка (подп. 1 п. 9 ст. 39.15 ЗК РФ);
- Согласно требованиям, установленным пунктами 5.2 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ и пунктами 2, 4 ст. 41 закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", в Проекте Межевания содержатся все сведения, необходимые для образования Испрашиваемого Участка, а именно площадь, вид разрешенного использования, его границы и условный номер.
Таким образом, при наличии утвержденного Проекта Межевания разработка заявителем схемы расположения Испрашиваемого Участка не требовалась, в связи с чем, к заявлению не прикладывалась, что свидетельствует о том, что ссылка в оспариваемом решении на разработку ООО "Базальт" схемы Испрашиваемого участка с нарушениями требований ЗК РФ, не соответствует действительности.
Как следует из оспариваемого решения, препятствием к формированию Испрашиваемого участка, также является то, что границы Исходного участка, входящего в состав УДС, не могут быть в настоящее время скорректированы, а Испрашиваемый участок с видом разрешенного использования, соответствующему Договору аренды, образован.
Вместе с тем, действующей документацией градостроительного планирования и градостроительного зонирования уже созданы необходимые правовые условия как для корректировки границ Исходного участка путем его раздела, так и для формирования Испрашиваемого участка с соответствующим Договору Аренды видом разрешенного использования.
В частности, в силу пункта 1 статьи 4 ГрК РФ, до утверждения правил землепользования и застройки в г. Москве разрешенное использование земельных участков определяется в соответствии с утвержденными проектами планировки территории.
Согласно пункта 5 статьи 78 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", до вступления в силу правил землепользования и застройки (применительно к соответствующей территории) подлежащие внесению в градостроительные планы земельных участков сведения о разрешенном использовании земельных участков, о требованиях к назначению, параметрам и размещению на земельных участках объектов капитального строительства оделяются в соответствии с Генеральным планом города Москвы, территориальными и целевыми схемами, проектами планировки территории, проектами межевания территории.
Таким образом, Проект Планировки и Проект Межевания (в составе Проекта Планировки) прошли публичные слушания, утверждены в установленном порядке Постановлением Правительства г. Москвы от 15.09.2015 г. N 586-ПП и служат основанием для формирования Испрашиваемого Участка с разрешенным использованием "административно-деловое".
При этом согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 22.04.2008 N 16975/07, от 13.09.2011 N 3413/11 специфической особенностью земельных участков как объектов недвижимости служит то обстоятельство, что они являются природными Объектами, частью поверхности земли, формирование их границ осуществляется посредством неустройства. В последующем в отношении таких участков производится государственный кадастровый учет. При образовании новых земельных участков путем деления прежнего единого земельного участка природный объект не исчезает, меняется лишь описание границ".
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что обременение Исходного участка арендными правами ООО "Базальт" не препятствует корректировке границ Исходного участка путем его раздела с единовременным формированием Испрашиваемого участка
В оспариваемом решении Департамент указывает следующее: "Формирование границ самостоятельного земельного участка возможно только после корректировки участка УДС. При этом указанная корректировка возможна после расторжения договора аренды от 21.06.2005 N М-09-028931 и прекращения записи в ЕГРП в установленном порядке, в связи с технической невозможностью проведения работ по корректировке УДС до прекращения записи в ЕГРП", после чего возможность приобретения арендных прав без торгов будет утрачена
Данное основание суд признал неправомерным, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона г. Москвы от 21.03.2007 г. N 8 "О Перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы", Правительство Москвы на основании утвержденных документов территориального планирования и документации по планировке территории города Москвы уточняет границы земельных участков улично-дорожной сети города Москвы.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы от 28.04.2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" установлено, что описание местоположения границ территорий общего пользования осуществляется на основе утвержденных документов территориального планирования и документации по планировке территории города Москвы.
Исходя из пунктов 4.2.3, 4.2.6 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы (утв. Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП), к полномочиям Департамента относятся вопросы образования земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также корректировки (уточнения, изменения) их границ.
Наличие у Департамента полномочий по корректировке границ земельных участков улично-дорожной сети также подтверждается Постановлением Правительства Москвы от 12.04.2011 N 118-ПП "О мерах по устранению пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в Государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы".
В соответствии с п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ, при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах. Таким образом, исключительно корректировка Исходного участка (без единовременного образования Испрашиваемого участка) не является этапом, обязательно предшествующим формированию Испрашиваемого участка.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 11.8 ЗК РФ, в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Статьей 6 ЗК РФ предусмотрено, что объектом аренды может быть как земельный участок, так его часть.
При этом суд первой инстанции правомерно исходил из того, что вывод Департамента, что после корректировке границ и разделения земельного участка возможность приобретения заявителем арендных прав без торгов будет утрачена, противоречат требованиям совокупности норм пп. 5 п. 2 статьи 39.6 ЗК РФ, п. п. 3, 4 статьи 39.6 ЗК РФ, п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ, п. 16 ст. 39.15 ЗК РФ, ст. 39.17 ЗК РФ, а также пп. 1, 3 п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что Департамент законность оспариваемого решения по указанным в нем основаниям не доказал.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Требования заявителя подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения суда должно быть указано на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Заявитель в качестве устранения его прав и законных интересов просит обязать Департамент принять конкретное решение, указываемое ООО "Базальт" в просительной части заявления.
Однако, суд подменять собой государственные органы не вправе и проверяет законность оспариваемого решения исключительно по указанным в нем основаниям.
В связи с чем, в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд правомерно обязал Департамент городского имущества города Москвы в 30-дневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Базальт" в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2017 по делу N А40-44372/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
В.А.СВИРИДОВ

Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
И.А.ЧЕБОТАРЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)