Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.11.2017 N 19АП-6038/2017 ПО ДЕЛУ N А64-1025/2017

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2017 г. по делу N А64-1025/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 ноября 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Семенюта Е.А.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушминой И.В.,
при участии:
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от ООО "Мара": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мара" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.06.2017 по делу N А64-1025/2017 (судья Парфенова Л.И.), по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Мара" (ОГРН 1076824000208, ИНН 6823001804) о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (ОГРН 1046882321320, ИНН 6829009944) в государственной регистрации перехода права 1/118 доли в общей долевой собственности на земельный участок от 20.01.2017 N 68/011-294/2016-94, об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя,

установил:

- Общество с ограниченной ответственностью "Мара" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (заинтересованное лицо, Управление) в государственной регистрации перехода права общей долевой собственности на земельный участок N 68/011-294/2016-94 от 20.01.2017;
- - об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации перехода права на 1/118 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 10124400 кв. м, кадастровый номер 68:23:0000000:73, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение участка: 3000 м по направлению на юго-восток от ориентира д. Красный Октябрь, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Тамбовская область, Уметский район, Градоуметский с/с, д. Красный октябрь, на основании договора купли-продажи, заключенного 14.12.2016 между Обществом с ограниченной ответственностью "Мара" и Львовой Антониной Дмитриевной.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 27.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Мара" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Считает, что наличие в Управлении заявления о регистрации перехода прав на основании договора купли-продажи от 07.12.2016, заключенного Львовой А.Д. с иным лицом, но государственная регистрация которого не была произведена, не препятствовало государственной регистрации сделки Львовой А.Д. с заявителем.
Указывает, что на момент отказа заявителю в государственной регистрации договора купли-продажи от 14.12.2016, регистрирующим органом не было принято решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации договора купли-продажи от 07.12.2016.
К материалам дела приобщены возражения на отзыв, поступившие через систему электронной подачи документов "Мой арбитр" от ООО "Мара".
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
07.12.2016 N 1 между Львовой А.Д. в лице представителя Бубновой Л.А. и Бубновым В.П. в лице представителя Самозванкина А.А. заключен договор купли-продажи 1/118 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок (л.д. 85-86) общей площадью 10124400 кв. м, кадастровый номер 68:23:0000000:73, расположенный в 3000 м по направлению на юго-восток от ориентира д. Красный Октябрь: расположенного по адресу: Тамбовская область, Уметский район, Градоуметский сельсовет, д. Красный Октябрь.
Из договора следует, что расчет между сторонами произведен полностью до подписания настоящего договора.
07.12.2016 стороны сделки в лице указанных представителей обратились в Межмуниципальный отдел по Гавриловскому, Кирсановскому и Уметскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (далее по тексту - Управление) с заявлениями о государственной регистрации перехода права на 1/118 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок.
Уведомлением от 20.12.2016 государственная регистрация перехода права была приостановлена до 20.01.2017.
В уведомлении было указано, что доверенность от 25.12.2015, предоставленная Бубновой Л.А., отменена доверителем Львовой А.Д. на основании распоряжения об отмене доверенности. Она не может быть рассмотрена в качестве документа, подтверждающего полномочия Бубновой Л.А., следовательно, полномочия по распоряжению имуществом отсутствуют.
14.12.2016 Львова А.Д. через другого представителя по доверенности обратилась в Управление с заявлением о возврате ранее представленных документов без проведения государственной регистрации.
14.12.2016 между ООО "Мара" и Львовой А.Д. заключен договор купли-продажи 1/118 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 10124400 кв. м, кадастровый номер 68:23:0000000:73, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение участка: 3000 м по направлению на юго-восток от ориентира д. Красный Октябрь, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Тамбовская область, Уметский район, Градоуметский с/с, д. Красный октябрь.
Согласно договору, расчет произведен до его подписания.
14.12.2016 стороны сделки в лице представителей Колодиной Т.А. и Юсупова А.Н. обратились в Межмуниципальный отдел по Гавриловскому, Кирсановскому и Уметскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (далее по тексту - Управление) с заявлениями о государственной регистрации перехода права на 1/118 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок.
27.12.2016 Управление в уведомлении N 68/011-294/2016-94 сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности по совершенной им сделки до 20.01.2017 включительно, до принятия решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на то же самое имущество, на основании ранее поданного в Управление договора купли-продажи от 07.12.2016 между Львовой А.Д. и иным лицом.
20.01.2017 Управление уведомлением N 68/011-294/2016-94 отказало заявителю в государственной регистрации перехода права собственности на 1/118 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок.
В уведомлении было указано на отсутствие у Львовой А.Д. права повторно распоряжаться спорной долей, так как в отношении такой доли заключен договор купли-продажи с иным лицом, обратившимся за государственной регистрацией ранее; на поступление от органов ЗАГС сведений о смерти Львовой Антонины Дмитриевны 29.12.2016 года.
Не согласившись, с данным отказам Управления, Общество обратилось в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, в том числе их возникновение, подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (статья 223 ГК РФ).
До 2017 действовал Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Из абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ следует, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
Согласно абзацу 9 пункта 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация сделки с объектом недвижимого имущества и (или) перехода, ограничения (обременения) права на ее основании на объект недвижимого имущества приостанавливается при наличии ранее поданных документов на государственную регистрацию сделки с данным объектом недвижимого имущества и (или) перехода, ограничения (обременения) права на данный объект недвижимого имущества, по которым решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации не принято; государственная регистрация в этом случае приостанавливается до завершения государственной регистрации сделки с данным объектом недвижимого имущества и (или) перехода, ограничения (обременения) права на данный объект недвижимого имущества по ранее принятым документам.
В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
Исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации содержится в ст. 20 Закона N 122-ФЗ.
С 2017 отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регламентируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Федеральный закон N 218-ФЗ).
Исходя из положений статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно п. 1, 4 ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
- - лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости;
- - право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом;
- - ранее представлены документы на государственную регистрацию другой сделки с этим же объектом недвижимости или перехода, ограничения права либо обременения объекта недвижимости и по данным документам решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации не принято (п. 11);
- - не представлено заявление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав всеми лицами, представившими заявление для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо не представлено заявление всеми сторонами договора о прекращении государственной регистрации такого договора и (или) прав на его основании и возврате документов без проведения государственной регистрации прав, в том числе в случаях, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом заявление на государственную регистрацию прав может быть представлено одной из сторон договора (п. 41);
- Согласно части 2 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В силу ст. 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него (пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку, на дату подачи заявления ООО "Мара" Росреестр не располагал сведениями о расторжении первого договора, он усомнился в наличии оснований для проведения регистрации перехода прав по второму договору.
27.12.2016 Управление было принято решение о приостановлении государственной регистрации перехода права на долю в праве общей долевой собственности на основании представленных ООО "Мара" документов до принятия решения по ранее принятым документам (заявления о переходе права на тоже имущество, но к иному лицу на основании договора купли-продажи 07.12.2016, заключенному Львовой А.Д. в лице представителя по доверенности Бубновой Л.А.).
Следовательно, основания для приостановления государственной регистрации имелись.
По ранее принятым документам Управлением было принято правометное решение об отказе в государственной регистрации прав в связи с не поступлением в течение месячного срока приостановления госрегистрации заявления о возврате документов от второй стороны сделки - покупателя по первому договору от 07.12.2016.
Согласно п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом. После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения.
Доказательств оплаты, то есть исполнения по второму договору, регистрирующему органу представлено не было.
Представленные суду документы, также, не свидетельствуют о передаче денежных средств продавцу.
Таким образом, сомнения регистрирующего органа в законности перехода прав к покупателю ООО "Маара" суд считает обоснованными.
В связи с истечением срока приостановления, не устранением причин послуживших препятствием для проведения регистрации права, и рассмотрением ранее принятых документов 20.01.2017 (заявления о переходе права на тоже имущество, но к иному лицу на основании договора купли-продажи 07.12.2016, заключенному Львовой А.Д. в лице представителя по доверенности Бубновой Л.А.) на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ООО "Мара" было отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок.
Таким образом, отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (ОГРН 1046882321320, ИНН 6829009944) в государственной регистрации перехода права 1/118 доли в общей долевой собственности на земельный участок от 20.01.2017 N 68/011-294/2016-94 соответствует положениям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ и Федерального закона N 218-ФЗ, является законным.
Нарушений прав и законных интересов заявителя не усматривается.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя и им уплачены.
ООО "Мара" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная госпошлина по платежному поручению N 431 от 26.07.2017 в размере 1500 руб., поскольку в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса РФ госпошлина при подаче апелляционной жалобы для юридических лиц составляет не 3000 рублей, а 1500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.06.2017 по делу N А64-1025/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА

Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
А.И.ПРОТАСОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)