Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11.10.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.10.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Кириловой Е.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МастерСтрой" (ОГРН 1022101140181, ИНН 2128034568, г. Чебоксары, ул. Лебедева, д. 64/1, пом. 2)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.06.2017
по делу N А79-1411/2017,
принятое судьей Коркиной О.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МастерСтрой"
о признании незаконным решения Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации города Чебоксары, изложенного в письме от 19.12.2016 N 039-33593, без участия лиц,
и
общество с ограниченной ответственностью "МастерСтрой" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации города Чебоксары (далее - Комитет), изложенного в письме от 19.12.2016 N 039-33593, об отказе в согласии на заключение соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020404:13, 21:01:020404:181, 21:01:020404:123, 21:01:020404:124, об обязании администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - администрация) направить заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, подготовить и подписать проект соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020404:13, 21:01:020404:181, 21:01:020404:123, 21:01:020404:124 в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, федеральное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии, муниципальное бюджетное учреждение "Управление территориального планирования" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары.
Решением от 05.06.2017 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал заявителю в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.06.2017 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 21.04.2016 Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 21:01:020404:13 из земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), площадью 1284 кв. м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, площадь Ярмарочная, д. 13 (в микрорайоне 1А центральной части города Чебоксары).
Согласно пояснениям представителей заявителя в настоящее время участок не застроен.
Постановлением администрации от 14.03.2016 N 539 утвержден проект межевания территории микрорайона 1А центральной части города Чебоксары, которым предусмотрено образование в том числе и из принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 21:01:020404:13 земельного участка: ЗУ66.
На основании утвержденного проекта межевания территории 27.05.2016 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 21:01:020404:3243 площадью 2288 кв. м со статусом "временный", образованный из земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020404:13, 21:01:020404:181, 21:01:020404:123, 21:01:020404:124.
Письмом от 28.09.2016 N 780 Общество обратилось в администрацию с просьбой заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 21:01:020404:3243 в соответствии с проектом межевания территории микрорайона 1А центральной части города Чебоксары, утвержденного постановлением администрации от 14.03.2016 N 539.
Письмом от 19.12.2016 N 3593 Комитет отказал заявителю в согласии на заключение соглашения о перераспределении земельных участков.
Посчитав оспариваемое решение не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Вопросы перераспределения земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности урегулированы статьей 11.7 и главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении или выделе из земельных участков, а также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 11.7 ЗК РФ установлено, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных участков прекращается.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ установлены случаи и основания перераспределения соответствующих земельных участков. В частности, допускается перераспределение соответствующих земель в случаях, если: перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Кроме того, статьей 39.28 ЗК РФ предусмотрено, что перераспределение таких земельных участков осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (пункт 2); перераспределение таких земельных участков осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3); обязательным приложением к соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения соответствующих земельных участков (пункт 4).
Основания отказа в заключении соглашения о перераспределении поименованы в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса; 2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц; 3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием; 4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте; 5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; 6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек; 7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении; 8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков; 9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса; 10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
В рассматриваемом случае судом установлено, что заявитель просил о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020404:181, 21:01:020404:123, 21:01:020404:124, находящихся в ведении администрации, и земельного участка с кадастровым номером 21:01:020404:13, принадлежащего ему на праве собственности.
При этом земельные участки с кадастровыми номерами 21:01:020404:181, 21:01:020404:123, 21:01:020404:124 соответственно площадью 67 кв. м, 2879 кв. м, 637 кв. м имеют вид разрешенного использования: "земли, свободные от прав третьих лиц".
Заявление Общества о перераспределении земельных участков мотивировано наличием утвержденного администрацией проекта межевания спорной территории и приведением границ спорных земельных участков в соответствие с указанным проектом.
Проверив обоснованность отказа Комитета в согласии на заключение соглашения о перераспределении земельных участков, суд пришел к верному выводу о его законности. При этом основания для заключения соглашения о перераспределении земель суд признал отсутствующими, поскольку требуемое заявителем перераспределение, по сути, таковым не является.
Из содержания статьи 11.7 ЗК РФ следует, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков должны образоваться несколько других смежных земельных участков.
В рассматриваемой ситуации из четырех земельных участков образован один земельный участок с кадастровым номером 21:01:020404:3243, то есть имеет место объединение земельных участков.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств того, что в отношении спорного земельного участка принято решение о проведении аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории.
В этой связи суд пришел к выводу о том, что основания для рассмотрения вопроса о перераспределении земель, установленные подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, отсутствуют.
Заявителем также не представлено доказательств того, что требуемое им перераспределение вызвано обстоятельствами, предусмотренными подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, а именно наличием вклиниваний, вкрапливаний, изломанности границ, чересполосицы.
Более того, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.03.2016 N 187, спорные земельные участки находятся зоне Ж-5.1 "Подзона застройки жилыми домами смешанной этажности со сложившейся застройкой индивидуальными жилыми домами".
Статьей 45 указанных Правил "Градостроительный регламент подзоны застройки жилыми домами смешанной этажности со сложившейся застройкой индивидуальными жилыми домами (Ж-5.1)" предусмотрены минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков, предназначенных для среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, которые определяются исходя из планируемой площади жилых помещений в жилом здании и рассчитываются по формуле Smin = 0,92 x S общ. площ.
При этом в границах данной зоны возможно образование земельных участков площадью менее 1004 кв. м, в том числе для индивидуального жилищного строительства, обслуживания жилой застройки, спортивных площадок и тому подобное.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что указанное администрацией основание отказа - возможность образования самостоятельного земельного участка - предусмотрено подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно не усмотрел оснований для перераспределения земельных участков и, соответственно, для заключения соответствующего соглашения.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемое решение не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требования.
Основания для отмены решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам, основанным на ошибочном толковании действующих норм права, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.06.2017 по делу N А79-1411/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МастерСтрой" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "МастерСтрой" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 05.07.2017.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.10.2017 ПО ДЕЛУ N А79-1411/2017
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2017 г. по делу N А79-1411/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 11.10.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.10.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Кириловой Е.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МастерСтрой" (ОГРН 1022101140181, ИНН 2128034568, г. Чебоксары, ул. Лебедева, д. 64/1, пом. 2)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.06.2017
по делу N А79-1411/2017,
принятое судьей Коркиной О.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МастерСтрой"
о признании незаконным решения Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации города Чебоксары, изложенного в письме от 19.12.2016 N 039-33593, без участия лиц,
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "МастерСтрой" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации города Чебоксары (далее - Комитет), изложенного в письме от 19.12.2016 N 039-33593, об отказе в согласии на заключение соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020404:13, 21:01:020404:181, 21:01:020404:123, 21:01:020404:124, об обязании администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - администрация) направить заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, подготовить и подписать проект соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020404:13, 21:01:020404:181, 21:01:020404:123, 21:01:020404:124 в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, федеральное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии, муниципальное бюджетное учреждение "Управление территориального планирования" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары.
Решением от 05.06.2017 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал заявителю в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.06.2017 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 21.04.2016 Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 21:01:020404:13 из земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), площадью 1284 кв. м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, площадь Ярмарочная, д. 13 (в микрорайоне 1А центральной части города Чебоксары).
Согласно пояснениям представителей заявителя в настоящее время участок не застроен.
Постановлением администрации от 14.03.2016 N 539 утвержден проект межевания территории микрорайона 1А центральной части города Чебоксары, которым предусмотрено образование в том числе и из принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 21:01:020404:13 земельного участка: ЗУ66.
На основании утвержденного проекта межевания территории 27.05.2016 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 21:01:020404:3243 площадью 2288 кв. м со статусом "временный", образованный из земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020404:13, 21:01:020404:181, 21:01:020404:123, 21:01:020404:124.
Письмом от 28.09.2016 N 780 Общество обратилось в администрацию с просьбой заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 21:01:020404:3243 в соответствии с проектом межевания территории микрорайона 1А центральной части города Чебоксары, утвержденного постановлением администрации от 14.03.2016 N 539.
Письмом от 19.12.2016 N 3593 Комитет отказал заявителю в согласии на заключение соглашения о перераспределении земельных участков.
Посчитав оспариваемое решение не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Вопросы перераспределения земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности урегулированы статьей 11.7 и главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении или выделе из земельных участков, а также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 11.7 ЗК РФ установлено, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных участков прекращается.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ установлены случаи и основания перераспределения соответствующих земельных участков. В частности, допускается перераспределение соответствующих земель в случаях, если: перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Кроме того, статьей 39.28 ЗК РФ предусмотрено, что перераспределение таких земельных участков осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (пункт 2); перераспределение таких земельных участков осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3); обязательным приложением к соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения соответствующих земельных участков (пункт 4).
Основания отказа в заключении соглашения о перераспределении поименованы в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса; 2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц; 3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием; 4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте; 5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; 6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек; 7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении; 8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков; 9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса; 10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
В рассматриваемом случае судом установлено, что заявитель просил о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020404:181, 21:01:020404:123, 21:01:020404:124, находящихся в ведении администрации, и земельного участка с кадастровым номером 21:01:020404:13, принадлежащего ему на праве собственности.
При этом земельные участки с кадастровыми номерами 21:01:020404:181, 21:01:020404:123, 21:01:020404:124 соответственно площадью 67 кв. м, 2879 кв. м, 637 кв. м имеют вид разрешенного использования: "земли, свободные от прав третьих лиц".
Заявление Общества о перераспределении земельных участков мотивировано наличием утвержденного администрацией проекта межевания спорной территории и приведением границ спорных земельных участков в соответствие с указанным проектом.
Проверив обоснованность отказа Комитета в согласии на заключение соглашения о перераспределении земельных участков, суд пришел к верному выводу о его законности. При этом основания для заключения соглашения о перераспределении земель суд признал отсутствующими, поскольку требуемое заявителем перераспределение, по сути, таковым не является.
Из содержания статьи 11.7 ЗК РФ следует, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков должны образоваться несколько других смежных земельных участков.
В рассматриваемой ситуации из четырех земельных участков образован один земельный участок с кадастровым номером 21:01:020404:3243, то есть имеет место объединение земельных участков.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств того, что в отношении спорного земельного участка принято решение о проведении аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории.
В этой связи суд пришел к выводу о том, что основания для рассмотрения вопроса о перераспределении земель, установленные подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, отсутствуют.
Заявителем также не представлено доказательств того, что требуемое им перераспределение вызвано обстоятельствами, предусмотренными подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, а именно наличием вклиниваний, вкрапливаний, изломанности границ, чересполосицы.
Более того, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.03.2016 N 187, спорные земельные участки находятся зоне Ж-5.1 "Подзона застройки жилыми домами смешанной этажности со сложившейся застройкой индивидуальными жилыми домами".
Статьей 45 указанных Правил "Градостроительный регламент подзоны застройки жилыми домами смешанной этажности со сложившейся застройкой индивидуальными жилыми домами (Ж-5.1)" предусмотрены минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков, предназначенных для среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, которые определяются исходя из планируемой площади жилых помещений в жилом здании и рассчитываются по формуле Smin = 0,92 x S общ. площ.
При этом в границах данной зоны возможно образование земельных участков площадью менее 1004 кв. м, в том числе для индивидуального жилищного строительства, обслуживания жилой застройки, спортивных площадок и тому подобное.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что указанное администрацией основание отказа - возможность образования самостоятельного земельного участка - предусмотрено подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно не усмотрел оснований для перераспределения земельных участков и, соответственно, для заключения соответствующего соглашения.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемое решение не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требования.
Основания для отмены решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам, основанным на ошибочном толковании действующих норм права, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.06.2017 по делу N А79-1411/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МастерСтрой" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "МастерСтрой" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 05.07.2017.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.СМИРНОВА
И.А.СМИРНОВА
Судьи
Е.А.КИРИЛОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
Е.А.КИРИЛОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)