Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.02.2016 N 18АП-210/2016 ПО ДЕЛУ N А07-19853/2015

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2016 г. N 18АП-210/2016

Дело N А07-19853/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лишенко В.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.12.2015 по делу N А07-19853/2015 (судья Харисов А.Ф.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Исток - Сервис" - Ахтямов Марат Салаватович (доверенность от 04.02.2016 N 1).

Общество с ограниченной ответственностью "Исток - Сервис" (далее - ООО "Исток - Сервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) признании незаконным отказа Администрации в предоставлении в собственность ООО "Исток-Сервис" земельного участка с кадастровым номером 02:55:010610:12, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. Сагита Агиша, выраженного в письме N 14282 от 02.06.2015.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил в течение 15 дней с момента вступления в законную силу решения суда обязать Администрацию направить в адрес ООО "Исток-Сервис" проект договора купли-продажи земельного участка имеющего кадастровый номер 02:55:010610:12, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. Сагита Агиша.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третье лицо, Главное управление архитектуры и градостроительства).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.12.2015 (резолютивная часть оглашена 30.11.2015) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выраженный в письме от 02.06.2015 N 14282, в предоставлении в собственность ООО "Исток - Сервис" земельного участка с кадастровым номерам 02:55:010610:12, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. Сагитта Агиша. Обязал Администрацию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес общества проект договора купли продажи вышеназванного земельного участка.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на ограничение в обороте испрашиваемого земельного участка, который частично расположен в границах земель, зарезервированных для муниципальных нужд в соответствии с приложением N 1 к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 41/6 от 28.01.2015 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" (далее - Решение о резервировании от 28.01.2015 N 41/6). Кроме того, земельный участок находится на территории, предусмотренной для размещения очистных сооружений городской канализации в соответствии с решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 04.08.2006 N 14/4.
Обществом "Исток - Сервис" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с ее доводами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьего лица не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал возражения на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Исток-Сервис" является собственником объекта недвижимости: нежилого здания автосервиса, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Сагита Агиша (свидетельство о государственной регистрации права л.д. 18).
Указанное здание находится на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010610:12 площадью 431 кв. м, сформированном с поставленном на кадастровый учет с разрешенным использованием для эксплуатации автосервиса (л.д. 15). В соответствии с договором N 1680-11 от 19.12.2011 земельный участок предоставлен ООО "Исток-Сервис" в аренду.
Письмом 25.05.2015 заявитель обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:010610:12, приложив необходимые для рассмотрения заявления документы (л.д. 13).
Сообщением N 14282 от 02.06.2015 Администрация городского округа город Уфа в лице Управления по земельным ресурсам, отказала в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010610:12 в собственность общества, со ссылкой на ограничение в обороте и резервирование земельного участка Решением о резервировании от 28.01.2015 N 41/6 (л.д. 14).
Полагая решение об отказе в передаче в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 02:55:010610:12 выраженное в письме за N 14282 от 02.06.2015, не соответствующим действующему законодательству и нарушающим экономические интересы заявителя, он обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил, что испрашиваемый земельный участок не учтен в приложении N 2 к Решению о резервировании от 28.01.2015 N 41/6, следовательно, не является зарезервированным для муниципальных нужд. Не установив также нахождение земельного участка в границах утвержденных красных линий, суд признал требования заявителя обоснованными.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Поскольку спорные отношения возникли в связи с обращением заявителя о приобретении земельных участков в собственность на основании заявления, поданного 27.04.2015, они подлежат регулированию нормами Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом вступивших в силу с 01.03.2015 изменений, внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вместе с тем, ошибочное применение судом первой инстанции норм Земельного кодекса Российской Федерации, в ранее действовавшей редакции, не привело к принятию неправильного решения.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 названной выше статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
К их числу относится случаи, когда указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд (пункт 7 названной нормы).
В соответствии с пунктом 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.03.2015) резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, согласно которому решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается уполномоченным исполнительным органом местного самоуправления (пункт 2).
Пунктом 5 названного постановления предусмотрено, что решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (пункт 6 названного постановления).
В силу пункта 7 Положения о резервировании решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
Из материалов настоящего дела не следует, что органом местного самоуправления (либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации) принято решение о резервировании земельного участка с кадастровым номером 02:55:010610:12.
В подтверждение довода о резервировании земельного участка заинтересованное лицо представило выкопировку из приложения N 1 к Решению о резервировании от 28.01.2015 N 41/6, в соответствии с которой границы красных линий улицы Сагита Агиша пересекают угол земельного участка с кадастровым номером 02:55:010610:12 (л.д. 60).
Однако, приложение N 2 к Решению Совета городского округа город Уфа от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" в составе перечня-приложения не содержит земельного участка с таким кадастровым номером.
Поскольку представленная Главным управлением архитектуры и градостроительства выкопировка из приложения N 1 к Решению Совета городского округа город Уфа от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" не соответствует тому перечню, который утвержден Приложением N 2 к решению, она не может быть признана достаточным доказательством для подтверждения ограничения спорного земельного участка в обороте.
Учитывая требования пункта 6 Положения о резервировании, апелляционный суд полагает, что схема резервируемых земель (приложение N 1 к решению) и перечень кадастровых номеров земельных участков (приложение N 2 к решению) должны полностью соответствовать друг другу и обеспечивать внесение соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (пункт 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В силу пункта 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Документация по планировке территории подготавливается органами местного самоуправления городского округа на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (пункт 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с приобретением юридическими лицами земельных участков в собственность, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей. В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Вместе с тем, проект планировки территории, из которого усматривалось бы размещение на спорном земельном участке очистных сооружений городской канализации, заинтересованным лицом в материалы дела не представлен. Названное исключает доказательное значение представленной третьим лицом выкопировки из генерального плана (л.д. 61), а также обоснованность довода апеллянта об отсутствии оснований для предоставления обществу "Исток-Сервис" испрашиваемого им земельного участка с кадастровым номером 02:55:010610:12 в связи с планируемым размещением иного объекта.
Поскольку из материалов дела следует, что на испрашиваемом земельном участке, имеющем разрешенное использование - "для размещения автосервиса", расположено принадлежащее заявителю нежилое здание, право собственности на которое зарегистрировано в установленном законом порядке, в отсутствие доказательств того, что испрашиваемый земельный участок сформирован в границах действующих красных линий и зарезервирован для муниципальных нужд, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у заявителя права на приватизацию спорного земельного участка.
С учетом названного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности отказа в предоставлении в собственность заявителя испрашиваемого земельного участка.
В качестве надлежащего способа восстановления нарушенного права заявителя, судом первой инстанции на Администрацию обоснованно возложена обязанность подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка в срок, установленный подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, так как принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность в настоящее время, исходя из анализа норм статьи 39.17 действующей редакции Земельного Кодекса Российской Федерации, не требуется.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, ввиду подачи апелляционной жалобы лицом освобожденным от уплаты государственной пошлины в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.12.2015 по делу N А07-19853/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.А.СУСПИЦИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)