Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лишенко В.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.12.2015 по делу N А07-19853/2015 (судья Харисов А.Ф.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Исток - Сервис" - Ахтямов Марат Салаватович (доверенность от 04.02.2016 N 1).
Общество с ограниченной ответственностью "Исток - Сервис" (далее - ООО "Исток - Сервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) признании незаконным отказа Администрации в предоставлении в собственность ООО "Исток-Сервис" земельного участка с кадастровым номером 02:55:010610:12, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. Сагита Агиша, выраженного в письме N 14282 от 02.06.2015.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил в течение 15 дней с момента вступления в законную силу решения суда обязать Администрацию направить в адрес ООО "Исток-Сервис" проект договора купли-продажи земельного участка имеющего кадастровый номер 02:55:010610:12, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. Сагита Агиша.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третье лицо, Главное управление архитектуры и градостроительства).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.12.2015 (резолютивная часть оглашена 30.11.2015) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выраженный в письме от 02.06.2015 N 14282, в предоставлении в собственность ООО "Исток - Сервис" земельного участка с кадастровым номерам 02:55:010610:12, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. Сагитта Агиша. Обязал Администрацию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес общества проект договора купли продажи вышеназванного земельного участка.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на ограничение в обороте испрашиваемого земельного участка, который частично расположен в границах земель, зарезервированных для муниципальных нужд в соответствии с приложением N 1 к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 41/6 от 28.01.2015 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" (далее - Решение о резервировании от 28.01.2015 N 41/6). Кроме того, земельный участок находится на территории, предусмотренной для размещения очистных сооружений городской канализации в соответствии с решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 04.08.2006 N 14/4.
Обществом "Исток - Сервис" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с ее доводами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьего лица не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал возражения на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Исток-Сервис" является собственником объекта недвижимости: нежилого здания автосервиса, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Сагита Агиша (свидетельство о государственной регистрации права л.д. 18).
Указанное здание находится на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010610:12 площадью 431 кв. м, сформированном с поставленном на кадастровый учет с разрешенным использованием для эксплуатации автосервиса (л.д. 15). В соответствии с договором N 1680-11 от 19.12.2011 земельный участок предоставлен ООО "Исток-Сервис" в аренду.
Письмом 25.05.2015 заявитель обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:010610:12, приложив необходимые для рассмотрения заявления документы (л.д. 13).
Сообщением N 14282 от 02.06.2015 Администрация городского округа город Уфа в лице Управления по земельным ресурсам, отказала в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010610:12 в собственность общества, со ссылкой на ограничение в обороте и резервирование земельного участка Решением о резервировании от 28.01.2015 N 41/6 (л.д. 14).
Полагая решение об отказе в передаче в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 02:55:010610:12 выраженное в письме за N 14282 от 02.06.2015, не соответствующим действующему законодательству и нарушающим экономические интересы заявителя, он обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил, что испрашиваемый земельный участок не учтен в приложении N 2 к Решению о резервировании от 28.01.2015 N 41/6, следовательно, не является зарезервированным для муниципальных нужд. Не установив также нахождение земельного участка в границах утвержденных красных линий, суд признал требования заявителя обоснованными.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Поскольку спорные отношения возникли в связи с обращением заявителя о приобретении земельных участков в собственность на основании заявления, поданного 27.04.2015, они подлежат регулированию нормами Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом вступивших в силу с 01.03.2015 изменений, внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вместе с тем, ошибочное применение судом первой инстанции норм Земельного кодекса Российской Федерации, в ранее действовавшей редакции, не привело к принятию неправильного решения.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 названной выше статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
К их числу относится случаи, когда указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд (пункт 7 названной нормы).
В соответствии с пунктом 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.03.2015) резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, согласно которому решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается уполномоченным исполнительным органом местного самоуправления (пункт 2).
Пунктом 5 названного постановления предусмотрено, что решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (пункт 6 названного постановления).
В силу пункта 7 Положения о резервировании решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
Из материалов настоящего дела не следует, что органом местного самоуправления (либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации) принято решение о резервировании земельного участка с кадастровым номером 02:55:010610:12.
В подтверждение довода о резервировании земельного участка заинтересованное лицо представило выкопировку из приложения N 1 к Решению о резервировании от 28.01.2015 N 41/6, в соответствии с которой границы красных линий улицы Сагита Агиша пересекают угол земельного участка с кадастровым номером 02:55:010610:12 (л.д. 60).
Однако, приложение N 2 к Решению Совета городского округа город Уфа от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" в составе перечня-приложения не содержит земельного участка с таким кадастровым номером.
Поскольку представленная Главным управлением архитектуры и градостроительства выкопировка из приложения N 1 к Решению Совета городского округа город Уфа от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" не соответствует тому перечню, который утвержден Приложением N 2 к решению, она не может быть признана достаточным доказательством для подтверждения ограничения спорного земельного участка в обороте.
Учитывая требования пункта 6 Положения о резервировании, апелляционный суд полагает, что схема резервируемых земель (приложение N 1 к решению) и перечень кадастровых номеров земельных участков (приложение N 2 к решению) должны полностью соответствовать друг другу и обеспечивать внесение соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (пункт 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В силу пункта 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Документация по планировке территории подготавливается органами местного самоуправления городского округа на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (пункт 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с приобретением юридическими лицами земельных участков в собственность, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей. В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Вместе с тем, проект планировки территории, из которого усматривалось бы размещение на спорном земельном участке очистных сооружений городской канализации, заинтересованным лицом в материалы дела не представлен. Названное исключает доказательное значение представленной третьим лицом выкопировки из генерального плана (л.д. 61), а также обоснованность довода апеллянта об отсутствии оснований для предоставления обществу "Исток-Сервис" испрашиваемого им земельного участка с кадастровым номером 02:55:010610:12 в связи с планируемым размещением иного объекта.
Поскольку из материалов дела следует, что на испрашиваемом земельном участке, имеющем разрешенное использование - "для размещения автосервиса", расположено принадлежащее заявителю нежилое здание, право собственности на которое зарегистрировано в установленном законом порядке, в отсутствие доказательств того, что испрашиваемый земельный участок сформирован в границах действующих красных линий и зарезервирован для муниципальных нужд, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у заявителя права на приватизацию спорного земельного участка.
С учетом названного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности отказа в предоставлении в собственность заявителя испрашиваемого земельного участка.
В качестве надлежащего способа восстановления нарушенного права заявителя, судом первой инстанции на Администрацию обоснованно возложена обязанность подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка в срок, установленный подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, так как принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность в настоящее время, исходя из анализа норм статьи 39.17 действующей редакции Земельного Кодекса Российской Федерации, не требуется.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, ввиду подачи апелляционной жалобы лицом освобожденным от уплаты государственной пошлины в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.12.2015 по делу N А07-19853/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.02.2016 N 18АП-210/2016 ПО ДЕЛУ N А07-19853/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2016 г. N 18АП-210/2016
Дело N А07-19853/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лишенко В.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.12.2015 по делу N А07-19853/2015 (судья Харисов А.Ф.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Исток - Сервис" - Ахтямов Марат Салаватович (доверенность от 04.02.2016 N 1).
Общество с ограниченной ответственностью "Исток - Сервис" (далее - ООО "Исток - Сервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) признании незаконным отказа Администрации в предоставлении в собственность ООО "Исток-Сервис" земельного участка с кадастровым номером 02:55:010610:12, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. Сагита Агиша, выраженного в письме N 14282 от 02.06.2015.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил в течение 15 дней с момента вступления в законную силу решения суда обязать Администрацию направить в адрес ООО "Исток-Сервис" проект договора купли-продажи земельного участка имеющего кадастровый номер 02:55:010610:12, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. Сагита Агиша.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третье лицо, Главное управление архитектуры и градостроительства).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.12.2015 (резолютивная часть оглашена 30.11.2015) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выраженный в письме от 02.06.2015 N 14282, в предоставлении в собственность ООО "Исток - Сервис" земельного участка с кадастровым номерам 02:55:010610:12, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. Сагитта Агиша. Обязал Администрацию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес общества проект договора купли продажи вышеназванного земельного участка.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на ограничение в обороте испрашиваемого земельного участка, который частично расположен в границах земель, зарезервированных для муниципальных нужд в соответствии с приложением N 1 к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 41/6 от 28.01.2015 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" (далее - Решение о резервировании от 28.01.2015 N 41/6). Кроме того, земельный участок находится на территории, предусмотренной для размещения очистных сооружений городской канализации в соответствии с решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 04.08.2006 N 14/4.
Обществом "Исток - Сервис" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с ее доводами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьего лица не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал возражения на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Исток-Сервис" является собственником объекта недвижимости: нежилого здания автосервиса, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Сагита Агиша (свидетельство о государственной регистрации права л.д. 18).
Указанное здание находится на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010610:12 площадью 431 кв. м, сформированном с поставленном на кадастровый учет с разрешенным использованием для эксплуатации автосервиса (л.д. 15). В соответствии с договором N 1680-11 от 19.12.2011 земельный участок предоставлен ООО "Исток-Сервис" в аренду.
Письмом 25.05.2015 заявитель обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:010610:12, приложив необходимые для рассмотрения заявления документы (л.д. 13).
Сообщением N 14282 от 02.06.2015 Администрация городского округа город Уфа в лице Управления по земельным ресурсам, отказала в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010610:12 в собственность общества, со ссылкой на ограничение в обороте и резервирование земельного участка Решением о резервировании от 28.01.2015 N 41/6 (л.д. 14).
Полагая решение об отказе в передаче в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 02:55:010610:12 выраженное в письме за N 14282 от 02.06.2015, не соответствующим действующему законодательству и нарушающим экономические интересы заявителя, он обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил, что испрашиваемый земельный участок не учтен в приложении N 2 к Решению о резервировании от 28.01.2015 N 41/6, следовательно, не является зарезервированным для муниципальных нужд. Не установив также нахождение земельного участка в границах утвержденных красных линий, суд признал требования заявителя обоснованными.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Поскольку спорные отношения возникли в связи с обращением заявителя о приобретении земельных участков в собственность на основании заявления, поданного 27.04.2015, они подлежат регулированию нормами Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом вступивших в силу с 01.03.2015 изменений, внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вместе с тем, ошибочное применение судом первой инстанции норм Земельного кодекса Российской Федерации, в ранее действовавшей редакции, не привело к принятию неправильного решения.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 названной выше статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
К их числу относится случаи, когда указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд (пункт 7 названной нормы).
В соответствии с пунктом 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.03.2015) резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, согласно которому решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается уполномоченным исполнительным органом местного самоуправления (пункт 2).
Пунктом 5 названного постановления предусмотрено, что решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (пункт 6 названного постановления).
В силу пункта 7 Положения о резервировании решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
Из материалов настоящего дела не следует, что органом местного самоуправления (либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации) принято решение о резервировании земельного участка с кадастровым номером 02:55:010610:12.
В подтверждение довода о резервировании земельного участка заинтересованное лицо представило выкопировку из приложения N 1 к Решению о резервировании от 28.01.2015 N 41/6, в соответствии с которой границы красных линий улицы Сагита Агиша пересекают угол земельного участка с кадастровым номером 02:55:010610:12 (л.д. 60).
Однако, приложение N 2 к Решению Совета городского округа город Уфа от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" в составе перечня-приложения не содержит земельного участка с таким кадастровым номером.
Поскольку представленная Главным управлением архитектуры и градостроительства выкопировка из приложения N 1 к Решению Совета городского округа город Уфа от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" не соответствует тому перечню, который утвержден Приложением N 2 к решению, она не может быть признана достаточным доказательством для подтверждения ограничения спорного земельного участка в обороте.
Учитывая требования пункта 6 Положения о резервировании, апелляционный суд полагает, что схема резервируемых земель (приложение N 1 к решению) и перечень кадастровых номеров земельных участков (приложение N 2 к решению) должны полностью соответствовать друг другу и обеспечивать внесение соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (пункт 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В силу пункта 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Документация по планировке территории подготавливается органами местного самоуправления городского округа на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (пункт 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с приобретением юридическими лицами земельных участков в собственность, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей. В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Вместе с тем, проект планировки территории, из которого усматривалось бы размещение на спорном земельном участке очистных сооружений городской канализации, заинтересованным лицом в материалы дела не представлен. Названное исключает доказательное значение представленной третьим лицом выкопировки из генерального плана (л.д. 61), а также обоснованность довода апеллянта об отсутствии оснований для предоставления обществу "Исток-Сервис" испрашиваемого им земельного участка с кадастровым номером 02:55:010610:12 в связи с планируемым размещением иного объекта.
Поскольку из материалов дела следует, что на испрашиваемом земельном участке, имеющем разрешенное использование - "для размещения автосервиса", расположено принадлежащее заявителю нежилое здание, право собственности на которое зарегистрировано в установленном законом порядке, в отсутствие доказательств того, что испрашиваемый земельный участок сформирован в границах действующих красных линий и зарезервирован для муниципальных нужд, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у заявителя права на приватизацию спорного земельного участка.
С учетом названного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности отказа в предоставлении в собственность заявителя испрашиваемого земельного участка.
В качестве надлежащего способа восстановления нарушенного права заявителя, судом первой инстанции на Администрацию обоснованно возложена обязанность подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка в срок, установленный подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, так как принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность в настоящее время, исходя из анализа норм статьи 39.17 действующей редакции Земельного Кодекса Российской Федерации, не требуется.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, ввиду подачи апелляционной жалобы лицом освобожденным от уплаты государственной пошлины в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.12.2015 по делу N А07-19853/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА
И.Ю.СОКОЛОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.А.СУСПИЦИНА
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)