Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Дейкун А.А.,
при участии:
- от истца (заявителя): не явился, извещен;
- от ответчика (должника): не явился, извещен;
- от 3-го лица: не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24751/2015) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.08.2015 по делу N А21-2252/2014 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению МУП "Чистота" ГО "Город Калининград"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области
3-е лицо: Администрация ГО "Город Калининград"
о признании не действительным предписания
Муниципальное унитарное предприятие "Чистота" городского округа "Город Калининград" (ОГРН 1023900996041, место нахождения: 236022, г. Калининград ул. Мусоргского, 74) (далее - Предприятие, МУП "Чистота", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным и отмене Предписания N 01-42/2014 от 28.02.2014, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору) по Калининградской области (место нахождения: г. Калининград, ул. Офицерская, 6) (далее - Управление Росприроднадзора, заинтересованное лицо, Управление), обязывающего Предприятие в срок до 01.03.2015 устранить нарушение лицензионного законодательства РФ в части осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности без лицензии (получить лицензию на соответствующий вид деятельности).
Решением суда от 04.08.2015 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание Управления является законным, в связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленного Предприятием требования.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Судом отказано в принятии в качестве доказательств "дополнительных материалов", поступивших в апелляционный суд от подателя жалобы и не представлявшихся в суд первой инстанции в отсутствие уважительных причин, что в силу пункта 2 статьи 268 АПК РФ исключает возможность их принятия на стадии апелляции.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, МУП "Чистота" организовано в порядке преобразования предприятия "Спецавтохозяйство по уборке города", созданного в соответствии с решением Калининградского городского Совета народных депутатов от 28.09.1992 N 2176.
Согласно уставу основными видами деятельности Предприятия являются:
- - обращение с отходами (сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение отходов);
- - опорожнение и чистка выгребных ям, отстойников и септиков, сточных колодцев, обслуживание туалетов с химической стерилизацией;
- - механизированная и ручная уборка территории и аналогичная деятельность и др.
В аренде у Предприятия находится земельный участок с КН 39:15:111201:68, площадью 138281 кв. м, расположенный по адресу (согласно ориентира): г. Калининград, Балтийское шоссе. Участок имеет категорию земель "земли населенных пунктов" и разрешенное использование "под полигон твердых бытовых отходов". Правообладателем участка является муниципальное образование "городской округ "Город Калининград".
В 2008 году Предприятию была выдана лицензия N ОТ-21-000296 (39) на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов" сроком действия на 5 лет.
В связи с окончанием срока действия лицензии МУП "Чистота" обратилось в Управление Росприроднадзора с заявлением (вх. 7744 от 20.12.13 г.) о предоставлении лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
На основании обращения Управление Росприроднадзора провело внеплановую документарную проверку, по результатам которой составило акт N 04-Д от 10.02.2014, в котором отметило ряд несоответствий соискателя лицензии требованиям Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию и обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 255 от 28.03.2014 21.02.2014. в адрес Предприятия Управлением Росприроднадзора направлено уведомление, в котором указано, что решение об отказе оформлено приказом N 4-ПД от 21.02.2014.
В качестве оснований отказа приведено положение части 5 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.98 г. о запрете на захоронение отходов в границах населенных пунктов. По мнению Управления, расположение земельного участка с КН 39:15:111201:68 в границах города Калининграда не позволяет осуществлять деятельность в области обращения с отходами.
28.02.2014 Управлением Росприроднадзора было вынесено Предписание N 01-42/2014, в соответствии с которым Предприятию надлежало в срок до 01.03.2015 устранить нарушение лицензионного законодательства РФ в части осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности без лицензии (получить лицензию на соответствующий вид деятельности).
Не согласившись с указанным предписанием Управления, Предприятие оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, правомерно исходил из следующего.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, регулируется Положением "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255 (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 2 Положения лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (лицензирующий орган).
Пунктом 3 названного Положения установлены лицензионные требования и условия осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности. В подпункте "а" пункта 3 Положения установлено обязательное наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.
Таким образом, в соответствии с лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности лицензиат должен подтвердить наличие объекта размещения отходов, соответствующего требованиям законодательства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов, в том числе, полигон.
Полигон захоронения отходов - это ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду (ГОСТ 30772-2001. "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенный постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст.
СанПиН 2.1.7.1038-01, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" относят к полигонам твердых бытовых отходов (ТБО) специальные сооружения, предназначенные для изоляции и обезвреживания ТБО, которые должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов (п. 2.1).
Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам (п. 2.2 СанПин).
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что вступившим в законную силу решением суда по делу N А21-2026/2014 признано незаконным решение Управления Росприроднадзора, оформленного приказом N 4-ПД от 21.02.2014 об отказе в выдаче МУП "Чистота" лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности и суд обязал выдать такую лицензию.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание Управления является незаконным, поскольку вступившим в законную силу решением суда на Управление Росприроднадзора была возложена обязанность по выдаче МУП "Чистота" лицензии по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что МУП "Чистота" были получены (переоформлены) лицензии N 39-00053 от 13.10.2014 (основание - приказ от 13.10.2014 N 08-ЛД, изданный на основании решения Арбитражного суда Калининградской области от 29.09.2014 по делу N А21-2026/2014) и N 39-00054 от 20.02.2015 (основание - решение лицензирующего органа - приказа от 20.02.2015 N 03-ЛД) на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Предприятием требование.
Ссылка подателя жалобы на наличие вновь открывшихся обстоятельств является несостоятельной, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства подачи в суд соответствующего заявления о пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Калининградской области от 04 августа 2015 года по делу N А21-2252/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.07.2017 N 13АП-24751/2015 ПО ДЕЛУ N А21-2252/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2017 г. N 13АП-24751/2015
Дело N А21-2252/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Дейкун А.А.,
при участии:
- от истца (заявителя): не явился, извещен;
- от ответчика (должника): не явился, извещен;
- от 3-го лица: не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24751/2015) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.08.2015 по делу N А21-2252/2014 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению МУП "Чистота" ГО "Город Калининград"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области
3-е лицо: Администрация ГО "Город Калининград"
о признании не действительным предписания
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Чистота" городского округа "Город Калининград" (ОГРН 1023900996041, место нахождения: 236022, г. Калининград ул. Мусоргского, 74) (далее - Предприятие, МУП "Чистота", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным и отмене Предписания N 01-42/2014 от 28.02.2014, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору) по Калининградской области (место нахождения: г. Калининград, ул. Офицерская, 6) (далее - Управление Росприроднадзора, заинтересованное лицо, Управление), обязывающего Предприятие в срок до 01.03.2015 устранить нарушение лицензионного законодательства РФ в части осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности без лицензии (получить лицензию на соответствующий вид деятельности).
Решением суда от 04.08.2015 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание Управления является законным, в связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленного Предприятием требования.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Судом отказано в принятии в качестве доказательств "дополнительных материалов", поступивших в апелляционный суд от подателя жалобы и не представлявшихся в суд первой инстанции в отсутствие уважительных причин, что в силу пункта 2 статьи 268 АПК РФ исключает возможность их принятия на стадии апелляции.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, МУП "Чистота" организовано в порядке преобразования предприятия "Спецавтохозяйство по уборке города", созданного в соответствии с решением Калининградского городского Совета народных депутатов от 28.09.1992 N 2176.
Согласно уставу основными видами деятельности Предприятия являются:
- - обращение с отходами (сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение отходов);
- - опорожнение и чистка выгребных ям, отстойников и септиков, сточных колодцев, обслуживание туалетов с химической стерилизацией;
- - механизированная и ручная уборка территории и аналогичная деятельность и др.
В аренде у Предприятия находится земельный участок с КН 39:15:111201:68, площадью 138281 кв. м, расположенный по адресу (согласно ориентира): г. Калининград, Балтийское шоссе. Участок имеет категорию земель "земли населенных пунктов" и разрешенное использование "под полигон твердых бытовых отходов". Правообладателем участка является муниципальное образование "городской округ "Город Калининград".
В 2008 году Предприятию была выдана лицензия N ОТ-21-000296 (39) на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов" сроком действия на 5 лет.
В связи с окончанием срока действия лицензии МУП "Чистота" обратилось в Управление Росприроднадзора с заявлением (вх. 7744 от 20.12.13 г.) о предоставлении лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
На основании обращения Управление Росприроднадзора провело внеплановую документарную проверку, по результатам которой составило акт N 04-Д от 10.02.2014, в котором отметило ряд несоответствий соискателя лицензии требованиям Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию и обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 255 от 28.03.2014 21.02.2014. в адрес Предприятия Управлением Росприроднадзора направлено уведомление, в котором указано, что решение об отказе оформлено приказом N 4-ПД от 21.02.2014.
В качестве оснований отказа приведено положение части 5 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.98 г. о запрете на захоронение отходов в границах населенных пунктов. По мнению Управления, расположение земельного участка с КН 39:15:111201:68 в границах города Калининграда не позволяет осуществлять деятельность в области обращения с отходами.
28.02.2014 Управлением Росприроднадзора было вынесено Предписание N 01-42/2014, в соответствии с которым Предприятию надлежало в срок до 01.03.2015 устранить нарушение лицензионного законодательства РФ в части осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности без лицензии (получить лицензию на соответствующий вид деятельности).
Не согласившись с указанным предписанием Управления, Предприятие оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, правомерно исходил из следующего.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, регулируется Положением "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255 (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 2 Положения лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (лицензирующий орган).
Пунктом 3 названного Положения установлены лицензионные требования и условия осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности. В подпункте "а" пункта 3 Положения установлено обязательное наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.
Таким образом, в соответствии с лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности лицензиат должен подтвердить наличие объекта размещения отходов, соответствующего требованиям законодательства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов, в том числе, полигон.
Полигон захоронения отходов - это ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду (ГОСТ 30772-2001. "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенный постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст.
СанПиН 2.1.7.1038-01, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" относят к полигонам твердых бытовых отходов (ТБО) специальные сооружения, предназначенные для изоляции и обезвреживания ТБО, которые должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов (п. 2.1).
Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам (п. 2.2 СанПин).
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что вступившим в законную силу решением суда по делу N А21-2026/2014 признано незаконным решение Управления Росприроднадзора, оформленного приказом N 4-ПД от 21.02.2014 об отказе в выдаче МУП "Чистота" лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности и суд обязал выдать такую лицензию.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание Управления является незаконным, поскольку вступившим в законную силу решением суда на Управление Росприроднадзора была возложена обязанность по выдаче МУП "Чистота" лицензии по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что МУП "Чистота" были получены (переоформлены) лицензии N 39-00053 от 13.10.2014 (основание - приказ от 13.10.2014 N 08-ЛД, изданный на основании решения Арбитражного суда Калининградской области от 29.09.2014 по делу N А21-2026/2014) и N 39-00054 от 20.02.2015 (основание - решение лицензирующего органа - приказа от 20.02.2015 N 03-ЛД) на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Предприятием требование.
Ссылка подателя жалобы на наличие вновь открывшихся обстоятельств является несостоятельной, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства подачи в суд соответствующего заявления о пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 04 августа 2015 года по делу N А21-2252/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И.ПРОТАС
Н.И.ПРОТАС
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
Е.А.СОМОВА
Л.В.ЗОТЕЕВА
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)