Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.07.2017 N 17АП-6800/2017-ГКУ ПО ДЕЛУ N А60-4935/2017

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2017 г. N 17АП-6800/2017-ГКу

Дело N А60-4935/2017

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Скромовой Ю.В.,
без проведения судебного заседания,
без вызова лиц, участвующих в деле,
в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
рассмотрел апелляционную жалобу истца, Департамента лесного хозяйства Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 апреля 2017 года,
принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства судьей Абдрахмановой Е.Ю.,
по делу N А60-4935/2017
по иску Департамента лесного хозяйства Свердловской области
к закрытому акционерному обществу "Щелкунское" (ОГРН 1026602176270, ИНН 6652013050)
о взыскании ущерба по договору аренды земельного участка,
установил:

Департамент лесного хозяйства Свердловской области (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к закрытому акционерному обществу "Щелкунское" (далее - общество, ответчик) о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду, в сумме 39 197 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07 апреля 2017 года, принятым путем подписания резолютивной части, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что в ходе проведения работ по заготовке древесины арендатором земельного участка допущено нарушение технологии разработки лесосеки, указанной в технологической карте лесосеки, что привело к уничтожению подроста.
Апелляционная жалоба ответчика принята к производству Семнадцатого арбитражного апелляционного суда определением от 01.06.2017, лицам, участвующим в деле, предложено представить в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок до 11.07.2017 отзывы на апелляционные жалобы, документы, подтверждающие направление отзывов другим лицам, участвующим в деле.
Во исполнение данного определения от 01.06.2017 в суд апелляционной инстанции ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, о порядке и сроках рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Апелляционная жалоба подлежит рассмотрению без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.12.2008 между Министерством природных ресурсов Свердловской области (арендодатель, правопредшественник департамента) и обществом (арендатор) заключен договор N 325 аренды лесного участка площадью 7003 га для заготовки древесины сроком на 49 лет, имеющего местоположение: Свердловская область, Сысертский район, ГУ СО "Сысертское лесничество (урочище КСП "Щелкунский"), кварталы 1-24, 26-34.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 17.03.2011.
Сотрудниками департамента проведен осмотр мест рубок на арендованном лесном участке в квартале 17 выдел 5 делянка N 2 Сысертского лесничества Центрального участка КСП Щелкунское. В ходе осмотра выявлено нарушение лесного законодательства в виде уничтожения молодняка естественного происхождения и подроста.
По результатам выявленных нарушений составлен акт о лесонарушении от 17.11.2014 и начислен ущерб в размере 39 197 руб.
26.01.2015 истцом в адрес ответчика направлено письмо, в котором предложено произвести оплату вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в размере 39 197 руб.
Неисполнение обществом в добровольном порядке требования об уплате суммы ущерба послужило основанием для обращения департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд полагает требования подлежащими удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации далее - ЛК РФ) порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется, в том числе Правилами заготовки древесины.
Правила заготовки древесины утверждены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 (далее - Правила N 337), которые действовали в период спорных правоотношений.
Согласно подпункту "г" пункта 13 Правил N 337 запрещается повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению.
Пунктом 5 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению от 08.05.2007 N 273 предусмотрено, что за уничтожение подроста ущерб исчисляется в 5-кратном размере затрат, связанных с созданием лесных культур, молодняка естественного происхождения и подроста до возраста уничтоженных или поврежденных лесных культур (лесные насаждения, созданные посевом или посадкой), молодняка естественного происхождения и подроста, - за каждый гектар уничтоженных или поврежденных лесных культур, молодняка естественного происхождения и подроста в возрасте до 10 лет.
Согласно части 2 статьи 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, обязаны не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причиненный этими лицами вред лесам.
Нормы статей 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают полное возмещение вреда, а в силу пункта 2 статьи 100 ЛК РФ размер вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, исчисляется по Таксам и Методикам, утверждаемым Постановлением N 273.
Из пункта 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ следует, что возмещение вреда, причиненного лесонарушениями, по утвержденным в установленном порядке таксам и методикам является повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством, которая устанавливается с учетом не только материального, но и экологического вреда, причиненного природной среде.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", незаконной является в том числе рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки; при этом, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка также считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.
Инструкцией по сохранению подроста и молодняка хозяйственно ценных пород при разработке лесосек и приемке от лесозаготовителей вырубок с проведенными мероприятиями по восстановлению леса (утверждена Приказом Гослесхоза СССР от 08.12.1983 N 147) предусмотрено, что на каждую делянку до начала ее разработки в соответствии с требованиями правил рубок и настоящей Инструкции лесозаготовителем составляется технологическая карта, в которой, в частности, указывается площадь, на которой должны быть сохранены подрост и молодняк, и процент их сохранности.
Требования Инструкции распространяются на равнинные и горные леса и являются обязательными для выполнения органами лесного хозяйства и всеми лесозаготовителями, независимо от их ведомственной подчиненности.
Технологическая карта представляется лесхозу.
Разработка лесосек должна производиться в строгом соответствии с утвержденными технологическими картами (пункт 3.1).
В материально-денежной оценке (приложение к технологической карте), обществом указаны параметры сохранения молодняка и подроста, определенные при отводе лесосек, а также указано на наличие 161 дерева семенника.
Факт уничтожения обществом подроста, подлежащего сохранению на площади 8 га при ведении лесозаготовительной деятельности, подтверждается актом осмотра мест рубок (места заготовки древесины) от 17.11.2014 и обществом данный факт не оспаривается. Общество лишь указывает, что им избран другой способ лесовосстановления.
Однако указание ответчика на то, что им избран иной способ лесовосстановления - семенные деревья в количестве 161 шт., не может являться основанием для освобождения общества от возмещения вреда, причиненного лесам в результате уничтожения подроста, подлежащего сохранению.
При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает требования департамента обоснованными и подлежащими удовлетворению, а решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 апреля 2017 года, принятое путем подписания резолютивной части, подлежащим отмене.
Ввиду удовлетворения требований, расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 2000 руб. и по апелляционной жалобе в сумме 3000 руб. относятся на ответчика.
Руководствуясь ст. 258, 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 апреля 2017 года, принятое путем подписания резолютивной части по делу N А60-4935/2017 отменить.
Взыскать с ЗАО "ЩЕЛКУНСКОЕ" (ИНН 6652013050, ОГРН 1026602176270) в пользу Департамента лесного хозяйства Свердловской области (ИНН 6670324273, ОГРН 1106670035834) 39 197 руб. вреда, причиненного лесному фонду.
Взыскать с ЗАО "ЩЕЛКУНСКОЕ" (ИНН 6652013050, ОГРН 1026602176270) в доход федерального бюджета 5000 (пять тысяч) руб. государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья
Ю.В.СКРОМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)