Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 07.12.2017 N Ф05-17818/2017 ПО ДЕЛУ N А41-87149/16

Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по рассмотрению заявлений общества о предоставлении в собственность земельных участков, об обязании принять решение о предоставлении в собственность земельных участков, подготовить и направить в адрес общества проекты договоров купли-продажи.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2017 г. по делу N А41-87149/16


Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) ООО "ИЯР": Соломатиной Т.А. (дов. от 31.10.2016 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Люберецкого муниципального района Московской области: Смольянинова В.А. (дов. N 96/1-1-30 от 09.10.2017 г.);
- от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
- рассмотрев 30 ноября 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ИЯР"
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2017 г.,
принятое судьями Иевлевым П.А., Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
по делу N А41-87149/16
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИЯР" (ОГРН 1035005003560; 140014, Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, проспект Октябрьский, д. 375 В)
к Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области (ОГРН 1025003213179; 140000, Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, проспект Октябрьский, д. 190)
о признании незаконным бездействия,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области,

установил:

обществу с ограниченной ответственностью "ИЯР" (далее - ООО "ИЯР", общество, заявитель) на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- - кирпичное здание нежилого назначения (магазин), общая площадь 62,50 кв. м, инв. N 11055, лит. Б, условный номер 50:22:01:25356:001, расположено по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401, стр. 1 (запись в ЕГРП от 10 октября 2003 г. N 50-01/22-40/2003-323.1); указанный объект (магазин) расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:94, предоставленном ООО "ИЯР" администрацией муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области на праве аренды сроком до 01 января 2017 г. в соответствии с договором аренды земельного участка от 06 декабря 2007 г. N 209/07, зарегистрированном в установленном действующим законодательством РФ порядке (запись в ЕГРП N 50-50-22/093/2007-123);
- - здание нежилого назначения общей площадью 114.90 кв. м, инв. N 10696, лит. А, а, а1, объект N 1, условный номер 50:22:01:01039:001, расположено по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский просп., д. 401Б (запись в ЕГРП от 03 июля 2002 г. N 50-01.22-04.2002-408.1); указанный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:0095, предоставленном ООО "ИЯР" администрацией муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области на праве аренды сроком до 01 января 2017 года в соответствии с договором аренды земельного участка от 06 декабря 2007 г. N 212/07, зарегистрированном в соответствии с законодательством Российской Федерации порядке (запись в ЕГРП N 5 50-22/093/2007-127);
- - здание нежилого назначения общей площадью 46,3 кв. м, инв. N 0695, лит. А, а, объект N 1, условный номер 50:22:01:01038:001, расположен по адресу: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский пр-т, д. 401 А; указанный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:96, предоставленном ООО "ИЯР" администрацией муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области на праве аренды сроком до 01 января 2017 г. на основании договора аренды земельного участка от 06 декабря 2007 г. N 2010/07 зарегистрированном в установленном действующим законодательством РФ порядке (запись в ЕГРП N 50-50-22/093/2007-125);
- - здание нежилого назначения (магазин) общей площадью 82,90 кв. м, инв. N 2626, лит. А, а, объект N 1, условный номер 50:22:01:01037:001, расположен по адресу: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401; указанный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010302:0093, предоставленном ООО "ИЯР" администрацией муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области на основании договора аренды земельного участка от 06 декабря 2007 г. N 211/07, зарегистрированном в установленном законодательством РФ порядке (запись в ЕГРП N 50-50-22/093/2007-126).
Указанные договоры аренды земельных участков являются действующими.
Заявитель в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации обратился в Администрацию Люберецкого муниципального района Московской области с заявлениями от 10 ноября 2016 г. (обращения N М503-5831844336-ЗБ47050, М503-5831844336-3548040, М503-5831844336-3547724, М503-5В31844336-3547526) о предоставлении вышеуказанных земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0010302:0094, 50:22:0010302:0095, 50:22:0010302:0096, 50:22:0010302:0093 в собственность.
Поскольку указанные обращения оставлены без удовлетворения, ООО "ИЯР" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Люберецкого муниципального района Московской области о признании незаконными бездействия по рассмотрению заявлений общества о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0010302:0094, 50:22:0010302:0095, 50:22:0010302:0096, 50:22:0010302:0093 и об обязании принять решение о предоставлении в собственность и в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, подготовить и направить в адрес ООО "ИЯР" проекты договоров купли-продажи следующих земельных участков:
- земельный участок, общей площадью 80,0 кв. м, категория земель - "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:22:0010302:0094, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401, строение 1,
- земельный участок, общей площадью 127,0 кв. м, категория земель - "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:22:0010302:0095, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401 б,
- земельный участок, общей площадью 55,0 кв. м, категория земель - "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:22:0010302:0096, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401 а,
- земельный участок, общей площадью 100,0 кв. м, категория земель - "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:22:0010302:0093, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, Октябрьский проспект, д. 401.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного Московской области от 13 февраля 2017 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2017 г. решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ИЯР" просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, а также нарушены нормы процессуального права.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "ИЯР" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Администрации Люберецкого муниципального района Московской области против ее удовлетворения возражал.
Представитель третьего лица в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В пункте 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу пункта 5 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется без проведения торгов.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; либо границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу положений пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что спорные земельные участки ограничены в обороте, поскольку испрашиваемые земельные участки входят в состав земель, предназначенных для реконструируемой скоростной автомобильной дороги регионального значения, в связи с чем они не могут быть предоставлены в собственность общества.
При этом судом апелляционной инстанции дана оценка представленным Администрацией доказательствам: заключению Главархитектуры Московской области об ограничении оборотоспособности спорных земельных участков, фрагменту Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2016 г. N 230/8, а также выкопировки из СТП МО ТО, утвержденные данным постановлением Правительства Московской области с наложением данных с публичной кадастровой карты земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0010302:0094, 50:22:0010302:0095, 50:22:0010302:0096, 50:22:0010302:0093.
Поскольку у заявителя отсутствует право на приобретение спорных участков в собственность, бездействие Администрации муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области в предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность не нарушает права и законные интересы общества.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе ООО "ИЯР" указывает, что судом апелляционной инстанции в нарушение норм процессуального права не привлечено к участию в деле в качестве третьего лица Главное Управление архитектуры и градостроительства Московской области.
Приведенный довод не может служить основанием для отмены судебного акта, поскольку он не содержат выводов о правах и об обязанностях указанного подателем кассационной жалобы лица.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции нарушил нормы процессуального права, приняв дополнительные доказательства, также подлежат отклонению, поскольку в соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце пятом пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 г. N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", принятие судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств не может служить основанием для отмены принятого судом апелляционной инстанции постановления.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2017 г. по делу N А41-87149/16 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ИЯР" - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)