Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 24.04.2017 N Ф08-2185/2017 ПО ДЕЛУ N А63-9003/2016

Требование: Об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Управление полагало, что министерство не обладало полномочиями по распоряжению участком.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2017 г. по делу N А63-9003/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ИНН 2635134160, ОГРН 1102635006462) - Киви В.А. (доверенность от 02.03.2017), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) - Шистко Л.Н. (доверенность от 21.12.2016), в отсутствие представителей ответчика - администрации города Изобильный Изобильненского района Ставропольского края (ИНН 2607100137, ОГРН 1022600668452), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.10.2016 (судья Жирнова А.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017 (судьи Джамбулатов С.И., Жуков Е.В., Сомов Е.Г.) по делу N А63-9003/2016, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - управление) подало в Арбитражный суд Ставропольского края иск к администрации муниципального образования города Изобильный Изобильненского района Ставропольского края (далее - администрация, муниципальное образование) об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка площадью 25 800 кв. м с кадастровым номером 26:06:122504:4, расположенного по адресу (местоположение): г. Изобильный, ул. 50 лет Октября, 1, (далее - земельный участок) с указанием на решение как основание государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - министерство, учреждение).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 24.10.2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017, в удовлетворении иска отказано по мотивам наличия у министерства права на распоряжение земельным участком и перехода права собственности на земельный участок к муниципальному образованию при переходе к последнему права собственности на недвижимое имущество.
Управление обжаловало решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.10.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебного акта суда апелляционной инстанции. До государственной регистрации перехода к муниципальному образованию права собственности на земельный участок его собственником являлась Российская Федерация. Министерство не обладало полномочиями по представлению Российской Федерации как собственника земельного участка. На земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимого имущества, принадлежащие муниципальному образованию. В своих отзывах на кассационную жалобу министерство и учреждение выразили мнение об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей управления и министерства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что постановлением главы администрации от 23.10.1996 N 792 земельный участок закреплен за одним из подразделений министерства на праве постоянного (бессрочного) пользования. По распоряжению управления от 04.06.2007 N 294 в собственность муниципального образования безвозмездно передано имущество, ранее находившееся в федеральной собственности и закрепленное на праве оперативного управления за Второй Ставропольской квартирно-эксплуатационной частью района Министерства обороны Российской Федерации (далее - квартирно-эксплуатационная часть), в том числе расположенные на земельном участке три жилых дома, трансформаторная подстанция, наружные сети электроснабжения, наружные сети водоснабжения, наружные сети канализации (свидетельства о государственной регистрации права от 02.07.2014 N 26-0-1-34/2004/2014-459, от 02.07.2014 N 26-0-1-34/2004/2014-460, от 02.07.2014 N 26-0-134/2004/2014-461).
Приказом по министерству от 17.12.2010 N 1871 квартирно-эксплуатационная часть присоединена к учреждению в порядке реорганизации последнего. В передаточном акте от 01.04.2011 указан земельный участок, на котором расположено передаваемое в муниципальную собственность имущество. На основании обращений администрации приказом по министерству от 22.06.2015 N 603 земельный участок передан из федеральной собственности в собственность муниципального образования. В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 07.10.2015 внесена соответствующая запись о переходе права.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 11.05.2016 по делу N А63-12957/2014, в котором участвовали управление и администрация, установлено, что с момента государственной регистрации перехода к муниципальному образованию права собственности на недвижимое имущество, находившееся на земельном участке, право собственности на последний перешло к муниципальному образованию. Земельный участок образован для строительства жилых домов и использовался для их эксплуатации. Объекты федерального уровня собственности на земельном участке отсутствуют.
Считая, что министерство не обладало полномочиями по распоряжению земельным участком, управление обратилось в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса). Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса). Преюдициальная связь судебных актов арбитражных судов обусловлена указанным свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами. Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит общеправовому принципу определенности, а также принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 N 2-П).
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно находится в незаконном владении.
Статьей 273 Гражданского кодекса в редакции, действовавшей на момент безвозмездной передачи в собственность муниципального образования имущества, ранее находившегося в федеральной собственности, предусматривалось, что при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходят права на земельный участок, определяемые соглашением сторон. Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования. Федеральным законом от 26.06.2007 N 118-ФЗ в названную статью внесены изменения, согласно которым при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
Пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) определено, что отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком. Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
Пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и пунктом 2 раздела 2 приложения N 1 к нему имущество Вооруженных Сил Российской Федерации независимо от того, на чьем балансе оно находится, и от ведомственной подчиненности предприятий отнесено исключительно к федеральной собственности.
Министерство является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации (пункт 1, подпункт 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082).


































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)