Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.12.2015 N 20АП-7429/2015 ПО ДЕЛУ N А62-615/2015

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2015 г. по делу N А62-615/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 23.12.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 25.12.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Тимашковой Е.Н. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного Понкратовой А.В., при участии от истца - открытого акционерного общества "Авангард" (ОГРН 1086726001614, ИНН 6726504312) - представителей Кульчицкой Л.В. (доверенность от 04.12.2015) и Ветровой Е.Ю. (доверенность от 16.03.2015), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (ИНН 6732005417, ОГРН 1106732005346) - представителя Бугаевой Е.Г. (доверенность от 16.06.2015), в отсутствие представителя ответчика - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области (ОГРН 1096731006855, ИНН 6730082487), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Авангард" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.09.2015 по делу N А62-615/2015 (судья Ткаченко В.А.),

установил:

следующее.
Открытое акционерное общество "Авангард" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области (далее - ответчик, теруправление) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки, расположенные в Сафоновском р-не Смоленской области со следующими кадастровыми номерами: 67:17:0140201:100, 67:17:0140201:101, 67:17:0140201:102, 67:17:0140201:130, 67:17:0140201:131, 67:17:0140201:135, 67:17:0140201:141, 67:17:0140201:145, 67:17:0150101:104, 67:17:0150101:128, 67:17:0150101:151, 67:17:0150101:171, 67:17:0140201:139, 67:17:0140201:143, 67:17:0140201:147, 67:17:0150101:107, 67:17:0150101:132, 67:17:0150101:167, 67:17:0150101:175, 67:17:0140201:138, 67:17:0140201:142, 67:17:0140201:146, 67:17:0150101:105, 67:17:0150101:129, 67:17:0150101:166, 67:17:0150101:174, 67:17:0140201:134, 67:17:0140201:140, 67:17:0140201:144, 67:17:0150101:98, 67:17:0150101:114, 67:17:0150101:133, 67:17:0150101:170, 67:17:0150101:176.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее - третье лицо, департамент).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 29.09.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование своих требований общество выразило несогласие с выводом суда области о том, что принадлежащий ему земельный участок на дату его предоставления был учтен как участок, относящийся к лесному фонду. Ссылаясь на кадастровую выписку земельного участка с кадастровым номером 67:17:0000000:144 указывает на то, что последний с 20.10.1999 был учтен в качестве земель категории сельскохозяйственного назначения. Указывает на необоснованный отказ суда области в удовлетворении его ходатайства о назначении по делу лесоустроительной экспертизы.
От ответчика и третьего лица, в суд апелляционной инстанции поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых последние, считая принятое решение законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование своих возражений теруправление и департамент ссылались на подтвержденность материалами лесоустройства отнесения спорных земельных участков к участкам лесного фонда, являющихся в силу закона федеральной собственностью.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзывах возражения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ОАО "Авангард" создано в 2008 году путем реорганизации в форме преобразования из ГП ПО "Авангард", которое, в свою очередь, является правопреемником Сафоновского завода пластмасс.
Согласно постановлению главы Администрации Сафоновского района от 21.01.1993 N 38, Сафоновскому заводу пластмасс был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок общей площадью 3660 га для ведения подсобного хозяйства, из которых 4 га. в дальнейшем были переданы Сафоновскому ДРСУ (постановление главы администрации Сафоновского района от 01.03.1993 N 146).
20.10.1999 ГП ПО "Авангард" (ныне ОАО "Авангард") было выдано свидетельство о праве бессрочного пользования землей площадью 3656 га, учтенное комитетом по земельным ресурсам и землеустройству за N 12805. Границы земель, находившихся в бессрочном пользовании ГП ПО "Авангард", были определены в соответствии с прилагаемым к свидетельству планом земель.
В процессе приватизации в 2008 году ГП ПО "Авангард" участок в границах бессрочного пользования был приобретен ОАО "Авангард" в собственность, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, 05.02.2009 сделана запись о регистрации за N 67-67-08/023/2009-121.
В 2012 году ОАО "Авангард" начало проведение кадастровых работ (межевания) с целью уточнения сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 67:17:0000000:144 в порядке статей 16, 36, 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В ноябре 2013 года ОАО "Авангард обратилось в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (Росреестр) по Смоленской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений об объекте недвижимости.
В осуществлении кадастрового учета было отказано на том основании, что границы земельного участка ОАО "Авангард" пересекают границы земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Из полученных сведений следует, что в 2013-2014 году были выполнены работы по формированию и постановке на учет 34 спорных земельных участков, входящих в состав земель лесного фонда, на них зарегистрировано право федеральной собственности. Земельные участки расположены в границах земель подсобного хозяйства ОАО "Авангард".
Ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 67:17:0000000:144 поступил в собственность общества посредством приватизации из федеральной собственности и не относится к земельным участкам, входящим в лесной фонд, право собственности на него было зарегистрировано ранее регистрации федеральной собственности, истец обратился в Арбитражный суд Смоленской области с иском о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил подтвержденности материалами лесоустройства отнесения спорных земельных участков к участкам лесного фонда, являющихся в силу закона федеральной собственностью.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области на основании следующего.
В соответствии со статьей 4 Закона СССР от 17.06.1977 "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик" все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд, который подразделялся на леса государственного значения, то есть леса, находившиеся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городские леса, закрепленные леса (в их число, в частности, входили леса, закрепленные за совхозами) и леса заповедников; колхозные леса, то есть леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
В силу статьи 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 N 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли относятся к землям лесного фонда Российской Федерации. Во владении колхозов, совхозов находились леса, ранее переданные колхозам в бессрочное пользование, а также леса, закрепленные за совхозами (статья 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации).
Согласно статьям 36 и 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 1997 года леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, входят в границы лесного фонда и предоставляются сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования.
Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) от 1997 года определено, что все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие) (статья 8 ЛК РФ от 1997 года).
Действующим в настоящее время законодательством также установлено, что земли лесного фонда, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 8 ЛК РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ, статья 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Из материалов рассмотренного гражданского дела следует, что по состоянию на дату выделения Сафоновскому заводу пластмасс, правопреемником которого является открытое акционерное общество "Авангард", в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка (постановление главы администрации Сафоновского района Смоленской области от 21.01.1993 года N 38), он был учтен как земельный участок, относящийся к лесному фонду и являющийся таковым на момент рассмотрения дела.
Данное обстоятельство подтверждается представленными в дело материалами лесоустройства:
- - планом ведения лесного хозяйства Сафоновского межхозяйственного лесхоза областного производственного объединения "Смоленскмежколхозлес" на период 1985-1994 годов, составленным Белорусским лесоустроительным предприятием Всесоюзного объединения "Леспроект", Гомельская лесоустроительная экспедиция;
- - перспективным планом ведения лесного хозяйства Сафоновского межхозяйственного лесхоза ТОО "Смоленскмежхозлес", составленным в 1996 году Западным государственным лесоустроительным предприятием "Брянсклеспроект", 2-я Брянская лесоустроительная экспедиция;
- - проектом организации и ведения лесного хозяйства Сафоновского сельского лесхоза - филиалом ОГУ "Смоленского управления сельскими лесами на 2006-2015 годы, составленным ФГУП "Западное государственное лесоустроительное предприятие" Федерального агентства лесного хозяйства министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Копии пояснительных записок к планам ведения лесного хозяйства с картами-схемами приобщены к материалам дела.
Материалов об изъятии и переводе земель лесного фонда в земли иных категорий на момент рассмотрения гражданского дела и по настоящее время предоставлено не было. Обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
Необходимо отметить, что правовое регулирование отношений, возникающих в связи с отнесением земельных участков к землям определенной категории или переводом земельных участков из одной категории земель в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, что следует из статьи 1 Федерального закона N 172-ФЗ.
В силу части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Согласно повторному свидетельству о государственной регистрации права от 05.06.2008 серия 67-АБ N 297878 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок, категория: земли лесного фонда с условным номером 67:01\\03:2001:13:0767, общей площадью 136640000 кв. м, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11.04.2001 сделана запись регистрации за номером 67-01\\03-13/2001-767.
Границы земель лесного фонда, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 ЛК РФ).
В силу статьи 4.2. Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Согласно статье 47 Федерального закона от 24.04.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права, на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Федеральный закон N 122-ФЗ), признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным.
Учитывая изложенное, документами, подтверждающими отнесение земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
На основании вышеизложенных норм законодательства и правоустанавливающих документов (материалы лесоустройства, свидетельство о государственной регистрации права, выписки из государственного лесного реестра), следует, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с условным номером 67:01\\03:2001:13:0767 зарегистрировано в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Кроме того, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П, лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России, выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Довод истца о необоснованном отказе в удовлетворении его ходатайства о проведении судебной экспертизы судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку, рассмотрев заявленное ходатайство по правилам статьи 82 АПК РФ, суд первой инстанции с учетом совокупности всех имеющихся в деле доказательств правомерно не усмотрел необходимости в проведении соответствующей экспертизы, не допустив при этом нарушений норм процессуального права.
С учетом изложенного, суд области правильно определил спорные правоотношения и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил имеющие значение для дела обстоятельства.
Выводы суда области об этих обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ.
Поставленные истцом перед экспертом вопросы не относятся к предмету рассматриваемого спора (по сути, сводятся к определению того, относятся ли спорные участки к лесному фонду), в связи с чем отказ суда области в удовлетворении его ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы является обоснованным.
Оснований для удовлетворения ходатайства истца от 22.12.2015 о назначении по делу судебной экспертизы лесоустроительной документации, у суда апелляционной инстанции также не имеется.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей (т. 7, л.д. 88) относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.09.2015 по делу N А62-615/2015 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Ю.А.ВОЛКОВА

Судьи
Е.Н.ТИМАШКОВА
О.Г.ТУЧКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)