Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 01.08.2016 ПО ДЕЛУ N А26-3604/2016

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 августа 2016 г. по делу N А26-3604/2016


Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 01 августа 2016 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Старовойтова И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Талановой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации
к Министерству сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия, Карельской региональной общественной организации "Военное общество охотников и рыболовов Петрозаводского гарнизона"
о признании недействительным соглашения от 25.01.2012 N 010 и о применении последствий недействительности,
при участии представителей:
истца, Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, - Кудринского Е.Н. по доверенности от 21.04.2016,
ответчиков:
- Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия, - Гаврош О.М. по доверенности от 11.01.16,
- Карельской региональной общественной организации "Военное общество охотников и рыболовов Петрозаводского гарнизона", - Тумакова А.С. по доверенности от 18.05.2016, Ковальского С.Ю. по протоколу от 28.05.2012,
установил:

Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец, учреждение, ОГРН: 1107746633521, ИНН: 7704761773; 119435, г. Москва, ул. Пироговская Б., д. 21, корп. 1) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия (далее - ответчик, Министерство, ОГРН: 1041000031930, ИНН: 1001048092; 185035, г. Петрозаводск, ул. Свердлова, д. 8), Карельской региональной общественной организации "Военное общество охотников и рыболовов Петрозаводского гарнизона" (далее - ответчик, общество, ОГРН: 1031002195454, ИНН: 1001027818, 185030, РК, г. ПЕТРОЗАВОДСК, ул. ЛЕСНАЯ, д. 3) о признании недействительным соглашения от 25.01.2012 N 010 и о применении последствий недействительности.
В настоящем судебном заседании представители сторон поддержали ранее изложенные правовые позиции по существу спора.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Между Карельской региональной общественной организацией "Военное общество охотников и рыболовов Петрозаводского гарнизона" и Министерством сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия заключено охотохозяйственное соглашение от 25.01.2012 N 010 о предоставлении земельных и лесных участков в целях добычи охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
В соответствии с п. 2.3 соглашения организации охотников и рыболовов "Карельской региональной общественной организации "Военное общество охотников и рыболовов Петрозаводского гарнизона" передан земельный участок с расположенным в границах данного участка лесным массивом общей площадью 43, 5 тысяч га.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 февраля 1998 г. N 135 определено закрепление лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 2014 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным силам.
В силу пункта 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Правом управления и контроля за использованием лесов и природных ресурсов на территории земель обороны в настоящее время обладает Федеральное государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 Устава федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 2015 года N 297, учреждение осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно картам охотничьих угодий, размещенных на официальном сайте субъекта РФ, земельный участок с лесным массивом, предоставленный в пользование ответчику расположен в границах Хвойного лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала истца в кварталах с 1 по 182 Онежского участкового лесничества Хвойного лесничества Минобороны России.
Данный факт подтвержден также картографическими схемами ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке N 1000/240/14-62054 от 02.07.2014 установлена категория земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земля для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Так же установлено, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 10:20:0000000:99, в границах которого расположены переданные ответчику в пользование охотничьи угодья, является федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.1 ст. 93 Земельного кодекса РФ допускается включать земельные участки, включенные в утвержденный в установленном Правительством РФ порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в границы охотничьих угодий с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.
Положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлять пользование охотничьими ресурсами возникает на основании охотхозяйственного соглашения.
Таким образом, заключение охотхозяйственного соглашения в отношении земель обороны и безопасности, а также расположенных на данных землях лесных участков допустимо только по согласованию с Министерством обороны РФ.
В обоснование иска истец указывает, что документов, подтверждающих согласование Министерством обороны РФ по заключению соглашения/лицензии о предоставлении права пользования объектами животного мира в границах охотничьих угодий на землях обороны и безопасности, общественной организацией охотников и рыболовов "Карельской региональной общественной организацией "Военное общество охотников и рыболовов Петрозаводского гарнизона" в адрес учреждения ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России не представлено, а также не оформлены в установленном порядке земельные правоотношения между Минобороны России и охотпользователем. Размещение охотничьих угодий на территории земельных и лесных участков Министерства обороны РФ нарушает режимность объектов Министерства обороны РФ, в том числе и объектов стратегического назначения. Таким образом, осуществление охотхозяйственной деятельности на землях обороны без оформления в установленном порядке земельных правоотношений и без надлежащего согласования с Минобороны России является прямым нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент заключения оспариваемого соглашения) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно части 1 статьи 166 и части 1 статьи 167 этого же Кодекса ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Заявляя о ничтожности охотхозяйственного соглашения истец ссылается на его заключение ответчиками в отсутствие полученного от Министерства обороны Российской Федерации согласования включения в границы спорного охотничьего угодья земельных участков, предоставленных для нужд обороны, предусмотренного пунктом 5.1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации.
Названная норма права введена в действие 01.04.2010 Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что общество осуществляет пользование животным миром (охота) на предоставленной территории с 15.01.2002 на основании: долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 15.01.2002; договора о предоставлении территории, акватории, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на части территории Прионежского района от 22.11.2004; распоряжения Правительства Республики Карелия о предоставлении территории, акватории, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, от 17.12.2001 N 292р-П.
В соответствии со статьями 33 - 35, 37, 41 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" в редакции, действовавшей до 01.04.2010, юридические лица могли получить право пользования животным миром, включая такой вид пользования, как охота, на основании долгосрочной лицензии - специального разрешения на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира; неотъемлемым элементом выдачи долгосрочной лицензии являлось заключение договора, которым заинтересованному лицу предоставлялась территория (акватория), необходимая для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
В том числе статьей 37 названного Закона было установлено, что для получения такой долгосрочной лицензии заинтересованное лицо должно было подать заявку в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, указав сведения о границах и площади территорий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, и предполагаемый срок такого пользования.
Требования о необходимости согласования включения земельных участков, предоставленных для нужд обороны, в границы охотничьих угодий с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны, ни Закон о животном мире (в указанной редакции), ни иные нормативно-правовые акты, регламентирующие спорные правоотношения сторон в период их возникновения не содержали.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в силу с 01.04.2010 за исключением ряда положений, вступивших в силу с 01.07.2011 (статья 72 данного Закона).
При этом из содержания статьи 71 этого Закона следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели сохраняют право долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов, которое возникло у них на основании долгосрочных лицензий, полученных до 1 апреля 2010 года, до истечения срока действия соответствующей лицензии, если иное прямо не установлено законом; долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов продлению не подлежат; такие юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с проявившими соответствующую инициативу юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в течение трех месяцев с даты их обращения в эти органы.
Из приведенных положений следует, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, допущенным к долгосрочному пользованию животным миром в целях охоты на основании Закона о животном мире, со дня вступления в силу Закона об охоте предоставлена возможность по собственному выбору в установленном порядке заключить без проведения аукциона охотхозяйственное соглашение с соблюдением предусмотренных законом условий.
В этих случаях в качестве основания для заключения охотхозяйственного соглашения выступает действующая долгосрочная лицензия на право пользования животным миром, выданная до вступления в силу Закона об охоте. При этом право заключить охотхохяйственное соглашение без проведения аукциона признается за лицом лишь в отношении охотничьих угодий, указанных в договоре о предоставлении в пользование территории или акватории, заключенного до вступления в силу Закона об охоте.
Поскольку Законом об охоте предусмотрена возможность продлить право пользования животным миром, возникшее у лицензиатов на основании ранее выданных долгосрочных лицензий в границах охотничьих угодий, предоставленных ранее по договору о предоставлении в пользование территории или акватории, путем заключения охотхозяйственного соглашения, то при таких обстоятельствах согласования охотхозяйственных соглашений с Министерством обороны Российской Федерации на предмет включения в границы охотничьих угодий земельных участков, предоставленных для нужд обороны, не требуется.
Спорное охотхозяйственное соглашение было заключено между ответчиками в порядке, регламентированном статьей 71 Закона об охоте на основании соответствующего заявления общества, как следствие, обязательство по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации включения в границы спорного охотничьего угодья земельных участков, предоставленных для нужд обороны, у ответчиков отсутствовало.
Получение согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности предусмотрено для включения земельных участков, включенных в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в границы охотничьих угодий (часть 5.1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации), а не в случае реализации в порядке статьи 71 Закона об охоте права общества на сохранение права долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов, которое у него возникло на основании долгосрочной лицензии с 2002 года.
Довод истца о неправомерности спорного соглашения в связи с отсутствием оформления земельных правоотношений в границах предоставленного Обществу охотничьего угодья также является неправомерным, основанным на неверном толковании норм материального права.
Согласно части 1 статьи 25 Закона об охоте для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Законом, земельным законодательством и лесным законодательством.
Статьей 26 Закона об охоте предусмотрено, что на землях и земельных участках, расположенных в границах охотничьих угодий и не предоставленных в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, осуществляется охота в соответствии с охотхозяйственными соглашениями (часть 2).
Комплексное толкование вышеприведенных норм права свидетельствует об отсутствии у лицензиата, право пользования животным миром которого возникло на основании ранее выданной долгосрочной лицензии, обязательства по получению лесных или земельных участков в пользование (аренду) для осуществления видов деятельности в области охотничьего хозяйства при заключении охотхозяйственных соглашений в порядке статьи 71 Закона об охоте.
На основании изложенного суд признает охотхозяйственное соглашение легитимным, а требования истца - необоснованными, в связи с чем отказывает в удовлетворении иска полностью.
Учитывая, что истец в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, оснований для взыскания последней не имеется.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. В удовлетворении иска федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1107746633521, ИНН: 7704761773) отказать.
2. Решение может быть обжаловано:
- - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4) при условии, что данное решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.
И.В.СТАРОВОЙТОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)