Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Подкопаева А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лютко О.О.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северный берег"
к администрации Костомукшского городского округа
о признании незаконным решения N 2965 от 4 августа 2015 года об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, без проведения торгов,
третьи лица, - Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и организации закупок; казенное учреждение РК "Управление земельными ресурсами",
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Северный берег", - не явился,
от ответчика, администрации Костомукшского городского округа, - Сенчилиной О.П. (доверенность от 11.01.2016),
от третьих лиц, Государственного комитета РК по управлению государственным имуществом и организации закупок, казенного учреждения Республики Карелия "Управление земельными ресурсами", - Беспаловой Ю.В. (доверенности от 25.01.2016, от 04.02.2016),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Северный берег", общество с ограниченной ответственностью "Северный берег" (далее - общество, ООО "Северный берег") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к администрации Костомукшского городского округа (далее - администрация), в котором просит признать незаконным (недействительным) решение N 2965 от 4 августа 2015 года об отказе в предоставлении в аренду, без проведения торгов, земельного участка с кадастровым номером 10:04:0000000:3803, площадью 53 862 м2, расположенного в Республике Карелия, г. Костомукша, район бывшего "финского" стадиона, для проектирования и строительства объекта "Физкультурно-спортивный комплекс".
В отзыве на заявление администрация считает законным и обоснованным отказ в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, просит в удовлетворении требований отказать.
В отзыве на заявление третьи лица, Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и организации закупок и казенное учреждение РК "Управление земельными ресурсами" указывают, что в случае удовлетворения заявленных требований обязанность по исполнению решения суда следует возложить на администрацию.
От общества в суд поступила телефонограмма, из содержания которой следует, что общество просит отложить судебное разбирательство в связи с невозможностью явки в судебное заседание из-за погодный условий.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявленного ходатайства и отложения судебного заседания. Обществом не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих об аномальных погодных условиях, препятствующих явке в суд на автомобильном или железнодорожном транспорте. Погодные условия, о которых указывает представитель общества, не помешали представителю администрации, проживающей в г. Костомукша, прибыть в судебное заседание. Кроме того, предыдущее судебное заседание было отложено по ходатайству представителей общества с целью представления обществом дополнительных доказательств. Однако, на день рассмотрения дела никаких документов, доказательств общество не направило в суд ни почтой, ни факсом, ни иным средством связи. Вышеуказанное свидетельствует о злоупотреблении обществом своими правами и затягивании судебного процесса.
Заслушав представителей администрации и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судом установлено, что 4 августа 2015 г. администрацией в адрес общества направлено письмо, в котором обществу отказано в предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером 10:04:0000000:3803, площадью 53 862 м2, расположенного в Республике Карелия, г. Костомукша, район бывшего "финского" стадиона, для проектирования и строительства объекта "Физкультурно-спортивный комплекс". Основанием для отказа послужило непредставление документов, подтверждающих полномочия лица, обратившегося с заявлением.
Общество указывает, что решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка противоречит пункту 16 статьи 39.15, пункту 22 статьи 39.16, статье 39.17 Земельного кодекса РФ.
Однако ссылка общества на вышеуказанные статьи является неправомерной.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято 26 июня 2012 года, следовательно, предоставление земельного участка в данном случае должно производиться в соответствии со статьями 30 - 32 Земельного кодекса РФ.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 1 ст. 30 ЗК РФ, в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 г.).
Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 г.) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
Согласно п. 8 ст. 31 ЗК РФ (в редакции до 01 марта 2015 г.) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с п. 1 ст. 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 г.) принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествует процедура установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Данная процедура проводится в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, за их счет.
Однако, как следует из представленных доказательств, надлежащего заявления от ООО "Северный берег" в адрес администрации не поступало. Поэтому решение администрации об отказе в предоставлении земельного участка в аренду является правомерным, по следующим основаниям.
Постановлением администрации N 760 от 26 июня 2012 года был утвержден акт выбора земельного участка площадью 53 862 м2, расположенного в г. Костомукша, в районе бывшего "финского" стадиона, для проектирования и строительства объекта "Физкультурно-спортивный комплекс". Этим же постановлением администрация предварительно согласовала обществу сроком на 3 года с момента регистрации постановления указанный земельный участок для проектирования объекта "Физкультурно-спортивный комплекс" и обязала заказчика, ООО "Северный берег", в течение срока действия постановления обеспечить выполнение градостроительного плана земельного участка, проведение проектно-изыскательских работ, утверждение проектно-сметной документации, постановку земельного участка на кадастровый учет и выполнение кадастрового паспорта земельного участка.
25 мая 2015 года в администрацию поступило заявление, подписанное Дубининым С.А., как директором общества, о передаче в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 53 862 м2, с кадастровым номером 10:04:0000000:3803.
Как следует из заявления от 25 мая 2015 года, оно подписано Дубининым С.А., как директором ООО "Северный берег", в то время как оттиск печати на заявлении общества с ограниченной ответственностью "Карельский деловой центр".
Согласно пункту 2 Приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", в случае обращения представителя юридического лица с заявлением о приобретении прав на земельный участок, он должен представить документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, копия которого заверяется должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принимающим заявление, и приобщается к поданному заявлению.
Направленное администрацией в адрес Дубинина С.А. письмо от 25 июня 2015 года с предложением о необходимости представить документ, подтверждающий его полномочия на право подачи заявлений от имени ООО "Северный берег" возвращено в администрацию по истечении срока хранения.
На день подачи заявления у администрации не было сведений о том, что Дубинин С.А. на 25 мая 2015 года являлся директором ООО "Северный берег".
Таким образом, непредставление Дубининым С.А. вместе с заявлением от 25.05.2015 в администрацию документа, подтверждающего его полномочия, в совокупности с неверно оформленными реквизитами заявления от 25 мая 2015 года, явились законными основаниями для отказа обществу в передаче в аренду земельного участка.
Кроме того, после оспариваемого отказа администрацией установлены следующие обстоятельства, подтвержденные в суде соответствующими доказательствами, представленными в судебном заседании 18 февраля 2016 года, и не опровергнутые обществом.
Как следует из заявления Дубинина С.А. от 10.01.2011 г., представленного в администрацию, он просил оформить ранее выделенный ИП Бухаловой Н.А. земельный участок, находящийся вдоль дороги "город - гос. граница", "финский стадион" под строительство стадиона и спортивных сооружений на ООО "Северный берег".
Однако, как следует из сведений, представленных в адрес администрации из инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску, на 10 января 2011 года генеральным директором общества (лицом, полномочным представлять интересы общества без доверенности) являлся Дубинин А.Л.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, Дубинин А.Л. осуществлял полномочия генерального директора общества с 21 июля 2010 года по 16 ноября 2014 года.
Таким образом, администрацией правомерно поставлено под сомнение законность выделения обществу земельного участка в 2012 году.
С учетом изложенного, оспариваемое администрацией решение является законным и обоснованным, а требования общества - не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Судебные расходы отнести на заявителя, общество с ограниченной ответственностью "Северный берег".
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
А.В.ПОДКОПАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 16.03.2016 ПО ДЕЛУ N А26-10173/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 марта 2016 г. по делу N А26-10173/2015
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Подкопаева А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лютко О.О.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северный берег"
к администрации Костомукшского городского округа
о признании незаконным решения N 2965 от 4 августа 2015 года об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, без проведения торгов,
третьи лица, - Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и организации закупок; казенное учреждение РК "Управление земельными ресурсами",
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Северный берег", - не явился,
от ответчика, администрации Костомукшского городского округа, - Сенчилиной О.П. (доверенность от 11.01.2016),
от третьих лиц, Государственного комитета РК по управлению государственным имуществом и организации закупок, казенного учреждения Республики Карелия "Управление земельными ресурсами", - Беспаловой Ю.В. (доверенности от 25.01.2016, от 04.02.2016),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Северный берег", общество с ограниченной ответственностью "Северный берег" (далее - общество, ООО "Северный берег") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к администрации Костомукшского городского округа (далее - администрация), в котором просит признать незаконным (недействительным) решение N 2965 от 4 августа 2015 года об отказе в предоставлении в аренду, без проведения торгов, земельного участка с кадастровым номером 10:04:0000000:3803, площадью 53 862 м2, расположенного в Республике Карелия, г. Костомукша, район бывшего "финского" стадиона, для проектирования и строительства объекта "Физкультурно-спортивный комплекс".
В отзыве на заявление администрация считает законным и обоснованным отказ в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, просит в удовлетворении требований отказать.
В отзыве на заявление третьи лица, Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и организации закупок и казенное учреждение РК "Управление земельными ресурсами" указывают, что в случае удовлетворения заявленных требований обязанность по исполнению решения суда следует возложить на администрацию.
От общества в суд поступила телефонограмма, из содержания которой следует, что общество просит отложить судебное разбирательство в связи с невозможностью явки в судебное заседание из-за погодный условий.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявленного ходатайства и отложения судебного заседания. Обществом не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих об аномальных погодных условиях, препятствующих явке в суд на автомобильном или железнодорожном транспорте. Погодные условия, о которых указывает представитель общества, не помешали представителю администрации, проживающей в г. Костомукша, прибыть в судебное заседание. Кроме того, предыдущее судебное заседание было отложено по ходатайству представителей общества с целью представления обществом дополнительных доказательств. Однако, на день рассмотрения дела никаких документов, доказательств общество не направило в суд ни почтой, ни факсом, ни иным средством связи. Вышеуказанное свидетельствует о злоупотреблении обществом своими правами и затягивании судебного процесса.
Заслушав представителей администрации и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судом установлено, что 4 августа 2015 г. администрацией в адрес общества направлено письмо, в котором обществу отказано в предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером 10:04:0000000:3803, площадью 53 862 м2, расположенного в Республике Карелия, г. Костомукша, район бывшего "финского" стадиона, для проектирования и строительства объекта "Физкультурно-спортивный комплекс". Основанием для отказа послужило непредставление документов, подтверждающих полномочия лица, обратившегося с заявлением.
Общество указывает, что решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка противоречит пункту 16 статьи 39.15, пункту 22 статьи 39.16, статье 39.17 Земельного кодекса РФ.
Однако ссылка общества на вышеуказанные статьи является неправомерной.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято 26 июня 2012 года, следовательно, предоставление земельного участка в данном случае должно производиться в соответствии со статьями 30 - 32 Земельного кодекса РФ.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 1 ст. 30 ЗК РФ, в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 г.).
Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 г.) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
Согласно п. 8 ст. 31 ЗК РФ (в редакции до 01 марта 2015 г.) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с п. 1 ст. 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 г.) принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествует процедура установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Данная процедура проводится в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, за их счет.
Однако, как следует из представленных доказательств, надлежащего заявления от ООО "Северный берег" в адрес администрации не поступало. Поэтому решение администрации об отказе в предоставлении земельного участка в аренду является правомерным, по следующим основаниям.
Постановлением администрации N 760 от 26 июня 2012 года был утвержден акт выбора земельного участка площадью 53 862 м2, расположенного в г. Костомукша, в районе бывшего "финского" стадиона, для проектирования и строительства объекта "Физкультурно-спортивный комплекс". Этим же постановлением администрация предварительно согласовала обществу сроком на 3 года с момента регистрации постановления указанный земельный участок для проектирования объекта "Физкультурно-спортивный комплекс" и обязала заказчика, ООО "Северный берег", в течение срока действия постановления обеспечить выполнение градостроительного плана земельного участка, проведение проектно-изыскательских работ, утверждение проектно-сметной документации, постановку земельного участка на кадастровый учет и выполнение кадастрового паспорта земельного участка.
25 мая 2015 года в администрацию поступило заявление, подписанное Дубининым С.А., как директором общества, о передаче в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 53 862 м2, с кадастровым номером 10:04:0000000:3803.
Как следует из заявления от 25 мая 2015 года, оно подписано Дубининым С.А., как директором ООО "Северный берег", в то время как оттиск печати на заявлении общества с ограниченной ответственностью "Карельский деловой центр".
Согласно пункту 2 Приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", в случае обращения представителя юридического лица с заявлением о приобретении прав на земельный участок, он должен представить документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, копия которого заверяется должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принимающим заявление, и приобщается к поданному заявлению.
Направленное администрацией в адрес Дубинина С.А. письмо от 25 июня 2015 года с предложением о необходимости представить документ, подтверждающий его полномочия на право подачи заявлений от имени ООО "Северный берег" возвращено в администрацию по истечении срока хранения.
На день подачи заявления у администрации не было сведений о том, что Дубинин С.А. на 25 мая 2015 года являлся директором ООО "Северный берег".
Таким образом, непредставление Дубининым С.А. вместе с заявлением от 25.05.2015 в администрацию документа, подтверждающего его полномочия, в совокупности с неверно оформленными реквизитами заявления от 25 мая 2015 года, явились законными основаниями для отказа обществу в передаче в аренду земельного участка.
Кроме того, после оспариваемого отказа администрацией установлены следующие обстоятельства, подтвержденные в суде соответствующими доказательствами, представленными в судебном заседании 18 февраля 2016 года, и не опровергнутые обществом.
Как следует из заявления Дубинина С.А. от 10.01.2011 г., представленного в администрацию, он просил оформить ранее выделенный ИП Бухаловой Н.А. земельный участок, находящийся вдоль дороги "город - гос. граница", "финский стадион" под строительство стадиона и спортивных сооружений на ООО "Северный берег".
Однако, как следует из сведений, представленных в адрес администрации из инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску, на 10 января 2011 года генеральным директором общества (лицом, полномочным представлять интересы общества без доверенности) являлся Дубинин А.Л.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, Дубинин А.Л. осуществлял полномочия генерального директора общества с 21 июля 2010 года по 16 ноября 2014 года.
Таким образом, администрацией правомерно поставлено под сомнение законность выделения обществу земельного участка в 2012 году.
С учетом изложенного, оспариваемое администрацией решение является законным и обоснованным, а требования общества - не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Судебные расходы отнести на заявителя, общество с ограниченной ответственностью "Северный берег".
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
А.В.ПОДКОПАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)