Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОТ 07.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-5591/2017

Требование: О признании незаконным постановления о рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка в собственность, обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов путем принятия решения по вопросу предоставления в собственность испрашиваемого участка, взыскании судебных расходов.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец указывает, что он обратился с заявлением о предоставлении участка в собственность, представив все необходимые документы, однако ему было отказано в связи с несоответствием места расположения участка в градостроительной документации населенного пункта.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 июля 2017 г. по делу N 33а-5591/2017


Судья: Кононова Ю.С.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Воробьевой С.А.
судей Хожаиновой О.В., Терентьевой Н.А.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению З. к Администрации г. Ялты Республики Крым, заинтересованные лица Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялты Республики Крым, о признании незаконным и отмене постановления, обязании совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 февраля 2017 г., которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В., объяснения представителя административного истца Т., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

установила:

З., посредством своего представителя Т., обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, с учетом уточнений заявленных требований, к Администрации города Ялты Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления Администрации города Ялта Республики Крым N-п от 30 декабря 2015 г. "О рассмотрении заявления З. о предоставлении земельного участка, площадью 600 кв. м, в собственность по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав"; обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем принятия решения по вопросу предоставления З. в собственность испрашиваемого земельного участка в порядке завершения оформления прав, взыскании судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что решением Массандровского поселкового совета от 12 марта 2010 г. N 11 "О разрешении на разработку проектов землеустройства по отводу земельных участков" З. было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, ориентировочной площадью 0,0600 га, для ведения садоводства, расположенного по адресу: <адрес>. 8 сентября 2015 г. в порядке завершения оформления прав она обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность, предоставив все необходимые документы. Однако, постановлением Администрации города Ялта Республики Крым N-п от 30 декабря 2015 г. ей было отказано в предоставлении в собственность земельного участка в связи с несоответствием места его расположения градостроительной документации населенного пункта. Административный истец считает оспариваемое постановление незаконным, поскольку проектируемый к отводу земельный участок по виду функционального использования отнесен к землям "для ведения садоводства", которому соответствует вид разрешенного использования "садоводство". Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 февраля 2017 г. требования административного искового заявления З. удовлетворены, признано незаконным постановление Администрации г. Ялты Республики Крым N-п от 30 декабря 2015 г. "Об отказе З. в предоставлении в собственность земельного участка, общей площадью 600 кв. м, в порядке завершения оформления прав, расположенного по адресу: <адрес>"; на Администрацию г. Ялта Республики Крым возложена обязанность в течение 20 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление З. от 8 сентября 2015 г. о предоставлении в ее собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок, площадью 600 кв. метров, по адресу: <адрес>, и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств; в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также З. об исполнении решения по административному делу; с администрации г. Ялта Республики Крым в пользу З. взысканы судебные расходы в размере 12 540 рублей.
Не согласившись с постановленным решением, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты Республики Крым подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить состоявшийся по делу судебный акт, постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Считает, что решение постановлено с нарушением норм материального и процессуального права, судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции ошибочны и не соответствуют обстоятельствам дела.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца Т. представлены возражения о законности судебного акта суда первой инстанции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец З. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя.
Представитель административного истца Т. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Администрация г. Ялты Республики Крым, заинтересованные лица - Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялты Республики Крым явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.
Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что решением Массандровского поселкового совета АР Крым 35 сессии 5 созыва от 12 марта 2010 г. N 11 "О разрешении на разработку проектов землеустройства по отводу земельных участков" З. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность для ведения садоводства по адресу: <адрес>, ориентировочным размером 0,0600 га (подпункт 1.130 пункта 1).
8 сентября 2015 г. З., посредством своего представителя, обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении ей в собственность испрашиваемого земельного участка на основании указанного выше решения от 12 марта 2010 г. N 11 в порядке завершения оформления прав с видом разрешенного использования: для ведения садоводства.
Указанное заявление было принято Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым к рассмотрению, 8 сентября 2015 г. направлен запрос о земельном участке З. в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым.
1 октября 2015 г. начальнику Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым был предоставлен ответ N 01.2-02/6769, за подписью начальника Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, в котором указано, что Департамент не согласовывает земельный участок З., расположенный по адресу: <адрес>, для ведения садоводства, так как он находится на территории земельного участка с видом функционального использования "охранная зона ЛЭП и частично усадебная застройка", в связи с чем, в данной зоне не предусмотрено размещение садоводства.
Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым N-п от 30 декабря 2015 г. "О рассмотрении заявления З. о предоставлении земельного участка, площадью 600 кв. м, в собственность по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав" административному истцу было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, площадью 600 кв. м, в порядке завершения оформления прав, с кадастровым номером N, из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, в границах, указанных в кадастровом паспорте, в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта (часть 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым").
Удовлетворяя заявленные требования административного искового заявления З., суд первой инстанции пришел к выводу, что выделение административному истцу земельного участка для ведения садоводства по виду его разрешенного использования соответствует действующей градостроительной документации; нахождение земельного участка в охранной зоне электропередач является по существу обременением, которое предусматривает возможность предоставления его в собственность граждан, но использование которого возможно в особых условиях при наличии соответствующего контроля со стороны федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный энергетический надзор. Также суд первой инстанции указал, что Администрацией города Ялта Республики Крым не была в полном объеме проведена проверка на предмет соответствия места расположения испрашиваемого истцом земельного участка градостроительной документации; не было учтено, что вид разрешенного использования испрашиваемого истцом в собственность земельного участка соответствует его функциональному использованию, вид которого определен градостроительной документацией пгт. Массандра, предусмотренных законом ограничений на предоставление такого земельного участка в собственность не имеется. В связи с указанным, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое постановление Администрации города Ялта Республики Крым об отказе в предоставлении З. в собственность земельного участка по основаниям не соответствия места его расположения градостроительной документации населенного пункта не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нарушает права, свободы и законные интересы истца, в связи с чем ее исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции не соглашается в силу следующего.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), переоформление прав, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, должно быть завершено до 1 января 2019 года, а в части 4 - до 1 января 2018 года. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
До установления границ населенных пунктов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации границы населенных пунктов определяются в соответствии с документацией по землеустройству, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона, а в случае ее отсутствия - в соответствии с генеральными планами населенных пунктов, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона (статья 6 Закона N 38-ЗРК).
Согласно статье 7 Закона N 38-ЗРК, разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (часть 1 статьи 13 Закона N 38-ЗРК).
В силу части 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (пункт 1 Порядка).
В силу пункта 12 Порядка, основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона.
В соответствии со статьей 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014 г. N 78 к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом.
Во исполнение постановления Совета Министров Республики Крым решением Ялтинского городского совета N 37 от 30 марта 2015 г. были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым (далее Правила N 37).
Пунктом 4 решения Ялтинского городского совета определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент).
Из материалов дела следует, что при вынесении оспариваемого решения Администрацией города Ялты Республики Крым были приняты во внимание выводы Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым от 1 октября 2015 г. N 01.2-02/6769.
Согласно указанным выводам Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым от 1 октября 2015 г. N 01.2-02/6769 Департамент не согласовывает земельный участок З., расположенный по адресу: <адрес> для ведения садоводства, так как он находится на территории земельного участка с видом функционального использования "охранная зона ЛЭП и частично усадебная застройка", в связи с чем, в данной зоне не предусмотрено размещение садоводства.
При формировании ответа Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым использовал Генеральный план пгт. Массандра, утвержденный решением 37 сессии Массандровского поселкового совета 6 созыва N 1 от 23 июля 2013 г.
Федеральный законодатель в порядке реализации возложенных на него полномочий в Земельном кодексе Российской Федерации, в абзаце четвертом пункта 2 статьи 89, установил, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки; порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории охранных зон определяются на основании постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон").
Охранная зона объектов электросетевого хозяйства устанавливается в целях обеспечения безопасного функционирования и эксплуатации, исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства (п. п. 1, 2 Правил).
В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (п. 8 Правил).
Учитывая приведенные выше законоположения и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что принимая постановление N-п от 30 декабря 2015 г. и отказывая в предоставлении испрашиваемого земельного участка на основании ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК, административный ответчик действовал в пределах полномочий, постановление принято с соблюдением требований нормативных правовых актов о его форме и виде, а также при соблюдении процедуры его принятия.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности оспариваемого постановления административного ответчика. Основания для отмены указанного постановления отсутствуют.
При указанных обстоятельствах также не имеется правовых оснований для удовлетворения требований в части обязания административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, свобод, законных интересов З. путем принятия решения по вопросу предоставления административному истцу в собственность испрашиваемого земельного участка в порядке завершения оформления прав.
В связи с указанным, доводы апелляционной жалобы Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты Республики Крым следует признать обоснованными, являющимися достаточным основанием для отмены обжалуемого решения суда.
В силу части 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 февраля 2017 г. по административному делу N 2а-926/2017 отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления З. к Администрации г. Ялты Республики Крым, заинтересованные лица Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялты Республики Крым, о признании незаконным и отмене постановления, обязании совершить определенные действия - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий
С.А.ВОРОБЬЕВА

Судьи
О.В.ХОЖАИНОВА
Н.А.ТЕРЕНТЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)