Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 07.11.2017 N Ф02-5244/2017 ПО ДЕЛУ N А19-2445/2017

Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа, обязании рассмотреть заявление об утверждении акта выбора лесного участка.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Обществу было отказано в утверждении акта выбора лесного участка в связи с тем, что перевод земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения действующим законодательством не предусмотрен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2017 г. по делу N А19-2445/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Сонина А.А., Шелеминой М.М.,
при участии в открытом судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Родник Прибайкалья" - Попеско Д.Ю. (доверенность от 09.02.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 мая 2017 года по делу N А19-2445/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Пугачев А.А., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Родник Прибайкалья" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 30.12.2016 N 02-91-13653/16; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления общества об утверждении акта выбора лесного участка в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04 мая 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2017 года, заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ министерства, выраженный в письме от 30.12.2016, как не соответствующий Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий".
В кассационной жалобе министерство просит принятые по делу судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель настаивает на невозможности перевода испрашиваемого земельного участка из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель общества возразил против доводов кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" от 05.09.2017), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 08.12.2016 общество обратилось с заявлением об утверждении акта выбора лесного участка, расположенного по адресу: Иркутское лесничество, Хомутовское участковое лесничество, Пригородная дача, квартал N 140, выделы 20, 21, 22, 37, 38, общей площадью 12 га, для перевода в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Письмом от 30.12.2016 N 02-91-13653/16 министерство сообщило об отказе в утверждении акта выбора лесного участка, указав, что в связи с поступившим в июле 2014 года представлением Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры N 07-15б-14/1181 "Об устранении нарушений лесного законодательства", перевод земель лесного фонда для целей, заявленных обществом, действующим законодательством не предусмотрен.
Общество посчитав, что указанный отказ является незаконным, обратилось в суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Общество 08.12.2016 обратилось с заявлением о согласовании акта выбора вышеуказанного лесного участка для перевода участка из состава земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Пунктами 3 и 4 Положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий", предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений в месячный срок с даты обращения заявителя обеспечивает выбор участка земель лесного фонда и проведение процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими органами исполнительной власти, результаты выбора участка земель лесного фонда оформляются актом выбора с приложением к нему плана (чертежа), которые являются основанием для подготовки документации, обосновывающей перевод в заявленных целях. Заявитель обеспечивает формирование обязательной документации и вместе с ходатайством предоставляет ее в соответствующий орган.
В силу пункта 7 Положения орган, указанный в пункте 3 Положения, в 2-недельный срок с даты представления заявителем указанной в пункте 4 настоящего Положения документации представляет ее в Федеральное агентство лесного хозяйства либо возвращает заявителю материалы с обоснованием причин возврата.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций проанализировали содержание письма министерства и пришли к выводу о том, что ходатайство общества от 08.12.2016 рассмотрено министерством по существу, по нему принято соответствующее решение.
Вместе с тем, по существу решение о переводе из одной категории в другую принимается уполномоченным федеральным органом государственной власти.
Министерство наделено лишь функцией обеспечения выбора земельного участка из земель лесного фонда, посредством оформления и утверждения распоряжением акта выбора лесного участка для перевода в категорию земель сельскохозяйственного назначения лесного участка, проведения процедуры согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими органами исполнительной власти.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона N 172-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий", принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что действия министерства не соответствуют требованиям Федерального закона N 172-ФЗ и нарушают права общества, в связи с чем на основании статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворили заявление общества, обязав министерство вновь рассмотреть представленное обществом заявление.
Суды исходили из того, что в компетенцию министерства не входит рассмотрение по существу ходатайства о переводе лесного участка в земли сельскохозяйственного назначения.
Доводы заявителя кассационной жалобы относительно невозможности перевода испрашиваемого земельного участка из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения отклонены судами, поскольку правомерность (неправомерность) самого перевода не является предметом настоящего спора.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 мая 2017 года по делу N А19-2445/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Д.И.ШЕЛЕГ

Судьи
А.А.СОНИН
М.М.ШЕЛЕМИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)