Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.08.2017 N 15АП-10828/2017 ПО ДЕЛУ N А32-8504/2017

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2017 г. N 15АП-10828/2017

Дело N А32-8504/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харатян А.А.,
при участии:
от общества: представитель Корнеев Д.В. по доверенности от 01.06.2016, паспорт
- от департамента: представитель не явился, извещен;
- от третьих лиц: представитель не явились, извещены;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края,
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.05.2017 по делу N А32-8504/2017,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дружба",
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края,
при участии третьих лиц Администрации муниципального образования Кущевский район, публичного акционерного общества "Кубаньэнерго", публичного акционерного общества "Газпром", общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар",
об оспаривании отказа в предоставлении права выкупа земельного участка, об обязании принять решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка и направлении проекта договора купли-продажи,
принятое судьей Семушиным А.В.,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Дружба" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ:
- - признать действия (бездействия) Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившиеся в отказе в предоставлении права выкупа земельного участка с кадастровым номером 23:17:0101004:0005 общей площадью 549 925 м/2, расположенного по адресу Краснодарский край, Кущевский район, Кущевский СО незаконными;
- - обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края принять решение о предоставлении в собственность за плату ООО "Дружба" земельного участка с кадастровым номером 23:17:0101004:0005 общей площадью 549 925 м2, расположенного по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, Кущевский СО, а также подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи данного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования Кущевский район; ПАО "Кубаньэнерго"; ПАО "Газпром"; общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2017 уточненные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что требования общества по своей форме не соответствуют требования процессуального закона, поскольку не содержат необходимых реквизитов, а именно: не указана дата совершения неправомерного действия либо реквизиты оспариваемого акта. Обществом пропущен срок обжалования отказов департамента от 17.08.2013 и от 03.11.2016. заявление общества от 12.12.2016 не соответствует требованиям закона, поскольку данное обращение подано в нарушение административного порядка (ст. 39.17 ЗК РФ) и фактически является письмом на имя руководителя департамента.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
В судебном заседании 10.08.2017 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 17.08.2017 до 15 час. 40 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.
Департамент и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество на основании договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, N 8817000274 от 04 мая 2008 года, зарегистрированного Федеральной регистрационной службой по Краснодарскому краю 02 сентября 2008 года, является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:17:0101004:0005 общей площадью 549 925 ж2, расположенного по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, Кущевский СО.
Согласно выписке из ЕГРП правообладателем данного земельного участка является Краснодарский край, в связи с чем, ООО "Дружба" обратилось в Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - Департамент) с заявлением от 19 июля 2016 года о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату.
Письмом N 52-20738/16-32-20 от 17 августа 2016 года (копия прилагается) Департамент отказал в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату испрашиваемого земельного участка.
Отказ мотивирован тем, что в границах испрашиваемого земельного участка расположены линии электропередач ВЛ-110 кВ "Степная-НПС-Кущевская" (96 бетонных столбов, 1 металлический столб), ВЛ-110 кВ "Шкуринская-Кущевская", ВЛ-35 кВ "Кущевская-Раздольная" (8 бетонных столбов), ВЛ-10 кВ (14 бетонных столбов, 10 бетонных столбов на двух опорах) филиала ОАО "Кубаньэнерго" Ленинградские электрические сети, магистральный газопровод (давление 9,8 МПа, ДУ 1420x3 мм), линейный крановый узел (15 x 15 м). Кроме того, в границах земельного участка расположена гравийная дорога общего пользования.
В целях приведения в соответствие арендуемого земельного участка условиям действующего договора аренды для последующего его выкупа ООО "Дружба" 05 октября 2016 года обратилось в Департамент с заявлением, в котором просило произвести вычленение из земельного участка с кадастровым номером 23:17:0101004:0005 линий электропередач ВЛ-110 кВ "Степная-НПС-Кущевская" (96 бетонных столбов, 1 металлический столб), ВЛ-110 кВ "Шкуринская-Кущевская", ВЛ-35 кВ "Кущевская-Раздольная" (8 бетонных столбов), ВЛ-10 кВ (14 бетонных столбов, 10 бетонных столбов на двух опорах) филиала ОАО "Кубаньэнерго" Ленинградские электрические сети, магистрального газопровода (давление 9,8 МПа, ДУ 1420 x 3 мм), линейного кранового узла (15x15 м), гравийной дороги общего пользования путем раздела земельного участка с его сохранением в измененных границах.
Ответным письмом Департаментом N 52-31493/16-37-0 от 03 ноября 2016 года обществу для образования указанных в заявлении земельных участков путем утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории было предложено самостоятельно обратиться в Департамент с соответствующим заявлением.
Данным письмом Департамента фактически предлагается обществу произвести формирование нового земельного участка, свободного от каких-либо обременении, путем формирования его из земельного участка, находящегося в государственной собственности и уже арендуемого обществом.
Не согласившись с данным ответом, общество 12 декабря 2016 вновь обратилось в Департамент с заявлением, в котором просило произвести вычленение из испрашиваемого земельного участка обремененных земельных участков путем его раздела с сохранением в измененных границах и предоставить ООО "Дружба" в собственность за плату данный земельный участок.
Ответным письмом N 52-325/17-37-06 от 11 января 2017 года Департамент указал, что в случае необходимости и законодательной возможности ООО "Дружба" вправе обратиться в Департамент с соответствующими заявлениями о формировании либо предоставлении интересующих земельных участков, тем самым отказывая в удовлетворении заявленной просьбы.
Заявитель не согласный с указанными действиями (решениями) уполномоченного органа Краснодарского края обратился в суд с заявленными требованиями.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о законности оспариваемых обществом решения и постановления управления.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
Согласно части 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Следовательно, предъявление требования, с учетом характера нарушения права, должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица.
Как следует из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Поскольку законодательство не ограничивает возможность применения различных способов для защиты субъектом хозяйственной деятельности предполагаемого нарушенного права, суд полагает подлежащим рассмотрению по существу заявленного в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения такого требования необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких действий (бездействия), решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие).
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, при рассмотрении указанной категории дел, арбитражный суд устанавливает соответствие ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
В соответствии с положениями ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 01.03.2015, без проведения торгов осуществляется продажа, в частности:
- земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Закон N 101-ФЗ).
К числу участков, исключенных из сферы действия данного Закона, испрашиваемый заявителем в собственность земельный участок не относится (пункт 1 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель (в редакции, действующей с 01.03.2015).
Ранее пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ устанавливал норму, согласно которой переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" определено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи, за исключением (помимо других случаев) участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этих участков.
По смыслу названных норм законов Российской Федерации и Краснодарского края, гражданином или юридическим лицом может быть приобретен в собственность не любой земельный участок, а переданный ему в аренду участок из земель сельскохозяйственного назначения, при условии его надлежащего использования.
Согласно Положению о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утв. постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345) Департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Департамент осуществляет реализацию государственной политики в области имущественных и земельных отношений, приватизации государственного имущества, за исключением вопросов, регулируемых жилищным законодательством Российской Федерации.
Департамент является органом исполнительной власти Краснодарского края, наделенным правами юридического лица, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет лицевой счет, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие штампы и бланки.
Заключает договоры купли-продажи, мены, аренды, безвозмездного пользования, соглашения об установлении сервитутов (принимает решение об отказе в заключении соглашения об установлении сервитута), соглашения о перераспределении, выступая стороной по сделкам, принимает решение о перераспределении (об отказе в перераспределении) земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 3.10.3. Положения).
Таким образом, заинтересованное лицо определено заявителем верно.
Для возникновения у заявителя права на приобретение участка сельскохозяйственного назначения в собственность без торгов заявитель должен являться арендатором земельного участка, в течение определенного законом времени (не менее 3 лет), надлежащим образом исполнять свои обязанности арендатора, использовать участок по назначению.
ООО "Дружба" на основании договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, N 8817000274 от 04 мая 2008 года, зарегистрированного Федеральной регистрационной службой по Краснодарскому краю 02 сентября 2008 года, является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:17:0101004:0005 общей площадью 549 925 м2, расположенного по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, Кущевский СО.
Следовательно, заявитель является арендатором земельного участка более трех лет.
Первое условие - наличие у заявителя статуса арендатора, наличие арендных отношений - материалами дела подтверждено.
Надлежащее использование заявителем спорного земельного участка департаментом имущественных отношений Краснодарского края не оспаривается.
Основаниями в отказе в предоставление земельного участка явилось расположение границах испрашиваемого земельного участка линии электропередач ВЛ-110 кВ "Степная-НПС-Кущевская" (96 бетонных столбов, 1 металлический столб), ВЛ-110 кВ "Шкуринская-Кущевская", ВЛ-35 кВ "Кущевская-Раздольная" (8 бетонных столбов), ВЛ-10 кВ (14 бетонных столбов, 10 бетонных столбов на двух опорах) филиала ОАО "Кубаньэнерго" Ленинградские электрические сети, магистральный газопровод (давление 9,8 МПа, ДУ 1420 x 3 мм), линейный крановый узел (15 x 15 м). Кроме того, департамент указывает то, что в границах земельного участка расположена гравийная дорога общего пользования.
Судом первой инстанции исследованы указанные доводы и установлено следующее.
Действительно, на земельном участке располагаются линии электропередач ВЛ-110 кВ "Степная-НПС-Кущевская" (96 бетонных столбов, 1 металлический столб), ВЛ-110 кВ "Шкуринская-Кущевская", ВЛ-35 кВ "Кущевская-Раздольная" (8 бетонных столбов), ВЛ-10 кВ (14 бетонных столбов, 10 бетонных столбов на двух опорах) филиала ОАО "Кубаньэнерго" Ленинградские электрические сети, магистральный газопровод (давление 9,8 МПа, ДУ 1420 x 3 мм), линейный крановый узел (15 x 15 м).
В силу пункта 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02,2009 N 160.
Согласно пункту 2 Правил в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Согласно пункту 4 Правил земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.
Таким образом, особые условия использования земельного участка не являются препятствием для передачи земельного участка в собственность, а налагают на пользователей земельных участков обязанность предпринимать все зависящие от них меры, способствующие обеспечению сохранности этих линий, и запрет на осуществление любых действий, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или), повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (пункт 8 Правил).
Аналогичное нормативное регулирование установлено и в отношении земельных участков, по которым проходят газопроводы - пункты 7, 14 - 16, 46 - 48 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридическим лицам предоставлено право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких, земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2016 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Таким образом, линейные объекты (линии электропередач, телефонные линии, газопроводы, водопроводы и т.д.) сами по себе не относятся в категории зданий, строений и сооружений, принадлежность которых порождает исключительное право их собственников на приватизацию земельных участков.
В материалах дела отсутствуют доказательства предоставления частей испрашиваемого земельного участка для размещения ЛЭП и подземного газопровода собственникам указанных линейных, объектов на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Электросетевой комплекс ПС-35/10 кВ "Полтавченская" с прилегающими ВЛ и ПС, который принадлежит на праве собственности ПАО "Кубаньэнерго": свидетельство о государственной регистрации права от 12.07.2012 серия 23-АК N 806543 (недвижимое имущество). На земельном участке находится 10 опор воздушной линии электропередачи В Л 35 кВ "Кущевская-Раздольная", входящей в состав ЭСК ПС-35/10 кВ "Полтавченская" с прилегающими ВЛ и ПС.
Земельный участок с кадастровым номером 23:17:0101004:5 входит в охранную зону следующих воздушных линий электропередачи:
- - ВЛ-35 кВ" Кущевская-Раздольная" в составе электросетевого комплекса ПС-35/10 кВ "Полтавченская" с прилегающими В Л и ПС, решение о внесении кадастровых сведений в ГКН от 31.05.2013 N 2343/5/13-223779, учетный номер 23.17.2.21;
- - ВЛ 110 кВ "Степная-НПС-Кущевская" в составе ЭСК ПС-110/35/6 кВ "Кущевская" с прилегающими ВЛ и ПС, решение о внесении кадастровых сведений в ГКН от 31.05.2013 N 2343/5/13-223796, учетный номер 23.17.2.20.
- ВЛ 110 кВ "Шкуринская-Кущевская" в составе ЭСК ПС-110/35/6 кВ "Шкуринская" с прилегающими ВЛ и ПС и отпайкой, решение о внесении кадастровых сведений в ГКН от 31.05.2013 N 2343/5/13-223124, учетный номер 23.17.2.18.
В соответствии с пунктом 4 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 земельные участки из землепользования не изымаются.
Согласно государственному акту на право бессрочного (постоянного) пользования землей КК-2 N 351 и приложенному к нему чертежу границ земель, указанный акт был выдан сетевой организацией лишь на земельные участки, занятые производственными базами, электрическими подстанциями.
Доказательства предоставления частей испрашиваемого земельного участка для размещения ЛЭП на праве постоянного (бессрочного) пользования в материалах дела отсутствуют.
Также не может быть основанием для отказа в предоставлении права выкупа земельного участка нахождение в его границах линейного кранового узла (15 x 15 м), являющегося элементом запорной арматуры линейного газопровода.
Правила установления охранных зон объектов газового хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Правил в состав газораспределительных сетей входят наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них запорной арматурой.
Виды и размеры охранных зон, устанавливаемых для газораспределительных сетей, определяются в соответствии с пунктами 7 - 9 Правил.
Пунктом 14 Правил определяются ограничения (обременения), налагающиеся на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации.
Как следует из пунктов 47 - 48 Правил, земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременении), устанавливаемых настоящими Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке. Установление охранных зон газораспределительных сетей не влечет запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах.
Таким образом, линейный крановый узел, относящийся к газораспределительной системе, сам по себе не относится к категории зданий, строений и сооружений, принадлежность которых порождает исключительное право их собственников на приватизацию земельных участков, и его нахождение на испрашиваемом земельном участке не может являться основанием для отказа в предоставлении обществу права выкупа данного земельного участка.
Аналогичная правовая позиция высказана в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.10.2016 N Ф08-6737/2016.
Кроме того судом исследована кадастровая выписка на земельный участок и установлено то, что имеются сведения об установленных охранных зонах в отношении линейных объектов.
Для определения границ земельного участка, на котором расположена данная дорога, общество 06 марта 2017 г. обратилось к кадастровому инженеру Шевченко А.М. (квалификационный аттестат 23-10-159) с соответствующим заявлением (копия прилагается).
07 марта 2017 г. в ходе проведения кадастровых работ было установлено, что в границах земельного участка с к.н. 23:17:0101004:5 расположена гравийная дорога площадью для обслуживания объекта газовой промышленности. Дорог общего пользования с твердым покрытием (гравийных) на данном земельном участке нет, что подтверждается Актом о сдаче межевых (граничных) знаков на наблюдение за сохранностью от 07 марта 2017 г. (копия прилагается).
В результате выполненных кадастровых работ кадастровым инженером Шевченко А.М. было выдано заключение исх. N 77 от 19 апреля 2017 г. (копия имеется в деле), согласно которому на земельном участке с к.н. 23:17:0101004:5 находится дорога с твердым покрытием для обслуживания объекта газовой промышленности. Других гравийных дорог общего пользования на участке нет.
Таким образом, единственная гравийная дорога, находящаяся в границах испрашиваемого участка, является внутрихозяйственной дорогой и предназначена для обслуживания объекта газовой промышленности, расположенного на спорном участке, и не может препятствовать выкупу обществом данного земельного участка.
Следовательно, общество узнало о незаконности отказа департамента в предоставлении права выкупа спорного земельного участка не в момент получения данного отказа, а в момент когда узнало о действительном статусе оговоренной гравийной дороги, т.е. 07 марта 2017 г., в момент проведения кадастровых работ по определению ее местоположения.
Кроме того, при исследовании представленного департаментом акта обследования земельного участка от 27.07.2016 г. N 915, составленного ГКУ КК "Кубаньземконтроль", было установлено, что в нем отсутствуют сведения о том, что данная гравийная дорога является дорогой общего пользования.
На основании вышесказанного следует вывод, что довод заявителя апелляционной жалобы о том, что был пропущен срок обжалования отказа департамента, выраженного в письме от 17 августа 2016 г. является безосновательным, так как ООО "Дружба" стало известно о незаконности данных действий только 07 марта 2017 г., в момент проведения кадастровых работ по определению границ земельного участка, занятым спорной гравийной дорогой, а заявление в Арбитражный суд об обжаловании данных действий (бездействий) департамента было подано 11 марта 2017 г., т.е. в пределах трехмесячного срока на обжалование.
Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам отнесены земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (подпункт 23 пункта 2 статьи 2).
Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога определена как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1 статьи 3).
Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, на основании проектной документации, с предварительным получением разрешения на строительство, реконструкцию и последующим вводом в эксплуатацию (пункт 5 статьи 10, статья 16).
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания закона.
Стабильность гражданского оборота обеспечивается законодательно установленной необходимостью государственной регистрации прав только на недвижимые вещи.
Объекты, которые хотя прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью, а рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, на котором они находятся, представляют собой его неотъемлемую составную часть, а потому, следуют его юридической судьбе.
Замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. Такое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта.
Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.
Такие объекты не являются сооружениями и не подлежат государственному кадастровому учету.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что гравийная автодорога в границах спорного земельного участка, возводилась как сооружение на основании проектной документации и разрешения на строительство, а также вводилась в эксплуатацию.
Аналогичные правовые позиции нашли отражение в пункте 38 Постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.12.2008 N 9626/08, от 17.01.2012 N 4777/08, от 04.09.2012 N 3809/12, от 28.05.2013 N 17085/12.
Как верно указал суд первой инстанции, заявитель формулирует заявленные требования, как о признании незаконными решений департамента имущественных отношений Краснодарского края.
В данном случае заявитель считает, что первоначально ему было неправомерно отказано, в предоставлении земельного участка в собственность, а дальнейшем обращения не прерывают срок на оспаривание указанного решения.
Кроме того заявитель при обращении с заявлением от 12 декабря 2016 вновь просил вычленить из испрашиваемого земельного участка обремененные земельные участки путем его раздела с сохранением в измененных границах и предоставить ООО "Дружба" в собственность за плату земельный участок с приложением земельного участка.
Письмом N 52-325/17-37-06 от 11 января 2017 года Департамент указал, что в случае необходимости и законодательной возможности ООО "Дружба" вправе обратиться в Департамент с соответствующими заявлениями о формировании либо предоставлении интересующих земельных участков, тем самым отказывая в удовлетворении заявленной просьбы.
Однако фактически повторное обращение заявителя о предоставлении в собственность земельного участка департаментом имущественных отношений Краснодарского края не рассмотрено.
При этом с учетом состоявшегося ранее решения департамента имущественных отношений Краснодарского края говорить о явном бездействии органа власти недопустимо.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Судебные акты арбитражных судов в силу норм ст. 2 АПК РФ не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
Признавая незаконным бездействие органа государственной власти или органа местного самоуправления, суд вправе обязать этот орган совершить какое-либо из предусмотренных законом действий, не ограничивая при этом право органа, чье бездействие оспаривается, на совершение того или иного действия.
В случае последующего несогласия с совершенными заинтересованным лицом действиями во исполнение решения суда заявитель вправе обжаловать эти действия.
Право на судебную защиту гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации. Это право является непосредственно действующим и предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
В связи с этим при рассмотрении данного спора с учетом состоявшихся обращений и решений (ответов) суд первой инстанции верно посчитал, что восстановление нарушенного права не должно формально ограничиваться подтверждением факта не рассмотрения последнего заявления, а в совокупности дать оценку действиям уполномоченного органа.
Иное бы умаляло предусмотренное статьей 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту и не соответствовало требованиям реального обеспечения прав и свобод граждан правосудием.
На основании изложенного, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о необходимости признания действия (бездействие) Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившиеся в отказе в предоставлении права выкупа земельного участка с кадастровым номером 23:17:0101004:0005 общей площадью 549 925 м/2, расположенного по адресу Краснодарский край, Кущевский район, Кущевский СО незаконными.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы департамента, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм земельного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявления.
Таким образом, решение суда от 23.05.2017 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2017 по делу N А32-8504/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объеме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)