Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.11.2017 N 21АП-2201/2017 ПО ДЕЛУ N А83-7447/2016

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2017 г. по делу N А83-7447/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2017.
В полном объеме постановление изготовлено 30.11.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тарасенко А.А., судей Евдокимова И.В. и Сикорской Н.И.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Мамбетовым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества "Трест Шахтспецстрой", Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.08.2017 по делу N А83-7447/2016 (судья Гайворонский В.И.)
по иску администрации города Алушты Республики Крым
к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым, акционерному обществу "Трест Шахтспецстрой"
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма"
о признании сделки недействительной
при участии в судебном заседании:
- от администрации города Алушты Республики Крым - Мухамадеев С.А. по доверенности от 16.03.2017;
- от акционерного общества "Трест Шахтспецстрой" - Копылова Л.Н. по доверенности от 10.10.2016, Тюнина Н.С. по доверенности от 15.11.2017, Акацкая М.А. по доверенности от 15.11.2017,
установил:

администрация города Алушты Республики Крым (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - Министерство), акционерному обществу "Трест Шахтспецстрой" (далее - общество), в котором просит признать недействительным лицензионное соглашение (договор) от 18.11.2015, заключенное между Министерством и обществом; применить последствия недействительности ничтожной сделки; признать недействительной лицензию на пользование недрами СИМ 50101 ВЭ, зарегистрированную Министерством 18.11.2015 в реестре за N 96; прекратить право пользования недрами обществу, а именно: право на разведку и добычу части запасов участка Аланчукский (скважина N 5939), участка Андрусский (скважина N 5940) горного месторождения подземных вод для хозяйственно-питьевого и коммунально-бытового водоснабжения населения. Исковые требования мотивированы тем, что ответчиками не установлены границы земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами, не определены границы участка недр.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23.08.2017 по делу исковые требования удовлетворены частично. Лицензионное соглашение от 18.11.2015, заключенное между Министерством и обществом, а также лицензия на пользование недрами СИМ 50101 ВЭ, зарегистрированная Министерством 18.11.2015 в реестре за N 96, признаны недействительными. Прекращено право пользования недрами обществу, а именно: право на разведку и добычу части запасов участка Аланчукский (скважина N 5939), участка Андрусский (скважина N 5940) горного месторождения подземных вод для хозяйственно-питьевого и коммунально-бытового водоснабжения населения. Суд первой инстанции, со ссылкой на пункты 3, 4 Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, утвержденного Правительством РФ от 03.05.2012 N 429, руководствовался тем, что описание границ участка недр подлежит включению в лицензию на пользование недрами в качестве ее неотъемлемой составной части. Суд первой инстанции отметил, что определение координат скважин не является определением границ участка.
Не согласившись с указанным решением суда, Министерство обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что лицензия, выданная Министерством обществу, соответствует требованиям действующего законодательства.
Не согласившись с указанным решением суда, общество также обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Считает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что документы, прилагаемые к лицензии, не содержат координаты границ участков пользования недрами, границы недр в настоящее время не имеют координат, что не запрещено действующим законодательством. Указывает, что предоставление лицензии с установлением предварительных границ горного отвода соответствует закону.
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, государственное унитарное предприятие Республики Крым "Вода Крыма" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем рассмотрение жалобы возможно в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представители общества и администрации в судебном заседании поддержали соответственно апелляционную жалобу и возражения против нее.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав представителей общества и администрации, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим частичной отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Министерством 17.11.2015 обществу выдана лицензия на пользование недрами СИМ N 50101 ВЭ с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча части запасов участка Алачукский (скважина N 5939), участка Андусский (скважина N 5940) горного месторождения подземных вод (далее - участок недр) для хозяйственно-питьевого и коммунально-бытового водоснабжения населения (л.д. 30 т. 1; далее - лицензия).
18.11.2015 лицензия зарегистрирована Министерством в реестре за N 96.
Из содержания лицензии усматривается, что описание границ участка недр, координаты угловых точек, копии топопланов, разрезов и другое приводятся в приложении 1, 3, 6. Участок недр имеет статус горного отвода; неотъемлемыми составными частями настоящей лицензии являются следующие документы: условия пользования недрами (лицензионное соглашение) на 8 листах, схема расположения участка недр на 2 листах, документ, содержащий сведения об участке недр на 2 листах, отражающие местоположение участка недр в административно-территориальном отношении с указанием границ особо охраняемых природных территорий, а также участков ограниченного и запрещенного землепользования с отражением их на схеме расположения участка недр.
Между Министерством и обществом 18.11.2015 заключено лицензионное соглашение (договор) об условиях пользования недрами (л.д. 31-34 т. 1; далее - лицензионное соглашение).
Предметом указанного лицензионного соглашения являются обязательства сторон при приведении обществом работ по разведке и добыче части запасов участка скважин Горного месторождения подземных вод для хозяйственно-питьевого и коммунально-бытового водоснабжения населения, право пользования которым установлено соответствующей лицензией.
Пунктом 2 лицензионного соглашения определено, что пространственные границы участка недр, предоставленного в пользование, содержатся в Приложении N 3 к лицензии.
Границы земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с пунктом 3 лицензионного соглашения, предоставляются обществу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.1. лицензионного соглашения, срок окончания действия лицензии - 09.11.2025.
Полагая, что лицензия выдана обществу с нарушением требований действующего законодательства, поскольку ни одно приложение к ней не содержит описание границ участка недр, координаты угловых точек, а также считая, что до получения лицензии границы предоставляемого земельного участка и расчет арендной платы должны быть установлены, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим требованием.
При решении вопроса об обоснованности доводов апелляционной жалобы суд руководствуется следующим.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, к которой имеются приложения, являющиеся неотъемлимой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии с положениями указанной статьи, лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Статьей 12 указанного закона определены: содержание лицензии на пользование недрами, ее составные части, информация о которых должна быть указана в лицензии на пользование недрами.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что утверждение истца о том, что в оспариваемой лицензии не указаны границы участка недр, а также сведения о границах горного отвода, является ошибочным.
Как усматривается из пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429 "Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование", границы участков недр обозначаются с помощью географических координат. В описании границ участков недр, предоставляемых в пользование для добычи подземных вод, указываются границы зон округа санитарной охраны (зон строгого режима) и контуры размещения проектных водозаборных сооружений.
Коллегией апелляционного суда установлено, что в оспариваемой лицензии указано, что описание границ участков недр, координаты угловых точек, копии топопланов, резервов и др. приводятся в приложении 1,3,6, а также то, что участок недр имеет статус горного отвода.
В приложении N 3 к лицензионному соглашению - схема расположения участка Алачукский (скважина N 5939), участка Андрусский (скважина N 5940) Горного месторождения подземных вод в масштабе 1:25 000, с указанием географических координат центра скважины (л.д. 36 т. 1).
Согласно указанному приложению (л.д. 91 т. 1), участок недр в плане ограничен контурами, совпадающими с границами первого пояса зон санитарной охраны водозабора (зонами строгого режима радиусом 50 м от скважины). Указаны географические координаты центра (скважины). Указано также, что верхняя граница участка недр - кровля водонасосного горизонта четвертичных отложений; нижняя граница участка недр - подошва водонасосного горизонта четвертичных отложений. Статус участка отмечен, как горный отвод в предварительных границах; площадь участка недр - 0,02 кв. км.
Дополнительно судебная коллегия указывает на необоснованность ссылки истца на отсутствие в лицензии границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с использованием недр.
В соответствии с положениями статьи 25.1 Закона о недрах, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что получение обществом лицензии на право пользования недрами является первоочередным этапом оформления предусмотренной действующим законодательством документации на право пользования недрами.
Условия, при которых возможно рассмотрение вопроса о досрочном прекращении или приостановлении действия лицензии определены в статье 20 Закона о недрах.
Указанной статьей закона установлено, что для выявления нарушений со стороны недропользователя необходимо проведение проверки, по результатам которой в случае выявленных нарушений Министерством рассматривается вопрос о прекращении либо приостановлении права пользования недрами.
Из материалов дела усматривается, что в отношении общества указанная проверка не проводилась, отсутствуют доказательства выявления нарушений в процессе осуществления лицензионной деятельности.
На основании вышеизложенного коллегия апелляционного суда приходит к выводу об отсутствии оснований для прекращения права пользования обществом недрами, а также для признания недействительными лицензии на пользование недрами и соответствующего лицензионного соглашения.
Письмом Федерального агентства по недропользованию от 02.12.2014 N ЕШ-01-29/13650 "О границах горных отводов" разъяснено, что в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О недрах" в случае предоставления лицензии на разведку и добычу минерального сырья участок недр предоставляется в виде предварительного горного отвода. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственный экспертизы согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах", документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Данное письмо источником права не является, однако апелляционный суд учитывает высказанную в нем правовую позицию, поскольку она основана на положениях действующего законодательства (постановление Верховного Суда РФ от 27.02.2015 N 302-АД14-8959 по делу N А78-3397/2014).
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек) подлежат включению в лицензию только после положительного заключения государственной экспертизы на разработанный технический проект выполнения работ, связанных с пользованием недрами.
На основании изложенного коллегия апелляционного суда не соглашается с выводами суда первой инстанции о возможности признания недействительными лицензионного соглашения от 18.11.2015, заключенного между Министерством и обществом, лицензии на пользование недрами СИМ 50101 ВЭ, зарегистрированной Министерством 18.11.2015 в реестре за N 96; прекращении права пользования недрами обществу, а именно: права на разведку и добычу части запасов участка Аланчукский (скважина N 5939), участка Андрусский (скважина N 5940) горного месторождения подземных вод для хозяйственно-питьевого и коммунально-бытового водоснабжения населения.
Дополнительно апелляционный суд учитывает, что постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2016 по делу N А83-2651/2016 признано незаконным постановление Администрации города Алушты Республики Крым от 12.04.2016 N 831 "О передаче имущества в эксплуатацию" в части признания имеющими признаки бесхозяйного имущества и передачи в эксплуатацию Алуштинскому филиалу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" объектов, указанных в подпунктах 2 и 7 раздела "1. Сети водоснабжения", подпунктах 1 и 2 раздела "2". Резервуары чистой воды", подпунктах 1 - 7 раздела "3. Скважины и сооружения" приложения 1 к постановлению Администрации города Алушты Республики Крым от 12.04.2016 N 831.
Указанным постановлением органа местного самоуправления соответствующие скважины, с использованием которых ответчик осуществляет добычу полезных ископаемых (подземных вод), были признаны бесхозяйным имуществом.
В соответствии с частью 2 статьи 269 АПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права являются основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Таким образом, принимая во внимание неверное применение судом первой инстанции норм материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости частичной отмены решения суда первой инстанции.
Согласно статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.
Таким образом, подлежат взысканию с администрации в пользу общества судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.08.2017 по делу N А83-7447/2016 отменить в части признания недействительным лицензионного соглашения (договора) от 18.11.2015, заключенного между Министерством Экологии и природных ресурсов Республики Крым и акционерным обществом "Трест "Шахтспецстрой"; признания недействительной лицензии на пользование недрами СИМ 50101 ВЭ, зарегистрированной Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым 18.11.2015 в реестре за N 96; прекращения права пользования недрами Акционерному обществу "Трест "Шахтспецстрой", а именно: права на разведку и добычу части запасов участка Алачукский (скважина 5939), участка Андрусский (скважина N 5940), горного месторождения подземных вод для хозяйственно-питьевого и коммунально-бытового водоснабжения населения; взыскания с акционерного общества "Трест "Шахтспецстрой" в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 9 000 руб.
В остальной части Арбитражного суда Республики Крым от 23.08.2017 по делу N А83-7447/2016 оставить без изменения.
Взыскать с администрации города Алушты Республики Крым (ОГРН 1149102091610, ИНН 9101003371) в пользу акционерного общества "Трест "Шахтспецстрой" (ОГРН 1067746761972, ИНН 7701667331) судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
А.А.ТАРАСЕНКО
Судьи
И.В.ЕВДОКИМОВ
Н.И.СИКОРСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)