Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.08.2017 N 10АП-10503/2017 ПО ДЕЛУ N А41-22165/17

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2017 г. по делу N А41-22165/17


Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2017 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Немчиновой М.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Дейкиным А.И.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Теслюк В.М., по доверенности от 12.02.2017; от Администрации Ленинского района Московской области: Дулов А.Н., по доверенности от 09.01.2017; от ТУ Росимущества в Московской области: Пучков О.И., по доверенности от 21.02.2017; от Управления образования Администрации Ленинского муниципального района Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08 июня 2017 года по делу N А41-22165/17, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к Администрации Ленинского района Московской области, третье лицо: ТУ Росимущества в Московской области, Правительство Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра", Управление образования Администрации Ленинского муниципального района Московской области, об истребовании,

установил:

Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации ленинского муниципального района Московской области об истребовании из незаконного владения Муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области часть земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060201:4158 площадью 5 224, 38 кв. м согласно указанным в искомом заявлении границам и о внесении изменений Единый государственный реестр недвижимости о площади границах земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060201:4158.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 июня 2017 года по делу N А41-22165/17 в удовлетворении требований Комитету лесного хозяйства Московской области отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Комитет лесного хозяйства Московской области обжаловал его в апелляционном порядке.
Комитет лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы.
Администрация Ленинского района Московской области направило в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
Управление образования Администрации Ленинского муниципального района Московской области своих представителей в судебное заседание не направило.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционных жалоб, исходя из следующего.
По мнению истца, часть земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060201:4158 налагается на границы земель лесного фонда - квартал 30 выдела 18 Видновского участкового лесничества (Пахорский участок) Подольского лесничества.
Учитывая изложенное, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства МО от 05.04.2012 N 433/12 согласован проект генерального плана сельского поселения Володарское Ленинского муниципального района Московской области. Решением Совета депутатов сельского поселения Володарское Ленинского муниципального района Московской области от 26.04.2012 г. N 6/34 утвержден генеральный план сельского поселения Володарское Ленинского муниципального района Московской области.
В соответствии с указанными документами земельный участок с кадастровым номером 50:21:0060201:4158 входит в границы сельского поселения.
Постановлением главы муниципального образования "Сельское поселение Володарское" N 2-5/77 от 31.05.2013 утверждена схема расположения земельного участка площадью 9 010 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов дошкольного, начального, общего, среднего (общего) образования, дополнительного образования.
08 июля 2013 года земельный участок с кадастровым номером 50:21:0060201:4158, площадью 9 010 кв. м поставлен на кадастровый учет.
Постановлением Администрации Ленинского муниципального района Московской области N 2378 от 07.11.2013 земельный участок с кадастровым номером 50:21:0060201:4158 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Управления образования Администрации Ленинского муниципального района Московской области.
Согласно статье 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьями 301, 304 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу части 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
Согласно статье 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Статьей 6 ЛК РФ предусмотрено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Из части 1 статьи 8 ЛК РФ следует, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно пункту 36 Постановления N 10/22, в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 45 Постановления N 10/22, в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
В рассматриваемом случае Комитет лесного хозяйства должен доказать факт нахождения земельного участка ответчика на землях лесного фонда.
В силу статьи 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
В соответствии со статьями 67, 68, 69 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 ЛК РФ.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесоустройство включает в себя:
1) проектирование лесничеств и лесопарков;
2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
3) проектирование лесных участков;
4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
5) таксацию лесов;
6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 68 ЛК РФ, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
В соответствии с частью 1 и частью 4 статьи 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В случае, если допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (статья 4.4 Закона о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статей 4.2 и 4.4 Закона о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, с помощью которых можно произвести их идентификацию.
В соответствии с частью 1 статьи 6 ЛК РФ леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22 мая 2012 года N 16576/11, сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории.
В материалы дела истцом не представлены доказательства межевания границ участка лесного фонда, находящегося в квартале 30 выдела 18 Видновского участкового лесничества (Пахорский участок) Подольского лесничества на местности, согласования границ участков лесного фонда со смежными землепользователями, наличия границ данного участка на местности.
Выписка из государственного лесного реестра, лесоустроительного планшета, составленные ФГУП "Рослесинфорг" на основании не представленных в материалы дела материалов лесоустройства, акт осмотра территории лесного участка, справка о пересечении границ земельных участком с границами лесного фонда, подготовленная с использованием системы РГИС МО не могут являться достаточными доказательствами, подтверждающим факт наложения спорного земельного участка, на земли лесного фонда.
Иных доказательств наложения границ спорного участка на земли лесного фонда в материалы дела не представлено.
В суде первой инстанции истец ходатайствовал о назначении экспертизы по делу. Судом первой инстанции в удовлетворении указанного ходатайства отказано, ввиду непредставления истцом правоустанавливающих документов в отношении земельного участка. В суде апелляционной инстанции представитель истца пояснил суду, что ходатайствовать о проведении экспертизы не намерен.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска, были рассмотрены и обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 08 июня 2017 года по делу N А41-22165/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
М.А.НЕМЧИНОВА
В.Н.СЕМУШКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)