Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жуковой Т.М.,
судей Паньковой Г.Л., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кычевой С.В.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Сервис - Трест": не явились,
от заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае: Баева А.Н. (доверенность от 11.01.2016, удостоверение),
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 13 ноября 2015 года
по делу N А50-18943/2015,
принятое судьей Трубиным Р.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сервис - Трест" (ОГРН 1125902000795, ИНН 5902885618)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
о признании решения незаконным,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сервис - Трест" (далее - ООО "Сервис - Трест", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае в предоставлении в аренду земельного участка площадью 13 600 кв. м, имеющего местоположение: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, д. 140, с разрешенным использованием "под существующие административные и производственные здания, сооружения", содержащийся в письме N 01-5177-08 от 09.06.2015; просил обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Сервис-Трест" путем принятия решения об образовании из земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:72 земельного участка площадью 13 600 кв. м в следующих границах: поворотная точка 54 (координаты: X - 511 770.31, Y - 2 228 843.86), поворотная точка н4 (координаты: X - 511 781.53, Y - 2 228 886.86), поворотная точка нЗ (координаты: X - 511 826.30, Y - 2 228 873.29), поворотная точка 39 (координаты: X - 511 858.76, Y - 2 228 961.68), поворотная точка 40 (координаты: X - 511 828.82, Y - 2 228 973.37), поворотная точка н2 (координаты: X - 511 842.88, Y - 2 229 011.99), поворотная точка н1 (координаты: X - 511 802.74, Y - 2 229 024.65), поворотная точка 51 (координаты: X - 511 814.68, Y - 2 229 065.83), поворотная точка 52 (координаты: X - 511 789.24, Y - 2 229 072.79), поворотная точка 53 (координаты: X - 511 783.43, Y - 2 228 853.59), а также путем принятия решения о предоставлении заявителю образованного земельного участка в аренду и направления договора аренды земельного участка заявителю в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.11.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись, заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае ссылается на то, что решение принято с существенным нарушением норм материального и процессуального права, вывода суда не соответствуют обстоятельствам дела. Полагает, что обращение заявителя от 01.04.2014 не содержало заявление об образовании земельного участка, в связи с чем, тот способ восстановления "нарушенных прав", который требует заявитель, не соответствует характеру его заявления, которое вопреки выводам суда первой инстанции не соответствовало приказу Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475, поскольку не содержало сведения о кадастровом номере испрашиваемого земельного участка. Указывает на то, что без осуществления процедуры образования земельного участка площадью 13 600 кв. м, находящемся по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, д. 140, предоставление его невозможно ввиду отсутствия самого участка.
Заявитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, в котором указывает, что доводы заинтересованного лица основаны на неверном толковании ст. 11.3, 36 ЗК РФ, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать и провести судебное заседание в отсутствие представителей ООО "Сервис - Трест".
Определением суда от 29.01.2016 в порядке ст. 18 АПК РФ произведена замена судьи Макарова Т.В. на судью Жукову Т.М.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Сервис-Трест" на праве собственности принадлежат: 1-этажное здание БЭРТОС и службы движения, лит. Ф, общей площадью 442,1 кв. м, 1-этажное панельное здание гаража для пожарных машин, лит. О, общей площадью 147,9 кв. м, 1-этажное здание аэровокзала, лит. Т, общей площадью 704,2 кв. м, расположенные по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, 140, что подтверждается представленными в материалы дела Свидетельствами о государственной регистрации права от 14.09.2012 серии 555554, от 01.06.2012 серии 449154, от 14.09.2012 серии 555555.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4416078:72 площадью 51 858 кв. м, расположенном по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, 140, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается Выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.03.2014 (запись регистрации N 59-59-01/005/2011-323 от 21.04.2011).
28.09.2012 ООО "Сервис-Трест" обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под объектами недвижимости, расположенными по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, 140.
Письмом N 01-16-16963/03 от 05.10.2012 ответчик сообщил заявителю, о том, что в заявлении не указаны уникальные характеристики испрашиваемого земельного участка, позволяющие определить его в качестве индивидуально-определенной вещи и указал на отсутствие у ООО "Сервис-Трест" правовых оснований для предоставления земельного участка в аренду.
30.10.2012 ООО "Сервис-Трест" повторно обратилось к ответчику с заявлением о предоставлении указанного земельного участка.
Письмом N 01-16-19119/03 от 06.12.2012 ответчик указал на необходимость проведения кадастровых работ по формированию земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:72.
Письмом N 01-16-16963/03 от 09.08.2013 в ответ на обращение ООО "Сервис-Трест" ответчик сообщил заявителю о приостановлении рассмотрения вопроса о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:72 по причине проведения проверки отчуждения имущества АНО "ДЮСТК "Раллист" в собственность заявителя.
01.04.2014 ООО "Сервис-Трест" со ссылкой на п.п. 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации вновь обратилось к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 13 600 кв. м, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости.
Письмом N 01-5177-08 от 22.05.2014 ответчик указал, что им было рассмотрено заявление ООО "Сервис-Трест" о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:72 и сообщил, что поскольку информация о завершении проверки и принятия правоохранительными органами процессуального решения в Территориальное управление не поступала, рассмотреть данный вопрос по существу не представляется возможным.
Рассматривая вышеуказанное письмо как решение об отказе в совершении действий по рассмотрению заявления от 01.04.2014 ООО "Сервис-Трест" обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с соответствующим заявлением.
Решением суда по делу А50-15730/2014 был признан незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае в рассмотрении заявления ООО "Сервис-Трест" N 5177 от 01.04.2014 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 13 600 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, 140, с разрешенным использованием "под существующие административные и производственные здания, сооружения", изложенный в письме N 01-5177-08 от 22.05.2014.
На Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае была возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Сервис-Трест" путем рассмотрения заявления ООО "Сервис-Трест" N 5177 от 01.04.2014 в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Рассмотрев заявление заявителя, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае в адрес ООО "Сервис - Трест" было направлено письмо N 01-5177-08 от 09.06.2015 об отказе в предоставлении в аренду спорного земельного участка.
Отказ был мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок является частью земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:72, находящегося в федеральной собственности. Поскольку сведения об испрашиваемом земельном участке в государственный кадастр недвижимости не внесены, основания для принятия решения о предоставлении в аренду отсутствуют.
Данные обстоятельства побудили заявителя обратиться в суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования на основании п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель предоставил необходимый перечень документов предусмотренных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Пермского края от 13 ноября 2015 года подлежит отмене на основании ч. 3 п. 1 ст. 270 АПК РФ в связи со следующим.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконным решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (п. 5 ст. 200 АПК РФ).
В соответствии с п. 2. ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Материалами дела установлено, что заявителю на праве собственности принадлежат: 1-этажное здание БЭРТОС и службы движения (не эксплуатируется), лит. Ф, общей площадью 442,1 кв. м, расположенное по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, 140, кадастровый номер: 59-59-23/032/2012-485, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.09.2012 59 БГ N 555554, 1-этажное панельное здание гаража для пожарных машин, лит. О, общей площадью 147,9 кв. м, расположенное по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, 140, кадастровый номер:
59-01/2-000-005333-012, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.06.2012 59 БГ N 449154, 1-этажное здание аэровокзала, лит. Т, общей площадью 704,2 кв. м, расположенное по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, 140, кадастровый номер: 59-59-23/032/2012-486, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.09.2012 59 БГ N 555555.
Вышеуказанное недвижимое имущество расположено на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4416078:72 площадью 51 858 кв. м, расположенном по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, 140, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается Выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.03.2014 (запись регистрации N 59-59-01/005/2011-323 от 21.04.2011.
В п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплено исключительное право граждан и юридических лиц - собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной или государственной собственности, на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.
Согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Порядок предоставления земельных участков собственникам объектов недвижимости предусмотрен ст. 36 ЗК РФ.
Для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок (п. 5 ст. 36 ЗК РФ).
Из абзаца 2 пункта 7 статьи 36 ЗК РФ следует, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При этом, как разъяснено в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Из содержания указанных норм права следует, что предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" предусмотрено, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения прилагаются следующие документы:
- 1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
- 2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок;
- 3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
- 4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1-6 настоящего Перечня.
8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Как следует из материалов дела, заявителем не были представлены сведения о кадастровом номере испрашиваемого земельного участка.
На основании ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 11.3 названного Кодекса образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации. Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 данной статьи, необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Как установлено судом, заявитель обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 13600 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, 140.
Недвижимое имущество, принадлежащее заявителю, расположено на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4416078:72 площадью 51 858 кв. м, расположенном по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, 140, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается Выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.03.2014 (запись регистрации N 59-59-01/005/2011-323 от 21.04.2011).
При этом доказательств принятия уполномоченным органом решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:72 в установленном законом порядке в материалах дела не имеется.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.06.2014 N 1152/14 по делу N А10-78/2013, в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса).
Таким образом, исключительное право собственника объекта недвижимости распространяется только на земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, прошедший государственный кадастровый учет. Для целей реализации этого права собственник объекта недвижимости обеспечивает за свой счет выполнение в установленном порядке кадастровых работ, при проведении которых путем составления межевого дела формируется земельный участок площадью не менее предельных минимальных размеров и не более предельных максимальных размеров, установленных для конкретных видов деятельности, или площадью, определенной в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. При определении конкретной площади земельного участка в указанных пределах и при формировании границ участка подлежат соблюдению требования пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса.
Судом установлено, что в предусмотренном законом порядке обществом не был сформирован земельный участок, занятый объектами недвижимости и необходимый для их эксплуатации, и площадь его не определена.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также учитывая, что в установленном законом порядке решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:72 его собственником не принималось, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что земельный участок площадью 13600 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, 140 не может быть предоставлен в аренду, в связи с чем, не имеется оснований для признания незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Ссылка заявителя на нарушение заинтересованным лицом п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и на то, что с заявлением о предоставлении земельного участка им был предоставлен весь предусмотренный законом пакет документов, подлежит отклонению с учетом изложенного в мотивировочной части постановления.
С учетом изложенного, доводы заявителя апелляционной жалобы принимаются судом апелляционной инстанции как обоснованные.
Таким образом, выводы суда первой инстанции не основаны на оценке всех представленных доказательств в совокупности, что не соответствует требованиям ст. 71 АПК РФ.
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 ноября 2015 года подлежит отмене на основании ч. 3 п. 1 ст. 270 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 176, 258, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 ноября 2015 года по делу N А50-18943/2015 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Т.М.ЖУКОВА
Судьи
Г.Л.ПАНЬКОВА
В.В.СЕМЕНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.02.2016 N 17АП-18185/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А50-18943/2015
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2016 г. N 17АП-18185/2015-ГК
Дело N А50-18943/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жуковой Т.М.,
судей Паньковой Г.Л., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кычевой С.В.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Сервис - Трест": не явились,
от заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае: Баева А.Н. (доверенность от 11.01.2016, удостоверение),
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 13 ноября 2015 года
по делу N А50-18943/2015,
принятое судьей Трубиным Р.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сервис - Трест" (ОГРН 1125902000795, ИНН 5902885618)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
о признании решения незаконным,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сервис - Трест" (далее - ООО "Сервис - Трест", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае в предоставлении в аренду земельного участка площадью 13 600 кв. м, имеющего местоположение: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, д. 140, с разрешенным использованием "под существующие административные и производственные здания, сооружения", содержащийся в письме N 01-5177-08 от 09.06.2015; просил обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Сервис-Трест" путем принятия решения об образовании из земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:72 земельного участка площадью 13 600 кв. м в следующих границах: поворотная точка 54 (координаты: X - 511 770.31, Y - 2 228 843.86), поворотная точка н4 (координаты: X - 511 781.53, Y - 2 228 886.86), поворотная точка нЗ (координаты: X - 511 826.30, Y - 2 228 873.29), поворотная точка 39 (координаты: X - 511 858.76, Y - 2 228 961.68), поворотная точка 40 (координаты: X - 511 828.82, Y - 2 228 973.37), поворотная точка н2 (координаты: X - 511 842.88, Y - 2 229 011.99), поворотная точка н1 (координаты: X - 511 802.74, Y - 2 229 024.65), поворотная точка 51 (координаты: X - 511 814.68, Y - 2 229 065.83), поворотная точка 52 (координаты: X - 511 789.24, Y - 2 229 072.79), поворотная точка 53 (координаты: X - 511 783.43, Y - 2 228 853.59), а также путем принятия решения о предоставлении заявителю образованного земельного участка в аренду и направления договора аренды земельного участка заявителю в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.11.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись, заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае ссылается на то, что решение принято с существенным нарушением норм материального и процессуального права, вывода суда не соответствуют обстоятельствам дела. Полагает, что обращение заявителя от 01.04.2014 не содержало заявление об образовании земельного участка, в связи с чем, тот способ восстановления "нарушенных прав", который требует заявитель, не соответствует характеру его заявления, которое вопреки выводам суда первой инстанции не соответствовало приказу Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475, поскольку не содержало сведения о кадастровом номере испрашиваемого земельного участка. Указывает на то, что без осуществления процедуры образования земельного участка площадью 13 600 кв. м, находящемся по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, д. 140, предоставление его невозможно ввиду отсутствия самого участка.
Заявитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, в котором указывает, что доводы заинтересованного лица основаны на неверном толковании ст. 11.3, 36 ЗК РФ, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать и провести судебное заседание в отсутствие представителей ООО "Сервис - Трест".
Определением суда от 29.01.2016 в порядке ст. 18 АПК РФ произведена замена судьи Макарова Т.В. на судью Жукову Т.М.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Сервис-Трест" на праве собственности принадлежат: 1-этажное здание БЭРТОС и службы движения, лит. Ф, общей площадью 442,1 кв. м, 1-этажное панельное здание гаража для пожарных машин, лит. О, общей площадью 147,9 кв. м, 1-этажное здание аэровокзала, лит. Т, общей площадью 704,2 кв. м, расположенные по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, 140, что подтверждается представленными в материалы дела Свидетельствами о государственной регистрации права от 14.09.2012 серии 555554, от 01.06.2012 серии 449154, от 14.09.2012 серии 555555.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4416078:72 площадью 51 858 кв. м, расположенном по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, 140, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается Выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.03.2014 (запись регистрации N 59-59-01/005/2011-323 от 21.04.2011).
28.09.2012 ООО "Сервис-Трест" обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под объектами недвижимости, расположенными по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, 140.
Письмом N 01-16-16963/03 от 05.10.2012 ответчик сообщил заявителю, о том, что в заявлении не указаны уникальные характеристики испрашиваемого земельного участка, позволяющие определить его в качестве индивидуально-определенной вещи и указал на отсутствие у ООО "Сервис-Трест" правовых оснований для предоставления земельного участка в аренду.
30.10.2012 ООО "Сервис-Трест" повторно обратилось к ответчику с заявлением о предоставлении указанного земельного участка.
Письмом N 01-16-19119/03 от 06.12.2012 ответчик указал на необходимость проведения кадастровых работ по формированию земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:72.
Письмом N 01-16-16963/03 от 09.08.2013 в ответ на обращение ООО "Сервис-Трест" ответчик сообщил заявителю о приостановлении рассмотрения вопроса о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:72 по причине проведения проверки отчуждения имущества АНО "ДЮСТК "Раллист" в собственность заявителя.
01.04.2014 ООО "Сервис-Трест" со ссылкой на п.п. 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации вновь обратилось к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 13 600 кв. м, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости.
Письмом N 01-5177-08 от 22.05.2014 ответчик указал, что им было рассмотрено заявление ООО "Сервис-Трест" о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:72 и сообщил, что поскольку информация о завершении проверки и принятия правоохранительными органами процессуального решения в Территориальное управление не поступала, рассмотреть данный вопрос по существу не представляется возможным.
Рассматривая вышеуказанное письмо как решение об отказе в совершении действий по рассмотрению заявления от 01.04.2014 ООО "Сервис-Трест" обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с соответствующим заявлением.
Решением суда по делу А50-15730/2014 был признан незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае в рассмотрении заявления ООО "Сервис-Трест" N 5177 от 01.04.2014 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 13 600 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, 140, с разрешенным использованием "под существующие административные и производственные здания, сооружения", изложенный в письме N 01-5177-08 от 22.05.2014.
На Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае была возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Сервис-Трест" путем рассмотрения заявления ООО "Сервис-Трест" N 5177 от 01.04.2014 в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Рассмотрев заявление заявителя, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае в адрес ООО "Сервис - Трест" было направлено письмо N 01-5177-08 от 09.06.2015 об отказе в предоставлении в аренду спорного земельного участка.
Отказ был мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок является частью земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:72, находящегося в федеральной собственности. Поскольку сведения об испрашиваемом земельном участке в государственный кадастр недвижимости не внесены, основания для принятия решения о предоставлении в аренду отсутствуют.
Данные обстоятельства побудили заявителя обратиться в суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования на основании п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель предоставил необходимый перечень документов предусмотренных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Пермского края от 13 ноября 2015 года подлежит отмене на основании ч. 3 п. 1 ст. 270 АПК РФ в связи со следующим.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконным решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (п. 5 ст. 200 АПК РФ).
В соответствии с п. 2. ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Материалами дела установлено, что заявителю на праве собственности принадлежат: 1-этажное здание БЭРТОС и службы движения (не эксплуатируется), лит. Ф, общей площадью 442,1 кв. м, расположенное по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, 140, кадастровый номер: 59-59-23/032/2012-485, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.09.2012 59 БГ N 555554, 1-этажное панельное здание гаража для пожарных машин, лит. О, общей площадью 147,9 кв. м, расположенное по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, 140, кадастровый номер:
59-01/2-000-005333-012, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.06.2012 59 БГ N 449154, 1-этажное здание аэровокзала, лит. Т, общей площадью 704,2 кв. м, расположенное по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, 140, кадастровый номер: 59-59-23/032/2012-486, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.09.2012 59 БГ N 555555.
Вышеуказанное недвижимое имущество расположено на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4416078:72 площадью 51 858 кв. м, расположенном по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, 140, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается Выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.03.2014 (запись регистрации N 59-59-01/005/2011-323 от 21.04.2011.
В п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплено исключительное право граждан и юридических лиц - собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной или государственной собственности, на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.
Согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Порядок предоставления земельных участков собственникам объектов недвижимости предусмотрен ст. 36 ЗК РФ.
Для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок (п. 5 ст. 36 ЗК РФ).
Из абзаца 2 пункта 7 статьи 36 ЗК РФ следует, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При этом, как разъяснено в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Из содержания указанных норм права следует, что предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" предусмотрено, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения прилагаются следующие документы:
- 1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
- 2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок;
- 3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
- 4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1-6 настоящего Перечня.
8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Как следует из материалов дела, заявителем не были представлены сведения о кадастровом номере испрашиваемого земельного участка.
На основании ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 11.3 названного Кодекса образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации. Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 данной статьи, необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Как установлено судом, заявитель обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 13600 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, 140.
Недвижимое имущество, принадлежащее заявителю, расположено на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4416078:72 площадью 51 858 кв. м, расположенном по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, 140, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается Выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.03.2014 (запись регистрации N 59-59-01/005/2011-323 от 21.04.2011).
При этом доказательств принятия уполномоченным органом решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:72 в установленном законом порядке в материалах дела не имеется.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.06.2014 N 1152/14 по делу N А10-78/2013, в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса).
Таким образом, исключительное право собственника объекта недвижимости распространяется только на земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, прошедший государственный кадастровый учет. Для целей реализации этого права собственник объекта недвижимости обеспечивает за свой счет выполнение в установленном порядке кадастровых работ, при проведении которых путем составления межевого дела формируется земельный участок площадью не менее предельных минимальных размеров и не более предельных максимальных размеров, установленных для конкретных видов деятельности, или площадью, определенной в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. При определении конкретной площади земельного участка в указанных пределах и при формировании границ участка подлежат соблюдению требования пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса.
Судом установлено, что в предусмотренном законом порядке обществом не был сформирован земельный участок, занятый объектами недвижимости и необходимый для их эксплуатации, и площадь его не определена.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также учитывая, что в установленном законом порядке решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:72 его собственником не принималось, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что земельный участок площадью 13600 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, 140 не может быть предоставлен в аренду, в связи с чем, не имеется оснований для признания незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Ссылка заявителя на нарушение заинтересованным лицом п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и на то, что с заявлением о предоставлении земельного участка им был предоставлен весь предусмотренный законом пакет документов, подлежит отклонению с учетом изложенного в мотивировочной части постановления.
С учетом изложенного, доводы заявителя апелляционной жалобы принимаются судом апелляционной инстанции как обоснованные.
Таким образом, выводы суда первой инстанции не основаны на оценке всех представленных доказательств в совокупности, что не соответствует требованиям ст. 71 АПК РФ.
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 ноября 2015 года подлежит отмене на основании ч. 3 п. 1 ст. 270 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 176, 258, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 ноября 2015 года по делу N А50-18943/2015 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Т.М.ЖУКОВА
Судьи
Г.Л.ПАНЬКОВА
В.В.СЕМЕНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)