Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.07.2017 N 10АП-6097/2017 ПО ДЕЛУ N А41-67777/16

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2017 г. по делу N А41-67777/16


Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Автоматика" - Абрамовой О.В. (представителя по доверенности от 01.10.2016), Кицул О.В. (представителя по доверенности от 15.09.2016),
от администрации городского округа Красногорск Московской области - Марченковой Е.Н. (представителя по доверенности от 12.01.2017),
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
от Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Красногорск Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10.03.2017 по делу N А41-67777/16, принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Автоматика" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Красногорского муниципального района Московской области (далее - администрация), в котором с учетом принятого судом уточнения просило:
- - признать незаконным решение администрации, выраженное в письме от 22.08.2016 N 1.2.6-29/3442, 1358;
- - обязать администрацию утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории: адрес, границы, и местоположение: Московская область, г. Красногорск, ул. Губайлово, д. 53, площадь 3162 кв. м, для обслуживания автотранспорта.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство), Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.03.2017 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители общества в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей министерства и управления.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей администрации и общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Обществу на праве собственности принадлежит предприятие как имущественный комплекс, кадастровый (условный) номер: 00-00/001-00/001/002/2015-13, назначение: осуществление предпринимательской деятельности, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Красногорск, ул. Губайлово, д. 53, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.03.2015.
В состав имущественного комплекса общества с кадастровым (условным) номером 00-00/001-00/001/002/2015-13 входят следующие объекты недвижимого имущества:
- - здание, назначение: нежилое, 1-этажный, общей площадью 59,3 кв. м, инв. N 090:029-2558, лит 1Б, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Красногорск, ул. Губайлово, д. 53, кадастровый (или условный) номер: 50-50-11/114/2012-196 (свидетельство о государственной регистрации права от 22.10.2012);
- - нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадью 207,5 кв. м, этаж 1, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Красногорск, ул. Губайлово, д. 53, пом. 1, кадастровый (или условный) номер: 50-50-11/118/2012-048 (свидетельство о государственной регистрации права от 22.10.2012);
- - здание: конторы, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадью 184,4 кв. м, инв. N 090:029-2558 (2558), лит. А2, А3, а, адрес объекта: Московская область, г. Красногорск, ул. Губайлово, д. 53, кадастровый (или условный) номер: 50-50-11/047/2009-093 (свидетельство о государственной регистрации права от 26.05.2009);
- - нежилое здание, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 118,7 кв. м, инв. N 090:029-2558, лит. 5Б, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Красногорск, ул. Губайлово, д. 53, кадастровый (или условный) номер: 50-50-11/118/2012-049 (свидетельство о государственной регистрации права от 22.10.2012);
- - нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадью 63,2 кв. м, этаж 1, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Красногорск, ул. Губайлово, д. 53, пом. 1, кадастровый (или условный) номер: 50-50-11/117/2012-090 (свидетельство о государственной регистрации права от 22.10.2012);
- - гараж, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 39 кв. м, инв. N 090:029-2558, лит. 2Б, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Красногорск, ул. Губайлово, д. 53, кадастровый (или условный) номер: 50-50-11/117/2012-089 (свидетельство о государственной регистрации права от 22.10.2012).
В целях формирования земельного участка, необходимого для эксплуатации имущественного комплекса, общество 24.03.2016 обратилось в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2858 кв. м для обслуживания автотранспорта.
В ответ на обращение заявителя администрация письмом от 22.08.2016 N 1.2.6-29/3442, 1358 сообщила об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, сославшись на размещение части земельного участка в полосе расширения Волоколамского шоссе.
Не согласившись с администрацией, общество 10.10.2016 оспорило данный отказ от 22.08.2016 в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Исходя из изложенного образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса).
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости; территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; категория земель, к которой относится образуемый земельный участок (пункт 14 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Статьей 11.9 Земельного кодекса установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Подпунктом 3 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра 17.02.2003, предусмотрено, что в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами.
Следовательно, при подготовке схемы расположения земельного участка, на котором располагаются строения, сооружения, для последующего оформления права собственности, аренды либо иных вещных прав на образованный земельный участок, необходимо определять площадь земельного участка, исходя из того, какая площадь необходима для использования объекта недвижимости.
При рассмотрении настоящего дела в качестве доказательства, обосновывающего площадь испрашиваемого земельного участка, обществом представлено заключение кадастрового инженера по определению границ и площади земельного участка для эксплуатации предприятия как имущественного комплекса, расположенного по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Губайлово, д. 53, в соответствии с которым необходимая площадь для использования имущественного комплекса составляет 3 162 кв. м.
В отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории администрация сослалась на размещение части земельного участка в полосе расширения Волоколамского шоссе.
Вместе с тем администрация в нарушение требований части 1 статьи 65 (обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо), части 5 статьи 200 АПК РФ (обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), не доказало данное обстоятельство.
Напротив, общество представлено в материалы дела письмо управления (Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области) от 16.12.2016 N 31ТГ-5988/Т-06, которым управление сообщило, что в соответствии со Схемой территориального планирования Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11.07.2007 N 517/23, рассматриваемая территория расположена в зоне многоэтажной жилой застройки в городах, согласно Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11.02.2009 N 106/5, рассматриваемая территория не является особо охраняемой территорией.
В соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8, рассматриваемая территория расположена вблизи границ зон планируемого развития (реконструкции) транспортной инфраструктуры регионального значения Волоколамское шоссе.
Следовательно, доводы администрации о том, что земельный участок, в отношении которого общество просит утвердить схему расположения, находится в полосе расширения Волоколамского шоссе, не соответствуют действительности в соответствии с информацией, предоставленной управлением.
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок относится к землям изъятым из гражданского оборота, также не представлено.
Ссылка администрации на письмо ГБУ Московской области "Мосавтодор" от 18.07.2016 отклоняется, поскольку такое письмо в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах отказ администрация в утверждении схемы расположения земельного участка общества обоснованно признан незаконным.
Довод администрации со ссылкой на решение Арбитражного суда Московской области от 16.06.2014 по делу N А41-5858/14 о том, что общество уже обращалось в суд с аналогичными требованиями, отклоняется как несоответствующий действительному положению дел. Как следует из решения Арбитражного суда Московской области от 16.06.2014 по делу N А41-5858/14, судом по данному делу рассматривалось требование общества об оспаривании бездействия администрации в части не рассмотрения заявления общества о предоставлении земельного участка в собственность. При этом шла речь об ином земельном участке: гораздо большей площади (6 516 кв. м). Каких-либо преюдициальных фактов решение Арбитражного суда Московской области от 16.06.2014 по делу N А41-5858/14 по отношению к настоящему делу не устанавливает.
Довод администрации о возникновении у нее сомнений в упомянутом заключении специалиста как доказательстве со ссылкой на то, что один из объектов упомянутого комплекса строений, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей (здание конторы), фактически используется под кафе, отклоняется, поскольку подобное обстоятельство не опровергает выводы специалиста, содержащиеся в данном заключении.
Из доводов администрации, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 10.03.2017 по делу N А41-67777/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Н.В.МАРЧЕНКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)