Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.12.2017 N 15АП-18471/2017 ПО ДЕЛУ N А32-25593/2017

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2017 г. N 15АП-18471/2017

Дело N А32-25593/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юрченко Н.Н.,
при участии:
от ответчика - представитель Охрименко М.М. доверенность от 13.06.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2017 по делу N А32-25593/2017
по иску индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Мошко Алексея Ивановича
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о разрешении разногласий при заключении договора,
принятое в составе судьи Савина Р.Ю.,
установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мошко А.И. (далее - истец, хозяйство) обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит принять пункт 2.1 договора купли-продажи N 697 от 28.12.2016 земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:28:0507012:4 площадью 51 000 кв. м, расположенного по адресу: Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет", отделение 3, поле 10/3, в следующей редакции:
- "Цена выкупа Участка определена на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 г. N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" и других правовых актов Российской Федерации и Краснодарского края и составляет 139 080 (сто тридцать девять тысяч восемьдесят) рублей 67 копеек";
- обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края заключить с истцом договор купли-продажи указанного земельного участка по цене 139080,67 руб.
Требования мотивированы тем, что в направленном истцу департаментом проекте договора купли-продажи спорного участка его выкупная стоимость рассчитана в размере 80% от кадастровой стоимости земельного участка. По мнению истца, она должна составлять 20% от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Распределены расходы по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, департамент обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе департамент просит решение арбитражного суда первой инстанции от 05.06.2017 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению департамента, спорный земельный участок находился в аренде хозяйства 7 лет 2 месяца, следовательно, в соответствии с Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" цена выкупа должна составлять 80% от кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, судом первой инстанции необоснованно отклонены доводы департамента о нетождественности земельных участков.
В материалы дела от истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца в судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явился, направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие истца, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 18.11.2016 истец обратился в департамент с заявлением о предоставлении в собственность на основании пп. 9 пункта 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации за плату спорного земельного участка.
28.12.2016 департаментом в адрес истца направлен договор купли-продажи N 697 незастроенного земельного участка, находящегося в государственной собственности.
Согласно п. 2.1 договора купли-продажи цена выкупа земельного участка установлена департаментом в размере 80% от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 556 332 руб. 69 коп.
Не согласившись с выкупной стоимостью земельного участка, истец обратился к ответчику с протоколом разногласий, в котором предложил изменить выкупную стоимость земельного участка и установить ее в размере 20% от кадастровой стоимости в размере 139 080 руб. 67 коп., поскольку владение земельным участком осуществляется более 15 лет.
В процессе рассмотрения возникших разногласий стороны к соглашению по содержанию указанного пункта не пришли, департамент письмом от 13.04.2017 N 52-843-ж/17-12-03 отклонил протокол разногласий, в связи с чем истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями в суд.
Согласно пункту 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении без торгов договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
До 01.01.2017 порядок определения цены продажи земельных участков устанавливался Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" (далее Постановление от 25.03.2015 N 226).
Подпунктом 8 пункта 2.1 Порядка, утвержденного Постановлением от 25.03.2015 N 226 установлено, что за земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства и переданные в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка - по кадастровой стоимости земельных участков.
В случае аренды земельного участка в течение 6 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 80 процентам кадастровой стоимости земельного участка. В случае аренды земельного участка в течение 9 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 60 процентам кадастровой стоимости земельного участка. В случае аренды земельного участка в течение 12 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 40 процентам кадастровой стоимости земельного участка. В случае аренды земельного участка в течение 15 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Расчет срока аренды земельного участка в случаях, указанных в настоящем подпункте, предусматривает совокупность срока действующего договора аренды и срока (сроков) ранее оконченного (оконченных) договора (договоров) аренды данного земельного участка арендатором.
Таким образом, для определения выкупной стоимости спорного участка надлежит установить период, в течение которого выкупаемый земельный участок арендовался истцом.
Выпиской из ЕГРН от 22.06.2017 подтверждается кадастровая стоимость спорного участка в размере 695 403 руб. 36 коп.
Департамент при определении выкупной цены исходил из того, что согласно выписки из ЕГРП право аренды индивидуального предпринимателя на спорный участок зарегистрировано 09.09.2009 на основании договора аренды земельного участка N 8828000032 от 25.06.2008, то есть, с момента возникновения у истца права аренды на участок до момента обращения с заявлением о его предоставлении прошло 7 лет 2 месяца, в связи с чем цена выкупа участка определена исходя из 80% кадастровой стоимости участка (695403,36 х 80% = 556322,69).
Отклоняя указанный довод департамента, суд первой инстанции пришел к выводу о владении истцом спорным земельным участком с кадастровым номером 23:28:0507012:4 на праве аренды более 20 лет, исходя из следующего.
На основании постановления заместителя главы администрации Староминского района от 18.09.1992 N 329 и приложения к нему между крестьянским хозяйством Мошко А.И. и администрацией Староминского района 15.02.1993 заключен договор аренды N 91 земельного участка площадью 5,1 га на срок 6 лет (зарегистрирован в администрации Староминского района 31.08.1995 за N 21).
На основании постановления главы Староминского района от 21.01.2002 N 93 между крестьянским хозяйством Мошко А.И. и администрацией Староминского района Краснодарского края 19.02.2002 заключен договор аренды N 31 земельного участка площадью 10.2 га, расположенного по адресу: в границах ЗАО "Рассвет" Староминского района (отделение N 3, поле N 10, рабочий участок N 3) на срок до 21.01.2005 (зарегистрирован в комитете по земельным ресурсам и землеустройству Староминского района 19.02.2002 N 3431).
Постановлением главы Староминского района от 23.01.2004 N 74 в постановление Главы Староминского района от 21.01.2002 N 93 внесены изменения в части предмета аренды, который представляет собой 2 участка площадью по 5,1 га.
Постановлением главы муниципального образования Староминский район от 25.06.2008 N 1190 постановление главы Староминского района от 21.01.2002 N 93 признано утратившим силу, договор аренды N 31 от 19.02.2002 расторгнут, хозяйству на новый срок предоставлен тот же участок площадью 51 000 кв. м уже поставленный на кадастровый учет под кадастровым номером 23:28:0507012:4 на срок 10 лет.
На основании указанного постановления между заявителем и администрацией муниципального образования Староминский район заключен договор аренды от 25.08.2008 N 8828000032 на срок 10 лет.
Договор зарегистрирован в установленном порядке 09.09.2009.
Из представленных в материалы дела справок администрации муниципального образования Староминский район от 22.08.2017 N 138-2257/17-17-01-02 и от 08.09.2017 N 138-2453/17-01-02 земельный участок с кадастровым номером 23:28:0507012:4 тождественен земельному участку, предоставленному в аренду хозяйству Мошко А.И. на основании постановления администрации от 18.09.2992 N 329.
Из буквального толкования части 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" следует, что юридическое значение имеет факт передачи в аренду гражданину либо юридическому лицу земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Согласно представленным доказательствам земельный участок передан истцу в 1993 году по договору о предоставлении земельного участка в аренду N 91 от 15.02.1993, по истечении которого арендные отношения были продлены путем заключения нового договора аренды.
За период с 1993 года по настоящее время земельный участок не выбывал из владения истца.
Судом первой инстанции установлено. что факт тождественности земельного участка, предоставленного в 1993 году и в 2008 году, подтверждается справками администрации муниципального образования Староминский район от 22.08.2017 N 138-2257/17-17-01-02 и от 08.09.2017 N 138-2453/17-01-02 и не опровергнут ответчиком.
Таким образом, выкупная цена спорного земельного участка должна быть установлена в размере 20% его кадастровой стоимости (695403,36 х 20% = 139080,67).
Судом первой инстанции были также правомерно отклонены доводы департамента о том, что поскольку к заявлению о предоставлении земельного участка от 18.11.2016 были приложены копия паспорта, кадастрового паспорта, договора аренды спорного участка N 8828000032 от 25.06.2008, свидетельства о постановке на налоговый учет, выписки из ЕГРИП, при проведении правовой экспертизы департаментом не представлялось возможным установить срок аренды земельного участка с момента первоначального предоставления в аренду.
Документы, подтверждающие факт нахождения у истца в аренде спорного земельного участка с 1993 года, были представлены в департамент вместе с протоколом разногласий, однако департамент оставил их без внимания, с предложенной истцом редакцией договора не согласился.
Ссылку департамента на предоставление по договору аренды N 31 от 19.02.2002 земельного участка иной площади (10.2 га) как на доказательство нетождественности спорного участка с участком, предоставленным ранее в аренду по договору N 91 от 15.02.1993, правомерно не приняты судом первой инстанции, поскольку согласно материалам дела в состав участка, предоставленного по договору аренды N 31 от 19.02.2002 площадью 10.2 га, входил земельный участок площадью 5,1 га, предоставленный по договору аренды N 91 от 15.02.1993.
Пункт 2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статей 421 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам (императивным нормам), установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Выкупная цена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является регулируемой и должна соответствовать нормативным ставкам, действующим на момент заключения договора (статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом приведенных правовых норм, цена выкупа земельных участков, находящихся в публичной собственности, должна определяться на основании нормативных правовых актов, действующих на дату заключения договора купли-продажи либо принятия судебного акта о понуждении уполномоченного органа заключить такой договор.
Таким образом, требование об обязании департамента заключить договор купли-продажи спорного земельного участка с истцом на условиях, сформулированных истцом в протоколе разногласий, правомерно удовлетворено судом первой инстанции (аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.05.2017 по делу N А32-39818/2016, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2017 по делу N А32-41067/2016).
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2017 по делу N А32-25593/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Б.Т.ЧОТЧАЕВ
Судьи
Н.В.КОВАЛЕВА
Е.А.МАШТАКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)