Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 21.09.2016 ПО ДЕЛУ N А26-3367/2016

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 сентября 2016 г. по делу N А26-3367/2016


Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 21 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Цыба И.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровым Б.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Седоевой Татьяны Петровны к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок и первому заместителю Председателя Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок Максимову Сергею Анатольевичу о признании незаконным решения от 22.03.2016 N 995/12.4.21
при участии представителя ответчика, Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, - Акулич Е.В. по доверенности от 21.04.2016
установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Седоева Татьяна Петровна (далее - заявитель, Седоева Т.П.) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее - ответчик, Комитет) и первому заместителю Председателя Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок Максимову Сергею Анатольевичу о признании незаконным решения от 22.03.2016 N 995/12.4.21.
Обжалуемым решением Комитет в соответствии с пунктом 6 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации приостановил рассмотрение заявления Седоевой Т.П. о предварительном согласовании земельного участка для осуществления деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством в связи с тем, что указанное заявление было подано Седоевой Т.П. позднее заявления другого лица.
В обоснование заявленного требования Седоева Т.П. указала, что подала заявление 18.01.2016, в то время, как другое лицо подало заявление 19.01.2016. Седоева Т.П. сослалась на положения статей 39.6, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации и указала, что срок рассмотрения ее заявления не может быть приостановлен. Оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка не имеется.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, дважды не обеспечил явку своего представителя в судебные заседания 15.08.2016 и 14.09.2016.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеются основания для оставления заявления Седоевой Т.П. без рассмотрения.
В судебном заседании представитель Комитета настаивала на рассмотрении заявления Седоевой Т.П. по существу.
Заявленное требование ответчик не признает по основаниям, изложенным в отзыве.
Судебное разбирательство проведено в отсутствие представителя заявителя в порядке, установленном частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителя ответчика и изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Седоева Татьяна Петровна является главой крестьянского фермерского хозяйства, зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 316100100050324.
19.01.2016 в Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Управление земельными ресурсами" (далее - Учреждение) поступили заявления Седоевой Т.П. от 18.01.2016 о предварительном согласовании предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Республики Карелия, г. Сортавала, кадастровый квартал 10:10:0081502. Общая площадь: 293068 кв. м.
Основание предоставления земельного участка без торгов - статья 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Испрашиваемый вид права: Аренда.
Цель использования земельного участка: Осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Указанные заявления Седоевой Т.П. были поданы в Отдел предоставления услуг N 1 по г. Петрозаводску ГБУ РК "Многофункциональный центр Республики Карелия" 18.01.2016 и поступили в Учреждение 19.01.2016, вх. N 7 от 19.01.2016 года в 12 часов 38 минут.
18.01.2016 Беспаловым Владимиром Николаевичем в Учреждение было подано заявление от 18.01.2016 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Республики Карелия, г. Сортавала, кадастровый квартал 10:10:0081502.
Общая площадь: 250000 кв. м.
Основание предоставления земельного участка без торгов - статья 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Испрашиваемый вид права: Аренда. Цель использования земельного участка: сенокошение.
Заявление Беспалова Владимира Николаевича было подано им лично непосредственно в Учреждение 18.01.2016, вх. N 1 от 18.01.2016.
22.03.2016 Комитет направил в адрес Седоевой Т.П. письмо N 995/12.4-21, в котором указал, что в случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Таким образом, Комитет в соответствии с пунктом 6 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации принял решение о приостановлении срока рассмотрения заявлений Седоевой Т.П., поскольку указанные заявления поданы позднее заявления Беспалова В.Н.
Полагая, что данное решение Комитета, изложенное в письме от 22.03.2016 N 995/12.4.21, не соответствует закону и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Седоева Т.П. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что заявленное требование является необоснованным исходя из следующего.
01.01.2016 вступил в силу Закон Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" (далее - Закон от 29.12.2015 N 1980-ЗРК), согласно которому органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Статьей 3 Закона от 29.12.2015 N 1980-ЗРК установлено, что данные полномочия осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1, подпунктами 35 - 35.6 пункта 9 Положения о государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2010 года N 274-П (далее - Положение о комитете), органом исполнительной власти в Республике Карелия, который осуществляет указанные выше полномочия, является Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
Согласно должностному регламенту государственного гражданского служащего Республики Карелия, замещающего должность Первого заместителя председателя Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок - начальника управления государственного имущества и земельных ресурсов, утвержденного Председателем Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок Д.Б. Косаревым 01.04.2014 (далее - Должностной регламент) Первый заместитель Председателя Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок - начальник управления государственного имущества и земельных ресурсов (далее - Первый заместитель Председателя), исходя из задач и функций Государственного Комитета Республики Карелия, выполняет должностные обязанности, в том числе и визирует проекты документов либо подписывает документы по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета и Управления в случае согласия с их содержанием.
К Перечню вопросов, по которым в соответствии с Должностным регламентом Первый заместитель Председателя вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения отнесено, в том числе и визирование проектов документов или подписание документов по вопросам деятельности Комитета и Управления в случае согласия с их содержанием.
Приказом Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от 23.03.2016 N 305 "О внесении изменений в Приказ Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от 28 мая 2014 года N 505", которым предусмотрено распределение обязанностей между Председателем Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, первым заместителем Председателя Комитета и заместителем Председателя Комитета внесены изменения в пункт 1 указанного выше Приказа, в соответствии с которым перечень вопросов, закрепленных за Первым заместителем Председателя Комитета Максимовым С.А., в том числе и по обеспечению (организации) выполнения задач и функций, возложенных на Управление в соответствии с Положением об Управлении дополнен подпунктом 31, в соответствии с которым Первый заместитель Председателя Комитета Максимов С.А. обладает правом подписи от имени Комитета документов (писем, решений, распоряжений, договоров и других документов гражданско-правового характера) по вопросам распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением писем Главе Республике Карелия, первому заместителю Главы Республики Карелия, заместителям Главы Республики Карелия, Руководителю Администрации Главы Республики Карелия, Министру юстиции Республики Карелия).
Таким образом, подписывая Решение Государственного комитета Республики Карелия от 22.03.2016 N 995/12.4-21, Первый заместитель Председателя государственного комитета Республики Карелия Максимов Сергей Анатольевич действовал в рамках предоставленных ему полномочий и выступал от имени Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
В соответствии частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:
- земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (пункт 12);
- земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (пункт 15).
Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.
В пункте 6 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы.
19.06.2013 заключено Соглашение N 41 о взаимодействии между государственным бюджетным учреждением Республики Карелия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Карелия" (далее - МФЦ) и Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд.
Предметом данного Соглашения является порядок взаимодействия между Сторонами при предоставлении в МФЦ государственных услуг, предусмотренных утвержденным Перечнем государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу "одного окна" на базе государственного бюджетного учреждения Республики Карелия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Карелия" согласно приложению N 1 к Соглашению.
Согласно подпункту 2 пункта 11 раздела VII данного Соглашения МФЦ передает в Комитет документы и информацию, полученные от заявителя, в срок, не превышающий 3 рабочих дня со дня получения запроса от заявителя о предоставлении услуг.
В соответствии с пунктом 18 Приложения N 3 к Соглашению N 41 от 19.06.2013 срок передачи МФЦ принятых им комплектов документов в Комитет не должен превышать три рабочих дня со дня приема.
В пункте 19 Приложения N 3 к Соглашению N 41 от 19.06.2013 указано, что днем приема представленного заявителем через МФЦ комплекта документов является день получения их, а также экземпляра сопроводительного реестра Комитетом от МФЦ.
По состоянию на дату подачи Седоевой Т.А. заявления и пакета документов в МФЦ - 18.01.2016 действовал указанный выше порядок.
Согласно журналу регистрации входящих заявлений пакет документов и заявление Седоевой Т.П. поступили в Комитет из МФЦ 19.01.2016, зарегистрированы за номером 7 от 19.01.2016, а заявление Беспалова В.Н. поступило в Комитет 18.01.2016 и зарегистрировано за номером 1.
При таких обстоятельствах следует признать, что ответчиком был соблюден установленный порядок регистрации и рассмотрения заявлений в порядке очередности их поступления.
Таким образом, решение Комитета о приостановлении срок рассмотрения заявлений Седоевой Т.П. принято в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и не противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации, а также не нарушает прав и законных интересов Седоевой Т.П. в сфере предпринимательской деятельности.
Кроме того, согласно заявлениям Седоевой Т.П. целью использования испрашиваемого земельного участка является осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Испрашиваемый Седоевой Т.П. земельный участок находится в территориальной зоне Ж-3.
Согласно статье 35 Правил землепользования и застройки Сортавальского городского поселения Зона Ж-3 - Зона индивидуальной жилой застройки. Основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования не содержат такого вида разрешенного использования, как "осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности".
Кроме того, согласно представленным сведениям Администрации муниципального образования "Сортавальское городское поселение" от 09.03.2016 N 712-01/2-41 Комитет выявил наличие оснований для отказа в утверждении предоставленной схемы расположения земельного участка на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 и подпункта 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку имеются представленные Администрацией муниципального образования "Сортавальское городское поселение" схема расположения земельного участка, утвержденная Распоряжением Администрации Сортавальского городского поселения от 08.09.2015 N 508-о, а также схема расположения земельного участка, утвержденная Распоряжением Администрации Сортавальского городского поселения от 24.08.2015 N 471-0.
Схемы расположения земельного участка, утвержденные указанными выше Распоряжениями Администрации Сортавальского городского поселения, свидетельствуют о том, что границы данных земельных участков, в соответствии с утвержденными схемами расположения земельного участка частично совпадают с границами испрашиваемого Седоевой Т.П. земельного участка.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд отказывает Седоевой Т.П. в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления суд относит на Седоеву Т.П.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. В удовлетворении заявленного Главой крестьянского фермерского хозяйства Седоевой Татьяной Петровной (ОГРНИП 316100100050324, ИНН 100124134401) требования отказать.
- 2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65);
- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
И.С.ЦЫБА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)