Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 29.06.2017 N Ф04-2267/2017 ПО ДЕЛУ N А45-15160/2016

Требование: Об обязании муниципалитета исключить земельные участки из границ лесничества, направлении изменений в материалы лесоустройства в Федеральное агентство лесного хозяйства, обязании внести изменения в документ об определении количества лесничеств на землях муниципального образования.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Предприниматель указал, что в результате отнесения участков к городским лесам он как собственник лишен возможности использовать участки по назначению в соответствии с видом разрешенного использования.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2017 г. по делу N А45-15160/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2017 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зиновьевой Т.А.,
судей Севастьяновой М.А.,
Тихомирова В.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Грибова Евгения Владимировича на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12.12.2016 (судья Полякова В.А.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017 (судьи Нагишева О.Б., Захарчук Е.И., Терехина И.И.) по делу N А45-15160/2016 по иску индивидуального предпринимателя Грибова Евгения Владимировича (ОГРНИП 305540514500011) к администрации города Бердска Новосибирской области (633010, Новосибирская область, город Бердск, улица М.Горького, 9, ИНН 5445113914, ОГРН 1025404731109) и Федеральному агентству лесного хозяйства (113184, город Москва, улица Пятницкая, 59/19, ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298) об обязании устранить препятствия в пользовании имуществом.
Другие лица, участвующие в деле: прокуратура Новосибирской области.
Суд

установил:

индивидуальный предприниматель Грибов Евгений Владимирович (далее - истец, предприниматель, ИП Грибов Е.В.) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с иском об обязании администрации города Бердска (далее - администрация, ответчик) исключить земельный участок с кадастровым номером 54:32:010836:196 площадью 59 471 кв. м, местоположение: Новосибирская область, город Бердск, категория земель: земли населенных пунктов - для эксплуатации и завершения строительства детских летних дач, и земельный участок с кадастровым номером 54:32:010836:66 площадью 49 729 кв. м, местоположение: Новосибирская область, город Бердск, категория земель: земли населенных пунктов - для эксплуатации и завершения строительства детских летних дач, путем внесения изменений в материалы лесоустройства Бердского муниципального лесничества, о направлении изменений в материалы лесоустройства Бердского муниципального лесничества в Федеральное агентство лесного хозяйства; обязании Федерального агентства лесного хозяйства на основании изменений материалов лесоустройства Бердского муниципального лесничества, представленных администрацией города Бердска Новосибирской области, внести изменения в Приказ от 09.03.2016 N 77 "Об определении количества лесничеств на землях населенных пунктов муниципального образования города Бердска Новосибирской области, занятых городскими лесами, и установлении их границ", направленные на исключение земельных участков с кадастровыми номерами 54:32:010836:196 и 54:32:010836:66 из границ Бердского муниципального лесничества.
К участию в деле в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) допущена прокуратура Новосибирской области.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 12.12.2016, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Истец считает, что непосредственным последствием включения земельных участков с кадастровыми номерами 54:32:010836:66 и 54:32:010836:67 в границы Бердского муниципального лесничества стало ограничение прав подателя жалобы как собственника на использование указанных земельных участков, в том числе на размещение объектов капитального строительства.
Вывод судов о наличии у администрации права проводить в отношении спорных земельных участков лесоустроительные работы и включать их в состав Бердского муниципального лесничества, противоречит нормам материального права и нарушает, по мнению подателя жалобы, права предпринимателя, предусмотренные частью 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Податель жалобы полагает, что включив в материалы таксации городских лесов, поставленных на кадастровый учет по городу Бердску Новосибирской области (утвержденных Постановлением администрации города Бердска от 13.02.2005 N 557), сведения о спорных земельных участках как о лесных участках, входящих в состав Бердского муниципального лесничества, администрация действовала за пределами предоставленных ей полномочий. Предприниматель настаивает, что материалы таксации лесов основанием для определения и изменения соответствующих границ не являются.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ, законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец является собственником следующих земельных участков:
- - земельного участка с кадастровым номером 54:32:010836:196 площадью 59 471 кв. м, местоположение: Новосибирская область, город Бердск, категория земель: земли населенных пунктов - для эксплуатации и завершения строительства детских летних дач, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (право зарегистрировано 29.06.2016);
- - земельного участка с кадастровым номером 54:32:010836:66 площадью 49 729 кв. м, местоположение: Новосибирская область, город Бердск, категория земель: земли населенных пунктов - для эксплуатации и завершения строительства детских летних дач, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (право зарегистрировано 21.04.2016).
Письмом от 23.06.2016 N 1722-01/01-18 администрация по поручению главы города Бердска уведомила истца о том, что вышеуказанные земельные участки, принадлежащие истцу, включены в состав Бердского муниципального лесничества Новосибирской области, границы которого установлены Приказом от 09.03.2016 N 77 "Об определении количества лесничеств на землях населенных пунктов муниципального образования города Бердска Новосибирской области, занятых городскими лесами, и установлении их границ". Основанием для установления границ Бердского муниципального лесничества Новосибирской области послужили материалы лесоустройства, введенные в действие постановлением администрации города Бердска Новосибирской области от 13.02.2015 N 557 "О введении в действие материалов таксации городских лесов, поставленных на кадастровый учет по городу Бердску Новосибирской области".
Истец, ссылаясь на отсутствие у ответчиков правовых оснований для включения принадлежащих истцу на праве собственности земельных участков в состав Бердского муниципального лесничества, в связи с тем, что в результате отнесения спорных земельных участков к городским лесам собственник этих участков лишен возможности использовать их по назначению в соответствии с видом разрешенного использования, со ссылкой на положения статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обратился в суд с настоящим иском.
Суды, отказывая в иске, исходили из того, что действия ответчиков по отнесению спорных земельных участков к составу городских лесов в границах Бердского муниципального лесничества соответствуют закону и не нарушают права истца.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (статья 12 ГК РФ).
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статья 304 ГК РФ).
В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) разъяснено, что в силу статей 304 и 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Пунктом 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (пункт 3 статьи 6 ЛК РФ).
По статье 7 ЛК РФ (в ранее действующей редакции) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.
Исходя из правил названных статей, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
При этом по правилам статьи 8 ЛК РФ сформированные и формируемые лесные участки находятся в федеральной собственности независимо от того, предоставлены они физическим или юридическим лицам на установленном праве пользования или нет.
Осуществление полномочий по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, что следует из положений пункта 1 статьи 83 ЛК РФ.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесены вопросы использования, охраны, защиты городских лесов.
Согласно части 2 статьи 23 ЛК РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.
Лесничества и лесопарки могут находиться на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (часть 3 статьи 23 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (пункт 1 статьи 68 ЛК РФ).
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, по результатам таксации городских лесов, поставленных на кадастровый учет по городу Бердску Новосибирской области постановлением администрации города Бердска Новосибирской области от 13.02.2015 N 557, земельные участки с кадастровыми номерами 54:32:010836:196 и 54:32:010836:66 отнесены к 16 лесному кварталу городских лесов города Бердска Новосибирской области, и включены в состав Бердского муниципального лесничества, границы которого установлены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 09.03.2016 N 77.
По результатам исследования представленных в материалы дела доказательств и оценки доводов участников процесса суд пришел к выводу об отсутствии признака противоправности в действиях ответчиков по отнесению спорных земельных участков к категории городских защитных лесов.
Руководствуясь приведенными нормами права, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, в том числе объяснения свидетелей Белова С.И. и Игошина В.Н., фотографии и акт обследования спорных земельных участков от 02.11.2016, учитывая в соответствии со статьей 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции по делам NN 33-1853/2016, 33-3769/2015, установив, что спорные земельные участки располагаются на территории городских лесов города Бердска Новосибирской области, учитывая отсутствие признаков противоправности в действиях ответчиков и недоказанность истцом того факта, что действиями ответчиков чинятся препятствия в пользовании принадлежащими ему земельными участками, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у администрации города Бердска Новосибирской области права по отнесению на основе материалов лесоустройства спорных земельных участков к городским лесам и отсутствии оснований для удовлетворения иска в порядке статьи 304 ГК РФ.
В силу пункта 9 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В соответствии с частью 2 статьи 102 ЛК РФ городские леса относятся к защитным лесам.
Исходя из принципа соблюдения целевого назначения лесов и выполняемых ими полезных функций, ЛК РФ определил, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным их использованием при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями, установив в статьях 102 - 107 особенности их использования, охраны, защиты и воспроизводства (часть 4 статьи 12, часть 3 статьи 10 ЛК РФ).
Согласно частям 3, 5.1 статьи 105 ЛК РФ в городских лесах запрещается размещение объектов капитального строительства.
Таким образом, судом апелляционной инстанции обоснованно отклонен довод о том, что обжалуемыми действиями нарушаются предусмотренные частью 1 статьи 40 ЗК РФ права предпринимателя.
При этом суд кассационной инстанции отмечает, что материалами дела установлено, что спорные земельные участки полностью заняты многолетними лесными насаждениями. Соответственно, предприниматель, действуя с должной степенью заботливости и осмотрительности, при приобретении в 2016 году земельных участков для целей, непосредственно не связанных с использованием лесов, должен был предполагать возможность закрепления юридического статуса фактически существующих городских лесов.
Законность присвоения данного статуса и обязательность внесения сведений о лесном участке в Государственный кадастр недвижимости установлена вступившими в законную силу судебными актами Новосибирского областного суда (дела N 33-1853, N 33-3769/2015), обязательными в силу статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Довод подателя жалобы о том, что администрация, включив в материалы таксации городских лесов, поставленных на кадастровый учет по городу Бердску Новосибирской области (утвержденных Постановлением администрации города Бердска от 13.02.2005 N 557), сведения о спорных земельных участках как о лесных участках, входящих в состав Бердского муниципального лесничества, превысила полномочия, предоставленные ей законом, противоречит положениям главы 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Ссылка подателя жалобы на определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.2016 по делу N 306-кг16-7898 во внимание не принимается ввиду различных фактических обстоятельств.
В рассматриваемом споре границы городских лесов установлены не только на основании материалов таксации, но и в соответствии с иной, ранее разработанной лесоустроительной документацией (лесоустройство 1990 года, план лесонасаждений городских лесов города Бердска 2002 года).
При этом судами дана оценка всем доводам, приведенным подателем жалобы по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе, в которой он повторяет все то, на что ссылался ранее, и это отражено в принятых судебных актах.
Нарушений норм материального права и норм процессуального права, приведших к принятию неправильных судебных актов и влекущих их отмену в любом случае, не выявлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12.12.2016 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017 по делу N А45-15160/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.А.ЗИНОВЬЕВА

Судьи
М.А.СЕВАСТЬЯНОВА
В.В.ТИХОМИРОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)