Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 30.09.2016 N 303-ЭС16-12039 ПО ДЕЛУ N А73-15628/2015

Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о внесении изменений в договор аренды земельного участка.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 сентября 2016 г. N 303-ЭС16-12039


Судья Верховного Суда Российской Федерации Попов В.В., изучив кассационную жалобу Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2016 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.06.2016 по делу N А73-15628/2015 Арбитражного суда Хабаровского края,
по иску публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (г. Хабаровск, далее - общество "ФСК ЕЭС")
к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска (г. Хабаровск, далее - департамент)
о внесении изменений в договор аренды земельного участка,

установил:

общество "ФСК ЕЭС" обратилось в арбитражный суд с иском к департаменту о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 30.05.2012 N 258 на условиях дополнительного соглашения N 1 к договору аренды.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.01.2016 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2016, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.06.2016, решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу указанными судебными актами, департамент обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, выражая несогласие с мотивировочной частью оспариваемых судебных актов относительно выводов судов об определении размера арендной платы за использование земельным участком с 01.03.2015 в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 22.09.2011 N 507.
Заявитель просит суд исключить из мотивировочной части сделанные судами выводы, полагая, что размер арендной платы за земельные участки, собственность на которые не разграничена на территории Хабаровского края должен определяться основании постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 N 411-пр.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные исковые требования и внося изменения в договор аренды от 30.05.2012 N 258, суд первой инстанции исходил из того, что произошло существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Размер платы на период с 01.03.2015 установлен судом в соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении иска, апелляционный суд указал, что в данном конкретном случае установление размера арендной платы не может определяться соглашением сторон и, как следствие, быть предметом спора о внесении изменений в договор аренды.
При этом суд по существу согласился с выводами суда первой инстанции о порядке определения размера арендной платы.
Суд апелляционной инстанции указал, что в данном случае, ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, в связи с чем, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, а новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Как следует из содержания принятых по делу судебных актов, и установлено судами первой и апелляционной инстанций, земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, предоставлен и используется истцом под объект энергоснабжения (опору N 1 объекта "Линия ВЛ-220 кВ "Прим ГРЭС-Хабаровск" (с заходами),
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" определено, что арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов, в том числе для размещения линий электропередачи, линий связи, линейно-кабельных сооружений.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" установлена предельная ставка размера арендной платы для Хабаровского края - 5,59 руб. за кв. м.
Установив, что по смыслу пункта 2.3 договора аренды земельного участка сторонами предусмотрено, что в случае изменения нормативного акта, устанавливающего размер арендной платы, внесение изменений в договор не требуется, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что общество "ФСК ЕЭС" вправе требовать внесения арендной платы в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, без внесения каких-либо дополнительных изменений в договор аренды земельного участка.
Данные выводы суда поддержал суд округа.
Доводы департамента о неприменении к спорным отношениям Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" основаны на неверном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

в передаче кассационной жалобы Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
В.В.ПОПОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)