Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.07.2017 N 15АП-8776/2017 ПО ДЕЛУ N А32-39791/2016

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2017 г. N 15АП-8776/2017

Дело N А32-39791/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карнауховой В.В.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кушу Каринэ Ервантовны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.03.2017 по делу N А32-39791/2016,
принятое судьей А.В. Семушиным,
по заявлению индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кушу Каринэ Ервантовны
к заинтересованному лицу - Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков в собственность,
установил:

индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кушу Каринэ Ервантовна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:24:0203000:42; 23:24:0203000:45; 23:24:0203000:46 в собственность; об обязании принять решение о предоставлении земельных участков в собственность и заключить договоры купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 23:24:0203000:42, 23:24:0203000:45, 23:24:0203000:46 в течение 30 дней с даты вступления в силу решения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2017 в удовлетворении требования о признании незаконными отказов от 27.07.2016 N 52-17353/16-32-20, N 52-17352/16-32-20 и N 52-17355/16-32-20 в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:24:0203000:42; 23:24:0203000:45; 23:24:0203000:46 в собственность отказано. Требование заявителя об обязании заключить договоры купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 23:24:0203000:42, 23:24:0203000:45, 23:24:0203000:46 в течение 30 дней с даты вступления в силу решения оставлено без рассмотрения.
Решение мотивировано тем, что земельным законодательством установлен запрет на приватизацию земельных участков, ограниченных в обороте.
Индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кушу Каринэ Ервантовна обжаловала решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что испрашиваемые земельные участки не являются ограниченными в обороте, поскольку с 08.05.2003 спорные участки находятся в аренде у заявителя в установленных границах. Досудебный порядок был соблюден.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между администрацией Павловского района (именуемая в дальнейшем Арендодатель) и главой Крестьянского (фермерского) хозяйства "Росток" Кушу К.Е. заключен договор аренды N 2445100451 от 08.05.2003 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 23:24:0203000:42; 23:24:0203000:45; 23:24:0203000:46.
12.04.2013 между администрацией муниципального образования Павловского района и индивидуальным предпринимателем Главой КФХ Кушу К.Е. заключено дополнительное соглашение N 6 к Договору, согласно которому изменен номер договора, изменены размер и условия внесения арендной платы, срок аренды земельного участка продлен.
Дополнительным соглашением от 22.08.2013 N 43 срок договора продлен до 8 мая 2033 года".
27.06.2016 Глава КФХ Кушу Каринэ Ервантовна (далее - заявитель) обратилась с заявлением в Департамент имущественных отношений Краснодарского края о предоставлении в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 23:24:0203000:42; 23:24:0203000:45; 23:24:0203000:46.
Департамент отказал в предоставлении государственной услуги, мотивировав это тем, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:24:0203000:45; 23:24:0203000:46 расположены в водоохранной зоне балки Очеретоватая, а земельный участок с КН: 23:24:0203000:42 расположен в границах закрытого сельского кладбища и водоохранной зоне балки Очеретоватая.
Не согласившись с отказом департамента в предоставлении земельных участков в собственность, Глава КФХ Кушу Каринэ Ервантовна обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-Ф "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (в редакции, действовавшей на момент отказа) определено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи, за исключением (помимо других случаев) участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
По смыслу приведенных норм арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов при наличии следующих условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; участок используется надлежаще (в соответствии с его целевым назначением); заявление о заключении договора купли-продажи такого участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса РФ.
В соответствии пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16.
Подпунктом 6 статьи 39.16 Земельного кодекса предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно части 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На основании пп. 3 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пп. 9 п. 4 ст. 27 Земельного кодекса а из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности воинскими и гражданскими захоронениями.
В п. 8 ст. 27 Земельного кодекса указано, что запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Согласно ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, которые находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
В силу статей 5, 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, к которым относятся водотоки (реки, ручьи, каналы), находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Правовой режим водоохранных зон не является однородным. В границах водоохранных зон выделяют береговую полосу (часть 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации) и прибрежные защитные полосы (часть 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации), на территории которых действует больший перечень публично-правовых запретов и ограничений.
В силу абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ), отчуждению в соответствии с данным Законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Пунктом 12 ст. 85 27 Земельного кодекса также запрещена приватизация земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
- Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);
- В соответствии со статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Основанием отказа в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:24:0203000:42, 23:24:0203000:45, 23:24:0203000:46 послужило примыкание таковых к водоохранной зоне балки Очеретоватая и сельскому кладбищу.
Согласно письму Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 20.09.2016 заявителю были представлены сведения по форме 1.9 для водного объекта - балка Очеретоватая (т. 1 л.д. 73-74).
Актами обследования земельных участков от 10.06.2016 NN 431, 432, 433 ГКУ КК "Кубаньземконтроль" установлено, что с южной стороны земельного участка с кадастровым номером 23:24:0203000:45, с южной, северной и западной стороны земельного участка с кадастровым номером 23:24:0203000:46, с южной и западной стороны земельного участка с кадастровым номером 23:24:0203000:42 данные участки примыкают к балке Очеретоватая (т. 1 л.д. 89-94).
Также в материалах дела имеется ответ Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 17.06.2016 N 71-6622/16-04-01 (т. 1 л.д. 87-88), согласно которому земельный участок с кадастровым номером 23:24:0203000:46 частично расположен в границах водоохранной зоны балки Очеретоватая, частично в границах безводной балки; земельный участок с кадастровым номером 23:24:0203000:42 частично расположен в границах водоохранной зоны балки Очеретоватая; земельный участок с кадастровым номером 23:24:0203000:45 частично расположен в границах водоохранной зоны балки Очеретоватая, частично в границах закрытого сельского кладбища.
Кадастровый инженер Сидорено Ж.А. в заключениях также не отрицал наличие водоохранных зон, граничащих с земельными участками с кадастровыми номерами: 23:24:0203000:42; 23:24:0203000:45; 23:24:0203000:46, что отражено на схемах. Кадастровым инженером установлено, что фактически сельское кладбище не входит в границу земельного участка с кадастровым номером 23:24:0203000:45.
Согласно Постановлению главы Павловского района Краснодарского края от 21.01.2003 N 35, Постановлению главы Павловского района от 06.05.2003 N 413 "О внесении изменений в постановление главы Павловского района от 21.01.2003 N 35 "О предоставлении земельных участков в аренду КФХ "Росток" из земель фонда перераспределения", арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельные участки общей площадью 117.63 га пашни с кадастровыми номерами: 23:24:0203000:42; 23:24:0203000:45; 23:24:0203000:46.
В п. 2 указанных постановлений установлен запрет применения ядохимикатов на землях, расположенных в водоохранной зоне рек, ручьев, балок, болот, прудов.
Таким образом, материалы дела содержат достаточно доказательств того, что к границам испрашиваемых участков примыкает водоохранный объект, что свидетельствует об ограниченности таких участков в обороте.
Таким образом, департаментом обоснованно отказано в предоставлении предпринимателю в собственность земельных участков с кадастровыми номерами: 23:24:0203000:42; 23:24:0203000:45; 23:24:0203000:46, поскольку таковые ограничены в обороте.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2017 по делу N А32-39791/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
О.А.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)