Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.07.2017 N 08АП-6731/2017 ПО ДЕЛУ N А46-17668/2016

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2017 г. N 08АП-6731/2017

Дело N А46-17668/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2017 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6731/2017) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 07.04.2017 по делу N А46-17668/2016 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МехСтрой" (ИНН 5506216839, ОГРН 1115543008790) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, муниципального предприятия г. Омска "Тепловая компания", общества с ограниченной ответственностью "Стар", о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Комиссаров Д.Н. (по доверенности N 228 от 29.12.2016 сроком действия по 31.12.2017, личность подтверждена служебным удостоверением);
- от общества с ограниченной ответственностью "МехСтрой" - Кисина Е.И. (по доверенности б\\н от 04.07.2017 сроком действия на 1 год, личность подтверждена паспортом), Коржук Д.Т. (директор общества с ограниченной ответственностью "МехСтрой" согласно приказу от 09.01.2017, личность подтверждена паспортом);
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, муниципального предприятия г. Омска "Тепловая компания", общества с ограниченной ответственностью "Стар" - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "МехСтрой" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 10.10.2016 N 55/101/002/2016-31253; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области осуществить государственную регистрацию права ограничения (обременения) на объект недвижимости земельный участок, площадью 5383 кв. м, кадастровый номер земельного участка - 55:36:120305:39220. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание. Почтовый адрес: г. Омск, ул. 5-я Кордная, 27 Б.
Определением суда от 26.01.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент).
Определением суда от 14.03.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Стар" (далее - ООО "Стар"), которое указало, что в границах испрашиваемого заявителем земельного участка находится недвижимое имущество, принадлежащее ООО "Стар", а именно: нежилое помещение 1П площадью 87,9 кв. м, расположенное на 2-м этаже здания по адресу: г. Омск, ул. 5-я Кордная, 27 Б.
Решением Арбитражного суда Омской области от 07.04.2017 по делу N А46-17668/2016 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 10.10.2016 N 55/101/002/2016-31253.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области осуществить государственную регистрацию права ограничения (обременения) на объект недвижимости земельный участок, площадью 5383 кв. м, кадастровый номер земельного участка - 55:36:120305:39220. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание. Почтовый адрес: г. Омск, ул. 5-я Кордная, 27 Б.
Этим же судебным актом с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в пользу ООО "МехСтрой" взыскано 3000 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что межевой план нельзя рассматривать как основание образования земельных участков, вместе с тем можно рассматривать, как документ подтверждающий такое образование и содержащий их описание.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 04.07.2017.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО "МехСтрой" возразил на доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 04.07.2017 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 18.07.2017 на 10 час 00 мин. в связи с необходимостью предоставления Управлением дополнительных документов по делу.
Информация об отложении размещена в информационном ресурсе http://kad.arbitr.ru/.
После отложения судебного заседания от Управления поступили письменные дополнения по делу, а именно: копии кадастровых дел и сведения о зарегистрированных правах на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:120305:299, 55:36:120305:39220, 55:36:120305:3921.
Представители ООО "МехСтрой", ознакомившись с вышеуказанными дополнениями, не возражают против их приобщения к материалам дела.
Судом апелляционной инстанции письменные дополнения приобщены к материалам дела.
В заседании суда апелляционной инстанции 18.07.2017 представители Управления и ООО "МехСтрой" поддержали ранее заявленные процессуальные позиции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
27.08.2016 Департамент имущественных отношений Администрации города Омска обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области с заявлением о государственной регистрации ограничения (обременения) права.
В качестве документа-основания государственной регистрации представлен Договор аренды N Д-О-14-98 земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного в городе Омске, предоставляемого без проведения торгов, заключенный 22.08.2016 между Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска и ООО "МехСтрой".
Предметом договора аренды является земельный участок, кадастровый номер 55:36:120305:39220, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание. Почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. 5-я Кордная, д. 27Б.
Данный земельный участок образован одновременно с земельным участком с кадастровым номером 55:36:120305:39221 из земельного участка с кадастровым номером 55:36:120305:299, подлежащего снятию с кадастрового учета.
Согласно данным государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) сведения об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120305:39220 и 55:36:120305:39221 с обозначением их границ внесены в ГКН 21.08.2014.
Полагая, что межевой план нельзя рассматривать как основание образования земельных участков, а можно лишь как документ, подтверждающий такое образование и содержащий их описание, государственный регистратор принял решение о приостановлении государственной регистрации в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации с 09.09.2016 по 09.10.2016.
С учетом того, что в указанный срок причины, препятствующие проведению государственной регистрации, не устранены, 10.10.2016 отказано в государственной регистрации ограничений (обременении) прав на вышеуказанный объект недвижимости.
Отказ Росреестра в государственной регистрации на объект недвижимости мотивирован тем, что не представлены необходимые документы.
Полагая, что названный отказ является незаконным, нарушает права ООО "МехСтрой", Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
07.04.2017 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или местного самоуправления.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 ГК РФ может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По положениям части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предписывает, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Заинтересованное лицо в обоснование оспариваемого отказа сослалось на абзац 10 пункта 1 названной статьи, в соответствии с которым в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
До 01.01.2017 государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения, в том числе актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти. В государственной регистрации может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Отказ в государственной регистрации либо уклонения соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены (статьи 2, 9, 13, 16, 17, 20 Закона N 122-ФЗ).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона N 122-ФЗ и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Отказ мотивирован отсутствием решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно пунктам 1, 2, 4 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22.2 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
- - решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также решение о безвозмездной передаче земельного участка, находящегося в федеральной собственности и подлежащего образованию, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации;
- - соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков;
- - решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный, участок образован в целях изъятия для государственных или муниципальных нужд;
- - иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Судом первой инстанции установлено, что согласно данным государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) сведения об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120305:39220 и 55:36:120305:39221 с обозначением их границ внесены в ГКН 21.08.2014. Таким образом, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, границы его определены.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Управления пояснил, что правомерность постановки спорных земельных участков на кадастровый учет заинтересованным лицом не оспаривается.
Исходя из пункта 3 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить.
Соответственно, схема расположения границ земельного участка является проектом местоположения границ участка, а не окончательным актом об образовании земельного участка.
В пункте 19 статьи 11.10 ЗК РФ закреплено, что не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
На основании пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.05.2016 по делу N А46-10317/2015 отражено, что обращение в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, подготовленной заинтересованным в предоставлении такого участка лицом, как и последующее проведение межевых и кадастровых работ в соответствии с такой схемой, утвержденной уполномоченным органом или в соответствии с проектом межевания территории, требуется только в том случае, если испрашиваемый земельный участок еще не образован, в отношении него не утвержден проект межевания территории, и если такой участок не поставлен на государственный кадастровый учет.
Вместе с тем, в случае обращения соответствующего лица с заявлением о предоставлении земельного участка, уже прошедшего государственный кадастровый учет, совершение этих действий не требуется.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае у Департамента имущественных отношений Администрации города Омска не имелось оснований для отказа в заключении договора аренды спорного земельного участка, уже прошедшего государственный кадастровый учет и необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, и, соответственно, у заинтересованного лица не имелось оснований для отказа в регистрации права аренды, поскольку в отношении земельного участка имеются полные сведения в государственном кадастре недвижимости, применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора представлен полный пакет документов, необходимых для регистрации права ограничения (обременения) на земельный участок.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, удовлетворив заявленные ООО "МехСтрой" требования о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 10.10.2016 N 55/101/002/2016-31253, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от уплаты государственной пошлины освобождено, в связи с чем судебные расходы по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распределению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:

Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 07.04.2017 по делу N А46-17668/2016 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Н.А.ШИНДЛЕР
Л.А.ЗОЛОТОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)