Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 21.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-17650/2017

Требование: Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Кадастровая стоимость земельного участка истца не соответствует его рыночной стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 ноября 2017 г. по делу N 33а-17650/2017


Судья Старшая Ю.А.
Учет N 098а

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Мочаловой Ю.Р., Сабитова И.Н.,
при секретаре судебного заседания К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 5 сентября 2017 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление И. и постановлено:
определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: земельный участок, предназначенный для размещения производственных строений и сооружений промышленности (ангар)), площадью 10 000 квадратных метров с кадастровым номером.... расположенного по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 24 мая 2017 года,

установила:

И. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование требований указал, что является арендатором земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: земельный участок, предназначенный для размещения производственных строений и сооружений промышленности (ангар)), площадью 10 000 квадратных метров с кадастровым номером.... расположенного по адресу: <адрес>, поставленного на кадастровый учет 29 февраля 2008 года.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и составляет <данные изъяты> рублей.
Между тем согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка от 21 апреля 2017 года N М-210417, составленный обществом с ограниченной ответственностью "РусОценка" по инициативе И., на 1 января 2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером.... составила <данные изъяты> рублей.
И. просил определить кадастровую стоимость вышеназванного земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере <данные изъяты> рублей.
Решением суда административное исковое заявление удовлетворено частично в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан просит решение суда отменить, полагая, что самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований являлось то обстоятельство, что представленный административным истцом отчет по определению рыночной стоимости земельного участка составлен с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности. При этом экспертное заключение, которое суд положил в основу решения, по мнению административного ответчика, также составлено с нарушениями требований законов об экспертной и оценочной деятельности, которые являются существенными и влияющими на итоговую величину определяемой стоимости земельного участка.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно части 1 статьи 245 которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения и для определения арендной платы за земельный участок (статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что административным истцом суду представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 21 апреля 2017 года N М-210417, составленный обществом с ограниченной ответственностью "РусОценка" по инициативе И., согласно которому по состоянию на 1 января 2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером.... составила <данные изъяты> рублей.
Названный отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка получил положительное экспертное заключение N 053/2017/Казань от 6 мая 2017 года эксперта Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Экспертный совет.
Представитель административного ответчика с указанным отчетом не согласился, по его ходатайству определением Верховного Суда Республики Татарстан от 24 июня 2017 года была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Ди энд Эл Оценка", для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельного участка, соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельного участка, в отношении которого утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.
Согласно заключению N 3а-441/2017/ГА от 18 июля 2017 года эксперта общества с ограниченной ответственностью "Ди энд Эл Оценка" З. отчет N М-210417 от 21 апреля 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный обществом с ограниченной ответственностью "РусОценка", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом рыночная стоимость спорного земельного участка, которая согласно отчету по состоянию на 1 января 2015 года составила <данные изъяты> рублей, определена неправильно.
Вместе с тем, отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определил рыночную стоимость спорного земельного участка, которая по состоянию на 1 января 2015 года согласно заключению составила <данные изъяты> рублей.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Судебная коллегия, изучив экспертное заключение N 3а-441/2017/ГА от 18 июля 2017 года, приходит к выводу о его соответствии требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиям законодательства Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности.
Пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении экспертом требований об экспертной и оценочной деятельности несостоятельны, поскольку итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, выводы экспертом были сделаны в рамках его профессиональных знаний, при том, что представителем административного ответчика не представлено сведений о наличии у него соответствующих специальных познаний.
Новых данных, опровергающих выводы суда первой инстанции и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Республики Татарстан от 5 сентября 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)