Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2017 N 11АП-5431/2017 ПО ДЕЛУ N А55-26697/2016

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2017 г. по делу N А55-26697/2016


Резолютивная часть постановления объявлена: 31 мая 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 02 июня 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Сызрань Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 марта 2017 года по делу N А55-26697/2016 (судья Медведев А.А.),
по заявлению Администрации городского округа Сызрань Самарской области,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области,
к Управлению Росреестра по Самарской области,
о снятии с кадастрового учета,
установил:

Администрация городского округа Сызрань Самарской области (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области (далее - ответчики), о снятии с государственного кадастрового учета ранее учтенных земельных участков:
- КН 63:08:0102032:210, земли населенных пунктов, разрешенное использование: прочерк, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ул. Крупской, д. 127, площадью 411 кв. м
- КН 63:08:0111056:269, земли населенных пунктов, разрешенное использование: прочерк, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ул. Заборовская, д. 1, площадью 880 кв. м
- - КН 63:08:0109012:1937, земли населенных пунктов, разрешенное использование: прочерк, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ДСК "Березка", участок N 296, площадью 427KB.M;
- - КН 63:08:0111096:222, категория не установлена, разрешенное использование: прочерк, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, садоводческое товарищество "Гипростанок", в районе Сызранской Луки, площадью 650 кв. м
- КН 63:08:0102010:291, земли населенных пунктов, разрешенное использование: прочерк, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ул. Красноармейская, N 170, площадью 262кв, м.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06 марта 2017 года заявленные требования удовлетворены частично. Снят с государственного кадастрового учета ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 63:08:0102010:291, земли населенных пунктов, разрешенное использование: прочерк, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ул. Красноармейская, N 170, площадью 261,50 кв. м. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Администрация городского округа Сызрань Самарской области подала апелляционную жалобу, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Самарской области от 06.03.2017 г. по делу N А55-26697/2016 в части отказа Администрации в заявленных требованиях, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
В суд апелляционной инстанции от Администрации городского округа Сызрань Самарской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Проверив решение суда первой инстанции в обжалуемой части в соответствии с правилами, предусмотренными частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о ранее учтенных земельных участках:
1) с кадастровым номером 63:08:0102032:210, расположенном: Самарская область, г. Сызрань, ул. Крупской, д. 127, площадью - 411 кв. м. В ГКН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок. Сведения о данном земельном участке внесены в ГКН 03.11.2015 г. по заявлению Юрченко Л.Д. от 29.10.2015 N 63-0-1-176/3302/2015-1713 о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости на основании представленных документов:
- - свидетельства о праве собственности на землю от 03.08.1992 N 7776;
- - решения Сызранского городского округа Самарской области от 16.01.2016 по гражданскому делу N 2-4126/2015 по иску Юрченко Л.Д. о признании права собственности на земельный участок;
2) с кадастровым номером 63:08:0111056:269, расположенном: Самарская область, г. Сызрань, ул. Заборовская, д. 1, площадью - 880 кв. м. В ГКН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, обременениях на указанный земельный участок. Сведения о данном земельном участке внесены в ГКН 29.02.2016 г. по заявлению Зиминой М.Е. от 26.02.2016 N 63-0-1-176/3301/2016-309 о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости на основании представленных документов:
- - свидетельства о праве собственности на землю от 14.08.1992 N 8656;
- - решения Сызранского городского округа Самарской области от 16.01.2016 по гражданскому делу N 2-5065/2015 по иску Лысовой В.В. о признании права собственности на земельный участок;
3) с кадастровым номером 63:08:0109012:1937, расположенном: Самарская область, г. Сызрань, ДСК "Березка", участок N 296, площадью - 427 кв. м. В ГКН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок. Сведения о данном земельном участке внесены в ГКН 26.06.2014 г. по заявлению Макаровой И.Н. от 23.06.2014 N 63-0-1-46/3201/2014-2670 о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости на основании представленного решения Сызранского городского округа Самарской области от 16.04.2014 по гражданскому делу N 2-1399/14 по иску Шафеевой С.Р. о признании права собственности на земельный участок.
4) с кадастровым номером 63:08:0111096:222, расположенном: Самарская область, садоводческое товарищество "Гипростанок" в районе Сызранской Луки, площадью - 650 кв. м. В ГКН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок.
Сведения о данном земельном участке внесены в ГКН 11.09.2015 г. по заявлению Федоренко Б.Б. N 63-0-1-46/3201/2015-3260 о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости на основании представленной архивной выписки из постановления Администрации г. Сызрани Самарской области от 18.10.1994 N 987 "О выделении, изъятии и перерегистрации земельных участков".
По заявлению представителя Муниципального образования г.о. Сызрань Бондарь А.В. от 03.10.2016 N 63-0-1-176/3301/2016-1747 о государственном кадастровом учете изменений на основании представленного постановления Администрации г.о. Сызрань от 31.05.2016 N 1543 "Об установлении категории земельным участкам" внесены изменения в части указания категории земельного участка с кадастровым номером 63:08:0111096:222 - земли населенных пунктов.
5) с кадастровым номером 63:08:0102010:291, расположенном: Самарская область, г. Сызрань, ул. Красноармейская, N 170, площадью - 261,50 кв. м. В ГКН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок.
Таким образом, сведения о спорных земельных участках внесены в ГКН на основании документов, предусмотренных п. 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42.
Согласно сведениям из государственного кадастра недвижимости о земельных участках и уведомлениям об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности на вышеуказанные земельные участки не зарегистрированы, статус вышеуказанных участков "ранее учтенные".
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями об исключении.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 настоящего Федерального закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение одного года со дня исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости заявителю или его представителю лично под расписку на основании заявления указанных лиц орган кадастрового учета выдает документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости (за исключением документов, представленных в форме электронных документов). Если по истечении срока, установленного настоящей частью, заявитель или его представитель не явился в орган кадастрового учета и ему не были выданы лично под расписку документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости, данные документы подлежат уничтожению.
В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Согласно пункту 4 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и, на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (пункт 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
К ранее учтенным земельным участкам относятся объекты недвижимости, которые прошли государственный кадастровый учет до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (до 1 марта 2008 г.) или в переходный период его применения (до 1 января 2013 г.) с учетом особенностей, предусмотренных ст. 43 данного Закона. Сведения о ранее учтенных земельных участках включаются в разделы государственного кадастра недвижимости.
Часть 2 ст. 25 Закона о государственном кадастре недвижимости, предусматривает, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 настоящего Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Части 4 и 5 ст. 24 Закона о государственном кадастре недвижимости предусматривают возможность исключения сведений из государственного кадастра недвижимости только в отношении земельных участков, носящих временный характер.
В связи с тем, что спорные участки имеет статус "ранее учтенный" вопрос об исключении их из ГКН не может быть рассмотрен иначе, кроме как в судебном порядке.
Как правильно указал суд, указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии пробела в законодательстве, регулирующем порядок снятия с государственного кадастрового учета ранее учтенных земельных участков.
Согласно ст. 6 ГК РФ, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков не должно препятствовать участникам гражданского оборота в реализации их законных прав на принадлежащие им земельные участки. В данном случае имеет место законодательный пробел, который при отсутствии прямого запрета, а также при отсутствии иных способов разрешения указанной ситуации с помощью норм, предусматривающих порядок снятия земельного участка с кадастрового учета, не может являться препятствием для реализации принадлежащего права на распоряжение заявленными участками (п. 2 ст. 36 Конституции РФ).
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов субъектов гражданского оборота.
Допустимые способы защиты предусмотрены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Закрепленный в ней перечень не является исчерпывающим, однако данная статья содержит указание на необходимость закрепления иных способов защиты законом.
По смыслу статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
Между тем, имеющиеся в ГКН сведения о нахождении земельных участков с кадастровым номером 63:08:0102032:210, 63:08:0111056:269, 63:08:0109012:1937, 63:08:0111096:222 в собственности физических лиц свидетельствуют о том, что уполномоченным органом принимались решения о предоставлении земельных участков в собственность, а следовательно, постановка их на кадастровый учет осуществлялась при наличии правовых оснований и правоудостоверительных документов.
Заявитель доказательства, опровергающие данные сведения государственного кадастра недвижимости, в материалы дела не представил и не подтвердил, что спорные земельные участки свободны от правопритязаний других лиц. Сведения о том, что вышеуказанные лица, их наследники (правопреемники) утратили права на спорные земельные участки, арбитражному суду не представлены.
При таких обстоятельствах, как верно указал суд, снятие с государственного кадастрового учета вышеперечисленных земельных участков может привести к нарушению законных прав вышеуказанных физических лиц, их наследников (правопреемников).
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что предусмотренные законом основания для удовлетворения требований заявителя в части земельных участков с кадастровым номером 63:08:0102032:210, 63:08:0111056:269, 63:08:0109012:1937, 63:08:0111096:222 отсутствуют.
В иной части подателем жалобы не заявлены возражения относительно выводов суда.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 06 марта 2017 года по делу N А55-26697/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
В.С.СЕМУШКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)