Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 27.10.2017 ПО ДЕЛУ N А60-36325/2017

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 октября 2017 г. по делу N А60-36325/2017


Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2017 года
Полный текст решения изготовлен 27 октября 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В. Парамоновой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.С. Самохваловой рассмотрел дело N А60-36325/2017 по заявлению индивидуального предпринимателя Зарафутдинова Владимира Ильясовича (ИНН 667476740631, ОГРН 317665800121521) к Территориальному управлению РОСИМУЩЕСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107), третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284); Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6671257260, ОГРН 1086671005838); Федеральное государственное унитарное предприятие "Строительное управление Уральского военного округа Министерства обороны Российской Федерации" - дочернее предприятие ФГУП "Волжско-Уральское строительное управление Министерства обороны Российской Федерации" (ИНН 6662021620, ОГРН 1026605424240)
о признании отказа Территориального управления РОСИМУЩЕСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ с согласовании схемы расположения и предоставления земельного участка в собственность, изложенного в письме N АР-6321/09 от 02.06.2017 г., незаконным.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Рязанов В.В., представитель по доверенности от 20.10.2016,
от заинтересованного лица: Тетерева Е.П. представитель по доверенности от 12.12.2016
от Министерства обороны РФ: Скоринова Д.О., представитель по доверенности от 19.12.2016.
от остальных лиц: неявка
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Индивидуальный предприниматель Зарафутдинов Владимир Ильясович обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области о признании отказа в согласовании схемы расположения и предоставления земельного участка в собственность, изложенного в письме N АР-6321/09 от 02.06.2017 незаконным и о возложении на Теруправление Росимущества обязанности принять решение об образовании и последующем предоставлении земельного участка в собственность.
Заявитель требования поддержал.
От заинтересованного лица поступил отзыв, в котором просит в удовлетворении требований отказать, указывает на отсутствие у него полномочий.
От третьего лица - Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации поступил отзыв на заявление, который был приобщен судом к материалам дела.
От третьего лица - Министерства обороны РФ поступил отзыв на заявление, в котором указано, что спорный земельный участок выбыл из владения подведомственной Министерству обороны РФ организации и перешел в силу закона в пользование заявителя, в связи с чем Министерство обороны РФ не может осуществлять правомочия собственника данного имущества.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:

Заявитель является собственником объекта недвижимости - нежилого здания клуб-столовая площадью 1183,3 кв. м. с кадастровым номером 66:41:0612903:85, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Испытателей, д. 24 - что подтверждается выпиской из ЕГРН от 28.06.2017 N 99/2017/21767509.
Указанный объект приобретен заявителем по договору купли-продажи от 02.10.2016 г., заключенному с Ульдановой Ю.Р., которая в свою очередь приобрела объект у ФГУП "Строительное Управление Уральского военного округа Министерства обороны Российской Федерации" по договору купли-продажи N 1-30/03/16 от 30.03.2016 г.
18.05.2017 предприниматель обратился в Территориальное Управление Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, путем выделения его из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0612057:613 в соответствии с приложенными документами.
Письмом N АР-6321/09 от 02.06.2017 Теруправление отказало в рассмотрении заявления предпринимателя о предоставлении земельного участка в собственность ввиду отсутствия полномочий, поскольку земельный участок, из которого образуется испрашиваемый земельный участок, предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Строительное Управление Уральского военного округа Министерства обороны Российской Федерации" - предприятию Министерства обороны РФ; предложило обратиться с соответствующим заявлением в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации или в ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Полагая данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно закрепленному в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости, покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 552 ГК РФ продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
С приобретением объекта недвижимости к заявителю перешло право пользования частью земельного участка с кадастровым номером 66:41:0612057:613 на тех же условиях, что и у продавца недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 39.16 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них осуществляется без проведения торгов (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
Поскольку заявитель является собственником объектов недвижимости, он вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
Довод заинтересованного лица об отсутствии у него полномочий на принятие решения о предоставлении земельного участка, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0612057:613, предоставленного в пользование предприятию Министерства обороны РФ, судом отклоняется.
Право пользования соответствующей частью земельного участка с кадастровым номером 66:41:0612057:613 у ФГУП "Строительное Управление Уральского военного округа Министерства обороны Российской Федерации" прекратилось в силу закона с момента государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости, расположенный на этом земельном участке.
Спорный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, учитывая, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия через свои территориальные органы, Управление Росимущества в Свердловской области наделено полномочиями собственника в отношении испрашиваемого земельного участка, следовательно, за предоставлением указанного земельного участка предприниматель правомерно обратился к Теруправлению Росимущества (п. 1, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом"; п. 4.1, 4.6 приказа Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 от 31.08.2016 "Об утверждении типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом).
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1); Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).
В пунктах 4.1, 4.6 Типового положения о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, говорится, что территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Учитывая, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия через свои территориальные органы, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области наделено полномочиями собственника в отношении испрашиваемого земельного участка, относящегося к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Между тем при разрешении вопроса о восстановлении нарушенных прав арбитражный суд не должен подменять орган, вынесший не соответствующий закону акт, обязывая его совершить определенные действия.
В силу пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ порядок предоставления без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Полномочиями по распоряжению спорным земельным участком в настоящем случае наделено Теруправление Росимущества, при реализации данных полномочий уполномоченный орган проверяет представленные документы на предмет их полноты и соответствия требованиям законодательства.
Таким образом, суд пришел к выводу, что в качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя необходимо указать на рассмотрение заявления предпринимателя в порядке статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать отказ Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в согласовании схемы расположения и предоставления земельного участка в собственность, изложенный в письме N АР-6321/09 от 02.06.2017, незаконным.
Обязать Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в течение месяца со дня вступления решения в законную силу рассмотреть заявление Индивидуального предпринимателя Зарафутдинова Владимира Ильясовича и принять решение по существу.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в пользу Индивидуального предпринимателя Зарафутдинова Владимира Ильясовича 300 рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
В.В.ПАРАМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)