Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 23.11.2017 N Ф04-4574/2017 ПО ДЕЛУ N А46-17668/2016

Требование: О признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации ограничения (обременения) права на земельный участок, обязании регистрирующего органа осуществить испрашиваемые действия.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован отсутствием решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2017 г. по делу N А46-17668/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2017 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Сириной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Проскуряковой Н.Г., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 07.04.2017 (судья Чернышев В.И.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017 (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Золотова Л.А.) по делу N А46-17668/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МехСтрой" (644018, город Омск, улица Кордная 5-я, дом 27б, ИНН 5506216839, ОГРН 1115543008790) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644007, город Омск, улица Орджоникидзе, дом 56, ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) о признании незаконным отказа в государственной регистрации.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: департамент имущественных отношений администрации города Омска, муниципальное предприятие города Омска "Тепловая компания", общество с ограниченной ответственностью "Стар".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Голобородько Н.А.) в заседании участвовал представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Путинцева И.В. по доверенности от 14.06.2017.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "МехСтрой" (далее - ООО "МехСтрой") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - управление Росреестра) о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации ограничения (обременения) права на объект недвижимости - земельный участок, площадью 5 383 кв. м, кадастровый номер 55:36:120305:39220, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание, почтовый адрес: г. Омск, ул. 5-я Кордная, 27 Б от 10.10.2016 N 55/101/002/2016-31253; обязании управления Росреестра осуществить государственную регистрацию ограничения (обременения) права на указанный объект недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент имущественных отношений администрации города Омска (далее - департамент) и общество с ограниченной ответственностью "Стар" (далее - ООО "Стар").
Решением Арбитражного суда Омской области от 07.04.2017, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017, заявленные требования удовлетворены. Решение управления Росреестра от 10.10.2016 N 55/101/002/2016-31253 признано недействительным. Суд обязал управление Росреестра осуществить государственную регистрацию ограничения (обременения) права на объект недвижимости земельный участок, площадью 5 383 кв. м, кадастровый номер 55:36:120305:39220, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание, почтовый адрес: город Омск, улица 5-я Кордная, 27 Б. С управления Росреестра в пользу ООО "МехСтрой" взыскано 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением и постановлением, управление Росреестра обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель жалобы считает оспариваемое решение законным, поскольку на государственную регистрацию не представлен документ, на основании которого образован земельный участок 55:36:120305:39220, а межевой план нельзя рассматривать в качестве основания образования земельных участков.
В судебном заседании представитель управления Росреестра поддержал доводы кассационной жалобы.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и соблюдение процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, исходя из доводов жалобы, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между департаментом (арендодатель) и ООО "МехСтрой" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного в городе Омске, предоставляемого без проведения торгов, от 22.08.2016 N Д-О-14-98 (далее - договор аренды), по условиям которого арендодатель предоставил арендатору в аренду на 48 лет 11 месяцев 29 дней земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, в городе Омске, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью 5 383 кв. м, кадастровый номер: 55:36:120305:39220 для производственных целей под здания, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункты 1.1, 1.2, 1.4 договора аренды).
Согласно пункту 1.5 договора аренды разрешенное использование участка - для производственных целей под здания, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Как указано в пункте 1.7 договора аренды на предоставленном в аренду земельном участке находятся следующие объекты:
- - помещение 4П, назначение нежилое, общей площадью 804,5 кв. м, этаж: 1,2, литер В, В1, адрес: город Омск, улица 5-я кордная, 27 Б, принадлежит арендатору на основании свидетельства о государственной регистрации права от 08.04.2013 серия 55-АА N 815680;
- - помещение 2П, назначение нежилое, общей площадью 188,3 кв. м, этаж: 1, литер В1, В2, адрес: город Омск, улица 5-я кордная, 27 Б, помещение 2П, принадлежит арендатору на основании свидетельства о государственной регистрации права от 15.02.2013 серия 55-АА N 722912.
Переданный в аренду земельный участок с кадастровым номером 55:36:120305:39220, площадью 5 383 кв. м, ранее образован одновременно с земельным участком с кадастровым номером 55:36:120305:39221, площадью 9 130 +/- 33 кв. м из земельного участка с кадастровым номером 55:36:120305:299, площадью 14 513 кв. м, подлежащего снятию с кадастрового учета.
Согласно данным государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) сведения об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120305:39220 и 55:36:120305:39221 с обозначением их границ внесены в ГКН 21.08.2014.
Департамент 27.08.2016 обратился в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации ограничения (обременения) права, представив в качестве документа-основания государственной регистрации договор аренды N Д-О-14-98.
Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию с 09.09.2016 по 09.10.2016 в связи с тем, что для проведения государственной регистрации договора аренды не представлены документы, на основании которых образованы земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:120305:39220 и 55:36:120305:39221.
Решением управления Росреестра 10.10.2016 N 55/101/002/2016-31253 департаменту отказано в государственной регистрации ограничений (обременении) прав на спорный земельный участок с указанием на то, что заявителем не представлены предусмотренные:
- пунктом 1 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ, здесь и далее применяется в редакции, действовавшей на дату принятия управлением Росреестра обжалуемого отказа) решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
- пунктом 3 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим федеральным законом или другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Представленный департаментом межевой план земельного участка с кадастровым номером 55:36:120305:39220 управление Росреестра не признало одним из предусмотренных статьей 22.2 Закона N 122-ФЗ документов со ссылкой на то, что его нельзя рассматривать как основание образования земельных участков, поскольку он является документом, подтверждающим такое образование и содержащим их описание.
Полагая указанный отказ незаконным и нарушающим права ООО "МехСтрой", оно обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался пунктами 1, 2, 4 статьи 11.2, пунктом 19 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктом 1 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ, пунктом 3 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, и исходил из установленных по делу обстоятельств постановки спорного земельного участка на кадастровый учет с обозначением его границ, внесения в ГКН соответствующих сведений об образованном земельном участке; учитывал, что правомерность постановки участка на кадастровый учет управлением Росреестра не оспаривается; схема расположения границ земельного участка является проектом местоположения границ участка, а не окончательным актом об образовании земельного участка; также указал на отсутствие у заявителя обязанности получения согласования схемы расположения земельного участка и пришел к выводу о предоставлении департаментом для государственной регистрации полного и необходимого пакета документов.
Суд апелляционной инстанции, исследовав дополнительно запрошенные у управления Росреестра и приобщенные в материалы дела копии кадастровых дел на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:120305:39220 и 55:36:120305:39221 55:36:120305:299, поддерживая выводы суда первой инстанции, также руководствовался положениями пункта 1 статьи 39.14, пункта 5 статьи 39.17, пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ; учитывал то обстоятельство, что спорный земельный участок необходим для эксплуатации расположенных на нем и находящегося в собственности общества объекта недвижимости, и указал на то, что, в случае обращения соответствующего лица с заявлением о предоставлении земельного участка, уже прошедшего государственный кадастровый учет, совершение действий по утверждению схемы расположения такого земельного участка не требуется.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным в дело доказательствам и примененным нормам права.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Перечень оснований отказа в государственной регистрации прав приведен в статье 20 Закона N 122-ФЗ, одним из которых является основание, приведенное управлением Росреестра в оспариваемом решении, - не представление документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (абзац десятый пункта 1).
На основании положений статей 2, 9, 13, 16, 17, 20 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения, в том числе актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти. В государственной регистрации может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Отказ в государственной регистрации либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона N 122-ФЗ и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Как указано выше, отказ заинтересованного лица в государственной регистрации мотивирован отсутствием решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно пунктам 1, 2, 4 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ о регистрации основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
- - решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также решение о безвозмездной передаче земельного участка, находящегося в федеральной собственности и подлежащего образованию, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации;
- - соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков;
- - решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный, участок образован в целях изъятия для государственных или муниципальных нужд;
- - иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Исследовав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ, суды пришли к правильному выводу о том, что доводы регистрирующего органа, положенные в основу отказа в государственной регистрации ограничения (обременения) права на спорный земельный участок, основаны на непредставлении документов, подтверждающих осуществление процедуры образования участков с кадастровыми номерами 55:36:120305:39220, 55:36:120305:39221 при разделе участка с кадастровым номером 55:36:120305:299.
Между тем, поскольку спорный земельный участок по результатам его образования поставлен на кадастровый учет, при этом оснований для отказа в совершении указанных действий регистрирующим органом не установлено и им не оспаривается правомерность постановки на кадастровый учет, суды первой и апелляционной инстанций, признавая оспариваемый отказ незаконным, правильно указали на отсутствие у заинтересованного лица обязанности предоставления решения уполномоченного органа об утверждении схемы расположения земельного участка.
При таких обстоятельствах отклоняется ссылка управления Росреестра на то, что межевой план сам по себе не свидетельствует об исполнении требований заинтересованного лица, поскольку предоставление или непредоставление этого документа регистрирующему органу не влияет на выводы судов об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации ограничения (обременения) права.
Выводы судов основаны на установленных ими при рассмотрении дела фактических обстоятельствах, представленных доказательствах, правильном применении норм материального и процессуального права.
Иных оснований отказа в государственной регистрации обременения права управлением Росреестра в обжалуемом решении не содержится и в ходе рассмотрения настоящего дела не приведено.
Доводы кассационной жалобы не опровергают сделанных судами выводов.
Учитывая вышеизложенное, отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 07.04.2017 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017 по делу N А46-17668/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.А.СЕВАСТЬЯНОВА

Судьи
Т.А.ЗИНОВЬЕВА
В.В.СИРИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)