Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.10.2017 N 08АП-11655/2017 ПО ДЕЛУ N А70-6547/2017

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2017 г. N 08АП-11655/2017

Дело N А70-6547/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2017 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11655/2017) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.07.2017 по делу N А70-6547/2017 (судья Безиков О.А.)
по заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042)
к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460)
третьи лица: 1) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тюменский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации; 2) Местная православная религиозная организация Прихода в честь иконы Божией Матери "Целительница" г. Тюмени Тобольско-Тюменской епархии Русской Православной Церкви (ОГРН 1027200835859, ИНН 7203001010)
об оспаривании распоряжения от 09.09.2005 N 2249/14-3, распоряжения от 27.09.2005 N 2344/14-з; признании недействительными договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 29.09.2005 N 23-24/46, соглашения от 23.11.2006 о возобновлении договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 29.09.2005 N 23-24/46
при участии в судебном заседании представителей:
- от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Ямало-Ненецкому автономному округу - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- от Департамента имущественных отношений Тюменской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- от Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Тюменский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- от Местной православной религиозной организации Прихода в честь иконы Божией Матери "Целительница" г. Тюмени Тобольско-Тюменской епархии Русской Православной Церкви - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- установил:

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - заявитель, Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент) о признании недействительными распоряжения от 09.09.2005 N 2249/14-3, распоряжения от 27.09.2005 N 2344/14-з; о признании недействительными договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 29.09.2005 N 23-24/46, соглашения от 23.11.2006 о возобновлении договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 29.09.2005 N 23-24/46.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 07.07.2017 по делу N А70-6547/2017 заявителю отказано в удовлетворении требований ввиду пропуска заявителем срока исковой давности, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, и пропуска процессуального срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.07.2017 по делу N А70-6547/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований, ссылаясь на незаконность оспариваемых распоряжений и недействительность оспариваемых договоров.
Департамент в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Департаментом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Заявитель, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тюменский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Местная православная религиозная организация Прихода в честь иконы Божией Матери "Целительница" г. Тюмени Тобольско-Тюменской епархии Русской Православной Церкви, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявлены.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
Распоряжением Администрации города Тюмени от 28.06.1993 N 1393 Тюменскому государственному медицинскому институту (в настоящее время - ФГБОУ ВО "Тюменский государственный медицинский университет" Минздрава России) был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 0,4775 га под существующий аудиторный корпус и для строительства лабораторного корпуса по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября.
В соответствии с пунктом 4 указанного распоряжения оформлен государственный акт серии ТЮ N 2-23-00666 на право бессрочного (постоянного) пользования земельным, участком площадью 0,4774 га для размещения существующего аудиторного корпуса и строительства лабораторного по ул. 50 лет Октября.
В отношении указанного земельного участка 08.10.2003 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тюменской области в государственный кадастр недвижимости внесена запись о присвоении кадастрового номера 72:23:0221001:0055, что подтверждается кадастровым планом земельного участка (выпиской из государственного земельного кадастра) от 11.12.2003 N 23/03-4446.
Право постоянного бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0221001:55 зарегистрировано в установленном законом порядке 30.08.2005, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 72 НЛ 035043.
При этом право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0221001:55 было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27 февраля 2009 года на основании статьи 3.1 Федерального закона от 25.01.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Администрация г. Тюмени вынесла распоряжение от 17.12.2004 N 6992 об утверждении границ земельного участка для строительства здания храма в г. Тюмени, ул. 50 лет Октября, 53а, тем самым утвердив проект границ земельного участка от 29.11.2004, формируемого за счет части федерального земельного участка с кадастровым номером 72:23:0221001:55, для строительства здания храма в г. Тюмени ул. 50 лет Октября, 53а.
Указанным распоряжением Администрация г. Тюмени обязала местной православной религиозной организации Прихода в честь иконы Божией Матери "Целительница" г. Тюмени ТТЕ РПЦ:
- - выполнить за свой счет установление границ земельного участка на местности в соответствии с утвержденным проектом границ;
- - поставить земельные участки на государственный кадастровый учет;
- - предоставить в земельный комитет администрации г. Тюмени кадастровую карту (план) земельного участка для дальнейшего оформления прав на земельный участок.
На основании распоряжения Администрации г. Тюмени от 17.12.2004 N 6992 при разделе земельного участка с кадастровым номером 72:23:0221001:55, ранее предоставленного на праве бессрочного (постоянного) пользования земельным участком ФГБОУ ВО "Тюменский государственный медицинский университет" Минздрава России, сформированы и поставлены на кадастровый учет следующие земельные участки:
- - земельный участок с кадастровым номером 72:23:0221001:79 площадью 1769 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилые строения (храм, туалет, церковная лавка) по адресу г. Тюмень, ул. 50 лет Октября 53б, ул. 50 лет Октября 53б, строения 1, 2, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 03 мая 2017 года N 7200/201/17-234421;
- - земельный участок с кадастровым номером 72:23:0221001:80, площадью 3005 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения существующего аудиторного корпуса и строительства лабораторного по адресу г. Тюмень, ул. 50 лет Октября 53а, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 03 мая 2017 года N 7200/201/17-234420.
Земельный участок с кадастровым номером 72:23:0221001:55 при разделе и формировании земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0221001:79, 72:23:0221001:80 свое существование не прекратил.
При этом право собственности Российской Федерации на образованные земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0221001:79, 72:23:0221001:80 было зарегистрировано в ЕГРП 21 июля 2014 года за N 72-72-01/353/2014-225 и за N 72-72-01/353/2014-222, что подтверждается выписками из ЕГРП N 72/001/199/2017-139340 от 03.05.2017 и N 72/001/199/2017-139342 от 03.05.2017.
Распоряжением Департамента от 09.09.2005 N 2249/14-3 земельный участок с кадастровым номером 23:0221001:79 площадью 1769 кв. м предоставлен в безвозмездное срочное пользование местной православной религиозной организации Прихода в честь иконы Божией Матери "Целительница" г. Тюмени Тобольско-Тюменской епархии Русской православной Церкви (далее - Епархия) для строительства здания храма в г. Тюмени, ул. 50 лет Октября, 53 а.
Указанным Распоряжением Департамент установил арендную плату и обязал Епархию:
- - заключить в Департаменте в течение месяца со дня подписания настоящего распоряжения договор безвозмездного срочного пользования земельным участком;
- - производить оплату за пользование земельным участком согласно настоящему распоряжению;
- - получить разрешение на строительство здания храма в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации;
- - использовать предоставленный земельный участок и прилегающую территорию благоустройства площадью 549 кв. м в соответствии с требованиями Земельного Кодекса Российской Федерации;
- - переоформить право на земельный участок по истечении срока безвозмездного срочного пользования, определенного настоящим распоряжением.
Распоряжением N 2344/14-3 от 27.09.2005 "О внесении изменений в распоряжение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 09.09.2005 N 2249/14-3" пункт об установлении арендной платы исключен.
29.09.2005 на основании распоряжения от 09.09.2005 N 2249/14-3 (абзац 1 пункта 3) между Департаментом и Епархией заключен договор N 23-24/46 безвозмездного срочного пользования земельным участком, в соответствии с которым Департамент передал в безвозмездное срочное пользование земельный участок площадью 1769 кв. м, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 53 а, с кадастровым номером 72:23:0221001:79 для строительства здания храма на период с 09.09.2005 года по 08.08.2006.
23.11.2006 соглашением о возобновлении договора от 29.09.2005 N 23-24/46 безвозмездного срочного пользования земельным участком Департамент и Епархия решили возобновить действие договора, с 09.08.2006 по 08.07.2007.
Затем, на основании распоряжения Департамента от 09.09.2005 N 2249/14-3 Администрацией города Тюмени выдано МПРО Приход в честь иконы Божьей Матери "Целительница" г. Тюмени ТТЕ РПЦ разрешение N 16-рс от 17.09.2006 на строительство здания православного храма, церковной лавки, туалета для прихожан на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0221001:79.
14.12.2006 Департаментом градостроительной политики Администрации города Тюмени выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU723 04000-192-рв в отношении возведенных на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0221001:79 здания православного храма, церковной лавки, туалета для прихожан по адресу г. Тюмень, ул. 50 лет Октября 53б, ул. 50 лет Октября 53б, строения 1,2.
В соответствии с распоряжением Департамента от 12.02.2010 N 465-3 "О предоставлении МПРО Прихода в честь иконы Божьей Матери "Целительница" г. Тюмени ТТЕ РПЦ в собственность бесплатно земельного участка под нежилые строения (храм, туалет, церковная лавка) по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 53а; ул. 50 лет Октября, 53а, строения 1, 2 местной православной религиозной организации Прихода в честь иконы Божьей Матери 1 "Целительница" г. Тюмени Тобольско-Тюменской епархии Русской Православной 1 Церкви предоставлен в собственность бесплатно земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов с кадастровым N 72:23:0221001:0079 площадью 1769 кв. м под нежилые строения (храм, туалет, церковная лавка) по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 53а; ул. 50 лет Октября, 53а, строения 1, 2.
Департамент обязал МПРО Прихода в честь иконы Божьей Матери "Целительница" г. Тюмени ТТЕ РПЦ:
- - обратиться в орган кадастрового учета для внесения изменений в характеристики земельного участка с кадастровым номером 72:23:0221001:0079 в части разрешенного использования, местоположения;
- - зарегистрировать право собственности на земельный участок в установленном законом порядке.
Распоряжением Департамента от 17.03.2010 N 1095-з "О внесении изменений в распоряжение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 12.02.2010 N 465-3" внесены изменения в пункт 1 слова: "ул. 50 лет Октября 53а" заменить словами: "ул. 50 лет Октября 53б".
Епархия право собственности на указанный земельный участок не зарегистрировала, поскольку Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области было отказано в регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0221001:0079 (сообщение от 16.09.2010 N 01/149/2010-42 024211-10).
Полагая, что распоряжения Департамента от 09.09.2005 N 2249/14-3 и от 27.09.2005 N 2344/14-з и все последующие решения по заключению договоров в отношении образованных земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0221001:79 и 72:23:0221001:80 были приняты с превышением полномочий и подлежат отмене в установленном порядке, заявитель обратился в Арбитражный суд Тюменской области с рассматриваемым заявлением.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 07.07.2017 по делу N А70-6547/2017 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как указывалось ранее, в данном случае заявитель оспаривает распоряжения Департамента от 09.09.2005 N 2249/14-3 и от 27.09.2005 N 2344/14-з.
Рассмотрение данного требования осуществляется в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 этой указанной статьи заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Поскольку предметом заявленных требований является, в том числе, признание недействительными распоряжений Департамента, постольку, трехмесячный срок надлежит исчислять с того момента, когда заявителю стало известно о принятии указанных ненормативных актов.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, пропуск трехмесячного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2006 N 16228/05).
Заявителем оспариваются распоряжения Департамента от 09.09.2005 N 2249/14-3 и от 27.09.2005 N 2344/14-з.
Как усматривается из материалов дела, Территориальное управление с настоящим заявлением в Арбитражный суд Тюменской области обратилось 26.05.2017 (штамп входящей корреспонденции на заявлении).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела и хронологию событий, считает, что об издании Департаментом оспариваемых распоряжений Территориальному управлению было известно уже в 2011 году.
Так, в материалах дела имеется письмо Территориального управления от 03.02.2014 N 420/03, адресованное Департаменту, в котором заявитель просил отменить распоряжение Департамента от 12.02.2010 N 465-3 "О предоставлении МПРО Прихода в честь иконы Божьей Матери "Целительница" г. Тюмени ТТЕ РПЦ в собственность бесплатно земельного участка под нежилые строения (храм, туалет, церковная лавка) по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 53а; ул. 50 лет Октября, 53а, строения 1, 2 местной православной религиозной организации Прихода в честь иконы Божьей Матери 1 "Целительница" г. Тюмени Тобольско-Тюменской епархии Русской Православной 1 Церкви предоставлен в собственность бесплатно земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов с кадастровым N 72:23:0221001:0079 площадью 1769 кв. м под нежилые строения (храм, туалет, церковная лавка) по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 53а; ул. 50 лет Октября, 53а, строения 1, 2.
Указанное свидетельствует о том, что об оспариваемых распоряжениях Департамента Территориальному управлению было известно в 2011 году.
При этом, ходатайства о восстановлении пропущенного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и срока, исковой давности Территориальным управлением не заявлялись, доказательства уважительности причин пропуска сроков не представлены.
В связи с указанным, суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае заявителем трехмесячный срок на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пропущен.
Территориальным управлением также заявлено о признании недействительными договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 29.09.2005 N 23-24/46 и соглашения от 23.11.2006 о возобновлении договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 29.09.2005 N 23-24/46.
Указанный иск подлежит рассмотрению по правилам искового производства.
На основании статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
По общему правилу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с частью 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
При рассмотрении спора в суде первой инстанции Департамент заявил о пропуске Территориальным управлением срока исковой давности, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (л.д. 140-143).
Как указывалось выше, в данном случае Территориальному управлению о ситуации с земельным участком с кадастровым номером 72:23:0221001:0079 было известно в 2011 году.
С настоящим иском в суд первой инстанции Территориальное управление обратилось 26.05.2017.
Следовательно, Территориальным управлением пропущен срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, для предъявления требования о признании недействительными договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 29.09.2005 N 23-24/46, соглашения от 23.11.2006 о возобновлении договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 29.09.2005 N 23-24/46.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку Территориальное управление от уплаты государственной пошлины освобождено на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:

Апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Ямало-Ненецкому автономному округу оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.07.2017 по делу N А70-6547/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)