Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТПК" на решение Арбитражного суда Курганской области от 19.05.2016 по делу N А34-6263/2015 (судья Крепышева Т.Г.).
Общество с ограниченной ответственностью "ТПК" (далее - заявитель, общество, ООО "ТПК") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным действий по прекращению процедуры выбора и предварительного согласования земельного участка для размещения спортивных комплексов с открытыми и закрытыми спортивными сооружениями на земельном участке, площадью 60507 кв. м, расположенном по адресу: г. Курган, пр. Маршала Голикова, N 15, об обязании Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ТПК", путем совершения действий, предусмотренных пунктами 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции 01.01.2014) по завершению процедуры выбора земельного участка для размещения спортивных комплексов с открытыми и закрытыми спортивными сооружениями на земельном участке, площадью 60507 кв. м, расположенном по адресу: г. Курган, пр. Маршала Голикова, N 15.
Определением суда первой инстанции от 16.02.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Кургана.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 19.05.2016 (резолютивная часть оглашена 12.05.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "ТПК" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неверное применение судом норм материального права. Так, податель жалобы указывает, что 24.11.2014 общество обратилось в Департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения спортивных комплексов с открытыми и закрытыми спортивными сооружениями, после чего были произведены все необходимые действия для выбора земельного участка для строительства. Таким образом, спорные правоотношения между сторонами возникли до введения в действие Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), придание которому обратной силы недопустимо. По мнению подателя жалобы, Департаментом не был разработан административный регламент предоставления государственной услуги - предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения. Применяя по аналогии административный регламент предоставления государственной услуги - предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, срок рассмотрения заявления не должен превышать 61 день. Соответственно, поданное обществом 24.11.2014 заявление должно быть рассмотрено до 25.01.2015. Между тем, в разумный срок заявление ООО "ТПК" рассмотрено не было, при отсутствии препятствий для предварительного согласования места размещения объектов до 01.03.2015.
От заинтересованного лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание стороны не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в декабре 2014 года заявитель обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области с заявлением об осуществлении выбора земельного участка и предварительного согласования мест размещения спортивных комплексов с открытыми и закрытыми спортивными сооружениями на земельном участке, площадью от 5 до 7 га., расположенном по адресу: г. Курган, автодорога Курган - Щадринск (л.д. 53).
Департаментом архитектуры, имущественных земельных отношений Администрации города Кургана в городской газете "Курган и Курганцы" опубликовано информационное сообщение о поступлении заявлений о предоставлении в аренду земельных участков для размещения и строительства, в том числе спортивных комплексов с открытыми и закрытыми спортивными сооружениями на земельном участке, площадью 60507 кв. м, расположенном по адресу: г. Курган, пр. Маршала Голикова, N 15 (л.д. 28).
26.02.2015 Управлением культуры согласовано предоставление земельного участка (л.д. 105).
24.02.2015 Постановлением Администрации города Кургана от N 1575 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории города Кургана с площадью 60507 кв. м, в кадастровом квартале 45:25:020406, с категорией земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - спорт (для размещения спортивных комплексов), земельному участку присвоен адрес: Российская Федерация, Курганская область, город Курган, пр. Маршала Голикова, N 15 (л.д. 104).
27.02.2015 с целью рассмотрения возможности обеспечения выбора земельного участка для размещения спортивных комплексов с открытыми и закрытыми спортивными сооружениями на земельном участке, площадью 60507 кв. м, расположенном по адресу: г. Курган, пр. Маршала Голикова, N 15 на основании обращения Департамента от 01.12.2014, комиссией согласован акт о выборе земельного участка для строительства N 91 (л.д. 95-98).
27.02.2015 Комитетом по архитектуре и строительству Курганской области согласовано предварительное размещение объектов капитального строительства (л.д. 99).
27.02.2015 заявитель обратился Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области с заявлением о предварительном согласовании места размещения спортивных комплексов с открытыми и закрытыми спортивными сооружениями на земельном участке, площадью 60507 кв. м, расположенном по адресу: г. Курган, пр. Маршала Голикова, N 15 (л.д. 102).
03.03.2015 Департамент имущественный и земельных отношений письмом N 09-01-1211, ссылаясь на вступление в силу с 01.03.2015 изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", направил в адрес Администрации города Кургана обращение заявителя о предварительном согласовании места размещения спортивных комплексов с открытыми и закрытыми спортивными сооружениями на земельном участке, площадью 60507 кв. м, расположенном по адресу: г. Курган, пр. Маршала Голикова, N 15 для рассмотрения в пределах компетенции в установленном законодательством порядке и информировании заявителя о результатах рассмотрения (л.д. 101).
03.04.2015 Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана проинформировал заявителя об отмене вступившим в силу с 01.03.2015 Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующих процедуру предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, и установлении в соответствии с пунктом 7 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации предоставления земельных участков для строительства зданий, сооружений путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, о подготовке, организации и проведении в течение 2015 года аукциона на право заключения договора аренды (л.д. 100).
Полагая, что Департамент, не приняв по заявлению общества решение о предварительном согласовании места размещения объекта допустил бездействие, не соответствующее закону и нарушающее права заявителя, общество "ТПК" обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия незаконного бездействия Департамента, имеющего целью воспрепятствовать реализации прав заявителя на предоставление земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объектов в период действия редакции Земельного кодекса Российской Федерации, допускающей такое предоставление. Делая названный вывод, суд первой инстанции установил, что обращение общества поступило в Департамент 27.02.2015, после подготовки органом местного самоуправления акта о выборе земельного участка и схемы расположения земельного участка.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 названного Кодекса).
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 названного Кодекса).
В силу пункта 2 статьи 31 названного Кодекса орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 указанной статьи).
В силу пункта 5 указанной статьи результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 указанной статьи).
В силу пункта 8 указанной статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закона N 137-ФЗ), в редакции, действовавшей до 01.03.2015, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В настоящем случае в соответствии с положениями пункта 7 статьи 3 Закона Курганской области от 28.12.2011 N 98 "Об управлении и распоряжении землями и земельными участками на территории Курганской области" (в редакции закона от 30.06.2014 N 44) Департамент как исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладал полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании места размещения объекта, решения о предоставлении в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования города Кургана, для строительства и заключению соответствующих договоров.
Заявитель обратился в Департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта 24.11.2014.
Из приведенных выше обстоятельств дела следует, что по заявлению заинтересованным лицом совершены необходимые действия, а именно: заявление передано в Администрацию города Кургана для рассмотрения возможности обеспечения выбора земельного участка.
Доводы подателя апелляционной жалобы о применении по аналогии административного регламента предоставления государственной услуги - предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, подлежат отклонению.
Постановлением Администрации города Кургана от 20.08.2012 N 5811 утвержден Административный регламент предоставления Департаментом архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для строительства".
Из пункта 2 названного регламента усматривается его применение к предоставлению муниципальной услуги предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 36 Административного регламента предоставления Департаментом архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для строительства", основанием для начала выполнения административной процедуры является получение заявления и прилагаемых к нему документов отделом архитектуры и градостроительства Департамента.
В силу пункта 37 регламента специалист отдела архитектуры и градостроительства Департамента в течение 3 дней со дня получения заявления рассматривает заявление и прилагаемые к нему документы и осуществляет выезд на месторасположение земельного участка.
Должностное лицо Департамента в течение 7 дней выносит заявление с прилагаемыми документами на рассмотрение комиссии по землепользованию и застройке города Кургана для принятия решения о возможности размещения заявленного объекта на земельном участке.
На основании решения Комиссии о возможности размещения заявленного объекта на земельном участке, оформленного протоколом, должностное лицо Департамента, не позднее 2 дней с момента принятия решения Комиссией, поручает специалисту отдела архитектуры и градостроительства Департамента опубликовать в периодическом печатном издании, установленном в соответствии с действующим законодательством, и разместить на официальном сайте муниципального образования города Кургана информацию о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Максимальный срок исполнения административной процедуры - 14 дней.
В пункте 42 регламента установлено, что специалист отдела архитектуры и градостроительства Департамента обеспечивает публикацию в периодическом печатном издании, установленном в соответствии с действующим законодательством, и размещение на официальном сайте муниципального образования города Кургана информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
В случае если по истечении месяца со дня опубликования информации о предоставлении земельного участка других заявлений на данный земельный участок не поступило, должностное лицо Департамента принимает решение о выборе земельного участка.
В настоящем случае 06.01.2015 Департаментом архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана в городской газете "Курган и курганцы" опубликовано информационное сообщение о поступлении заявления о предоставлении в аренду земельного участка.
24.02.2015 Постановлением Администрации города Кургана была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории города Кургана с площадью 60507 кв. м, в кадастровом квартале 45:25:020406.
27.02.2015 согласован акт о выборе земельного участка для строительства.
27.02.2015 Комитетом по архитектуре и строительству Курганской области согласовано предварительное размещение объектов капитального строительства.
После совершения указанных действий, 27.02.2015 заявитель вновь обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области с заявлением о предварительном согласовании места размещения спортивных комплексов с открытыми и закрытыми спортивными сооружениями на земельном участке, площадью 60507 кв. м, расположенном по адресу: г. Курган, пр. Маршала Голикова, N 15.
Однако, Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статьи 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу с 01.03.2015 и с данного момента законодателем установлен иной порядок предоставления земельных участков.
Кроме того, пункт 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ с 01.03.2015 утратил силу. Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
На этом основании Департамент имущественный и земельных отношений направил в адрес Администрации города Кургана обращение заявителя для рассмотрения в пределах компетенции в установленном законодательством порядке и информировании заявителя о результатах рассмотрения.
Учитывая, что документы по осуществлению выбора земельного участка были предоставлены заинтересованному лицу в последний рабочий день до 01.03.2015, названное выше не позволяет сделать вывод о том, что заинтересованным лицом по заявлению общества было допущено незаконное бездействие, имеющее своей целью воспрепятствование в реализации права заявителя на получение земельного участка по основаниям и в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации в редакции до вступления в законную силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
На основании части 1 статьи 34 Закона N 137-ФЗ до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Таким образом, с учетом изменений действующего земельного законодательства по процедуре предварительного согласования мог быть предоставлен в аренду спорный земельный участок, при условии, что до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Поскольку в настоящем случае решение о предварительном согласовании заявителю места размещения объекта для строительства не было принято до 01.03.2015, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Излишне уплаченная ООО "ТПК" по чеку-ордеру от 22.07.2016 государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату ему, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в размере 1 500 руб. подлежат отнесению на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Курганской области от 19.05.2016 по делу N А34-6263/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТПК" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ТПК" из федерального бюджета 1 500 руб. излишне уплаченную государственную пошлину по чеку-ордеру от 22.07.2016.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.09.2016 N 18АП-8460/2016 ПО ДЕЛУ N А34-6263/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2016 г. N 18АП-8460/2016
Дело N А34-6263/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТПК" на решение Арбитражного суда Курганской области от 19.05.2016 по делу N А34-6263/2015 (судья Крепышева Т.Г.).
Общество с ограниченной ответственностью "ТПК" (далее - заявитель, общество, ООО "ТПК") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным действий по прекращению процедуры выбора и предварительного согласования земельного участка для размещения спортивных комплексов с открытыми и закрытыми спортивными сооружениями на земельном участке, площадью 60507 кв. м, расположенном по адресу: г. Курган, пр. Маршала Голикова, N 15, об обязании Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ТПК", путем совершения действий, предусмотренных пунктами 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции 01.01.2014) по завершению процедуры выбора земельного участка для размещения спортивных комплексов с открытыми и закрытыми спортивными сооружениями на земельном участке, площадью 60507 кв. м, расположенном по адресу: г. Курган, пр. Маршала Голикова, N 15.
Определением суда первой инстанции от 16.02.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Кургана.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 19.05.2016 (резолютивная часть оглашена 12.05.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "ТПК" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неверное применение судом норм материального права. Так, податель жалобы указывает, что 24.11.2014 общество обратилось в Департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения спортивных комплексов с открытыми и закрытыми спортивными сооружениями, после чего были произведены все необходимые действия для выбора земельного участка для строительства. Таким образом, спорные правоотношения между сторонами возникли до введения в действие Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), придание которому обратной силы недопустимо. По мнению подателя жалобы, Департаментом не был разработан административный регламент предоставления государственной услуги - предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения. Применяя по аналогии административный регламент предоставления государственной услуги - предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, срок рассмотрения заявления не должен превышать 61 день. Соответственно, поданное обществом 24.11.2014 заявление должно быть рассмотрено до 25.01.2015. Между тем, в разумный срок заявление ООО "ТПК" рассмотрено не было, при отсутствии препятствий для предварительного согласования места размещения объектов до 01.03.2015.
От заинтересованного лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание стороны не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в декабре 2014 года заявитель обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области с заявлением об осуществлении выбора земельного участка и предварительного согласования мест размещения спортивных комплексов с открытыми и закрытыми спортивными сооружениями на земельном участке, площадью от 5 до 7 га., расположенном по адресу: г. Курган, автодорога Курган - Щадринск (л.д. 53).
Департаментом архитектуры, имущественных земельных отношений Администрации города Кургана в городской газете "Курган и Курганцы" опубликовано информационное сообщение о поступлении заявлений о предоставлении в аренду земельных участков для размещения и строительства, в том числе спортивных комплексов с открытыми и закрытыми спортивными сооружениями на земельном участке, площадью 60507 кв. м, расположенном по адресу: г. Курган, пр. Маршала Голикова, N 15 (л.д. 28).
26.02.2015 Управлением культуры согласовано предоставление земельного участка (л.д. 105).
24.02.2015 Постановлением Администрации города Кургана от N 1575 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории города Кургана с площадью 60507 кв. м, в кадастровом квартале 45:25:020406, с категорией земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - спорт (для размещения спортивных комплексов), земельному участку присвоен адрес: Российская Федерация, Курганская область, город Курган, пр. Маршала Голикова, N 15 (л.д. 104).
27.02.2015 с целью рассмотрения возможности обеспечения выбора земельного участка для размещения спортивных комплексов с открытыми и закрытыми спортивными сооружениями на земельном участке, площадью 60507 кв. м, расположенном по адресу: г. Курган, пр. Маршала Голикова, N 15 на основании обращения Департамента от 01.12.2014, комиссией согласован акт о выборе земельного участка для строительства N 91 (л.д. 95-98).
27.02.2015 Комитетом по архитектуре и строительству Курганской области согласовано предварительное размещение объектов капитального строительства (л.д. 99).
27.02.2015 заявитель обратился Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области с заявлением о предварительном согласовании места размещения спортивных комплексов с открытыми и закрытыми спортивными сооружениями на земельном участке, площадью 60507 кв. м, расположенном по адресу: г. Курган, пр. Маршала Голикова, N 15 (л.д. 102).
03.03.2015 Департамент имущественный и земельных отношений письмом N 09-01-1211, ссылаясь на вступление в силу с 01.03.2015 изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", направил в адрес Администрации города Кургана обращение заявителя о предварительном согласовании места размещения спортивных комплексов с открытыми и закрытыми спортивными сооружениями на земельном участке, площадью 60507 кв. м, расположенном по адресу: г. Курган, пр. Маршала Голикова, N 15 для рассмотрения в пределах компетенции в установленном законодательством порядке и информировании заявителя о результатах рассмотрения (л.д. 101).
03.04.2015 Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана проинформировал заявителя об отмене вступившим в силу с 01.03.2015 Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующих процедуру предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, и установлении в соответствии с пунктом 7 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации предоставления земельных участков для строительства зданий, сооружений путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, о подготовке, организации и проведении в течение 2015 года аукциона на право заключения договора аренды (л.д. 100).
Полагая, что Департамент, не приняв по заявлению общества решение о предварительном согласовании места размещения объекта допустил бездействие, не соответствующее закону и нарушающее права заявителя, общество "ТПК" обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия незаконного бездействия Департамента, имеющего целью воспрепятствовать реализации прав заявителя на предоставление земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объектов в период действия редакции Земельного кодекса Российской Федерации, допускающей такое предоставление. Делая названный вывод, суд первой инстанции установил, что обращение общества поступило в Департамент 27.02.2015, после подготовки органом местного самоуправления акта о выборе земельного участка и схемы расположения земельного участка.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 названного Кодекса).
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 названного Кодекса).
В силу пункта 2 статьи 31 названного Кодекса орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 указанной статьи).
В силу пункта 5 указанной статьи результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 указанной статьи).
В силу пункта 8 указанной статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закона N 137-ФЗ), в редакции, действовавшей до 01.03.2015, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В настоящем случае в соответствии с положениями пункта 7 статьи 3 Закона Курганской области от 28.12.2011 N 98 "Об управлении и распоряжении землями и земельными участками на территории Курганской области" (в редакции закона от 30.06.2014 N 44) Департамент как исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладал полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании места размещения объекта, решения о предоставлении в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования города Кургана, для строительства и заключению соответствующих договоров.
Заявитель обратился в Департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта 24.11.2014.
Из приведенных выше обстоятельств дела следует, что по заявлению заинтересованным лицом совершены необходимые действия, а именно: заявление передано в Администрацию города Кургана для рассмотрения возможности обеспечения выбора земельного участка.
Доводы подателя апелляционной жалобы о применении по аналогии административного регламента предоставления государственной услуги - предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, подлежат отклонению.
Постановлением Администрации города Кургана от 20.08.2012 N 5811 утвержден Административный регламент предоставления Департаментом архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для строительства".
Из пункта 2 названного регламента усматривается его применение к предоставлению муниципальной услуги предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 36 Административного регламента предоставления Департаментом архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для строительства", основанием для начала выполнения административной процедуры является получение заявления и прилагаемых к нему документов отделом архитектуры и градостроительства Департамента.
В силу пункта 37 регламента специалист отдела архитектуры и градостроительства Департамента в течение 3 дней со дня получения заявления рассматривает заявление и прилагаемые к нему документы и осуществляет выезд на месторасположение земельного участка.
Должностное лицо Департамента в течение 7 дней выносит заявление с прилагаемыми документами на рассмотрение комиссии по землепользованию и застройке города Кургана для принятия решения о возможности размещения заявленного объекта на земельном участке.
На основании решения Комиссии о возможности размещения заявленного объекта на земельном участке, оформленного протоколом, должностное лицо Департамента, не позднее 2 дней с момента принятия решения Комиссией, поручает специалисту отдела архитектуры и градостроительства Департамента опубликовать в периодическом печатном издании, установленном в соответствии с действующим законодательством, и разместить на официальном сайте муниципального образования города Кургана информацию о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Максимальный срок исполнения административной процедуры - 14 дней.
В пункте 42 регламента установлено, что специалист отдела архитектуры и градостроительства Департамента обеспечивает публикацию в периодическом печатном издании, установленном в соответствии с действующим законодательством, и размещение на официальном сайте муниципального образования города Кургана информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
В случае если по истечении месяца со дня опубликования информации о предоставлении земельного участка других заявлений на данный земельный участок не поступило, должностное лицо Департамента принимает решение о выборе земельного участка.
В настоящем случае 06.01.2015 Департаментом архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана в городской газете "Курган и курганцы" опубликовано информационное сообщение о поступлении заявления о предоставлении в аренду земельного участка.
24.02.2015 Постановлением Администрации города Кургана была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории города Кургана с площадью 60507 кв. м, в кадастровом квартале 45:25:020406.
27.02.2015 согласован акт о выборе земельного участка для строительства.
27.02.2015 Комитетом по архитектуре и строительству Курганской области согласовано предварительное размещение объектов капитального строительства.
После совершения указанных действий, 27.02.2015 заявитель вновь обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области с заявлением о предварительном согласовании места размещения спортивных комплексов с открытыми и закрытыми спортивными сооружениями на земельном участке, площадью 60507 кв. м, расположенном по адресу: г. Курган, пр. Маршала Голикова, N 15.
Однако, Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статьи 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу с 01.03.2015 и с данного момента законодателем установлен иной порядок предоставления земельных участков.
Кроме того, пункт 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ с 01.03.2015 утратил силу. Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
На этом основании Департамент имущественный и земельных отношений направил в адрес Администрации города Кургана обращение заявителя для рассмотрения в пределах компетенции в установленном законодательством порядке и информировании заявителя о результатах рассмотрения.
Учитывая, что документы по осуществлению выбора земельного участка были предоставлены заинтересованному лицу в последний рабочий день до 01.03.2015, названное выше не позволяет сделать вывод о том, что заинтересованным лицом по заявлению общества было допущено незаконное бездействие, имеющее своей целью воспрепятствование в реализации права заявителя на получение земельного участка по основаниям и в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации в редакции до вступления в законную силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
На основании части 1 статьи 34 Закона N 137-ФЗ до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Таким образом, с учетом изменений действующего земельного законодательства по процедуре предварительного согласования мог быть предоставлен в аренду спорный земельный участок, при условии, что до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Поскольку в настоящем случае решение о предварительном согласовании заявителю места размещения объекта для строительства не было принято до 01.03.2015, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Излишне уплаченная ООО "ТПК" по чеку-ордеру от 22.07.2016 государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату ему, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в размере 1 500 руб. подлежат отнесению на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 19.05.2016 по делу N А34-6263/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТПК" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ТПК" из федерального бюджета 1 500 руб. излишне уплаченную государственную пошлину по чеку-ордеру от 22.07.2016.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА
И.Ю.СОКОЛОВА
Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.В.ПИВОВАРОВА
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.В.ПИВОВАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)