Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.11.2017 N 11АП-15268/2017 ПО ДЕЛУ N А55-2977/2017

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2017 г. по делу N А55-2977/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Базис-ВД" - представителя Корнева С.А. (доверенность от 13.11.2017),
от администрации городского округа Самара - представителя Гогитидзе Т.Н. (доверенность от 05.04.2017),
от департамента управления имуществом городского округа Самара - представителя Гогитидзе Т.Н. (доверенность от 12.12.2016),
от третьего лица: министерства имущественных отношений Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 ноября 2017 года апелляционную жалобу департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 сентября 2017 года по делу N А55-2977/2017 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Базис-ВД", г. Самара, к администрации городского округа Самара, г. Самара, департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, третье лицо: министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным бездействия, постановления,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Базис-ВД" (далее - ООО "Базис-ВД", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации городского округа Самара, выражающегося в ненаправлении ООО "Базис-ВД" проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: 63:01:0902001:713, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Санфировой (п. 2 приказа N 3078 от 05.11.2014), длящегося в периоде с 30.01.2017 по 10.02.2017; о признании незаконным бездействия администрации городского округа Самара, выражающегося в ненаправлении ООО "Базис-ВД" проекта договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0902001:713, площадью 3 570 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Санфировой (п. 2 приказа N 3078 от 05.11.2014), длящегося в период с 01.03.2015 по 10.02.2017; обязании администрации городского округа Самара в течение 3 (трех) рабочих дней с момента вступления в законную решения суда направить в адрес ООО "Базис-ВД" проект договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0902001:713, площадью 3 570 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Санфировой, (п. 2 приказа N 3078 от 05.11.2014).
Арбитражным судом Самарской области 16 февраля 2017 было возбуждено производство по делу N А55-2977/2017.
Также ООО "Базис-ВД" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным постановления от 13.03.2017 N 123 "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Базис-ВД" в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Санфировой", принятого администрацией городского округа Самара; обязании администрации городского округа Самара в течение 3 (трех) рабочих дней с момента вступления в законную решения суда направить в адрес ООО "Базис-ВД" проект договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером: 63:01:0902001:713, площадью 3 570 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Санфировой.
Арбитражным судом Самарской области 25 мая 2017 года было возбуждено производство по делу N А55-12453/2017.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 28.06.2017 по настоящему делу было удовлетворено ходатайство заявителя об объединении дел в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу N А55-2977/2017.
В соответствии со ст. 49 АПК РФ, изменив предмет исковых требований, ООО "Базис-ВД" просило признать незаконным бездействие администрации г.о. Самара, выражающееся в неисполнении приказа министерства имущественных отношений Самарской области "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Санфировой" от 05.11.2014 N 3078, путем ненаправления ООО "Базис-ВД" проекта договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером: 63:01:0902001:713, площадью 3 570 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Санфировой, признать незаконным постановление от 13.03.2017 N 123 "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Базис-ВД" в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Санфировой", принятое администрацией городского округа Самара; обязать департамент управления имуществом городского округа Самара в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента вступления в законную решения суда направить в адрес ООО "Базис-ВД" проект договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0902001:713, площадью 3 570 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Санфировой, с указанием в договоре купли-продажи цены выкупа в размере 224 092 руб. 47 коп., что составляет 2,5% процентов кадастровой стоимости предоставленного в собственность земельного участка, в связи с подачей заявления о предоставлении в собственность до 01.07.2012.
Данные изменения предмета исковых требований судом приняты в порядке ст. 49 АПК РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 сентября 2017 года заявленные требования удовлетворены, бездействие администрации городского округа Самара, выражающееся в неисполнении приказа министерства имущественных отношений Самарской области "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Санфировой" от 05.11.2014 N 3078, путем ненаправления ООО "Базис-ВД" проекта договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером: 63:01:0902001:713, площадью 3 570 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Санфировой, признано незаконным. Постановление администрации городского округа Самара от 13.03.2017 N 123 "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Базис-ВД" в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Санфировой", принятое администрацией городского округа Самара признано незаконным. На департамент управления имуществом городского округа Самара возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - в течение десяти рабочих дней с момента вступления в законную решения суда направить в адрес ООО "Базис-ВД" проект договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером: 63:01:0902001:713, площадью 3 570 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Санфировой, с указанием в договоре купли-продажи цены выкупа в размере 224 092 руб. 47 коп., что составляет 2,5% процентов кадастровой стоимости предоставленного в собственность земельного участка, в связи с подачей заявления о предоставлении в собственность до 01.07.2012.
В апелляционной жалобе департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - департамент) просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что разрешенное использование земельного участка - "занимаемый производственной базой" - не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка. Департаментом и администрацией проводилась правовая экспертиза, приложенных к заявлению от 26.12.2011 N 12-1 3941/11 документов, делались межведомственные запросы, что подтверждается пакетом документов, приобщенных к материалам дела, администрацией правомерно принято решение - постановление от 13.03.2017 N 123 "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Базис - ВД" в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Санфировой". Учитывая вышеизложенное, по мнению департамента, бездействие со стороны департамента и администрации отсутствует. Также суд первой инстанции допустил неправильное толкование положений закона относительно возможности установления конкретной выкупной стоимости земельного участка при обращении в суд в рамках не преддоговорного спора.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Базис-ВД" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица: министерства, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель ООО "Базис-ВД" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей ООО "Базис-ВД", департамента, администрации, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Базис-ВД" 26 декабря 2011 года обратилось в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, площадью 3 741,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Санфировой, д. 95А. вх. N 12-1/3941/11 с приложением предусмотренных законом документов.
На указанном земельном участке расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности ООО "Базис-ВД": склад, назначение: нежилое здание, этажность: 1, литера: А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.11.2005, серия 63-АВ 784924.
На основании приказа министерства имущественных отношений Самарской области N 2290 от 22.08.2012 были внесены в ГКН сведения в части уточнения обременений, сведения о частях земельного участка, занятых объектами недвижимого имущества и о разделе земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Санфировой, 95Л.
Таким образом, образовался земельный участок с кадастровым номером 63:01:0902001:713, площадью 3 570 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Санфировой, занимаемой производственной базой.
Министерством имущественных отношений Самарской области 05 ноября 2014 года был издан приказ "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Санфировой" N 3078, в соответствии с которым ООО "Базис-ВД" был предоставлен в собственность за плату испрашиваемый земельный участок.
На основании вышеизложенного министерством имущественных отношений Самарской области за период с 26.12.2011 по 05.11.2014 в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 21.07.2014) и иными нормативно-правовыми актами были осуществлены все необходимые действия, в результате которых министерством имущественных отношений Самарской области был принят приказ N 3078 от 05.11.2014, указанный выше.
Пунктом 2 вышеуказанного приказа было предписано подготовить документы для заключения договора купли-продажи земельного участка. Однако с 05.11.2014 и до 01.03.2015 указанных действий министерством имущественных отношений Самарской области произведено не было.
Согласно Закону Самарской области от 26.02.2015 N 11-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и статью 5.1 Закона Самарской области "О земле" полномочия но распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе Самара с 01.03.2015 осуществляются органами местного самоуправления г.о.Самара.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 22 Устава г.о. Самара, исполнительно-распорядительным органом г.о. Самара является администрация г.о. Самара.
Согласно подпункту "з" пункта 3 статьи 25 Устава г.о. Самара администрация г.о. Самара осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральным законодательством и законодательством Самарской области к полномочиям исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований и настоящим Уставом, решениями Думы городского округа Самара, постановлениями администрации городского округа Самара - к полномочиям администрации городского округа Самара.
Законом Самарской области от 27.10.2016 N 108-ГД внесены изменения в Закон Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области".
Согласно указанным изменениям, вступившим в силу 27.10.2016, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, когда распоряжение соответствующими земельными участками в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" должно быть осуществлено органами местного самоуправления, исключены из числа полномочий органов государственной власти Самарской области.
Таким образом, с 01.03.2015 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством, перешли от министерства имущественных отношений Самарской области к администрации городского округа Самара.
В силу ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В соответствии с письмом министерства имущественных отношений Самарской области от 30.09.2016 N 12/8904 в департамент были переданы документы, представленные ООО "Базис-ВД" с заявлением N 12-1/3941/11-е, по результатам рассмотрения которого министерством был принят приказ от 05.11.2014 N 3078 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Санфировой", для дальнейшей работы.
Приказ N 3078 от 05.11.2014 не отменен и не признан в судебном порядке незаконным и/или недействительным.
ООО "Базис-ВД" 26 декабря 2016 года направило в адрес администрации письмо, в котором просило подготовить и направить в адрес ООО "Базис-ВД" проект договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0902001:713, площадью 3 570 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Санфировой, занимаемой производственной базой. Заинтересованное лицо, указанное письмо получило 29.12.2016, однако никаких действий не предприняло, проект договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0902001:713, площадью 3 570 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Санфировой, в адрес ООО "Базис-ВД" не направило.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с требованиями об оспаривании бездействия администрации г.о.Самара.
В ходе рассмотрения дела N А55-2977/2017 администрация приняла постановление от 13.03.2017 N 123 "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Базис-ВД" в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Санфировой".
Основанием для принятия указанного постановления является подпункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: разрешенное использование земельного участка, обозначенного в пункте 1 настоящего постановления, не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с требованиями об оспаривании постановления от 13.03.2017 N 123.
Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд первой инстанции требования общества удовлетворил, исходя при этом из следующего.
Как следует из материалов дела, заявитель ООО "Базис-ВД" является собственником объекта недвижимого имущества: склад, назначение: нежилое здание, этажность: 1, литера: А, инвентарный номер: 36:401:002:000027480:0010, площадью 457,20 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, квартал 512а, ул. Санфировой, д. 95а (запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 01.11.2005 N 63-63-01/240/2005-622).
Указанное нежилое здание приобретено ООО "Базис-ВД" на основании договора купли-продажи недвижимого имущества N 05/31 от 27.10.2005, заключенного с ООО "Росмет", которое, в свою очередь, приобрело указанное здание у ООО "Мавус", последний приобрел указанное здание у ОАО "Волголесосплав", которое право собственности на указанный объект недвижимости приобрело в результате приватизации государственного имущества (выписка из ЕГРП от 17.10.2016 N 63/116/712/2016-19377).
Земельный участок, площадью 4 160,1 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Санфировой, д. 95А, был поставлен на государственный кадастровый учет на основании межевого дела, выполненного ЗАО фирма Горжилпроект, с присвоением кадастрового номера: 63:01:0902001:0007.
Комитет по управлению имуществом администрации г.о. Самара 12 октября 2006 года приказом N 1480 утвердил проект границ земельного участка, занимаемый производственной базой, расположенной по адресу: ул. Санфировой, д. 95 А, в Советском районе. После утверждения указанного проекта границ земельного участка по указанию комитета по управлению имуществом администрации г.о. Самара заявителем также было подготовлено землеустроительное дело, которое было выполнено ООО "ЮКЦ "ТЕРРА".
В целях реализации права на выкуп земельного участка, площадью 3 741 кв. м, под указанным объектом недвижимости, 26.12.2011 ООО "Базис-ВД" обратилось в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка, указав в заявлении предполагаемую цель использования земельного участка: занимаемый нежилым зданием склада (литера А) и территорией необходимой для его использования, приложив к нему необходимый пакет документов.
В рамках работы по вышеуказанному заявлению и информацией предоставленной департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара от 20.07.2012 N Д05-01-01/7383-0-1 по заявлению ООО "Базис-ВД" был подготовлен межевой план от 15.03.2012 об образовании 3-х земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0902001:7, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Санфировой, д. 95А.
Указанный межевой план от 15.03.2012 был утвержден приказом N 2290 от 22.08.2012 министерства имущественных отношений Самарской области, в связи с чем 02 ноября 2012 года был образован земельный участок, с кадастровым номером 63:01:0902001:713, площадью 3 570 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Санфировой, разрешенное использование: занимаемой производственной базой - предыдущий кадастровый номер - 63:01:0902001:7.
Министерством имущественных отношений Самарской области 05 ноября 2014 года был издан приказ "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Санфировой", N 3078, в соответствии с которым, ООО "Базис-ВД" был предоставлен в собственность за плату испрашиваемый земельный участок.
Администраций городского округа Самара 13 марта 2017 года было принято постановление N 123 "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Базис-ВД" в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Санфировой" (далее - постановление).
Основанием для принятия указанного постановления является подпункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: разрешенное использование земельного участка, обозначенного в пункте 1 настоящего постановления, не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Между тем в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.
Поскольку в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0902001:713 (предыдущий кадастровый номер 63:01:0902001:7) до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ был утвержден проект границ земельного участка в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, находится у общества в пользовании (договор аренды земельного участка N 025708з от 26 января 2006 года между ООО "Базис-ВД" и комитетом по управлению имуществом г. Самары), следовательно, предоставление данного земельного участка в собственность по заявлению ООО "Базис-ВД", поданному до 01.03.2015, должно осуществляться в соответствии со статьей 34 ЗК РФ, в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к числу основных принципов земельного законодательства отнесен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому судьбе земельных участков следуют все прочно связанные с ними объекты.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", далее - постановление Пленума N 11).
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ запрещен отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 4 постановления Пленума N 11 и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-0 разъяснено, что в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Названные обстоятельства должны приниматься судами во внимание также при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка. При этом следует учитывать, что ответчиком по такому иску является собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
В соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статье 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункта 5 статьи 36 ЗК РФ).
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем, а также представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
На основании пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьи 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, факт нахождения объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности обществу, на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0902001:713 (предыдущий кадастровый номер 63:01:0902001:7), общей площадью 3 750 кв. м по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Санировой; факт постановки земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий обществу на праве собственности, на основании его заявления от 26.12.2011, на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 63:01:0902001:713 подтверждается материалами настоящего дела.
Доказательств обратного в нарушение требований статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено. Следовательно, именно на администрации г.о.Самара в силу закона и приказа N 3078 от 05.11.2014 министерства имущественных отношений Самарской области лежала обязанность по рассмотрению соответствующего заявления общества и принятия решения о предоставлении земельного участка под принадлежащим ему объектом недвижимости в собственность в порядке, предусмотренном статьями 34, 36 ЗК РФ, действующих в редакции до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
Согласно статье 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Между тем, приняв решение об отказе в предоставлении земельного участка, на котором расположено здание, сооружение, собственнику таких зданий, сооружений либо помещений спустя 6 лет после подачи заявления о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка и 3 года после принятия приказа N 3078 от 05.11.2014 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Санфировой", администрация г.о.Самара ошибочно руководствовалась новым порядком предоставления таких земельных участков (особенностями предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение) и основаниями для отказа, не предусмотренными положениями Земельного кодекса Российской Федерации в период подачи заявления о выкупе.
В частности, пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Заявленная ООО "Базис-ВД" цель использования указанного земельного участка в заявлении от 26.12.2011 не имеет правового значения для его выкупа в порядке, предусмотренном законодательством до 01.03.2015.
Согласно представленному в материалы настоящего дела свидетельству о государственной регистрации права заявитель является собственником следующего объекта недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке: склад, назначение: нежилое здание, площадью 457,20 кв. м, этажность: 1, литера А, инвентарный номер: 36:401:002:000027480:0010, расположено по адресу: г. Самара, Советский район, квартал: 512а, ул. Санфировой, д. 95а, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества N 05/31 от 27.10.2005.
В соответствии со справкой о содержании правоустанавливающих документов от 23.11.2016 N 63/116/772/2016-559 указанный объект недвижимого имущества был приобретен АО "Волголесосплав" путем приватизации государственного лесосплавного предприятия "Волголесосплав" на основании договора передачи имущества в собственность акционерного общества N 2 от 16.01.1998, заключенный между Фондом имущества Самарской области и ОАО "Волголесосплав".
Исходя из выписки из ЕГРП от 17.10.2016 N 63/116/712/2016-19377, в отношении указанного выше объекта недвижимого имущества были внесены следующие записи о государственной регистрации перехода прав: 1) ОАО "Волголесосплав" по договору купли-продажи от 25.04.2002 продало ООО "Мавус" указанный объект недвижимого имущества (запись о регистрации: 63-01/01-4/2002-146.1); 2) ООО "Мавус" по договору купли-продажи от 01.11.2005 продало ООО "Росмет" указанный объект недвижимого имущества (запись о регистрации: 63-63-01/240/2005-622); 3) заявитель приобрел указанный объект недвижимого имущества у ООО "Росмет" на основании купли-продажи недвижимого имущества N 05/31 от 27.10.2005 (запись о регистрации: 63-63-01/240/2005-622).
В соответствии с кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 12.12.2016 кадастровая стоимость испрашиваемого земельного участка на 02.11.2012 составляла 8 963 698 руб. 80 коп.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) до 01 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах, численность населения которых не превышает 3 миллионов человек.
Как разъяснено в пункте 9 постановления N 11, при определении цены земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Вводным законом, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Таким образом, для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене необходимо установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий и факт обращения собственника недвижимого имущества с заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012, если такие строения (сооружения) были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка. При этом, исходя из правовой позиции, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08, действие приведенной нормы распространяется не только на собственников объектов недвижимости, непосредственно участвовавших в процессе их приватизации.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22309/2017 по делу N А55-14000/2016 от 18.07.2017.
Таким образом, поскольку приобретенный заявителем объект недвижимости ранее отчуждался из государственной собственности в порядке приватизации, с заявлением ООО "Базис-ВД" обращалось до 01.07.2012, соответственно стоимость находящегося под объектом недвижимости земельного участка при продаже, должна рассчитываться согласно пункту 1 статьи 2 Вводного закона, статье 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" - по цене, равной 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Арбитражный суд первой инстанции на основании вышеизложенного пришел к выводу о том, что обжалуемое бездействие администрации г.о. Самара, выражающееся в неисполнении приказа министерства имущественных отношений Самарской области "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Санфировой" от 05.11.2014 N 3078, путем ненаправления ООО "Базис-ВД" проекта договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0902001:713, площадью 3 570 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Санфировой, а также постановление администрации г.о. Самара от 13.03.2017 N 123 "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Базис-ВД" в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Санфировой", принятое администрацией г.о.Самара, являются незаконными и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции заявленные обществом требования удовлетворил в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что разрешенное использование земельного участка - "занимаемый производственной базой" - не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, не принимаются. Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что указанная обществом в заявлении от 26.12.2011 цель использования указанного земельного участка не имеет правового значения для его выкупа в порядке, предусмотренном законодательством до 01.03.2015.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что департаментом и администрацией проводилась правовая экспертиза, приложенных к заявлению от 26.12.2011 N 12-1 3941/11 документов, делались межведомственные запросы, не опровергает вывода суда первой инстанции о допущенном со стороны департамента и администрации бездействии, поскольку приведенные обстоятельства не исключают самого факта бездействия, которое выразилось в непринятии на протяжении продолжительного времени (нескольких лет) соответствующего решения о предоставлении спорного земельного участка в собственность заявителю.
Довод о неправильном толковании судом первой инстанции положений закона относительно возможности установления конкретной выкупной стоимости земельного участка при обращении в суд в рамках не преддоговорного спора отклоняется. Суд первой инстанции обоснованно, в рамках восстановления нарушенных прав заявителя в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, указал конкретную выкупную цену земельного участка в соответствии с законодательством, действовавшим на момент обращения с заявлением от 26.12.2011, в частности Законом Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле".
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 11 сентября 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамента - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина департаментом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 сентября 2017 года по делу N А55-2977/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи
П.В.БАЖАН
Т.С.ЗАСЫПКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)