Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "29" августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" сентября 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Парфентьевой О.Ю.,
судей: Белан Н.Н., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Т.Е.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТрансКомплектСервис" (ИНН 2465234478, ОГРН 1102468014131), на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 08 июня 2016 года по делу N А33-6826/2016, принятое судьей Красовской С.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТрансКомплектСервис" (ИНН 2465234478, ОГРН 1102468014131, Красноярский край, г. Красноярск, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края (ИНН 2466212188, ОГРН 1082468037915, Красноярский край, г. Красноярск, далее - ответчик) об обязании произвести перерасчет арендной платы по договору аренды N 706-з от 17.04.2015 за период с мая 2015 по 13.01.2016 в течение 7 дней после вынесения решения по данному делу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 08.06.2016 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "ТрансКомплектСервис" обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что ответчик не вправе требовать оплаты арендной платы, поскольку не исполнил свое обязательство по передаче лесных участков в соответствии с Договором N 706-3 от 17.04.2015. До момента внесения в Лесохозяйственный регламент Абанского лесничества данных о выделах, Арендатор не имеет право осваивать данные леса с указанном в Договоре разрешенным использованием. А значит, начисление арендной платы, по данному участковому лесничеству не правомерно. Отсутствие в Лесохозяйственном регламенте Абанского лесничества в строке "Заготовка древесины" выделов, включенных в то же время в Договор аренды N 706-3 от 17.04.2015 г, препятствовало осуществлению Арендатором хозяйственной деятельности в полном объеме. А утвержденное экспертное заключение от 27.10.2015 г за N 5/2038 подтверждает, что Договор был заключен с передачей выделов, не подлежащих на момент его подписании, целевому использованию. Положительное заключение выдается экспертной комиссией при участии Министерства природных ресурсов и экологии (Ответчика). В то же время, при подаче заявки на Проект освоения лесов, выяснилось, что указанные в Договоре кварталы 153-154 и 175-177 в Почетском участковом лесничестве отсутствуют в лесохозяйственном регламенте КГБУ "Абанское лесничество". Отсутствие проекта освоения лесов, равно как и отсутствие положительного заключении экспертизы приравнивается к незаконной рубке, за которую Арендатор может понести административную (ст. 8.25. КоАП РФ) или даже уголовную ответственность в соответствии со ст. 260 УК РФ.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 29.08.2016.
Председательствующим объявлено, что в Третий арбитражный апелляционный суд поступил отзыв на апелляционную жалобу от министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края с приложенными дополнительными документами, отсутствующими в материалах дела, а именно копии: указа Губернатора Красноярского края от 13.07.2016 N 139-уг, распоряжения Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-р, Постановления Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п, Свидетельства о государственной регистрации юридического лица от 03.08.2016 N 006339448, листа записи ЕГРЮЛ от 03.08.2016, выписки из ЮГРЛ от 03.08.2016, Свидетельства N 00633944.
Указанные документы приобщены судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к материалам дела, как представленные в обоснование возражений на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "ТрансКомплектСервис" (Арендатор) заключен договору аренды лесных участков от 17.04.2015 N 706-з по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков от 25.03.2015 N 8, находящихся в государственной собственности, обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование на срок 49 лет, лесные участки, определенные пунктом 2 договора (пункт 1).
Пунктом 2 договора определены подлежащие передаче лесные участки из состава земель лесного фонда, общей площадью 19868,0000 га (уточненная площадь в соответствии с проведенным межеванием 198 401 250 кв. м) предоставляемые в аренду для заготовки древесины, имеющие местоположение: Красноярский край, Абанский район, Абанское лесничество, Почетское участковое лесничество, в кварталах: N N 153, 154, 175-177, Каменское участковое лесничество, в кварталах N N 12-16, 34-37, 61, 62, 89, 90, 109-111, Абанское сельское участковое лесничество, совхоз "Абанский", в кварталах N N 14-19, в том числе:
- площадью 33 621 301 кв. м, из состава земель лесного фонда, расположенный: Красноярский край, Абанский район, Абанское лесничество, Почетское участковое лесничество в кварталах: N N 153, 154 (выделы 1-26, 66, 67, часть выдела 74), 175, 176, с кадастровым номером 24:01:1801001:1439;
- площадью 17 754 519 кв. м, из состава земель лесного фонда, расположенный: Красноярский край, Абанский район, Абанское лесничество, Почетское участковое лесничество, в кварталах: N N 154 (выделы 27-65, 68-73, 75, часть выдела 74), 177 (выделы 1-26, 28, 35-37, части выделав 27, 38), с кадастровым номером 24:01:1801001:1438 (участок не обременен);
- площадью 452 690 кв. м, из состава земель лесного фонда, расположенный: Красноярский край, Абанский район, Абанское лесничество, Почетское участковое лесничество, в квартале: N 177 (выделы 29-34, часта выделов 27, 38), с кадастровым номером 24:01:1801001; 1383;
- площадью 11 467 880 кв. м, из состава земель лесного фонда, расположенный: Красноярский край, Абанский район, Абанское лесничество, Каменское участковое лесничество, в кварталах: N N 12 (выделы 1-43, 46-48, 50, части выделов 44, 45, 49), 13 (выделы 1-3, 5, 9-12, 17-19, 24, 25, 27, 30-32, 34, 35, 38, 43, части выделов 4, 6, 7, 13, 14, 20, 28, 29, 36, 37, 39, 41, 42, 44, 52), с кадастровым номером 24:01:1801001:1434;
- площадью 69 461 125 кв. м, из состава земель лесного фонда, расположенный: Красноярский край, Абанский район, Абанское лесничество, Каменское участковое лесничество, в кварталах: N; N 12 (части выделов 44, 45, 49), 13 (выделы 8, 15, 16, 21-23, 26, 33, 40, 45-51, 53, части выделов 4, 6, 7, 13, 14, 20, 28, 29, 36, 37, 39, 41, 42, 44, 52), 14-16, 34-37, 61 (выделы 1, 3-12, 14, 35, части выделов 2, 13, 16-18, 20, 57, 58), 62 (выделы 1-6, 8-13, 17, части выделов 7, 14-16, 18-20, 24, 24, 46-48), с кадастровым номером 24:01:1801001:1436;
- площадью 49 460 393 кв. м, из состава земель лесного фонда, расположенный: Красноярский край, Абанский район, Абанское лесничество, Каменское участковое лесничество, в кварталах: N 61 (выделы 19, 21-56, 59, части выделов 2, 13, 16-18, 20, 57, 58), 62 (выделы 21-23, 26-45, части выделов 7, 14-16, 18-20, 24, 25, 46-48), 89 (выделы 1-50, 52-59, 61, части выделов 51, 60, 62), 90 (выделы 1-3, 5, 7-9, 11-14, 16-58, части выделов 4, 6, 10, 15, 59-61), 109,110 (выделы 1-37, 40, 41, 43, 54, 55, части выделов 38, 39, 42, 44-53, 56-58), 111 (выделы 1, 5, 8-14, 16, 17, 19-22, 27-30, 38, части выделов 2-4, 6, 7, 15, 18, 23-26, 31-33, 36, 37), с кадастровым номером 24:01:0000000:1764;
- площадью 138567 кв. м, из состава земель лесного фонда, расположенный: Красноярский край, Абанский район, Абанское лесничество, Каменское участковое лесничество, в квартале N 90 (части выделов 4, 6, 10, 15, 59-61), с кадастровым номером 24:01:1901001:548;
- площадью 381684 кв. м, из состава земель лесного фонда, расположенный: Красноярский край, Абанский район, Абанское лесничество, Каменское участковое лесничество, в квартале N 110 (части выделов 38, 39, 44-48, 50, 56-58), с кадастровым номером 24:01:1901001:542;
- площадью 2 039 799 кв. м, из состава земель лесного фонда, расположенный: Красноярский край, Абанский район, Абанское лесничество, Каменское участковое лесничество, в кварталах N 89 (части выделов 51, 60, 62), 110 (части выделов 42, 49, 51-53, 56-58), 111 (выделы 34, 35, части выделов 2-4, 6, 7, 15, 18, 23-26, 31-33, 36, 37), с кадастровым номером 24:01:0000000:1072;
- площадью 50 710 кв. м, из состава земель лесного фонда, отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный: Красноярский край, Абанский район, Абанское лесничество, Каменское участковое лесничество, в квартале N 110 (части выделов 48, 50, 57), с кадастровым номером 24:01:1901001:531;
- площадью 13 572 582 кв. м расположенный: Красноярский край, Абанский район, Абанское сельское участковое лесничество, совхоз "Абанский" в кварталах: N N 14-19, с кадастровым номером 24:01:0000000:1068 (далее - лесные участки).
Схема расположения лесных участков и их характеристика приводятся в приложениях N 1 и 2 (пункт 3 договора).
Пунктом 5 договора предусмотрено, что ежегодная арендная плата по договору составляет 9 224 192 рубля.
В соответствии с пунктом 6 договора арендатор вносит арендную плату по срокам, установленным в таблице 1 приложения N 4 к договору.
Согласно пункту 7 договора арендная плата рассчитывается на основе минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, с применением корректирующих коэффициентов, установленных нормативными правовыми актами согласно таблице 2 приложения N 4.
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 8 Договора), разница в сумме арендной платы, образовавшаяся в результате перерасчета арендной платы, вносится арендатором одновременно со следующим платежом (пункт 9 Договора).
Согласно подпункту "б" пункта 13 договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и в сроки, установленные договором аренды.
Пунктом 27 срок действия договора установлен с 17.04.2015 по 16.04.2064 включительно.
По акту приема-передачи арендодатель передал, а арендатор принял в аренду предусмотренные договором лесные участки.
В пункте 6 протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков N 8 от 25.03.2015 указано, что победитель аукциона может приступить к пользованию лесными участками после положительного заключения проекта освоения лесов.
Как следует из иска, при подаче заявки на проект освоения лесов, выяснилось, что указанные в договоре кварталы 153-154 и 175-177 в Почетском участковом лесничестве отсутствуют в лесохозяйственном регламенте КГБУ "Абанское лесничество" и до момента внесения в Лесохозяйственный регламент кварталов 153-154 и 175-177 с разрешенным использованием "заготовка древесины", истец не имел возможности утвердить Проект освоения лесов, и, соответственно, получить положительное заключение на освоение данных участков.
Приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 24.11.2015 N 5/508-од в приказ министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 22.12.2008 N 101-О "Об утверждении лесохозяйственного регламента Абанского лесничества" внесены следующие изменения: строка "Заготовка древесины" таблицы 5 раздела 1.2 главы 1 в части Почетского участкового лесничества изложено в следующей редакции: заготовка древесины Почетское Кварталы 1-106, 108-125, 128-183, части кварталов 107, 126, 127.
Проект освоения лесов на все лесные участки, переданные по договору истцу, а также положительное заключение выдано ответчиком 13.01.2016.
Ссылаясь на отсутствие возможности приступить к освоению лесных участков в целях извлечения прибыли, в связи с отсутствием в Лесохозяйственном регламенте Абанского лесничества в строке "Заготовка древесины" выделов, включенных в то же время в договор аренды N 706-3 от 17.04.2015, 24.12.2015, истец обратился к ответчику с требованием произвести перерасчет арендной платы и начислять арендную плату по договору с момента дачи положительного экспертного заключения на проект освоения.
Требования истца оставлены ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления настоящего иска.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, обоснованного исходил из того, что отношения сторон возникли из договора аренды лесного участка и регламентированы в том числе главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование земельным участком (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Пунктом 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
В соответствии с частью 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.
Из части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации закрепляется передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, утвержденному Постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 N 12-п, Министерство на момент обращения с иском являлось органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим, в том числе, оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в области, в том числе, лесных отношений. В компетенцию Министерства входит, в том числе, владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края.
Исходя из положений статьей 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края осуществляет права владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Красноярского края.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал, что лицом, наделенным полномочиями по администрированию платы за пользование участками лесного фонда на территории Красноярского края на момент рассмотрения спора является Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Из материалов дела следует, что в обоснование заявленных требований истец ссылается на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательства по передаче лесных участков в соответствии с договором N 706-3 от 17.04.2015, поскольку до момента внесения в Регламент выделов N 175-177, арендатор не имел право осваивать леса с указанном в договоре разрешенным использованием, что, по мнению истца, является основанием для уменьшения арендной платы.
Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации законное освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов осуществляются только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов и последующим представлением лесопользователем лесной декларации.
Таким образом, в силу прямого указания закона использование лесных участков в целях заготовки древесины в отсутствие проекта освоения лесов исключается.
Более того, при заключении договора аренды стороны закрепили указанное выше правило, согласно которому арендатор в течение трех месяцев с момента государственной регистрации договора обязан разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Однако, отсутствие проекта освоения лесов, обязанность по составлению которого законом и заключенным договором возложена на арендатора (истца по делу), не влияет на наличие обязанности последнего по уплате арендных платежей.
Так, согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Поскольку пунктом 6 договора аренды предусмотрена обязанность арендатора по уплате арендных платежей с момента государственной регистрации договора, суд приходит к выводу о том, что обязанность арендатора по уплате арендных платежей установлена независимо от использования арендованных лесных участков.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в соответствии со статьей 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.
Статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы по договору аренды лесного участка, заключаемому в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 74 настоящего Кодекса, определяется в соответствии с методикой, установленной Правительством Российской Федерации.
Как следует из содержания договора аренды, пунктом 2 договора определены подлежащие передаче лесные участки из состава земель лесного фонда, общей площадью 19868,0000 га, в том числе и участки, расположенные в кварталах N N 175-177 Почетского участкового лесничества; в пункте 7 договора установлено, что арендная плата рассчитывается на основе минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, с применением корректирующих коэффициентов, установленных нормативными правовыми актами согласно таблице 2 приложения N 4; пунктом 8 договора установлено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции, верно, установил, что договором аренды предусмотрено, что расчет арендной платы производится исходя из установленного объема лесопользования, который при его неизъятии сторона вправе заготовить в будущий период заготовки, и площади лесного участка, что также свидетельствует о том, что обязанность арендатора по внесению арендных платежей установлена независимо от использования лесосеки.
Кроме того, как установлено пунктом 10 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, разрешается заготовка древесины в объеме, не совпадающем с допустимым объемом изъятия древесины по лесному участку, при условии, если суммарный объем древесины, заготовленной за последние 3 года, не превышает установленной расчетной лесосеки по лесничеству.
Следовательно, на объем древесины, который арендатор не смог вырубить в 2015 году, он вправе подать заявку на рубку в 2016, 2017 и 2018 годах.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы истца о наличии оснований для перерасчета размера арендной платы, на основании пункта 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
В отношении лесного участка обстоятельствами, способными существенно ухудшить состояние лесных насаждений, могут быть, стихийные бедствия; применительно же к лесопользованию указанное выше положение Кодекса означает, что арендатору участка лесного фонда должна быть предоставлена возможность осуществить лесопользование, а при непредоставлении такой возможности арендатор на основании статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе приостановить или отказаться от встречного исполнения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, право на лесопользование в установленных договором объемах предоставлено арендатору при заключении договора, при этом договор не содержит условий об освобождении арендатора от внесения арендных платежей при неиспользовании лесного участка, как и условий начисления арендной платы с момента представления арендодателю проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, заключая договор аренды, арендатор не мог не знать о том, что право на использование лесного участка у него возникает только с момента получения положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов.
Как следует из материалов дела и не опровергается истцом, на момент обращения с настоящим иском ошибка в регламенте устранена, содержание договора соответствовало лесохозяйственному регламенту.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что поскольку надлежащие доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, препятствовавших ему реализовать право на лесопользование в установленном объеме, истцом не представлены, у истца отсутствует право требовать перерасчета арендной платы.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "08" июня 2016 года по делу N А33-6826/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.09.2016 ПО ДЕЛУ N А33-6826/2016
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2016 г. по делу N А33-6826/2016
Резолютивная часть постановления объявлена "29" августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" сентября 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Парфентьевой О.Ю.,
судей: Белан Н.Н., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Т.Е.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТрансКомплектСервис" (ИНН 2465234478, ОГРН 1102468014131), на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 08 июня 2016 года по делу N А33-6826/2016, принятое судьей Красовской С.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТрансКомплектСервис" (ИНН 2465234478, ОГРН 1102468014131, Красноярский край, г. Красноярск, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края (ИНН 2466212188, ОГРН 1082468037915, Красноярский край, г. Красноярск, далее - ответчик) об обязании произвести перерасчет арендной платы по договору аренды N 706-з от 17.04.2015 за период с мая 2015 по 13.01.2016 в течение 7 дней после вынесения решения по данному делу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 08.06.2016 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "ТрансКомплектСервис" обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что ответчик не вправе требовать оплаты арендной платы, поскольку не исполнил свое обязательство по передаче лесных участков в соответствии с Договором N 706-3 от 17.04.2015. До момента внесения в Лесохозяйственный регламент Абанского лесничества данных о выделах, Арендатор не имеет право осваивать данные леса с указанном в Договоре разрешенным использованием. А значит, начисление арендной платы, по данному участковому лесничеству не правомерно. Отсутствие в Лесохозяйственном регламенте Абанского лесничества в строке "Заготовка древесины" выделов, включенных в то же время в Договор аренды N 706-3 от 17.04.2015 г, препятствовало осуществлению Арендатором хозяйственной деятельности в полном объеме. А утвержденное экспертное заключение от 27.10.2015 г за N 5/2038 подтверждает, что Договор был заключен с передачей выделов, не подлежащих на момент его подписании, целевому использованию. Положительное заключение выдается экспертной комиссией при участии Министерства природных ресурсов и экологии (Ответчика). В то же время, при подаче заявки на Проект освоения лесов, выяснилось, что указанные в Договоре кварталы 153-154 и 175-177 в Почетском участковом лесничестве отсутствуют в лесохозяйственном регламенте КГБУ "Абанское лесничество". Отсутствие проекта освоения лесов, равно как и отсутствие положительного заключении экспертизы приравнивается к незаконной рубке, за которую Арендатор может понести административную (ст. 8.25. КоАП РФ) или даже уголовную ответственность в соответствии со ст. 260 УК РФ.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 29.08.2016.
Председательствующим объявлено, что в Третий арбитражный апелляционный суд поступил отзыв на апелляционную жалобу от министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края с приложенными дополнительными документами, отсутствующими в материалах дела, а именно копии: указа Губернатора Красноярского края от 13.07.2016 N 139-уг, распоряжения Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-р, Постановления Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п, Свидетельства о государственной регистрации юридического лица от 03.08.2016 N 006339448, листа записи ЕГРЮЛ от 03.08.2016, выписки из ЮГРЛ от 03.08.2016, Свидетельства N 00633944.
Указанные документы приобщены судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к материалам дела, как представленные в обоснование возражений на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "ТрансКомплектСервис" (Арендатор) заключен договору аренды лесных участков от 17.04.2015 N 706-з по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков от 25.03.2015 N 8, находящихся в государственной собственности, обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование на срок 49 лет, лесные участки, определенные пунктом 2 договора (пункт 1).
Пунктом 2 договора определены подлежащие передаче лесные участки из состава земель лесного фонда, общей площадью 19868,0000 га (уточненная площадь в соответствии с проведенным межеванием 198 401 250 кв. м) предоставляемые в аренду для заготовки древесины, имеющие местоположение: Красноярский край, Абанский район, Абанское лесничество, Почетское участковое лесничество, в кварталах: N N 153, 154, 175-177, Каменское участковое лесничество, в кварталах N N 12-16, 34-37, 61, 62, 89, 90, 109-111, Абанское сельское участковое лесничество, совхоз "Абанский", в кварталах N N 14-19, в том числе:
- площадью 33 621 301 кв. м, из состава земель лесного фонда, расположенный: Красноярский край, Абанский район, Абанское лесничество, Почетское участковое лесничество в кварталах: N N 153, 154 (выделы 1-26, 66, 67, часть выдела 74), 175, 176, с кадастровым номером 24:01:1801001:1439;
- площадью 17 754 519 кв. м, из состава земель лесного фонда, расположенный: Красноярский край, Абанский район, Абанское лесничество, Почетское участковое лесничество, в кварталах: N N 154 (выделы 27-65, 68-73, 75, часть выдела 74), 177 (выделы 1-26, 28, 35-37, части выделав 27, 38), с кадастровым номером 24:01:1801001:1438 (участок не обременен);
- площадью 452 690 кв. м, из состава земель лесного фонда, расположенный: Красноярский край, Абанский район, Абанское лесничество, Почетское участковое лесничество, в квартале: N 177 (выделы 29-34, часта выделов 27, 38), с кадастровым номером 24:01:1801001; 1383;
- площадью 11 467 880 кв. м, из состава земель лесного фонда, расположенный: Красноярский край, Абанский район, Абанское лесничество, Каменское участковое лесничество, в кварталах: N N 12 (выделы 1-43, 46-48, 50, части выделов 44, 45, 49), 13 (выделы 1-3, 5, 9-12, 17-19, 24, 25, 27, 30-32, 34, 35, 38, 43, части выделов 4, 6, 7, 13, 14, 20, 28, 29, 36, 37, 39, 41, 42, 44, 52), с кадастровым номером 24:01:1801001:1434;
- площадью 69 461 125 кв. м, из состава земель лесного фонда, расположенный: Красноярский край, Абанский район, Абанское лесничество, Каменское участковое лесничество, в кварталах: N; N 12 (части выделов 44, 45, 49), 13 (выделы 8, 15, 16, 21-23, 26, 33, 40, 45-51, 53, части выделов 4, 6, 7, 13, 14, 20, 28, 29, 36, 37, 39, 41, 42, 44, 52), 14-16, 34-37, 61 (выделы 1, 3-12, 14, 35, части выделов 2, 13, 16-18, 20, 57, 58), 62 (выделы 1-6, 8-13, 17, части выделов 7, 14-16, 18-20, 24, 24, 46-48), с кадастровым номером 24:01:1801001:1436;
- площадью 49 460 393 кв. м, из состава земель лесного фонда, расположенный: Красноярский край, Абанский район, Абанское лесничество, Каменское участковое лесничество, в кварталах: N 61 (выделы 19, 21-56, 59, части выделов 2, 13, 16-18, 20, 57, 58), 62 (выделы 21-23, 26-45, части выделов 7, 14-16, 18-20, 24, 25, 46-48), 89 (выделы 1-50, 52-59, 61, части выделов 51, 60, 62), 90 (выделы 1-3, 5, 7-9, 11-14, 16-58, части выделов 4, 6, 10, 15, 59-61), 109,110 (выделы 1-37, 40, 41, 43, 54, 55, части выделов 38, 39, 42, 44-53, 56-58), 111 (выделы 1, 5, 8-14, 16, 17, 19-22, 27-30, 38, части выделов 2-4, 6, 7, 15, 18, 23-26, 31-33, 36, 37), с кадастровым номером 24:01:0000000:1764;
- площадью 138567 кв. м, из состава земель лесного фонда, расположенный: Красноярский край, Абанский район, Абанское лесничество, Каменское участковое лесничество, в квартале N 90 (части выделов 4, 6, 10, 15, 59-61), с кадастровым номером 24:01:1901001:548;
- площадью 381684 кв. м, из состава земель лесного фонда, расположенный: Красноярский край, Абанский район, Абанское лесничество, Каменское участковое лесничество, в квартале N 110 (части выделов 38, 39, 44-48, 50, 56-58), с кадастровым номером 24:01:1901001:542;
- площадью 2 039 799 кв. м, из состава земель лесного фонда, расположенный: Красноярский край, Абанский район, Абанское лесничество, Каменское участковое лесничество, в кварталах N 89 (части выделов 51, 60, 62), 110 (части выделов 42, 49, 51-53, 56-58), 111 (выделы 34, 35, части выделов 2-4, 6, 7, 15, 18, 23-26, 31-33, 36, 37), с кадастровым номером 24:01:0000000:1072;
- площадью 50 710 кв. м, из состава земель лесного фонда, отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный: Красноярский край, Абанский район, Абанское лесничество, Каменское участковое лесничество, в квартале N 110 (части выделов 48, 50, 57), с кадастровым номером 24:01:1901001:531;
- площадью 13 572 582 кв. м расположенный: Красноярский край, Абанский район, Абанское сельское участковое лесничество, совхоз "Абанский" в кварталах: N N 14-19, с кадастровым номером 24:01:0000000:1068 (далее - лесные участки).
Схема расположения лесных участков и их характеристика приводятся в приложениях N 1 и 2 (пункт 3 договора).
Пунктом 5 договора предусмотрено, что ежегодная арендная плата по договору составляет 9 224 192 рубля.
В соответствии с пунктом 6 договора арендатор вносит арендную плату по срокам, установленным в таблице 1 приложения N 4 к договору.
Согласно пункту 7 договора арендная плата рассчитывается на основе минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, с применением корректирующих коэффициентов, установленных нормативными правовыми актами согласно таблице 2 приложения N 4.
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 8 Договора), разница в сумме арендной платы, образовавшаяся в результате перерасчета арендной платы, вносится арендатором одновременно со следующим платежом (пункт 9 Договора).
Согласно подпункту "б" пункта 13 договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и в сроки, установленные договором аренды.
Пунктом 27 срок действия договора установлен с 17.04.2015 по 16.04.2064 включительно.
По акту приема-передачи арендодатель передал, а арендатор принял в аренду предусмотренные договором лесные участки.
В пункте 6 протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков N 8 от 25.03.2015 указано, что победитель аукциона может приступить к пользованию лесными участками после положительного заключения проекта освоения лесов.
Как следует из иска, при подаче заявки на проект освоения лесов, выяснилось, что указанные в договоре кварталы 153-154 и 175-177 в Почетском участковом лесничестве отсутствуют в лесохозяйственном регламенте КГБУ "Абанское лесничество" и до момента внесения в Лесохозяйственный регламент кварталов 153-154 и 175-177 с разрешенным использованием "заготовка древесины", истец не имел возможности утвердить Проект освоения лесов, и, соответственно, получить положительное заключение на освоение данных участков.
Приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 24.11.2015 N 5/508-од в приказ министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 22.12.2008 N 101-О "Об утверждении лесохозяйственного регламента Абанского лесничества" внесены следующие изменения: строка "Заготовка древесины" таблицы 5 раздела 1.2 главы 1 в части Почетского участкового лесничества изложено в следующей редакции: заготовка древесины Почетское Кварталы 1-106, 108-125, 128-183, части кварталов 107, 126, 127.
Проект освоения лесов на все лесные участки, переданные по договору истцу, а также положительное заключение выдано ответчиком 13.01.2016.
Ссылаясь на отсутствие возможности приступить к освоению лесных участков в целях извлечения прибыли, в связи с отсутствием в Лесохозяйственном регламенте Абанского лесничества в строке "Заготовка древесины" выделов, включенных в то же время в договор аренды N 706-3 от 17.04.2015, 24.12.2015, истец обратился к ответчику с требованием произвести перерасчет арендной платы и начислять арендную плату по договору с момента дачи положительного экспертного заключения на проект освоения.
Требования истца оставлены ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления настоящего иска.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, обоснованного исходил из того, что отношения сторон возникли из договора аренды лесного участка и регламентированы в том числе главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование земельным участком (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Пунктом 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
В соответствии с частью 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.
Из части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации закрепляется передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, утвержденному Постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 N 12-п, Министерство на момент обращения с иском являлось органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим, в том числе, оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в области, в том числе, лесных отношений. В компетенцию Министерства входит, в том числе, владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края.
Исходя из положений статьей 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края осуществляет права владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Красноярского края.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал, что лицом, наделенным полномочиями по администрированию платы за пользование участками лесного фонда на территории Красноярского края на момент рассмотрения спора является Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Из материалов дела следует, что в обоснование заявленных требований истец ссылается на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательства по передаче лесных участков в соответствии с договором N 706-3 от 17.04.2015, поскольку до момента внесения в Регламент выделов N 175-177, арендатор не имел право осваивать леса с указанном в договоре разрешенным использованием, что, по мнению истца, является основанием для уменьшения арендной платы.
Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации законное освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов осуществляются только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов и последующим представлением лесопользователем лесной декларации.
Таким образом, в силу прямого указания закона использование лесных участков в целях заготовки древесины в отсутствие проекта освоения лесов исключается.
Более того, при заключении договора аренды стороны закрепили указанное выше правило, согласно которому арендатор в течение трех месяцев с момента государственной регистрации договора обязан разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Однако, отсутствие проекта освоения лесов, обязанность по составлению которого законом и заключенным договором возложена на арендатора (истца по делу), не влияет на наличие обязанности последнего по уплате арендных платежей.
Так, согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Поскольку пунктом 6 договора аренды предусмотрена обязанность арендатора по уплате арендных платежей с момента государственной регистрации договора, суд приходит к выводу о том, что обязанность арендатора по уплате арендных платежей установлена независимо от использования арендованных лесных участков.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в соответствии со статьей 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.
Статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы по договору аренды лесного участка, заключаемому в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 74 настоящего Кодекса, определяется в соответствии с методикой, установленной Правительством Российской Федерации.
Как следует из содержания договора аренды, пунктом 2 договора определены подлежащие передаче лесные участки из состава земель лесного фонда, общей площадью 19868,0000 га, в том числе и участки, расположенные в кварталах N N 175-177 Почетского участкового лесничества; в пункте 7 договора установлено, что арендная плата рассчитывается на основе минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, с применением корректирующих коэффициентов, установленных нормативными правовыми актами согласно таблице 2 приложения N 4; пунктом 8 договора установлено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции, верно, установил, что договором аренды предусмотрено, что расчет арендной платы производится исходя из установленного объема лесопользования, который при его неизъятии сторона вправе заготовить в будущий период заготовки, и площади лесного участка, что также свидетельствует о том, что обязанность арендатора по внесению арендных платежей установлена независимо от использования лесосеки.
Кроме того, как установлено пунктом 10 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, разрешается заготовка древесины в объеме, не совпадающем с допустимым объемом изъятия древесины по лесному участку, при условии, если суммарный объем древесины, заготовленной за последние 3 года, не превышает установленной расчетной лесосеки по лесничеству.
Следовательно, на объем древесины, который арендатор не смог вырубить в 2015 году, он вправе подать заявку на рубку в 2016, 2017 и 2018 годах.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы истца о наличии оснований для перерасчета размера арендной платы, на основании пункта 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
В отношении лесного участка обстоятельствами, способными существенно ухудшить состояние лесных насаждений, могут быть, стихийные бедствия; применительно же к лесопользованию указанное выше положение Кодекса означает, что арендатору участка лесного фонда должна быть предоставлена возможность осуществить лесопользование, а при непредоставлении такой возможности арендатор на основании статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе приостановить или отказаться от встречного исполнения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, право на лесопользование в установленных договором объемах предоставлено арендатору при заключении договора, при этом договор не содержит условий об освобождении арендатора от внесения арендных платежей при неиспользовании лесного участка, как и условий начисления арендной платы с момента представления арендодателю проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, заключая договор аренды, арендатор не мог не знать о том, что право на использование лесного участка у него возникает только с момента получения положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов.
Как следует из материалов дела и не опровергается истцом, на момент обращения с настоящим иском ошибка в регламенте устранена, содержание договора соответствовало лесохозяйственному регламенту.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что поскольку надлежащие доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, препятствовавших ему реализовать право на лесопользование в установленном объеме, истцом не представлены, у истца отсутствует право требовать перерасчета арендной платы.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "08" июня 2016 года по делу N А33-6826/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.Ю.ПАРФЕНТЬЕВА
Судьи
Н.Н.БЕЛАН
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ
О.Ю.ПАРФЕНТЬЕВА
Судьи
Н.Н.БЕЛАН
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)