Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.05.2017 N 21АП-824/2017 ПО ДЕЛУ N А83-9630/2016

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2017 г. по делу N А83-9630/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2017 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Горошко Н.П.,
Евдокимова И.В.,
при ведении протокола секретарем Матковой Я.А.,
при участии:
- от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "ИСТ-КОМ" - Скоплина А.А.;
- другие лица, участвующие в деле, не явились;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации города Ялты Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 марта 2017 года по делу N А83-9630/2016 (судья Ищенко Г.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИСТ-КОМ" (298612, ул. Октябрьская, д. 6, кв. 31, г. Ялта, Республика Крым)
к Администрации города Ялты Республики Крым (298600, пл. Советская, д. 1, г. Ялта, Республика Крым)
Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (298600, пл. Советская, д. 1, г. Ялта, Республика Крым)
о признании незаконным бездействия и понуждении совершить определенные действия,

установил:

Решением суда первой инстанции удовлетворены заявленные (с уточнениями - л.д. 113-118 т. 1) обществом с ограниченной ответственностью "ИСТ-КОМ" (ОГРН 1149102135412, ранее с 31 августа 2004 года зарегистрированного по законодательству Украины с присвоением регистрационного N 33006622 - л.д. 23-48 т. 1, далее - ООО "ИСТ-КОМ" или заявитель) требования, признаны незаконными:
- - бездействия Администрации города Ялты Республики Крым (ОГРН 1149102101609 - л.д. 49-54 т. 1, далее - Администрация) и Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (ОГРН 1149102130264 - л.д. 55-59 т. 1, далее - Департамент) по рассмотрению заявления ООО "ИСТ-КОМ" от 02 августа 2016 года вх. N 01-ю/272 о переоформлении права аренды на земельный участок площадью 3.000 кв. м, расположенный в г. Ялта, Южнобережное шоссе, дом 27-Г;
- - действие Администрации, выразившееся в возврате ООО "ИСТ-КОМ" поданных документов по переоформлению права аренды;
- на Администрацию и Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем совершения действий, предусмотренных пунктами 13 и 15 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N 313;
- с Администрации в пользу заявителя взысканы судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3.000 руб., из федерального бюджета заявителю возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 12.000 руб. (л.д. 146-157 т. 1).
Судебный акт мотивирован тем, что у Администрации отсутствовали основания для отказа заявителю в переоформлении права аренды земельного участка, находящегося в аренде заявителя по договору от 04 марта 2013 года; Департамент не имел право на возврат поданного заявления о переоформлении права аренды, в том числе по основанию неутверждения Генерального образования городской округ Ялта с определением вида разрешенного использования названного земельного участка.
Администрация и Департамент подали апелляционные жалобы, в которых просят отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права. В апелляционных жалобах указано на то, что без определения вида разрешенного использования земельного участка по утвержденному Генеральному образованию городской округ Ялта было невозможно заключение с заявителем договора аренды земли (л.д. 6-7, 11-12 т. 2).
Отзывов на апелляционные жалобы не поступило.
В судебном заседании представитель заявителя просил отказать в удовлетворении апелляционных жалоб, так как заявитель имеет право на переоформление права аренды земельным участком, утверждение (неутверждение) Генерального образования городской округ Ялта на реализацию заявителем названного права не влияет, так как переоформление права аренды предусмотрено специальными нормами права.
Представители Администрации и Департамента в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без участия представителей в судебном заседании, с апелляционными жалобами друг друга согласны (л.д. 17, 20 т. 2).
О месте и времени судебного заседания названные участники извещены определением от 18 апреля 2017 года, копию которого получили 21 апреля 2017 года, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 2-4 т. 2). Информация о судебном заседании размещена 19 апреля 2017 года на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 5 т. 2).
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании представителей Администрации и Департамента.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд истребовал дополнительно доказательство (ксерокопию кадастрового паспорта земельного участка - л.д. 23 т. 2), проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
02 августа 2016 года заявитель подал нарочно в Департамент заявление о переоформлении права аренды на земельный участок площадью 3.000 кв. м, кадастровый N 90:25:010124:292, расположенный в г. Ялта, Южнобережное шоссе, дом 27-Г, ранее предоставленного Ялтинским городским советом в аренду по договору аренды от 07 августа 2013 года N 91437301. К заявлению приложены (в том числе) оригиналы договора аренды земли, кадастровый паспорт земельного участка. Заявление зарегистрировано в Департаменте 02 августа 2016 года за N 01-Ю/272 (л.д. 86, 109 т. 1).
До этого, 28 октября 2015 года и 01 декабря 2015 года (л.д. 74 т. 1) заявитель обращался в Департамент с заявлениями о переоформлении прав, на которые Департаментом дан ответ 04 апреля 2016 года (л.д. 75 т. 1). Бездействие и действие по этим заявлениям не являются предметом обжалования по настоящему делу.
После подачи по настоящему делу заявления 27 февраля 2017 года заявитель через ГБУ РК "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" подал заявление с приложением документов о переоформлении права аренды земельного участка (л.д. 139 т. 1). Бездействие по этому обращению не является предметом обжалования по настоящему делу.
Из названного договора аренды земельного участка и выписки из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации прав и их ограничений Украины следует, что 07 августа 2013 года в названном реестре зарегистрирован заключенный 04 марта 2013 года в простой письменной форме между арендодателем - Ялтинским городским советом, и арендатором - ООО "Ист-Ком Украина" (ИНН 33006622 по ЕГРЮЛ Украины), договор аренды земельного участка площадью 0,3 га, кадастровый N 0111900000:01:024:0362, расположенного в г. Ялта, Южнобережное шоссе, дом 27-Г, предоставленного для строительства и обслуживания иных зданий общественной застройки, сроком на 49 лет (л.д. 60-69 т. 1).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 10 августа 2016 года по делу N А83-244/2016 отказано в расторжении названного договора аренды (л.д. 76-85 т. 2). В апелляционном и кассационном порядках этот судебный акт не обжалован.
01 июня 2015 года Госкомрегистром выдан кадастровый паспорт N 90-02/2015-149353 на этот земельный участок с кадастровым N 90:25:010124:292, о чем свидетельствует кадастровая выписка о земельном участке с установлением межевых границ (л.д. 70-73 т. 1) и ксерокопия кадастрового паспорта (л.д. 23 т. 2).
Кроме того, заявитель является собственником объекта недвижимого имущества - нежилого здания площадью 2,8 кв. м (проходная литера А), расположенного на указанном выше земельном участке, кадастровый номер этого здания - 90:25:010124:383, что подтверждается нотариально удостоверенным договором купли-продажи нежилого здания от 18 декабря 2010 года с выпиской о государственной регистрации этого права по законодательству Украины, выданным 03 августа 2015 года кадастровым паспортом и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 122-138 т. 1).
На заявление от 02 августа 2016 года о переоформлении права аренды Департамент и Администрация дали заявителю письменные ответы:
1) Администрация от 12 октября 2016 года за исх. N 02-08/8768, которым сообщено об определении вида разрешенного использования земельного участка после утверждения Генерального образования городской округ Ялта; получено заявителем, что его представитель не оспаривает (л.д. 94, 107 т. 1);
2) Департамент от 27 декабря 2016 года за исх. N 02-1/10441, которым возвращены заявителю поданные документы о праве аренды и направлено заключение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты от 24 ноября 2016 года N 01-ю/272, согласно которому вид разрешенного использования земельного участка не определен; эти документы заявителем получены 29 декабря 2016 года, о чем на письме имеется расписка представителя заявителя Терещука С.А. (директор) (л.д. 93, 108 т. 1).
По полученному на запрос Департамента N 02-1/7421 (л.д. 110 т. 1) письму N 02-08/8768 (которое Департамент именует заключением) Департамент архитектуры и градостроительства администрации сообщил, что вид разрешенного использования по арендованному заявителем земельного участка будет определен после утверждения Генерального образования городской округ Ялта (л.д. 94 т. 1).
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (ред. от 23 июня 2016 года, далее - Закон N 6-ФКЗ) до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Часть 2 статьи 2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 30 июля 2014 года, ред. от 30 марта 2017 года, далее - Закон Республики Крым N 38-ЗРК) устанавливает, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
Часть 9 этой статьи предусматривает, что право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
При этом, статья 3 устанавливает порядок переоформления такого права аренды:
- часть 13 - стороны по договору аренды, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2018 года внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации;
- часть 14 - в случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды;
- часть 15 - лица, которым находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предоставлены до вступления в силу Федерального конституционного закона в аренду, обязаны подать заявление о заключении договора аренды в срок до 1 апреля 2017 года;
- часть 17 - порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды или договора об установлении сервитута на земельные участки в соответствии с частью 14 настоящей статьи устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым;
- часть 18 - в случае несоблюдения требований настоящей статьи о сроках переоформления прав любая сторона вправе понудить иную сторону к заключению соответствующих соглашений в судебном порядке.
Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым утвержден Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N 313 (далее - Порядок N 313).
Пунктом 5 Порядка N 313 установлено, что возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган; в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности - в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований.
Пункты 6 и 7 Порядка N 313 предусматривают содержание такого заявления и перечень документов, прилагаемых к заявлению. В частности, к заявлению должен быть приложен подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа, свидетельствующий о наличии у заявителя подлежащего переоформлению права; кадастровый паспорт земельного участка или кадастровая выписка о земельном участке, содержащий сведения о его границах.
Основанием для возврата заявления пункт 8 Порядка N 313 предусматривает только подачу заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 настоящего Порядка. Срок для такого возврата - три дня.
Согласно пункту 10 Порядка N 313 органы, указанные в пункте 9 настоящего Порядка, предоставляют в уполномоченный орган в течение тридцати дней со дня направления запроса имеющиеся в их распоряжении сведения относительно нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов или соответствия места расположения объекта Схеме территориального планирования Российской Федерации применительно к территории Республики Крым и г. Севастополю и Схеме территориального планирования Республики Крым, документам территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительной документации, а также иные сведения, запрашиваемые в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 12 Порядка N 313, частью шестой статьи 13 Закона N 38-ЗРК основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются:
- - предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
- - несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Пункт 13 Порядка N 313 предписывает уполномоченному органу при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка не позднее 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка обеспечить:
1) принятие решения о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование);
2) подготовку и подписание со своей стороны договора купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка), договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, соглашения об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права).
Согласно пункту 15 Порядка N 313 решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.
Кроме того, Правилами предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденными Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 30 марта 2015 года N 37 (далее - Правила N 37), регулируются правоотношения по переоформлению прав на земельный участок, которые возникли до вступления в силу (21 марта 2014 года) Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), что следует из пункта 2 Правил N 37.
При этом, пунктом 2 этих Правил предусмотрено, что виды подлежащих переоформлению прав, а также соответствующие им права, на которые допускается переоформление, определены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон).
Согласно пункту 4 Правил N 37 уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент).
Пункты 5 и 6 Правил N 37 так же, как и Порядок N 313, предусматривают переоформление прав на основании поданного заявления с приложением определенных документов, в том числе подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок; кадастровый паспорт земельного участка без отметки о необходимости уточнения границ земельного участка и с указанием сведений об объектах местности, упрощающих понимание места расположения земельного участка, имеющихся в Государственном кадастре недвижимости.
Основанием для возврата заявления пункт 7 Правил N 37 также, как Порядок N 313, предусматривает только подачу заявления без содержания необходимых сведений и непредставление необходимых документов. О чем Департамент должен уведомить заявителя в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 8 Правил N 37 в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов пунктам 5, 6 Правил Департамент в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления направляет копию поступившего заявления и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент архитектуры) (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона, с указанием вида разрешенного использования; сроки предоставления результатов проверки Департамента архитектуры с момента получения межведомственного запроса от Департамента - десять дней.
Из пункта 9 Правил N 37 следует, что органы, указанные в подпункте 2 пункта 8 настоящих Правил, предоставляют в Департамент в течение двадцати дней со дня направления запроса имеющиеся в их распоряжении сведения относительно нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов или соответствия места расположения объекта документации по планировке территории, градостроительной документации.
А пункт 10 Правил N 37 предусматривает, что отсутствие сообщения со сведениями, указанными в пункте 9 настоящих Правил, на тридцатый день со дня направления запроса, указанного в пункте 8 настоящих Правил, свидетельствует об отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 9 настоящих Правил.
Аналогично Порядку N 313 пункты 11 - 13 Правил N 37 предусматривают основания отказа в удовлетворении заявления по части 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК, а при отсутствии оснований для такого отказа - на Департамент возлагается обязанность подготовить решения о предоставлении земельного участка в аренду и подписать со своей стороны соответствующий договор, на Администрацию - издать решение о представлении земельного участка в виде постановления администрации города Ялты Республики Крым, заявителю решение о предоставлении земельного участка, договор или решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду в порядке переоформления ранее предоставленного права должно быть направлено не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.
Как установлено, заявитель подал в уполномоченный орган (Департамент) заявление, содержащее необходимые сведения, приложил к нему установленные Порядком N 313 и Правилами N 37 документы, в том числе договор аренды и кадастровый паспорт; Департаментом не установлено несоответствие этого заявления установленным требованиям или непредставление установленных действовавшими правилами документов. Оснований для отказа в переоформлении права аренды, установленных частью 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК, Департаментом и Администрацией не установлено. Однако Департамент и Администрация в установленных законодательством сроки, порядке и способом не совершили действий по принятию решения о переоформлении права аренды и по заключению договора аренды, напротив, Департамент в нарушение указанных выше норм без предусмотренных на то оснований возвратил заявителю документы о переоформлении права аренды.
Доводы Департамента и Администрации о невозможности рассмотрения заявления о переоформлении права аренды до установления разрешенного вида использования земельного участка по общим правилам статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации являются несостоятельными, так как статьей 7 Закона N 38-ЗРК установлено, что разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Ошибочной является позиция Департамента и Администрации о том, что возврат заявления свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны этих уполномоченных лиц.
Как указано выше, действия Департамента и Администрации по возврату заявления без рассмотрения по сути и принятия решения по заявлению регламентированы Порядком N 313 и Правилами N 37.
Из писем Департамента и Администрации следует, что заявление ООО "ИСТ-КОМ" было возвращено без принятия решения об отказе в переоформлении права аренды. Таким образом, заявление по сути не рассмотрено. Это свидетельствует о неисполнении органом государственной власти обязанностей по рассмотрению заявления, результатом чего является принятие решений об отказе в переоформлении прав аренды или о переоформлении прав аренды, возложенных на них названными выше нормами.
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права, иных оснований для его отмены не установлено, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 марта 2017 года по делу N А83-9630/2016 оставить без изменения.
Апелляционные жалобы Администрации города Ялты Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.Г.ГРАДОВА

Судьи
Н.П.ГОРОШКО
И.В.ЕВДОКИМОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)