Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.08.2017 N 12АП-6875/2017 ПО ДЕЛУ N А57-14487/2016

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2017 г. по делу N А57-14487/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О.И.,
судей Волковой Т.В., Никитина А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.
при участии:
- - от Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - Климанова Виктория Николаевна, по доверенности N 01-20/1152 от 03.03.2017, выданной на срок по 31.12.2017;
- - от общества с ограниченной ответственностью "Волжский терминал" - Пархоменко Юлия Владимировна, по доверенности N 186/17 от 17.01.2017, выданной на срок по 31.01.2018.
рассмотрев апелляционную жалобу Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 мая 2017 года по делу N А57-14487/2016, (судья И.М. Заграничный),
по исковому заявлению Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, (г. Балаково, Саратовская область, ОГРН 1026401410067)
к обществу с ограниченной ответственностью "Волжский терминал" (п. Затонский, Балаковский район, Саратовская область, ОГРН 1086453000072),
третьи лица: Администрация Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района,
АО "Азимут", ООО "Промэнерго", ООО "Мясо-молочный комплекс",
Трубин Антон Александрович; Байрамова Светлана Викторовна,
Коваленко Любовь Николаевна; Невзоров Евгений Евгеньевич,
- Власов Игорь Валентинович, Ященко Наталья Васильевна;
- Полторак Нина Анатольевна,
- Абрамова Елена Алексеевна;
- Лебедева Любовь Ивановна,
Тюренко Жанна Владимировна,
Тюренко Раиса Владимировна,
Жукова Ирина Викторовна,
Хромцова Екатерина Александровна,
- Малютина Елена Анатольевна;
- Хромцова Екатерина Александровна;
- Коваленко Леонид Викторович,
Осьминин Юрий Валентинович,
Богородская Наталья Сергеевна,
- Силиян Оксана Владимировна;
- Аббасова Конюль Исмаил кызы,
Мучаева Галина Павловна,
Решетова Жанна Владимировна,
Панченко Светлана Николаевна,
Панченко Марина Федоровна,
Панченко Светлана Григорьевна,
Паткина Марина Николаевна,
Абузярова Эльвира Ураловна,
Абузярова Сария Рушановна,
Трехглазов Игорь Владимирович,
Лиманская Ольга Васильевна,
Косенко Нина Геннадьевна,
Путинцева Ольга Николаевна
о признании сооружения - подземную кабельную линию АСБ 10 3x240 напряжением 10 кВ Литера 91, возведенную от подстанции 110/10 "Дормаш" до земельного участка с кадастровым номером 64:05:011303:7 самовольной постройкой; обязании ООО "Волжский терминал" демонтировать самовольную постройку - подземную кабельную линию АСБ 10 3x240 напряжением 10 кВ Литера 91, возведенную от подстанции 110/10 "Дормаш" в г. Балаково до земельного участка с кадастровым номером 64:05:011303:7, расположенного в п. Затонский, Подсосенского МО Балаковского муниципального района, в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу судебного акта,

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилась Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково, Саратовская область с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Волжский терминал", п. Затонский, Балаковский район, Саратовская область, о признании сооружения - подземную кабельную линию АСБ 10 3x240 напряжением 10 кВ Литера 91, возведенную от подстанции 110/10 "Дормаш" до земельного участка с кадастровым номером 64:05:011303:7 самовольной постройкой; обязании ООО "Волжский терминал" демонтировать самовольную постройку - подземную кабельную линию АСБ 10 3x240 напряжением 10 кВ Литера 91, возведенную от подстанции 110/10 "Дормаш" в г. Балаково до земельного участка с кадастровым номером 64:05:011303:7, расположенного в п. Затонский, Подсосенского МО Балаковского муниципального района, в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу судебного акта.
Решением суда от 03.05.2017 в удовлетворении иска отказано, что послужило основанием для обращения в суд с апелляционной жалобой.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Обращаясь с вышеназванными исковыми требованиями, истец ссылается на то, что на основании заявления ООО "Волжский терминал" от 14.05.2012 N 63 Постановлением администрации Балаковского муниципального района N 3503 от 16.09.2013 проведено предварительное согласование места размещения объекта и утверждены акты о выборе земельных участков N 59, 60 от 12.07.2012, расположенных на территории города Балаково, для строительства кабельной линии 10 кВ, утверждены схемы расположения земельных участков на территории г. Балаково, с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения объектов энергетики.
Постановлением администрации Балаковского муниципального района N 3722 от 26.09.2013 проведено предварительное согласование места размещения объекта, а также акт о выборе земельного участка N 12/р-12 от 07.06.2012, расположенного в п. Затонский Подсосенского муниципального образования Балаковского муниципального района для строительства кабельной линии 10 кВ, утверждена схема расположения земельного участка в Балаковском муниципальном районе из земель населенных пунктов Подсосенского муниципального образования.
На основании вышеуказанных постановление администрации БМР между Балаковским муниципальным районом (арендодатель) и ООО "Волжский терминал" (арендатор) заключены договоры аренды земли б/н от 10.02.2014, N 58 от 14.03.2014, согласно которым ответчику в аренду сроком на 49 лет переданы земельные участки с кадастровыми номерами 64:05:010503:269, 64:05:010301:442, 64:05:010301:443, 64:05:0140301:444, 64:05:010301:445, расположенные на территории муниципального образования город Балаково, а также земельный участок с кадастровым номером 64:05:011303:27, расположенный на территории Подсосенского муниципального образования.
Впоследствии на указанных земельных участка, а также смежных к ним ООО "Волжский терминал" осуществлено строительство кабельной линии 10 кВ.
Как указывает истец, строительство линейных объектов, в том числе кабельных линий, проходящих по территории двух и более поселений, осуществляется на основании разрешения на строительство, выдаваемого органами местного самоуправления муниципального района. Обязательными документами для получения такого разрешения является разработка и утверждение проекта планировки и проекта межевания территории, относящихся, в соответствии со ст. 41 ГрК РФ, к документации по планировке территории, на основании которых разрабатывается проектная документация на линейные объекты капитального строительства.
Вместе с тем, Ответчиком осуществлено строительство линейного объекта - электрическая кабельная линия 10 кВ без оформления разрешительной документации на строительство линейного объекта, проходящего по территории двух поселений муниципального образования город Балаково (городское поселение) и Подсосенского муниципального образования Балаковского муниципального района (сельское поселение). Как следует из п. 6 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство такого объекта выдается органами местного самоуправления муниципального района, в данном случае, администрацией Балаковского муниципального района.
Поскольку у Ответчика отсутствует разрешительная документация на строительство спорного линейного объекта, которая свидетельствовала бы о соблюдении им при строительстве градостроительных норм и правил, истец полагает, что спорное сооружение возведено с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, что является одним из оснований для его сноса.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, при этом правомерно исходил из следующего.
Материалами дела установлено, что ООО "Волжский терминал" была разработана проектная документация строительства маслоэкстракционного завода мощностью 1800 тонн/сутки в Балаковской районе Саратовской области.
11.02.2013 ООО "МИНЭПС" подготовлено положительное заключение негосударственной экспертизы N 4-1-1-0002-13.
18.02.2013 Администрацией Подсосенского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области выдано разрешение на строительство N RU 64505316-1 со сроком действия до 31.12.2014.
Утвержден перечень объектов строительства в состав которых вошли сети электроснабжения внутриплощадочные и сети электроснабжения внешнеплощадочные.
На основании заявления ООО "Волжский терминал" от 14.05.2012 N 63, с приложением технических условий и плана размещения кабеля, Постановлением администрации Балаковского муниципального района N 3503 от 16.09.2013 проведено предварительное согласование места размещения объекта и утверждены акты о выборе земельных участков N 59, 60 от 12.07.2012, расположенных на территории города Балаково, для строительства кабельной линии 10 кВ, утверждены схемы расположения земельных участков на территории г. Балаково, с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения объектов энергетики.
Постановлением администрации Балаковского муниципального района N 3722 от 26.09.2013 проведено предварительное согласование места размещения объекта, а также акт о выборе земельного участка N 12/р-12 от 07.06.2012, расположенного в п. Затонский Подсосенского муниципального образования Балаковского муниципального района для строительства кабельной линии 10 кВ, утверждена схема расположения земельного участка в Балаковском муниципальном районе из земель населенных пунктов Подсосенского муниципального образования.
На основании вышеуказанных постановлений администраций БМР между Балаковским муниципальным районом (арендодатель) и ООО "Волжский терминал" (арендатор) заключены договоры аренды земли б/н от 10.02.2014, N 58 от 14.03.2014, согласно которым ответчику в аренду сроком на 49 лет переданы земельные участки с кадастровыми номерами 64:05:010503:269, 64:05:010301:442, 64:05:010301:443, 64:05:01 40301:444, 64:05:010301:445, расположенные на территории муниципального образования город Балаково, а также земельный участок с кадастровым номером 64:05:011303:27, расположенный на территории Подсосенского муниципального образования.
Часть земельных участков (с кадастровыми номерами 64:05:010501:8, 64:05:010501:28, 64:05:010503:61, 64:05:010503:45), необходимых для строительства кабельной линии, на тот момент уже были сформированы и переданы во владение и пользование ООО "Мясомолочный комплекс", в связи с чем ООО "Волжский терминал" заключало договоры субаренды непосредственно с арендатором данных земель.
Таким образом, внеплощадочные подземные сети электроснабжения в период строительства проходили по земельным участкам со следующими кадастровыми номерами: 64:05:011303:27 (в аренде у ответчика по договору с АБМР N 58 от 14.03.2014); 64:05:010501:8 (в субаренде у ответчика по договору с ООО "Мясо-молочный комплекс" от 01.07.2013 N 389/09-13); 64:05:010501:28 (в субаренде у ответчика по договору с ООО "Мясо-молочный комплекс" от 01.07.2013 N 389/09-13); 64:05:010503:269 (в аренде у ответчика по договору с АБМР б/н от 10.02.2014); 64:05:010503:61 (в субаренде у ответчика по договору с ООО "Мясо-молочный комплекс" от 01.07.2013); 64:05:010503:45 (в субаренде у ответчика по договору с ООО "Мясо-молочный комплекс" от 01.07.2013); 64:05:010301:445 (в аренде у ответчика по договору с АБМР б/н от 10.02.2014); 64:05:010301:444 (в аренде у ответчика по договору с АБМР б/н от 10.02.2014); 64:05:010301:442 (в аренде у ответчика по договору с АБМР б/н от 10.02.2014); 64:05:010301:443 (в аренде у ответчика по договору с АБМР б/н от 10.02.2014).
ООО "Мясо-молочный комплекс" владело и пользовалось земельными участками с кадастровыми номерами 64:05:010503:61, 64:05:010503:45, 64:05:010501:8 и 64:05:010501:28 на основании договора аренды от 27.12.2006 N 678.
В соответствии с постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 05.11.2013 N 4252 из земельного участка с кадастровым номером 64:05:010503:61 были образованы три земельных участка с кадастровыми номерами: 64:05:010503:273, 64:05:010503:274 и 64:05:010503:275.
11.06.2014, после согласования места размещения кабеля, оформления договора аренды с истцом и договора субаренды с ООО "Мясо-молочный комплекс", между Администрацией Балаковского муниципального района (Арендодатель) и ООО "Мясо-молочный комплекс" (Арендатор) заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельных участков от 27.12.2006 N 678 о прекращении права аренды ООО "Мясо-молочный комплекс" на земельный участок с кадастровым номером 64:05:010503:274 общей площадью 350 000 кв. м.
На основании постановления администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 30.09.2014 N 4694 из земельного участка с кадастровым номером 64:05:010503:274 образованы 300 земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами 64:05:010503:535, 64:05:010503:534, 64:05:010503:533, 64:05:010503:532, 64:05:010503:531, 64:05:010503:530, 64:05:010503:529, 64:05:010503:528, 64:05:010503:527, 64:05:010503:526, 64:05:010503:525, 64:05:010503:524, 64:05:010503:523, 64:05:010503:522, 64:05:010503:521, 64:05:010503:520, 64:05:010503:519, 64:05:010503:518, 64:05:010503:517, 64:05:010503:516, 64:05:010503:515.
Из земельного участка с кадастровым номером 64:05:010503:273 образованы 27 земельных участков, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами 64:05:010503:599, 64:05:010503:605 (поставлены на кадастровый учет 29.09.2014).
В связи с образованием новых земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 64:05:010503:61 внеплощадочные подземные сети электроснабжения проходят также по следующим участкам: 64:05:010503:599, 64:05:010503:605, 64:05:010503:273, 64:05:010503:535, 64:05:010503:534, 64:05:010503:533, 64:05:010503:532, 64:05:010503:531, 64:05:010503:530, 64:05:010503:529, 64:05:010503:528, 64:05:010503:527, 64:05:010503:526, 64:05:010503:525, 64:05:010503:524, 64:05:010503:523, 64:05:010503:522, 64:05:010503:521, 64:05:010503:520, 64:05:010503:519, 64:05:010503:518, 64:05:010503:517, 64:05:010503:516, 64:05:010503:515, 64:05:010503:274, 64:05:010503:61.
В материалы дела представлена рабочая документация проекта прокладки подземных кабельных линий напряжением 10 кВ от подстанции 110/10 кВ "Дормаш" ООО "Промэнерго" до территории ООО "Волжский терминал".
В соответствии с положительным заключением негосударственной экспертизы N 4-11-0002-13 от 11.02.2013 проектные решения, принятые решения по внеплощадочным кабельным линиям 10 кВ соответствуют результатам инженерных изысканий, требованиям ФЗ N 384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", ФЗ N 123-ФЗ от 22.07.2012 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Состав и содержание раздела 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения" соответствуют требованиям п. 36 Положения "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", утвержденному Постановлением Правительства РФ N 87 от 16.02.2008.
С целью осуществления строительства спорной кабельной линии ООО "Волжский терминал" заключило договор с ООО "СЭМС" на разработку проекта прокладки подземных (внеплощадочных) кабельных линий (проект прокладки внутриплощадочных кабельных линий входит в состав проектной документации зданий и сооружений Маслоэкстракционного завода), заключило с ООО "ТД "Электра" договор строительного подряда N 233/07-13 от 19.07.2013 на строительство кабельной линии.
По завершении строительства кабельной линии (Сетей электроснабжения) подписан Акт сдачи-приемки электромонтажных работ от 21.09.2013, согласно которому электромонтажные работы выполнены в полном соответствии с Действующими правилами, техническими условиями и нормами, а также Акт об окончательной приемки выполненных работ от 30.11.2013.
24.07.2014, по окончании строительства, ООО "Волжский терминал" получило Разрешение N RU 64505319-07 на ввод объекта в эксплуатацию Маслоэкстракционного завода мощностью 1800 тонн/сутки (т. 1 л.д. 33).
ООО "Волжский терминал" получило Технические условия N 122/1 от 03.04.2012 на технологическое присоединение маслоэкстракционного завода, которые выдало ООО "Промэнерго" (т. 1 л.д. 26).
Ростехнадзор утвердил Акт осмотра электроустановки N 11Э/14-НВ от 17.06.2014, который содержит заключение о том, что электроустановки отвечают техническим условиям, требованиям проектной документации, установленным требованиям безопасности, требованиям правил эксплуатации и могут быть допущены в эксплуатацию, а также выдал Разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки от 18.06.2014 N 11Э/14-НВ.
В соответствии с выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.09.2016 ООО "Волжский терминал" зарегистрировано право собственности на сети электроснабжения, назначение: 1 очередь, маслоэкстракционный завод, мощностью 1800 тонн/сутки, протяженностью 34 008 м.
Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи (п. 2 ст. 222 ГК РФ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
По смыслу норм действующего законодательства под объектом вспомогательного использования следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным).
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит определения объекта вспомогательного использования. Основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования является наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.
Как указал суд первой инстанции, анализ представленных в материалы дела доказательств, свидетельствуют о том, что сооружения ответчика - сети электроснабжения напряжением 10 кВ являются неотъемлемой частью принадлежащего ООО "Волжский терминал" объекта - Маслоэкстракционного завода мощностью 1800 тонн/сутки, который построен на основании разрешения на строительство N RU 64505316-1 от 18 февраля 2013 года, выданного Администрацией Подсосенского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области в порядке статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU64505319-07, выданного 24 июля 2014 года Администрацией Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области (правопреемник Администрацией Подсосенского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области).
Спорный объект не имеет самостоятельного практического значения и предназначен исключительно для обеспечения деятельности главной вещи - Маслоэкстракционного завода.
Исходя из определения и функционального назначения, данное сооружение носит вспомогательный характер и не может быть использовано при отсутствии зданий и сооружений, для обслуживания которых оно предназначено.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" разработанной проектной документацией в рамках строительства Маслоэкстракционного завода предусматривалось возведение указанного вспомогательного объекта инженерно-технического обеспечения, поскольку функционирование Маслоэкстракционного завода невозможно было обеспечить без Сетей электроснабжения. Для иных целей указанный объект вспомогательного использования не предназначен.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации разработанная проектная документация в отношении всех сооружений и зданий, входящих в состав Маслоэкстракционного завода, получила положительное заключение экспертизы N 4-1-10002-13 от 11.02.2013, что свидетельствует о соответствии проектной документации техническим регламентам, заданию на проектирование и инженерным изысканиям.
Согласно техническому паспорту на Сети электроснабжения, литер 91, указанное сооружение состоит из 4 частей: подземная кабельная линия (фидер 18, фидер 32), протяженностью 16 243 м (внеплощадочная сеть), в отношении которой как раз администрацией и заявлено требование о сносе самовольной постройки; подземная кабельная линия, протяженностью 3 053 м (внутриплощадочная сеть); надземная кабельная линия, протяженностью 4 108 м, и надземная кабельная линия, протяженностью 10 604 м (внутриплощадочные сети).
Из вышеизложенного следует, что истцом заявлено требование о признании самовольной постройкой и сносе одной из частей единого сооружения - Сети электроснабжения.
При этом, как указал суд первой инстанции, составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу.
Более того, демонтаж подземной кабельной линии, то есть части Сетей электроснабжения, приведет к утрате функциональности не только всего сооружения, но и завода, который обслуживается спорными инженерными коммуникациями.
Учитывая, что ООО "Волжский терминал" в установленном законом порядке было получено разрешение на строительство, по окончании которого получено разрешение на ввод объект в эксплуатацию, сети электроснабжения являются вспомогательными объектами, строительство сетей электроснабжение произведено в соответствии с проектной документацией, администрацией района для осуществления строительства линейного объекта были предоставлены в аренду земельные участки с соответствующим видом разрешенного использования, на другие земельные участки ответчиком также были оформлены арендные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения искового заявления.
Поддерживая выводы суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Положения Земельного кодекса Российской Федерации не требуют от собственников подземных кабельных линий оформления права собственности на земельные участки, под которыми они проходят.
В соответствии с взаимосвязанными положениями статей 23, 78, 89, 90 Земельного кодекса Российской Федерации нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций.
Как разъяснено в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации/\\" согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации части единого недвижимого комплекса (например, линейного объекта) могут быть расположены на различных земельных участках.
Нахождение подземных линий электроснабжения (подземный объект) на различных земельных участках не требует оформления прав на такие участки, под которыми они проходят, поскольку установление охранных зон влечет ограничения прав правообладателей таких участков.
В рассматриваемом случае истец требует сноса принадлежащей ответчику подземной части сооружения, для эксплуатации которой выделение земельного участка, как части земной поверхности, не требуется.
Материалами дела подтверждается, что на время строительства Сетей электроснабжения, в том числе и прокладки подземных кабельных линий, общество оформляло арендные отношения, так как указанные земельные участки фактически им использовались.
При этом следует отметить, что в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, объекты, определенные Правительством Российской Федерации, могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (пункт 3).
В пункте 4 указанной статьи закреплено, что если такие объекты предназначены для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, дальнейшее распоряжение такими участками путем предоставления их гражданам, юридическим лицам не влечет за собой принудительные снос или демонтаж указанных объектов.
Правительством Российской Федерации во исполнение данной нормы закона издано постановление от 03.12.2014 N 1300, которое включает подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Технологическое присоединение систем электроснабжения объектов недвижимости, принадлежащих гражданам и юридическим лицам, к существующим подстанциям, находящимся на муниципальных землях либо на земельных участках, находящихся в государственной собственности, неизбежно влечет фактическое использования таких земельных участков как при сооружении инженерных коммуникаций, так и в процессе их дальнейшей эксплуатации. Между тем занимаемые такими сооружениями земельные участки имеют небольшую площадь и оформление на них вещных или обязательственных прав нецелесообразно, ведет к неоправданному дроблению земельных участков, что повлекло введение соответствующих изменений в Земельный кодекс Российской Федерации (статья 39.36).
Таким образом на дату возникновения спора уже действовала норма, исключающая возможность демонтажа принадлежащего ответчику спорного имущества.
Кроме того, как уже было отмечено, для строительства внеплощадочных подземных сетей (от земельного участка с кадастровым номером 64:05:011303:7 до ПС 110/10 кВ "Дормаш") ООО "Волжский терминал" обратилось в Администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области с заявлением о выборе земельного участка, протяженностью 8 км и шириной 3 м. с предварительным согласованием места размещения объекта, что подтверждается письмом от 14.05.2012 N 63 (том 1 л.д. 50), к которому в свою очередь были приложены технические условия и план размещения кабельной линии.
По результатам рассмотрения указанного заявления, Администрацией Балаковского муниципального района было принято постановление N 3503 от 16.09.2013 об утверждении схем расположения земельных участков и предварительном согласовании места размещения объекта (т. л.д. 52).
Пунктом 2 указанного постановления утверждены схемы расположения земельных участков на землях населенных пунктов по адресу: г. Балаково, от ПС110/10 кВ "Дормаш", с разрешенным использованием - земельные участки, предназначенные для размещения объектов энергетики.
Таким образом, на момент рассмотрения заявления Общества и принятия соответствующих ненормативно-правовых актов по результатам их рассмотрения, истцу было известно о том, что спорный объект, в силу своих технических особенностей, будет занимать значительное количество земельных участков как на самой поверхности так и под их поверхностью.
При этом Администрацией с учетом приложенного к заявлению планом размещения объекта - кабельной линии, фактически были выделены земельные участки для размещения начальной части сооружения, конечной части сооружения и частично центральной части сооружения, что не оспаривается сторонами и подтверждается схемой размещения кабельной линии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Последствия несоблюдения этих требований предусмотрены в пункте 2 названной нормы - отказ суда в защите принадлежащего лицу права.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 указано, что при разрешении споров отказ на основании статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации в защите права со стороны суда допускается лишь в случаях, когда материалы дела свидетельствуют о совершении гражданином или юридическим лицом действий, которые могут быть квалифицированы как злоупотребление правом, в частности действий, имеющих своей целью причинить вред другим лицам.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что при наличии акта ввода в эксплуатацию спорного объекта, постановлений о согласовании схемы размещения земельных участков и самого объекта, действий Администрации по предоставлению части земельных участков ответчику, занимаемых кабельной линией, обращение в суд с рассматриваемым иском судебная коллегия расценивает как злоупотребление правом со стороны Администрации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 мая 2017 года по делу N А57-14487/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.И.АНТОНОВА

Судьи
Т.В.ВОЛКОВА
А.Ю.НИКИТИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)