Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Желтянникова В.И., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Волковой Е.В.
при участии:
от истца (заявителя): Кусакина Б.В. по доверенности от 27.01.2017, Хоменко С.В. по доверенности от 27.01.2017,
от ответчика (должника): 1. Ратчиной М.И. по доверенности от 24.03.2017,
2. не явился, извещен,
от 3-х лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10351/2017) ООО "Крона"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.03.2017 по делу N А26-115/2017 (судья Буга Н.Г.), принятое
по заявлению ООО "Крона"
заинтересованные лица: 1) Правительство Республики Карелия, 2) Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок
3-и лица: 1) Совет Питкярантского муниципального района, 2) Администрация Питкярантского муниципального района
о признании недействительным распоряжения,
Общество с ограниченной ответственностью "КРОНА" (ОГРН: 1057811898869, ИНН: 7842319182, адрес места регистрации: 191036, город Санкт-Петербург, улица Гончарная, дом 9, литер А, далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Правительству Республики Карелия (ОГРН: 1131001009424, ИНН: 1001272577, адрес места регистрации: 185028, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 19) о признании незаконным решения об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 10:05:0062206:73 из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов, оформленного Распоряжением Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2016 года N 744р-П. По мнению заявителя, оспариваемое распоряжение противоречит статье 98 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 10, 13 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земельных участков из одной категории в другую", нарушает права и законные интересы Общества.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (ОГРН: 1031000016850, ИНН: 1001040110, адрес места регистрации: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Герцена, дом 13).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Совет Питкярантского муниципального района (ОГРН: 1071007001317, ИНН: 1005009168, адрес места регистрации: 186810, Республика Карелия, город Питкяранта, улица Ленина, дом 13) и Администрация Питкярантского муниципального района (ОГРН: 1021000906079, ИНН: 1005160024, адрес места регистрации: 186810, Республика Карелия, город Питкяранта, улица Ленина, дом 13).
Определением от 20 февраля 2017 года суд принял к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации измененный предмет заявленных требований: 1) признать недействительным распоряжение Правительства Республики Карелия от 26.09.2016 года N 744р-П об отказе в переводе земельного участка 10:05:0062206:73 из состава категории земель "земли запаса" в земли рекреационного назначения в составе категории земель "земли особо охраняемых территорий и объектов"; 2) обязать Правительство Республики Карелия и Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственной собственностью и организации закупок устранить допущенное нарушение прав Общества с ограниченной ответственностью "Крона" путем обязания Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок рассмотреть заявление Общества о переводе земельного участка 10:05:0062206:73 площадью 125745 кв. м, местоположение: Республика Карелия, Питкярантский район, юго-восточнее деревни Ууксу, разрешенное использование: для размещения туристической базы, поданное 01.06.2016 года представителем Общества с ограниченной ответственностью "Крона" в порядке, установленном статьей 3 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории земель в другую" и обязания Правительства Республики Карелия принять распоряжение о переводе земельного участка 10:05:0062206:73 из состава категории земель "земли запаса" в земли рекреационного назначения в составе категории земель "земли особо охраняемых территорий и объектов".
Решением суда от 21.03.2017 в удовлетворении заявленных требований ООО "Крона" отказано.
ООО "Крона" обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Как полагает податель жалобы, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом при принятии решения нарушены нормы материального права. ООО "Крона" указывает на то, что в оспариваемом решении суда первой инстанции (лист 7), полностью поддержана правовая позиция представителей ответчиков, не отраженная в тексте оспариваемого распоряжения Правительства Республики Карелия от 26.09.2016 года N 744р - П. Как указывает заявитель, ссылка на статью 12 регионального закона от 02.11.2012 N 1644-ЗРК "О некоторых вопросах градостроительной деятельности в Республике Карелия" не подтверждает вывод суда первой инстанции и ответчиков о том, что "в данной связи созданная особо охраняемая территория местного значения Питкярантского муниципального района, являясь объектом местного значения муниципального района, должна быть отражена в схеме территориального планирования Питкярантского муниципального района. Согласно информации Администрации Питкярантского муниципального района от 17.06.2016 года N 2834 (том 2 л.д. 39), от 14.07.2016 года N 3328 (том 2 л.д. 34) схемой территориального планирования Питкярантского муниципального района предусмотрено лишь размещение объекта капитального строительства - туристической базы, в районе урочище Сатули, созданной особо охраняемой территории местного значения, как территория местного (районного) значения, утвержденной схемой территориального планирования не предусмотрено". Как полагает ООО "Крона", доказательств того, что образование особо охраняемой территории местного значения и планируемые к размещению объекты оказывают (или могут оказать) существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципального района, в материалы дела не предоставлено. ООО "Крона" полагает, что судом первой инстанции допущено расширительное толкование положений Закона Республики Карелия от 02.11.2012 года N 1644-ЗРК "О некоторых вопросах градостроительной деятельности в Республике Карелия".
Также, в апелляционной жалобе ООО "Крона" указывает на то, что позиция ответчиков и суда первой инстанции о том, что само по себе решение о создании особо охраняемой территории местного значения от 30.09.2015 года N 301 не подменяет обязательных требований градостроительного законодательства об отображении особо охраняемой территории местного значения в схеме территориального планирования, не основана на требованиях закона.
Ссылаясь на часть 5 статьи 1, часть 3 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации, податель жалобы указывает на то, что судом первой инстанции не дана оценка позиции Администрации Питкярантского муниципального района и Администрации Питкярантского городского поселения, изложенной в представленных в материалы дела Комитетом письмами от 17.06.2016 N 2834, от 14.07.2016, N 3328, от 21.06.2016 N 21504, согласно которой размещение туристической базы предусмотрено генеральным планом Питкярантского городского поселения, в соответствии с картой функциональных зон документов территориального планирования поселения, рассматриваемая территория отнесена к зоне размещения объектов капитального строительства местного значения, а именно "объектов туризма и рекреации", в границах которой предусмотрено размещение туристической базы.
Податель жалобы считает, что вывод суда первой инстанции о том, что в силу части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается принятие органами государственной власти решений о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования муниципальных образований, не подтвержден материалами дела.
Податель жалобы не согласен с выводом суда о том, что Администрацией Питкярантского муниципального района до сих пор не разработано и не утверждено Положение об особо охраняемой территории местного значения, устанавливающее ее правовой режим, что напрямую предусмотрено пунктом 4.1 Решения XXII заседания XXVI созыва Совета Питкярантского муниципального района от 18.06.2014 года N 188 и пунктом 2 Решения XXXII заседания XXVI созыва Совета Питкярантского муниципального района от 30.09.2015 года N 301, поэтому данное обстоятельство свидетельствует о несоответствии испрашиваемого целевого назначения земельного участка схеме территориального планирования Питкярантского муниципального района. Как полагает заявитель, Положение об особо охраняемой территории местного значения, устанавливающее ее правовой режим, не может быть утверждено на земли запаса без их перевода в земли рекреационного назначения.
Как считает ООО "Крона", в деле отсутствуют доказательства того, что в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земельного участка 10:05:0062206:73 из одной категории в другую не допускается в связи с установлением несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации. По мнению ООО "Крона", истечение срока действия принятых ранее Администрацией района решений о предварительном согласовании, не лишает Общества, как заинтересованного лица, права на обращение с ходатайством о переводе и на обращение за представлением земельного участка в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке для осуществления предпринимательской деятельности.
В апелляционной жалобе ООО "Крона" указывает на то, что при принятии обжалуемого решения, судом неправильно применены требования статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не применена подлежащая применению статья 98 Земельного кодекса Российской Федерации, неправильно применены требования части 2 статьи 10 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", что является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения.
В судебном заседании представители ООО "Крона" поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель Правительства Республики Карелия против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом, Постановлением от 01.11.2012 года N 1298 Администрации Питкярантского муниципального района на основании заявления ООО "Крона" утверждена схема расположения вновь образованного земельного участка в двух контурах ЗУ 1 (1) и ЗУ 1 (2) в кадастровом квартале 10:05:06 22 06 при преобразовании участка, находящегося в государственной собственности, прилагаемая к акту о выборе земельного участка. Площадь вновь образованного земельного участка определена - 125 745 кв. м (ЗУ 1 (1) площадь: 82 983, 36 кв. м, ЗУ 1 (2) площадь: 42 761,95 кв. м). Обществу предварительно согласовано место размещения туристической базы на три года на землях запаса общей ориентировочной площадью 150000 кв. м по адресу: Республика Карелия, Питкярантский район, урочище Сатули, согласно схеме расположения земельного участка. Категория земель - земли запаса.
Впоследствии земельный участок поставлен Обществом на кадастровый учет с присвоением с кадастрового номера 10:05:0062206:73, площадью 125 745 кв. м
01.06.2016 ООО "Крона" обратилось в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд с повторным заявлением о переводе земельного участка с кадастровым номером 10:05:0062206:73, площадью 125745 кв. м из состава земель запаса в земли рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов. В заявлении Общество указало на то, что 30.09.2015 года
Решением XXXII созыва Совета Питкярантского муниципального района Республики Карелия была создана особо охраняемая территория местного значения, к которой был отнесен спорный земельный участок. Основания, препятствующие принятию решения о переводе земельного участка в категорию земель "земли особо охраняемых территорий и объектов" устранены.).
Распоряжением от 26.09.2016 N 744р-П, ссылаясь на часть 4 статьи 3, пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Правительство Республики Карелия отказало Обществу в переводе указанного земельного участка с кадастровым номером 10:05:0062206:73 из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов по причине несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельного участка схеме территориального планирования Питкярантского муниципального района.
Обращаясь с настоящим заявлением в арбитражный суд, ООО "Крона" ссылается на то, что решение Правительства Республики Карелия, оформленное распоряжением N 744р-П от 26 сентября 2016 года, противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии положениями Закона Республики Карелия N 1980-ЗРК от 29.12.2015 года "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена: городских округов в Республике Карелия в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, осуществляются Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 25 ноября 2010 года N 274-П с последующими редакциями.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и части 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации, применительно к рассматриваемому случаю, перевод земельных участков из земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов допускается в случае, если целью такого перевода является создание на территории муниципального образования особо охраняемой территории местного значения рекреационного назначения и имеет отражение в акте органа местного самоуправления, в соответствии с которым определено функциональное назначение такой территории, а также режим использования ее земель. При этом подобный акт должен приниматься до осуществления процедуры перевода и служить своего рода обоснованием перевода земельного участка из одной категории в другую.
Как следует из материалов дела, Решением XXXII заседания XXVI созыва Совета Питкярантского муниципального района от 30.09.2015 года N 301 на территории Питкярантского муниципального района, юго-восточнее деревни Ууксу, по месту нахождения земельного участка кадастровый номер 10:05:0062206:73, создана особо охраняемая территория местного значения Питкярантского муниципального района рекреационного назначения.
В соответствии с пунктом 8 статьи 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района имеют право на решение вопросов, связанных с созданием условий для развития туризма.
Согласно пункту 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектами местного значения признаются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально - экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Таким образом, в силу указанных правовых норм, созданная особо охраняемая территория местного значения является объектом местного значения муниципального района и необходима для осуществления органами местного самоуправления Питкярантского муниципального района полномочий по созданию условий для развития туризма.
Согласно пункту 7 статьи 12 Закона Республики Карелия от 02.11.2012 года N 1644-ЗРК "О некоторых вопросах градостроительной деятельности в Республике Карелия" территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления муниципального района своих полномочий и оказывают существенное влияние на социально - экономическое развитие муниципального района, подлежат отображению на схеме территориального планирования муниципального района.
Схема территориального планирования муниципального района является документом территориального планирования муниципальных образований (статья 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), подготовка и утверждение которой относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности (пункт 1 части 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что в соответствии с положениями статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации созданная особо охраняемая территория местного значения Питкярантского муниципального района, являясь объектом местного значения муниципального района, должна быть отражена в схеме территориального планирования Питкярантского муниципального района.
При этом, из писем Администрации Питкярантского муниципального района от 17.06.2016 года N 2834 (том 2 л.д. 39) и от 14.07.2016 года N 3328 (том 2 л.д. 34) следует, что схемой территориального планирования Питкярантского муниципального района предусмотрено лишь размещение объекта капитального строительства - туристической базы, в районе урочище Сатули; созданной особо охраняемой территории местного значения, как территории местного (районного) значения, утвержденной схемой территориального планирования не предусмотрено.
В письме от 21.06.2016 года N 1504 Администрация Питкярантского городского поселения указала, что размещение созданной особо охраняемой территории местного значения, а также самой туристической базы предусмотрено генеральным планом Питкярантского городского поселения. В соответствии с картой функциональных зон, документов территориального планирования поселения рассматриваемая территория отнесена к зоне размещения объектов капитального строительства местного значения, а именно "объектов туризма и рекреации", в границах которой предусмотрено размещение туристической базы.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что доказательства включения особо охраняемой территории местного значения Питкярантского муниципального района в документы территориального планирования Питкярантского района в материалах дела отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае, решение о создании особо охраняемой территории местного значения от 30.09.2015 года N 301 не подменяет обязательных требований градостроительного законодательства об отображении особо охраняемой территории местного значения в схеме территориального планирования.
Также суд правомерно принял во внимание то обстоятельство, что Администрацией Питкярантского муниципального района не разработано и не утверждено Положение об особо охраняемой территории местного значения, устанавливающее ее правовой режим, что напрямую предусмотрено пунктом 4.1 Решения XXII заседания XXVI созыва Совета Питкярантского муниципального района от 18.06.2014 года N 188 и пунктом 2 Решения XXXII заседания XXVI созыва Совета Питкярантского муниципального района от 30.09.2015 года N 301, о чем Администрация уведомила Комитет письмом от 30.08.2016 года N 4094.
Согласно части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается принятие органами государственной власти, решений о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования муниципальных образований.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что перевод земельных участков из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации и является основанием для отказа в переводе.
Так как материалами дела подтверждается несоответствие целевого назначения испрашиваемого земельного участка схеме территориального планирования Питкярантского муниципального района, отказ в переводе земельного участка с кадастровым номером 10:05:0062206:73 из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов, выраженный в Распоряжении Правительства республики Карелия от 26.09.2016 года N 744р-П, соответствует закону.
Кроме того, суд учел, что срок действия принятых ранее Администрацией района решений о предварительном согласовании истек, в связи с чем основания для предоставления участка ООО "Крона" без проведения торгов отсутствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив указанные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает, что нарушение законных прав и интересов заявителя отсутствует, отказ Правительства республики Карелия соответствует закону, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.03.2017 по делу N А26-115/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.06.2017 N 13АП-10351/2017 ПО ДЕЛУ N А26-115/2017
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2017 г. N 13АП-10351/2017
Дело N А26-115/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Желтянникова В.И., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Волковой Е.В.
при участии:
от истца (заявителя): Кусакина Б.В. по доверенности от 27.01.2017, Хоменко С.В. по доверенности от 27.01.2017,
от ответчика (должника): 1. Ратчиной М.И. по доверенности от 24.03.2017,
2. не явился, извещен,
от 3-х лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10351/2017) ООО "Крона"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.03.2017 по делу N А26-115/2017 (судья Буга Н.Г.), принятое
по заявлению ООО "Крона"
заинтересованные лица: 1) Правительство Республики Карелия, 2) Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок
3-и лица: 1) Совет Питкярантского муниципального района, 2) Администрация Питкярантского муниципального района
о признании недействительным распоряжения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КРОНА" (ОГРН: 1057811898869, ИНН: 7842319182, адрес места регистрации: 191036, город Санкт-Петербург, улица Гончарная, дом 9, литер А, далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Правительству Республики Карелия (ОГРН: 1131001009424, ИНН: 1001272577, адрес места регистрации: 185028, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 19) о признании незаконным решения об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 10:05:0062206:73 из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов, оформленного Распоряжением Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2016 года N 744р-П. По мнению заявителя, оспариваемое распоряжение противоречит статье 98 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 10, 13 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земельных участков из одной категории в другую", нарушает права и законные интересы Общества.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (ОГРН: 1031000016850, ИНН: 1001040110, адрес места регистрации: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Герцена, дом 13).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Совет Питкярантского муниципального района (ОГРН: 1071007001317, ИНН: 1005009168, адрес места регистрации: 186810, Республика Карелия, город Питкяранта, улица Ленина, дом 13) и Администрация Питкярантского муниципального района (ОГРН: 1021000906079, ИНН: 1005160024, адрес места регистрации: 186810, Республика Карелия, город Питкяранта, улица Ленина, дом 13).
Определением от 20 февраля 2017 года суд принял к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации измененный предмет заявленных требований: 1) признать недействительным распоряжение Правительства Республики Карелия от 26.09.2016 года N 744р-П об отказе в переводе земельного участка 10:05:0062206:73 из состава категории земель "земли запаса" в земли рекреационного назначения в составе категории земель "земли особо охраняемых территорий и объектов"; 2) обязать Правительство Республики Карелия и Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственной собственностью и организации закупок устранить допущенное нарушение прав Общества с ограниченной ответственностью "Крона" путем обязания Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок рассмотреть заявление Общества о переводе земельного участка 10:05:0062206:73 площадью 125745 кв. м, местоположение: Республика Карелия, Питкярантский район, юго-восточнее деревни Ууксу, разрешенное использование: для размещения туристической базы, поданное 01.06.2016 года представителем Общества с ограниченной ответственностью "Крона" в порядке, установленном статьей 3 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории земель в другую" и обязания Правительства Республики Карелия принять распоряжение о переводе земельного участка 10:05:0062206:73 из состава категории земель "земли запаса" в земли рекреационного назначения в составе категории земель "земли особо охраняемых территорий и объектов".
Решением суда от 21.03.2017 в удовлетворении заявленных требований ООО "Крона" отказано.
ООО "Крона" обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Как полагает податель жалобы, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом при принятии решения нарушены нормы материального права. ООО "Крона" указывает на то, что в оспариваемом решении суда первой инстанции (лист 7), полностью поддержана правовая позиция представителей ответчиков, не отраженная в тексте оспариваемого распоряжения Правительства Республики Карелия от 26.09.2016 года N 744р - П. Как указывает заявитель, ссылка на статью 12 регионального закона от 02.11.2012 N 1644-ЗРК "О некоторых вопросах градостроительной деятельности в Республике Карелия" не подтверждает вывод суда первой инстанции и ответчиков о том, что "в данной связи созданная особо охраняемая территория местного значения Питкярантского муниципального района, являясь объектом местного значения муниципального района, должна быть отражена в схеме территориального планирования Питкярантского муниципального района. Согласно информации Администрации Питкярантского муниципального района от 17.06.2016 года N 2834 (том 2 л.д. 39), от 14.07.2016 года N 3328 (том 2 л.д. 34) схемой территориального планирования Питкярантского муниципального района предусмотрено лишь размещение объекта капитального строительства - туристической базы, в районе урочище Сатули, созданной особо охраняемой территории местного значения, как территория местного (районного) значения, утвержденной схемой территориального планирования не предусмотрено". Как полагает ООО "Крона", доказательств того, что образование особо охраняемой территории местного значения и планируемые к размещению объекты оказывают (или могут оказать) существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципального района, в материалы дела не предоставлено. ООО "Крона" полагает, что судом первой инстанции допущено расширительное толкование положений Закона Республики Карелия от 02.11.2012 года N 1644-ЗРК "О некоторых вопросах градостроительной деятельности в Республике Карелия".
Также, в апелляционной жалобе ООО "Крона" указывает на то, что позиция ответчиков и суда первой инстанции о том, что само по себе решение о создании особо охраняемой территории местного значения от 30.09.2015 года N 301 не подменяет обязательных требований градостроительного законодательства об отображении особо охраняемой территории местного значения в схеме территориального планирования, не основана на требованиях закона.
Ссылаясь на часть 5 статьи 1, часть 3 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации, податель жалобы указывает на то, что судом первой инстанции не дана оценка позиции Администрации Питкярантского муниципального района и Администрации Питкярантского городского поселения, изложенной в представленных в материалы дела Комитетом письмами от 17.06.2016 N 2834, от 14.07.2016, N 3328, от 21.06.2016 N 21504, согласно которой размещение туристической базы предусмотрено генеральным планом Питкярантского городского поселения, в соответствии с картой функциональных зон документов территориального планирования поселения, рассматриваемая территория отнесена к зоне размещения объектов капитального строительства местного значения, а именно "объектов туризма и рекреации", в границах которой предусмотрено размещение туристической базы.
Податель жалобы считает, что вывод суда первой инстанции о том, что в силу части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается принятие органами государственной власти решений о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования муниципальных образований, не подтвержден материалами дела.
Податель жалобы не согласен с выводом суда о том, что Администрацией Питкярантского муниципального района до сих пор не разработано и не утверждено Положение об особо охраняемой территории местного значения, устанавливающее ее правовой режим, что напрямую предусмотрено пунктом 4.1 Решения XXII заседания XXVI созыва Совета Питкярантского муниципального района от 18.06.2014 года N 188 и пунктом 2 Решения XXXII заседания XXVI созыва Совета Питкярантского муниципального района от 30.09.2015 года N 301, поэтому данное обстоятельство свидетельствует о несоответствии испрашиваемого целевого назначения земельного участка схеме территориального планирования Питкярантского муниципального района. Как полагает заявитель, Положение об особо охраняемой территории местного значения, устанавливающее ее правовой режим, не может быть утверждено на земли запаса без их перевода в земли рекреационного назначения.
Как считает ООО "Крона", в деле отсутствуют доказательства того, что в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земельного участка 10:05:0062206:73 из одной категории в другую не допускается в связи с установлением несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации. По мнению ООО "Крона", истечение срока действия принятых ранее Администрацией района решений о предварительном согласовании, не лишает Общества, как заинтересованного лица, права на обращение с ходатайством о переводе и на обращение за представлением земельного участка в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке для осуществления предпринимательской деятельности.
В апелляционной жалобе ООО "Крона" указывает на то, что при принятии обжалуемого решения, судом неправильно применены требования статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не применена подлежащая применению статья 98 Земельного кодекса Российской Федерации, неправильно применены требования части 2 статьи 10 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", что является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения.
В судебном заседании представители ООО "Крона" поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель Правительства Республики Карелия против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом, Постановлением от 01.11.2012 года N 1298 Администрации Питкярантского муниципального района на основании заявления ООО "Крона" утверждена схема расположения вновь образованного земельного участка в двух контурах ЗУ 1 (1) и ЗУ 1 (2) в кадастровом квартале 10:05:06 22 06 при преобразовании участка, находящегося в государственной собственности, прилагаемая к акту о выборе земельного участка. Площадь вновь образованного земельного участка определена - 125 745 кв. м (ЗУ 1 (1) площадь: 82 983, 36 кв. м, ЗУ 1 (2) площадь: 42 761,95 кв. м). Обществу предварительно согласовано место размещения туристической базы на три года на землях запаса общей ориентировочной площадью 150000 кв. м по адресу: Республика Карелия, Питкярантский район, урочище Сатули, согласно схеме расположения земельного участка. Категория земель - земли запаса.
Впоследствии земельный участок поставлен Обществом на кадастровый учет с присвоением с кадастрового номера 10:05:0062206:73, площадью 125 745 кв. м
01.06.2016 ООО "Крона" обратилось в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд с повторным заявлением о переводе земельного участка с кадастровым номером 10:05:0062206:73, площадью 125745 кв. м из состава земель запаса в земли рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов. В заявлении Общество указало на то, что 30.09.2015 года
Решением XXXII созыва Совета Питкярантского муниципального района Республики Карелия была создана особо охраняемая территория местного значения, к которой был отнесен спорный земельный участок. Основания, препятствующие принятию решения о переводе земельного участка в категорию земель "земли особо охраняемых территорий и объектов" устранены.).
Распоряжением от 26.09.2016 N 744р-П, ссылаясь на часть 4 статьи 3, пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Правительство Республики Карелия отказало Обществу в переводе указанного земельного участка с кадастровым номером 10:05:0062206:73 из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов по причине несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельного участка схеме территориального планирования Питкярантского муниципального района.
Обращаясь с настоящим заявлением в арбитражный суд, ООО "Крона" ссылается на то, что решение Правительства Республики Карелия, оформленное распоряжением N 744р-П от 26 сентября 2016 года, противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии положениями Закона Республики Карелия N 1980-ЗРК от 29.12.2015 года "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена: городских округов в Республике Карелия в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, осуществляются Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 25 ноября 2010 года N 274-П с последующими редакциями.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и части 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации, применительно к рассматриваемому случаю, перевод земельных участков из земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов допускается в случае, если целью такого перевода является создание на территории муниципального образования особо охраняемой территории местного значения рекреационного назначения и имеет отражение в акте органа местного самоуправления, в соответствии с которым определено функциональное назначение такой территории, а также режим использования ее земель. При этом подобный акт должен приниматься до осуществления процедуры перевода и служить своего рода обоснованием перевода земельного участка из одной категории в другую.
Как следует из материалов дела, Решением XXXII заседания XXVI созыва Совета Питкярантского муниципального района от 30.09.2015 года N 301 на территории Питкярантского муниципального района, юго-восточнее деревни Ууксу, по месту нахождения земельного участка кадастровый номер 10:05:0062206:73, создана особо охраняемая территория местного значения Питкярантского муниципального района рекреационного назначения.
В соответствии с пунктом 8 статьи 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района имеют право на решение вопросов, связанных с созданием условий для развития туризма.
Согласно пункту 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектами местного значения признаются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально - экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Таким образом, в силу указанных правовых норм, созданная особо охраняемая территория местного значения является объектом местного значения муниципального района и необходима для осуществления органами местного самоуправления Питкярантского муниципального района полномочий по созданию условий для развития туризма.
Согласно пункту 7 статьи 12 Закона Республики Карелия от 02.11.2012 года N 1644-ЗРК "О некоторых вопросах градостроительной деятельности в Республике Карелия" территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления муниципального района своих полномочий и оказывают существенное влияние на социально - экономическое развитие муниципального района, подлежат отображению на схеме территориального планирования муниципального района.
Схема территориального планирования муниципального района является документом территориального планирования муниципальных образований (статья 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), подготовка и утверждение которой относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности (пункт 1 части 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что в соответствии с положениями статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации созданная особо охраняемая территория местного значения Питкярантского муниципального района, являясь объектом местного значения муниципального района, должна быть отражена в схеме территориального планирования Питкярантского муниципального района.
При этом, из писем Администрации Питкярантского муниципального района от 17.06.2016 года N 2834 (том 2 л.д. 39) и от 14.07.2016 года N 3328 (том 2 л.д. 34) следует, что схемой территориального планирования Питкярантского муниципального района предусмотрено лишь размещение объекта капитального строительства - туристической базы, в районе урочище Сатули; созданной особо охраняемой территории местного значения, как территории местного (районного) значения, утвержденной схемой территориального планирования не предусмотрено.
В письме от 21.06.2016 года N 1504 Администрация Питкярантского городского поселения указала, что размещение созданной особо охраняемой территории местного значения, а также самой туристической базы предусмотрено генеральным планом Питкярантского городского поселения. В соответствии с картой функциональных зон, документов территориального планирования поселения рассматриваемая территория отнесена к зоне размещения объектов капитального строительства местного значения, а именно "объектов туризма и рекреации", в границах которой предусмотрено размещение туристической базы.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что доказательства включения особо охраняемой территории местного значения Питкярантского муниципального района в документы территориального планирования Питкярантского района в материалах дела отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае, решение о создании особо охраняемой территории местного значения от 30.09.2015 года N 301 не подменяет обязательных требований градостроительного законодательства об отображении особо охраняемой территории местного значения в схеме территориального планирования.
Также суд правомерно принял во внимание то обстоятельство, что Администрацией Питкярантского муниципального района не разработано и не утверждено Положение об особо охраняемой территории местного значения, устанавливающее ее правовой режим, что напрямую предусмотрено пунктом 4.1 Решения XXII заседания XXVI созыва Совета Питкярантского муниципального района от 18.06.2014 года N 188 и пунктом 2 Решения XXXII заседания XXVI созыва Совета Питкярантского муниципального района от 30.09.2015 года N 301, о чем Администрация уведомила Комитет письмом от 30.08.2016 года N 4094.
Согласно части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается принятие органами государственной власти, решений о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования муниципальных образований.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что перевод земельных участков из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации и является основанием для отказа в переводе.
Так как материалами дела подтверждается несоответствие целевого назначения испрашиваемого земельного участка схеме территориального планирования Питкярантского муниципального района, отказ в переводе земельного участка с кадастровым номером 10:05:0062206:73 из состава земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов, выраженный в Распоряжении Правительства республики Карелия от 26.09.2016 года N 744р-П, соответствует закону.
Кроме того, суд учел, что срок действия принятых ранее Администрацией района решений о предварительном согласовании истек, в связи с чем основания для предоставления участка ООО "Крона" без проведения торгов отсутствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив указанные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает, что нарушение законных прав и интересов заявителя отсутствует, отказ Правительства республики Карелия соответствует закону, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.03.2017 по делу N А26-115/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А.КАШИНА
Т.А.КАШИНА
Судьи
В.И.ЖЕЛТЯННИКОВ
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
В.И.ЖЕЛТЯННИКОВ
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)