Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.03.2016 N 10АП-563/2016 ПО ДЕЛУ N А41-82034/15

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2016 г. по делу N А41-82034/15


Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - индивидуального предпринимателя Серова А.В. - Кайнер О.В. (представителя по доверенности от 21.07.2014),
от администрации городского округа Королев Московской области - Белоконного А.В. (представителя по доверенности от 12.02.2015),
от администрации Губернатора Московской области - извещена, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Серова А.В. об оспаривании действий администрации городского округа Королев Московской области,

установил:

индивидуальный предприниматель Серов Андрей Викторович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Губернатора Московской области (далее - администрация Губернатора) и администрации городского округа Королева Московской области (далее - администрация округа) со следующими требованиями:
- - признать действия администрации округа неправомерными;
- - обязать администрацию округа предоставить в аренду сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером 50:45:0040828:77 площадью 159 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Королев, в 38 метрах по направлению на север от д. 64 по ул. Силикатная, для размещения павильона "Шиномонтаж" сроком на 5 лет.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.12.2015 в удовлетворении требований отказано.
Как указано в решении, суд в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) протокольным определением исключил администрацию Губернатора Московской области из числа заинтересованных лиц.
Не согласившись с решением суда, предприниматель обратился с апелляционной жалобой.
Определением от 16.02.2016 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для первой инстанции.
В судебном заседании 10.03.2016 представитель предпринимателя заявил ходатайство об уточнении требований, представив его в письменном виде.
С учетом уточнения предприниматель просил:
- - признать незаконным отказ администрации округа в предоставлении в аренду сроком на пять лет земельного участка с кадастровым номером 50:45:0040828:77 по адресу: Московская область, г. Королев, в 38 метрах по направлению на север от д. 64 по ул. Силикатная, площадью 159 кв. м для размещения павильона "Шиномонтаж";
- - обязать администрацию округа принять решение о предоставлении предпринимателю данного земельного участка в аренду для размещения павильона "Шиномонтаж" сроком на 5 лет и заключить с предпринимателем договор аренды этого земельного участка.
Представитель администрации округа в судебном заседании не возражал против удовлетворения судом ходатайства предпринимателя об уточнении требований.
Рассмотрев это ходатайство, апелляционный суд удовлетворил его.
Представитель предпринимателя в судебном заседании поддержал доводы заявления с учетом уточнения, просил его удовлетворить.
Представитель администрации округа в судебном заседании возражал против доводов заявления, просил в удовлетворении требований отказать.
Заявление рассмотрено в соответствии со статьей 156 АПК РФ в отсутствие представителя администрации Губернатора Московской области.
В ходе судебного разбирательства апелляционным судом установлено следующее.
Предприниматель 21.05.2013 обратился к администрации округа с заявлением, в котором просил предоставить ему в аренду земельный участок ориентировочной площадью 159 кв. м под размещение павильона "Шиномонтаж" по адресу: Московская область, г. Королев, по ул. Силикатная, напротив дома N 64.
Постановлением администрации округа от 22.11.2013 N 2363 утверждена схема расположения земельного участка площадью 159 кв. м, адрес: Королев, в 38 метрах по направлению на север от д. 64 по ул. Силикатной (л.д. 23).
В газете "Калининградская правда" от 03.12.2013 N 138 опубликована следующая информация: в соответствии с утвержденной постановлением администрации округа от 22.11.2013 N 2363 схемой расположения земельного участка оформляются в установленном порядке действующим законодательством порядке права на земельный участок площадью 159 кв. м под размещение павильона "Шиномонтаж" по адресу: Московская область, г. Королев, в 38 метрах по направлению на север от д. 64 по ул. Силикатной (л.д. 26).
Согласно кадастровому паспорту (л.д. 25) испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет 11.12.2013, данному участку присвоен номер 50:45:0040828:77, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под размещение павильона "Шиномонтаж".
По доводам предпринимателя, он 31.03.2015 обратился в адрес администрации округа с просьбой предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:45:0040828:77 (само заявление в материалы дела не представлено).
В ответ на это заявление администрация письмом от 08.07.2015 сообщила предпринимателю об отказе в предоставлении указанного земельного участка (л.д. 8).
Предприниматель, считая, что он имеет право на получение испрашиваемого земельного участка в аренду, 07.10.2015 обратился в арбитражный суд с указанным заявлением к администрации округа и администрации Губернатора Московской области.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей предпринимателя и администрации округа, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что заявление предпринимателя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Администрация Губернатора Московской области является надлежащим ответчиком (заинтересованным лицом), что исключает удовлетворение требований, заявленных к данной администрации.
Что касается требований предпринимателя к администрации округа, то в связи с отсутствием в заявлении от 21.05.2013 нормативного обоснования предоставления земельного участка в аренду, а также ввиду отсутствия в материалах дела заявления предпринимателя в администрацию от 31.03.2015 о предоставлении в аренду земельного участка, определением от 16.02.2016 апелляционный суд предложил предпринимателю представить суду копию заявления от 31.03.2015, а также пояснения в письменном виде по следующим вопросам:
- - на основании каких норм Земельного кодекса Российской Федерации (норм статьи 30; норм статьи 31; других норм Земельного кодекса) предприниматель изначально просил предоставить ему земельный участок;
- - на каком праве предприниматель просил предоставить ему этот земельный участок.
В судебном заседании 10.03.2016 представитель предпринимателя пояснил, что заявление от 31.03.2015 (его копия) у предпринимателя не сохранилась, в связи с чем он не может представить его суду. Представитель администрации округа пояснил, что администрация также не может представить копию данного заявления предпринимателя, факт обращения предпринимателя в марте 2015 года, на который администрация дала ответ письмом от 08.07.2015 не оспаривал.
При этом суду от предпринимателя поступило заявление об уточнении требований, в которых он указал, что в 2013 году обратился в администрацию округа "с просьбой предоставить в аренду земельный участок для строительства без предварительного согласования места размещения объекта в соответствии с частью 4 статьи 31 Земельного кодекса, действовавшего на момент обращения ... для размещения объекта некапитального строительства павильона "Шиномонтаж ...".
Согласно пункту 4 статьи 31 Земельного кодекса орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из содержания заявления об уточнении требований и доводов представителя предпринимателя, озвученных в судебном заседании апелляционного суда (не соответствующих приведенным положениям пункта 4 статьи 31 Земельного кодекса), суд признает, что предприниматель допустил опечатку в заявлении об уточнении требований, ошибочно сославшись на "часть 4 статьи 31 Земельного кодекса", имел в виду при этом пункт 4 статьи 30 Земельного кодекса, регулирующий предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется.
Пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса, действовавшим на момент первоначального обращения предпринимателя в администрацию округа, был предусмотрен следующий порядок предоставления земельных участков:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
- - выполнение в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- - определение разрешенного использования земельного участка;
- - определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);
- - принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- - публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Из доводов предпринимателя следует, что он фактически просит предоставить ему земельный участок в аренду без проведения торгов (для строительства без предварительного согласования места размещения объекта) исходя из того, что подал заявление о предоставлении в аренду земельного участка в 2013 году.
По объяснениям предпринимателя, все требования для этого выполнены, в том числе была опубликована информация о предоставлении участка.
Между тем с данными объяснениями предпринимателя согласиться нельзя.
В силу пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса, действовавшего до дня вступления в силу Закона N 171-ФЗ (01.03.2015), для предоставления земельного участка в аренду для строительства без предварительного согласования места размещения объекта требовалась публикация сообщения:
- - о проведении торгов (конкурсов, аукционов);
- - или о приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
При этом из содержания пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса следует, что при предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения орган местного самоуправления вправе принять решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) либо о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов), поскольку законодатель допускает возможность предоставления земельных участков без проведения торгов в тех случаях, когда отсутствует высокий спрос на земельный участок, с тем чтобы обеспечить вовлечение земель в оборот и их экономически выгодное использование (постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.02.2015 по делу N А41-20678/14).
Как следует из материалов дела, в газете "Калининградская правда" от 03.12.2013 N 138 была размещена следующая информация: "оформляются права на земельный участок площадью 159 кв. м под размещение павильона "Шиномонтаж" по адресу: Московская область, г. Королев, в 38 метрах по направлению на север от д. 64 по ул. Силикатной" (л.д. 26).
Требование пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса преследует цель обеспечить предоставление земельных участков на наиболее выгодных условиях, отвечающих целям развития соответствующего муниципального образования.
Поэтому население муниципального образования, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны быть проинформированы не просто о факте оформления прав на земельный участок, а о том, в каком порядке такой участок предоставляется (на торгах/без их проведения), сведения, дающие этим лицам представление о том, могут ли они претендовать на получение земельного участка в аренду, подать соответствующие заявления.
Кроме того, из пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса следует, что до публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов, органом местного самоуправления должно быть принято решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов).
В данном случае решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) не принималось, информация о принятии администрацией такого решения в упомянутой публикации не приводилась.
Указание о проведении торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора аренды данного земельного участка отсутствовало в названной публикации, равно как и указание на прием заявлений о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
При таких обстоятельствах такую публикацию нельзя считать надлежащей, а требование пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса - исполненным.
Ввиду этого приведенные положения пункта 2 статьи 34 Закона N 171-ФЗ не позволяли администрации предоставить предпринимателю в аренду испрашиваемый им земельный участок без проведения торгов по правилам статей 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей со дня вступления в силу Закона N 171-ФЗ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
В связи с этим оснований для удовлетворения требований предпринимателя к администрации округа, как и к администрации Губернатора Московской области, не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, частью 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 03.12.2015 по делу N А41-82034/15 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
П.А.ИЕВЛЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)