Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Орган кадастрового учета аннулировал и исключил из государственного кадастра недвижимости сведения о спорных земельных участках на основании заявления органа местного самоуправления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Карповой В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации Волгограда и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.09.2016 (судья Пономарев А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2016 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу N А12-37126/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЦ Русь-Авто" (ОГРН 1037828036388, ИНН 1037828036388), г. Санкт-Петербург, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, г. Волгоград, администрации Волгограда, г. Волгоград, Департаменту земельных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград, об оспаривании действий по аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АЦ Русь-Авто" (далее - ООО "АЦ Русь-Авто", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действия администрации Волгограда (далее - администрация), Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - Департамент) и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области) по аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках площадью 9 137 кв. м с кадастровым номером 34:34:020100:68 и площадью 16 313 кв. м с кадастровым номером 34:34:020100:69, расположенных по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, пр. им. В.И.Ленина, 656; понуждении администрации, Департамента и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения об указанных земельных участках.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.09.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2016, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители кассационных жалоб указали на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между администрацией (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Интеркрайт" (далее - ООО "Интеркрайт") (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 19.06.2008 N 8060, по условиям которого ООО "Интеркрайт" в аренду сроком на 49 лет с 30.03.2007 по 30.03.2056 предоставлен земельный участок площадью 25 450 кв. м с кадастровым номером 34:34:020100:20, расположенный по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, пр. им. В.И.Ленина, 65б.
Данный договор аренды земельного участка зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем 14.10.2008 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
ООО "Интеркрайт" передало права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 19.06.2008 N 8060 ООО "АЦ Русь-Авто" на основании договора о передаче прав и обязанностей арендатора земельного участка (перенайм) от 01.07.2011 N 11/л65-34, о чем 04.08.2011 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Земельный участок площадью 25 450 кв. м с кадастровым номером 34:34:020100:20 был разделен на два земельных участка площадью 9 137 кв. м с кадастровым номером 34:34:020100:68 и площадью 16 313 кв. м с кадастровым номером 34:34:020100:69, которые были поставлены на государственный кадастровый учет 20.01.2015 и имеют статус "временный".
ООО "АЦ Русь-Авто" обратилось в Департамент с заявлением от 28.10.2015 вх. N 24229 о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка площадью 16 313 кв. м с кадастровым номером 34:34:020100:69, для строительства и эксплуатации дилерских автоцентров по продаже и обслуживанию автомобилей.
Постановлением администрации от 22.01.2016 N 75 обществу отказано в предоставлении в собственность без проведения торгов испрашиваемого земельного участка.
ООО "АЦ Русь-Авто" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании вышеуказанного постановления администрации недействительным, которое было принято к производству 06.05.2016, делу присвоен номер А12-21267/2016.
Департамента обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области с заявлением от 14.06.2016 об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 34:34:020100:68 и 34:34:020100:69, носящих временный характер.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области от 21.06.2016 вышеуказанные земельные участки были сняты с государственного кадастрового учета.
ООО "АЦ Русь-Авто", полагая, что действия по снятию с кадастрового учета спорных земельных участков противоречат действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что действия администрации, Департамента и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области по аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:020100:68 и 34:34:020100:69, имеющих статус "временный", произведено с нарушением статей 7, 16, 24, 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, что нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, удовлетворили заявленные требования.
Довод кассационной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области о том, что действия по аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о спорных земельных участках соответствуют положениям части 5 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", судебной коллегией отклоняется.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер.
В силу части 9 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в соответствии с которыми Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 настоящего Федерального закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Как указывалось выше, земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:020100:68 и 34:34:020100:69 были поставлены на кадастровый учет 20.01.2015 и на момент обращения 14.06.2016 Департамента с заявлением об их снятии с кадастрового учета, равно как и на момент аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о данных земельных участках, имели статус временных.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Между тем, положения, содержащиеся в диспозиции части 5 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" подлежат применению в совокупности с иными положениями данного закона, в том числе с положениями части 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которым орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Спорные земельные участки не отвечают признакам преобразуемого объекта недвижимости, указанным в пункте 2 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Поскольку на момент снятия с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:020100:68 и 34:34:020100:69 пятилетний срок со дня их постановки на кадастровый учет не истек, и в материалах дела отсутствуют доказательства преобразования данных земельных участков, сведения о таких объектах недвижимости не могли быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
При такой ситуации орган кадастрового учета должен был отказать в снятии с кадастрового учета спорных земельных участков на основании части 6 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которой орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Аналогичная позиция изложена постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 21.03.2016 по делу N А55-8817/2015, от 09.09.2016 по делу N А55-19598/2015, постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.11.2012 по делу N А04-1645/2012, постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.06.2014 по делу N А33-15519/2013, постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.04.2014 по делу N А11-1542/2013, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20.08.2015 по делу N А41-64886/2014, постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.12.2015 по делу N А45-3579/2015, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2013 N ВАС-15375/13, определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2014 N 302-ЭС14-828.
Кроме того, не допускается снятие земельных участков с кадастрового учета в административном порядке по заявлению публичного собственника земли в период, когда в отношении таких земельных участков, как объектов гражданских прав, в судах рассматриваются споры по искам (заявлениям) заинтересованных лиц, поскольку это может привести к невозможности исполнения судебных актов.
Как указывалось выше, ООО "АЦ Русь-Авто" обратилось в Департамент с заявлением от 28.10.2015 вх. N 24229 о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка площадью 16 313 кв. м с кадастровым номером 34:34:020100:69.
Постановлением администрация от 22.01.2016 N 75 обществу было отказано в выкупе испрашиваемого земельного участка.
ООО "АЦ Русь-Авто" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании вышеуказанного постановления администрации недействительным, которое было принято к производству 06.05.2016, делу присвоен номер А12-21267/2016.
После принятия к производству суда вышеуказанного заявления общества об оспаривании постановлением администрация от 22.01.2016 N 75 Департамент обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области с заявлением от 14.06.2016 об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости носящих временный характер сведения о спорных земельных участках.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 26 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, суд может признать незаконным аннулирование и исключение временных сведений из государственного кадастра недвижимости по заявлению органа государственной власти или местного самоуправления, если будет установлено, что такое исключение сведений осуществлено с целью воспрепятствовать третьему лицу в оформлении права на земельный участок.
Таким образом, действия Департамента и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области по аннулированию и исключению из государственного кадастра сведений о спорных земельных участках препятствуют праву заявителя на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 34:34:020100:69.
Довод заявителей кассационных жалоб о том, что спорные земельные участки образованы с нарушением действующего законодательства, не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств безусловной необходимости в аннулировании и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений об образованных земельных участках для их устранения не представлено.
Между тем, суды, признавая незаконность действий администрации по аннулированию и исключению из государственного кадастра сведений о спорных земельных участках, не приняли во внимание, что администрация каких-либо действий по снятию с кадастрового учета данных земельных участков не совершала.
В силу пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, действующей на момент подачи заявления от 14.06.2016, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
- В соответствии с пунктом 5 статьи 39 Устава города-героя Волгограда (принят постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29.06.2005 N 20/362) администрация Волгограда в области использования и охраны земли и других природных ресурсов, охраны окружающей среды обладает следующими полномочиями: осуществление регулирования земельных отношений на территории Волгограда: предоставление в установленном порядке в соответствии с Генеральным планом Волгограда, градостроительным зонированием территории Волгограда, на основании документации по планировке территорий Волгограда в бессрочное (постоянное) и безвозмездное срочное пользование, передача в собственность, сдача в аренду, изъятие земельных участков в пределах границ городского округа Волгоград и других земель, переданных в ведение Волгограда, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
- Администрацией принято постановлением от 26.12.2014 N 1697 "Об осуществлении отдельных полномочий комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда", согласно которому Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда осуществляет в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением полномочий по распоряжению данными земельными участками для целей строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, а также комплексного освоения в целях жилищного строительства, следующие полномочия в области земельных правоотношений: управление и распоряжение от имени администрации Волгограда, в том числе: заключение договоров (аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования) на основании распорядительных актов уполномоченного органа, принятых до 01.01.2015, а также подготовка проектов договоров (аренды, купли-продажи и мены) с учетом положений пункта 2 настоящего постановления; осуществление действий по расторжению договоров (аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования); заключение дополнительных соглашений к договорам (аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования), внесение в них изменений, урегулирование возникших разногласий; исполнение заключенных договоров (аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования).
Таким образом, учитывая, что права по распоряжению спорными земельными участками делегированы Департаменту, который и обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области с заявлением от 14.06.2016 об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости носящих временный характер сведений о спорных земельных участках, у судов отсутствовали основания для признания незаконными действий администрации о снятии данных земельных участков с кадастрового учета, поскольку администрация таких действий не совершала.
Кроме того, в порядке восстановления нарушенных прав заявителя, суды, руководствуясь подпунктом 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, обязали администрацию, Департамент и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о спорных земельных участках.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций не было принято во внимание, что в силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действующей на момент принятия обжалуемых судебных актов, кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Соответствующие полномочия на основании приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531 переданы ФГБУ "ФКП Росреестра".
Таким образом, именно ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области обладает полномочиями по восстановлению в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 34:34:020100:68 и 34:34:020100:69 на основании вступившего в законную силу судебного акта по настоящему делу.
В отсутствие у администрации и Департамента полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости у судов не имелось оснований для возложения на них обязанности совершить действия по восстановлению в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 34:34:020100:68 и 34:34:020100:69.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.09.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2016 в части признания незаконными действий администрации по аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости носящих временный характер сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 34:34:020100:68 и 34:34:020100:69 и понуждении администрации и Департамента восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о вышеуказанных земельных участках отменить, в отмененной части в удовлетворении заявленных требований отказать, в остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.09.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2016 по делу N А12-37126/2016 отменить в части признания незаконными действий администрации Волгограда по аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости носящих временный характер сведений о земельных участках площадью 9 137 кв. м с кадастровым номером 34:34:020100:68 и площадью 16 313 кв. м с кадастровым номером 34:34:020100:69, расположенных по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, пр. им. В.И. Ленина, 656, и понуждении администрации Волгограда, Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках площадью 9 137 кв. м с кадастровым номером 34:34:020100:68 и площадью 16 313 кв. м с кадастровым номером 34:34:020100:69, расположенных по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, пр. им. В.И.Ленина, 656, отменить.
В указанной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.05.2017 N Ф06-19440/2017 ПО ДЕЛУ N А12-37126/2016
Требование: О признании незаконными действий органа местного самоуправления и органа кадастрового учета.Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Орган кадастрового учета аннулировал и исключил из государственного кадастра недвижимости сведения о спорных земельных участках на основании заявления органа местного самоуправления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2017 г. N Ф06-19440/2017
Дело N А12-37126/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Карповой В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации Волгограда и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.09.2016 (судья Пономарев А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2016 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу N А12-37126/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЦ Русь-Авто" (ОГРН 1037828036388, ИНН 1037828036388), г. Санкт-Петербург, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, г. Волгоград, администрации Волгограда, г. Волгоград, Департаменту земельных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград, об оспаривании действий по аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АЦ Русь-Авто" (далее - ООО "АЦ Русь-Авто", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действия администрации Волгограда (далее - администрация), Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - Департамент) и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области) по аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках площадью 9 137 кв. м с кадастровым номером 34:34:020100:68 и площадью 16 313 кв. м с кадастровым номером 34:34:020100:69, расположенных по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, пр. им. В.И.Ленина, 656; понуждении администрации, Департамента и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения об указанных земельных участках.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.09.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2016, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители кассационных жалоб указали на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между администрацией (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Интеркрайт" (далее - ООО "Интеркрайт") (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 19.06.2008 N 8060, по условиям которого ООО "Интеркрайт" в аренду сроком на 49 лет с 30.03.2007 по 30.03.2056 предоставлен земельный участок площадью 25 450 кв. м с кадастровым номером 34:34:020100:20, расположенный по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, пр. им. В.И.Ленина, 65б.
Данный договор аренды земельного участка зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем 14.10.2008 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
ООО "Интеркрайт" передало права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 19.06.2008 N 8060 ООО "АЦ Русь-Авто" на основании договора о передаче прав и обязанностей арендатора земельного участка (перенайм) от 01.07.2011 N 11/л65-34, о чем 04.08.2011 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Земельный участок площадью 25 450 кв. м с кадастровым номером 34:34:020100:20 был разделен на два земельных участка площадью 9 137 кв. м с кадастровым номером 34:34:020100:68 и площадью 16 313 кв. м с кадастровым номером 34:34:020100:69, которые были поставлены на государственный кадастровый учет 20.01.2015 и имеют статус "временный".
ООО "АЦ Русь-Авто" обратилось в Департамент с заявлением от 28.10.2015 вх. N 24229 о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка площадью 16 313 кв. м с кадастровым номером 34:34:020100:69, для строительства и эксплуатации дилерских автоцентров по продаже и обслуживанию автомобилей.
Постановлением администрации от 22.01.2016 N 75 обществу отказано в предоставлении в собственность без проведения торгов испрашиваемого земельного участка.
ООО "АЦ Русь-Авто" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании вышеуказанного постановления администрации недействительным, которое было принято к производству 06.05.2016, делу присвоен номер А12-21267/2016.
Департамента обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области с заявлением от 14.06.2016 об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 34:34:020100:68 и 34:34:020100:69, носящих временный характер.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области от 21.06.2016 вышеуказанные земельные участки были сняты с государственного кадастрового учета.
ООО "АЦ Русь-Авто", полагая, что действия по снятию с кадастрового учета спорных земельных участков противоречат действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что действия администрации, Департамента и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области по аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:020100:68 и 34:34:020100:69, имеющих статус "временный", произведено с нарушением статей 7, 16, 24, 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, что нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, удовлетворили заявленные требования.
Довод кассационной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области о том, что действия по аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о спорных земельных участках соответствуют положениям части 5 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", судебной коллегией отклоняется.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер.
В силу части 9 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в соответствии с которыми Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 настоящего Федерального закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Как указывалось выше, земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:020100:68 и 34:34:020100:69 были поставлены на кадастровый учет 20.01.2015 и на момент обращения 14.06.2016 Департамента с заявлением об их снятии с кадастрового учета, равно как и на момент аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о данных земельных участках, имели статус временных.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Между тем, положения, содержащиеся в диспозиции части 5 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" подлежат применению в совокупности с иными положениями данного закона, в том числе с положениями части 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которым орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Спорные земельные участки не отвечают признакам преобразуемого объекта недвижимости, указанным в пункте 2 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Поскольку на момент снятия с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:020100:68 и 34:34:020100:69 пятилетний срок со дня их постановки на кадастровый учет не истек, и в материалах дела отсутствуют доказательства преобразования данных земельных участков, сведения о таких объектах недвижимости не могли быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
При такой ситуации орган кадастрового учета должен был отказать в снятии с кадастрового учета спорных земельных участков на основании части 6 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которой орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Аналогичная позиция изложена постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 21.03.2016 по делу N А55-8817/2015, от 09.09.2016 по делу N А55-19598/2015, постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.11.2012 по делу N А04-1645/2012, постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.06.2014 по делу N А33-15519/2013, постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.04.2014 по делу N А11-1542/2013, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20.08.2015 по делу N А41-64886/2014, постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.12.2015 по делу N А45-3579/2015, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2013 N ВАС-15375/13, определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2014 N 302-ЭС14-828.
Кроме того, не допускается снятие земельных участков с кадастрового учета в административном порядке по заявлению публичного собственника земли в период, когда в отношении таких земельных участков, как объектов гражданских прав, в судах рассматриваются споры по искам (заявлениям) заинтересованных лиц, поскольку это может привести к невозможности исполнения судебных актов.
Как указывалось выше, ООО "АЦ Русь-Авто" обратилось в Департамент с заявлением от 28.10.2015 вх. N 24229 о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка площадью 16 313 кв. м с кадастровым номером 34:34:020100:69.
Постановлением администрация от 22.01.2016 N 75 обществу было отказано в выкупе испрашиваемого земельного участка.
ООО "АЦ Русь-Авто" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании вышеуказанного постановления администрации недействительным, которое было принято к производству 06.05.2016, делу присвоен номер А12-21267/2016.
После принятия к производству суда вышеуказанного заявления общества об оспаривании постановлением администрация от 22.01.2016 N 75 Департамент обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области с заявлением от 14.06.2016 об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости носящих временный характер сведения о спорных земельных участках.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 26 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, суд может признать незаконным аннулирование и исключение временных сведений из государственного кадастра недвижимости по заявлению органа государственной власти или местного самоуправления, если будет установлено, что такое исключение сведений осуществлено с целью воспрепятствовать третьему лицу в оформлении права на земельный участок.
Таким образом, действия Департамента и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области по аннулированию и исключению из государственного кадастра сведений о спорных земельных участках препятствуют праву заявителя на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 34:34:020100:69.
Довод заявителей кассационных жалоб о том, что спорные земельные участки образованы с нарушением действующего законодательства, не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств безусловной необходимости в аннулировании и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений об образованных земельных участках для их устранения не представлено.
Между тем, суды, признавая незаконность действий администрации по аннулированию и исключению из государственного кадастра сведений о спорных земельных участках, не приняли во внимание, что администрация каких-либо действий по снятию с кадастрового учета данных земельных участков не совершала.
В силу пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, действующей на момент подачи заявления от 14.06.2016, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
- В соответствии с пунктом 5 статьи 39 Устава города-героя Волгограда (принят постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29.06.2005 N 20/362) администрация Волгограда в области использования и охраны земли и других природных ресурсов, охраны окружающей среды обладает следующими полномочиями: осуществление регулирования земельных отношений на территории Волгограда: предоставление в установленном порядке в соответствии с Генеральным планом Волгограда, градостроительным зонированием территории Волгограда, на основании документации по планировке территорий Волгограда в бессрочное (постоянное) и безвозмездное срочное пользование, передача в собственность, сдача в аренду, изъятие земельных участков в пределах границ городского округа Волгоград и других земель, переданных в ведение Волгограда, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
- Администрацией принято постановлением от 26.12.2014 N 1697 "Об осуществлении отдельных полномочий комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда", согласно которому Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда осуществляет в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением полномочий по распоряжению данными земельными участками для целей строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, а также комплексного освоения в целях жилищного строительства, следующие полномочия в области земельных правоотношений: управление и распоряжение от имени администрации Волгограда, в том числе: заключение договоров (аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования) на основании распорядительных актов уполномоченного органа, принятых до 01.01.2015, а также подготовка проектов договоров (аренды, купли-продажи и мены) с учетом положений пункта 2 настоящего постановления; осуществление действий по расторжению договоров (аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования); заключение дополнительных соглашений к договорам (аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования), внесение в них изменений, урегулирование возникших разногласий; исполнение заключенных договоров (аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования).
Таким образом, учитывая, что права по распоряжению спорными земельными участками делегированы Департаменту, который и обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области с заявлением от 14.06.2016 об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости носящих временный характер сведений о спорных земельных участках, у судов отсутствовали основания для признания незаконными действий администрации о снятии данных земельных участков с кадастрового учета, поскольку администрация таких действий не совершала.
Кроме того, в порядке восстановления нарушенных прав заявителя, суды, руководствуясь подпунктом 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, обязали администрацию, Департамент и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о спорных земельных участках.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций не было принято во внимание, что в силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действующей на момент принятия обжалуемых судебных актов, кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Соответствующие полномочия на основании приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531 переданы ФГБУ "ФКП Росреестра".
Таким образом, именно ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области обладает полномочиями по восстановлению в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 34:34:020100:68 и 34:34:020100:69 на основании вступившего в законную силу судебного акта по настоящему делу.
В отсутствие у администрации и Департамента полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости у судов не имелось оснований для возложения на них обязанности совершить действия по восстановлению в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 34:34:020100:68 и 34:34:020100:69.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.09.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2016 в части признания незаконными действий администрации по аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости носящих временный характер сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 34:34:020100:68 и 34:34:020100:69 и понуждении администрации и Департамента восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о вышеуказанных земельных участках отменить, в отмененной части в удовлетворении заявленных требований отказать, в остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.09.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2016 по делу N А12-37126/2016 отменить в части признания незаконными действий администрации Волгограда по аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости носящих временный характер сведений о земельных участках площадью 9 137 кв. м с кадастровым номером 34:34:020100:68 и площадью 16 313 кв. м с кадастровым номером 34:34:020100:69, расположенных по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, пр. им. В.И. Ленина, 656, и понуждении администрации Волгограда, Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках площадью 9 137 кв. м с кадастровым номером 34:34:020100:68 и площадью 16 313 кв. м с кадастровым номером 34:34:020100:69, расположенных по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, пр. им. В.И.Ленина, 656, отменить.
В указанной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ
Судьи
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
В.А.КАРПОВА
Р.В.АНАНЬЕВ
Судьи
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
В.А.КАРПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)