Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - садоводческого некоммерческого товарищества "Солнечное-1" - Панкрата Ю.В. (представителя по доверенности от 25.07.2016),
от администрации Одинцовского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области - извещен, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Солнечное-1" на решение Арбитражного суда Московской области от 21.12.2016 по делу N А41-73566/16, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Солнечное-1" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - администрация) и комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - комитет) со следующими требованиями (с учетом принятого судом уточнения):
- - признать незаконным отказ администрации, выраженный в письме комитета от 16.09.2016, в бесплатном предоставлении в собственность товарищества земельного участка общей площадью 17491+/- 10 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041919:386, относящегося к землям общего пользования с местоположением: с. Перхушково, Одинцовский район, Московской области, оформленный письмом от 16.09.2016 N М503-6513371302-3740434;
- - обязать администрацию совершить действия по подготовке решения о предоставлении данного земельного участка бесплатно в собственность товарищества и принять решение о предоставлении указанного земельного участка бесплатно в собственность товарищества.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.12.2016 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе товарищество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей администрации, комитета, министерства.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя товарищества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Согласно решению Исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 03.08.1989 N 817/24 был утвержден земельный фонд под коллективное садоводство для предприятий и организаций области общей площадью 144,4 га, в том числе из земель Одинцовского района, с передачей исполкомам райсоветов, и согласно приложению N 3 Голицынской птицефабрике Одинцовского района для этих целей был выделен земельный участок с местонахождением с.Перхушково площадью 6 га - заболоченный сенокос.
Решением Исполкома Одинцовского горсовета народных депутатов от 24.11.1989 N 1334/23 был распределен земельный фонд площадью 8,50 га, в т.ч. по участкам: участок Голицынской ПТФ "Перхушково) - 6 га распределен следующим образом: Голицынская ПТФ (головная организация) - 4,80 га; Горвоенкомат - 0,40 га; Одинцовский отдел КГБ - 0,24 га; Одинцовский отдел пожарной охраны - 0,08 га; Исполкому Кунцевского райсовета для предоставления ветерану ВОВ полковнику Рубан Н.А. - 0,08 га; Автобазе N 2 - 0,08 га; в/ч 54023 - 0,08 га; исполкому райсовета - 0,08 га; РПС - 0,08 га.
Решением Исполкома Одинцовского горсовета народных депутатов от 11.05.1990 N 596/8 были утверждены границы отведенного земельного участка Голицынской птицефабрике как головной организации площадью 6 га (из своих земель) под коллективное садоводство.
На основании этих документов Голицынской ПТФ (головная организация) в бессрочное и бесплатное пользование для коллективного садоводства был предоставлен земельный участок площадью 6,0 га и выдан государственный акт от 22.05.1990 серии А-1 N 220997. К государственному акту был приложен, в том числе картографический материал, на котором были указаны дирекционные углы - поворотные точки земельного участка и внесены изменения в землепользовании в части увеличения площади участка с 6 га до 6,61 га, переданного Голицынской ПТФ в бессрочное и бесплатное пользование для коллективного садоводства.
Решением Исполкома Одинцовского горсовета народных депутатов от 20.07.1990 N 931/14 дано указание на разработку проекта организации и застройки садоводческого товарищества. Разработан и согласован проект организации и застройки СТ (генеральный план).
Во всех последующих распорядительных документах не учтено увеличение площади участка с 6 до 6,61 га.
Так, постановлением Главы Одинцовского района от 19.03.1998 N 431 земельный участок общим размером 6 га, а не 6,61 га был изъят из земель Голицынской ПТФ, и предоставлен товариществу в размере 4,68 га - членам товарищества в собственность бесплатно; 1,10 га - земли общего пользования товарищества (свидетельство о праве общей совместной собственности не выдавалось).
Полагая, что фактически площадь земельного участка общего пользования должна составлять 2 га, исходя из ранее выделенного земельного участка площадью 6,61 га и выделенных из нее участков индивидуальной собственностью площадью 4,68 га, по заданию товарищества 20.03.2013 подготовлен межевой план. В соответствии с межевым планом площадь земельного участка общего пользования составила 17 491 кв. м (1,7 га), а не 1,10 га, как указано в постановлении от 19.03.1998 N 431. Участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:20:0041919:386.
Общим собранием членов товарищества в целях приведения правоустанавливающих документов в соответствие с действующим законодательством 28.08.2013 принято решение об отказе от общей совместной собственности на земли общего пользования площадью 17 491 кв. м и установлении собственности товарищества на указанный земельный участок.
Постановлением администрации с.п. Жаворонковское Одинцовского района от 27.11.2014 уточнен адрес земельного участка: Московская область, Одинцовский район, с. Перхушково, СНТ "Солнечное-1". Постановлением Администрации Одинцовского района от 19.03.2015 N 292 земельный участок с кадастровым номером 50:20:0041919:386 с видом разрешенного использования "для коллективного садоводства" отнесен к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения".
Товарищество 10.07.2015 обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0041919:386. В ответ был получен отказ в связи с разницей площадей в правоустанавливающих документах (6 га) и в кадастровых документах (17 491 кв. м).
Товарищество 07.09.2016 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041919:386 в собственность бесплатно.
Письмом от 16.09.2016 администрация отказала в удовлетворении заявления, сославшись на статью 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), в которой предусмотрен перечень оснований, по которым вопрос о предоставлении земельных участков решается органом местного самоуправления. Предоставление земельного участка, находящегося в общей совместной собственности членов СНТ, в собственность СНТ, к таким случаям не относится. Товариществу следует обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области за государственной регистрацией права собственности на участок.
Не согласившись с названным отказом администрации, товарищество 24.10.2016 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая товариществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статьей 39.3 Земельного кодекса предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов. Так, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации (пункт 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации (статья 39.5 Земельного кодекса).
Основываясь на указанных нормах, товарищество обратилось с соответствующим заявлением в администрацию.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, в данных нормах идет речь о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена.
Как усматривается из представленных в материалы дела документов (правоустанавливающих, землеустроительных), испрашиваемый товариществом земельный участок уже находится в общей совместной собственности членов товарищества.
Как правомерно отметил суд первой инстанции, в целях юридического оформления своего права в соответствии с действующим законодательством товарищество вправе обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области за государственной регистрацией права собственности на спорный земельный участок. В случае отказа товарищество имеет право на его оспаривание в установленном законом порядке. В случае правомерного и обоснованного отказа товарищество может принять предусмотренные законом меры и осуществить действия, связанные с исправлением имеющихся ошибок, приведших к отказу в государственной регистрации права.
При изложенных обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанции о том, что товарищество, обращаясь в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, и затем в арбитражный суд с требованием о признании незаконным отказа администрации в предоставлении участка, избрало ненадлежащий способ защиты права.
Ссылка товарищества на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.06.2015 по делу N А56-33752/14 отклоняется, поскольку по данному делу рассматривалось в порядке искового производства другое требование и по иным основаниям: о признании права собственности СНТ на земельный участок. В данном же деле товарищество оспаривает в порядке главы 24 АПК РФ отказ администрации и комитета в предоставлении земельного участка.
Из доводов товарищества, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.12.2016 по делу N А41-73566/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.06.2017 N 10АП-2040/2017 ПО ДЕЛУ N А41-73566/16
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2017 г. по делу N А41-73566/16
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - садоводческого некоммерческого товарищества "Солнечное-1" - Панкрата Ю.В. (представителя по доверенности от 25.07.2016),
от администрации Одинцовского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области - извещен, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Солнечное-1" на решение Арбитражного суда Московской области от 21.12.2016 по делу N А41-73566/16, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Солнечное-1" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - администрация) и комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - комитет) со следующими требованиями (с учетом принятого судом уточнения):
- - признать незаконным отказ администрации, выраженный в письме комитета от 16.09.2016, в бесплатном предоставлении в собственность товарищества земельного участка общей площадью 17491+/- 10 кв. м с кадастровым номером 50:20:0041919:386, относящегося к землям общего пользования с местоположением: с. Перхушково, Одинцовский район, Московской области, оформленный письмом от 16.09.2016 N М503-6513371302-3740434;
- - обязать администрацию совершить действия по подготовке решения о предоставлении данного земельного участка бесплатно в собственность товарищества и принять решение о предоставлении указанного земельного участка бесплатно в собственность товарищества.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.12.2016 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе товарищество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей администрации, комитета, министерства.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя товарищества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Согласно решению Исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 03.08.1989 N 817/24 был утвержден земельный фонд под коллективное садоводство для предприятий и организаций области общей площадью 144,4 га, в том числе из земель Одинцовского района, с передачей исполкомам райсоветов, и согласно приложению N 3 Голицынской птицефабрике Одинцовского района для этих целей был выделен земельный участок с местонахождением с.Перхушково площадью 6 га - заболоченный сенокос.
Решением Исполкома Одинцовского горсовета народных депутатов от 24.11.1989 N 1334/23 был распределен земельный фонд площадью 8,50 га, в т.ч. по участкам: участок Голицынской ПТФ "Перхушково) - 6 га распределен следующим образом: Голицынская ПТФ (головная организация) - 4,80 га; Горвоенкомат - 0,40 га; Одинцовский отдел КГБ - 0,24 га; Одинцовский отдел пожарной охраны - 0,08 га; Исполкому Кунцевского райсовета для предоставления ветерану ВОВ полковнику Рубан Н.А. - 0,08 га; Автобазе N 2 - 0,08 га; в/ч 54023 - 0,08 га; исполкому райсовета - 0,08 га; РПС - 0,08 га.
Решением Исполкома Одинцовского горсовета народных депутатов от 11.05.1990 N 596/8 были утверждены границы отведенного земельного участка Голицынской птицефабрике как головной организации площадью 6 га (из своих земель) под коллективное садоводство.
На основании этих документов Голицынской ПТФ (головная организация) в бессрочное и бесплатное пользование для коллективного садоводства был предоставлен земельный участок площадью 6,0 га и выдан государственный акт от 22.05.1990 серии А-1 N 220997. К государственному акту был приложен, в том числе картографический материал, на котором были указаны дирекционные углы - поворотные точки земельного участка и внесены изменения в землепользовании в части увеличения площади участка с 6 га до 6,61 га, переданного Голицынской ПТФ в бессрочное и бесплатное пользование для коллективного садоводства.
Решением Исполкома Одинцовского горсовета народных депутатов от 20.07.1990 N 931/14 дано указание на разработку проекта организации и застройки садоводческого товарищества. Разработан и согласован проект организации и застройки СТ (генеральный план).
Во всех последующих распорядительных документах не учтено увеличение площади участка с 6 до 6,61 га.
Так, постановлением Главы Одинцовского района от 19.03.1998 N 431 земельный участок общим размером 6 га, а не 6,61 га был изъят из земель Голицынской ПТФ, и предоставлен товариществу в размере 4,68 га - членам товарищества в собственность бесплатно; 1,10 га - земли общего пользования товарищества (свидетельство о праве общей совместной собственности не выдавалось).
Полагая, что фактически площадь земельного участка общего пользования должна составлять 2 га, исходя из ранее выделенного земельного участка площадью 6,61 га и выделенных из нее участков индивидуальной собственностью площадью 4,68 га, по заданию товарищества 20.03.2013 подготовлен межевой план. В соответствии с межевым планом площадь земельного участка общего пользования составила 17 491 кв. м (1,7 га), а не 1,10 га, как указано в постановлении от 19.03.1998 N 431. Участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:20:0041919:386.
Общим собранием членов товарищества в целях приведения правоустанавливающих документов в соответствие с действующим законодательством 28.08.2013 принято решение об отказе от общей совместной собственности на земли общего пользования площадью 17 491 кв. м и установлении собственности товарищества на указанный земельный участок.
Постановлением администрации с.п. Жаворонковское Одинцовского района от 27.11.2014 уточнен адрес земельного участка: Московская область, Одинцовский район, с. Перхушково, СНТ "Солнечное-1". Постановлением Администрации Одинцовского района от 19.03.2015 N 292 земельный участок с кадастровым номером 50:20:0041919:386 с видом разрешенного использования "для коллективного садоводства" отнесен к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения".
Товарищество 10.07.2015 обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0041919:386. В ответ был получен отказ в связи с разницей площадей в правоустанавливающих документах (6 га) и в кадастровых документах (17 491 кв. м).
Товарищество 07.09.2016 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041919:386 в собственность бесплатно.
Письмом от 16.09.2016 администрация отказала в удовлетворении заявления, сославшись на статью 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), в которой предусмотрен перечень оснований, по которым вопрос о предоставлении земельных участков решается органом местного самоуправления. Предоставление земельного участка, находящегося в общей совместной собственности членов СНТ, в собственность СНТ, к таким случаям не относится. Товариществу следует обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области за государственной регистрацией права собственности на участок.
Не согласившись с названным отказом администрации, товарищество 24.10.2016 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая товариществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статьей 39.3 Земельного кодекса предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов. Так, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации (пункт 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации (статья 39.5 Земельного кодекса).
Основываясь на указанных нормах, товарищество обратилось с соответствующим заявлением в администрацию.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, в данных нормах идет речь о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена.
Как усматривается из представленных в материалы дела документов (правоустанавливающих, землеустроительных), испрашиваемый товариществом земельный участок уже находится в общей совместной собственности членов товарищества.
Как правомерно отметил суд первой инстанции, в целях юридического оформления своего права в соответствии с действующим законодательством товарищество вправе обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области за государственной регистрацией права собственности на спорный земельный участок. В случае отказа товарищество имеет право на его оспаривание в установленном законом порядке. В случае правомерного и обоснованного отказа товарищество может принять предусмотренные законом меры и осуществить действия, связанные с исправлением имеющихся ошибок, приведших к отказу в государственной регистрации права.
При изложенных обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанции о том, что товарищество, обращаясь в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, и затем в арбитражный суд с требованием о признании незаконным отказа администрации в предоставлении участка, избрало ненадлежащий способ защиты права.
Ссылка товарищества на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.06.2015 по делу N А56-33752/14 отклоняется, поскольку по данному делу рассматривалось в порядке искового производства другое требование и по иным основаниям: о признании права собственности СНТ на земельный участок. В данном же деле товарищество оспаривает в порядке главы 24 АПК РФ отказ администрации и комитета в предоставлении земельного участка.
Из доводов товарищества, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.12.2016 по делу N А41-73566/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Н.В.МАРЧЕНКОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Н.В.МАРЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)