Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.10.2017 N 11АП-13330/2017 ПО ДЕЛУ N А65-23244/2016

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2017 г. по делу N А65-23244/2016


Резолютивная часть постановления оглашена 10 октября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Балакиревой Е.М., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Т.В.,
с участием в судебном заседании:
от ответчика ООО "Агро Базис" - представитель Фатыхова Е.В. по доверенности от 10.05.2017,
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 октября 2017 года в зале N 6 помещения суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "По производству кормов и кормовых добавок "Туклык", Сармановский район, с. Альметьево на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 июля 2017 года, принятое по делу N А65-23244/2016 (судья Назырова Н.Б.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "По производству кормов и кормовых добавок "Туклык", Сармановский район, с. Альметьево, (ОГРН 1021601313051, ИНН 1636004563) к обществу с ограниченной ответственностью "Агро Базис", г. Казань, (ОГРН 1141690055660, ИНН 1659148000), и к обществу с ограниченной ответственностью "Страховая группа "АСКО", г. Набережные Челны,
третьи лица:
- Муниципальное образование Сармановского района РТ в лице Палаты земельных и имущественных отношений по Сармановскому району РТ,
- Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан,
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан,
- кадастровый инженер Хасанов Э.Я., генеральный директор ООО "ПКФ "Гео-Контур",
об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 16:36:010302:88,
установил:









































































































Определениями Арбитражного суда Республики Татарстан к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное образование Сармановского района РТ в лице Палаты земельных и имущественных отношений по Сармановскому району РТ; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан; кадастровый инженер Хасанов Э.Я., генеральный директор ООО "ПКФ "Гео-Контур".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.07.2017 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель ответчика Общества "Агро Базис" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в отзыве основаниям, считает, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, с учетом обстоятельств и при оценке всех доказательств, представленных сторонами, и просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участника процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, истец на основании договора N ТО-39-071-0077 от 24.03.2004 является арендатором на срок до 24.03.2053 земельного участка с кадастровым номером 15:36:01 03 01:0087 площадью 12344 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Сармановский район в границах СХПК "Якты кон". Указанный земельный участок имеет кадастровый номер 16:36:010302:88 и статус ранее учтенного.
Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15.04.2004.
Земельный участок является смежным с земельным участком с кадастровым номером 16:36:010302:89, принадлежащим на праве собственности 1-му ответчику - ООО "Агро Базис", и земельным участком с кадастровым номером 16:36:010302:22, являющимся частью земельного участка с кадастровым номером 16:36:000000:499, принадлежащим на праве собственности 2-му ответчику - ООО "Страховая группа "АСКО". Указанные земельные участки также имеют статус ранее учтенных.
По заказу истца в целях уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 16:36:010302:88, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Сармановский муниципальный район, в границах СХПК "Якты Кон", 16.07.2016 кадастровым инженером составлен межевой план указанного земельного участка.
Акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 16:36:010302:88 ответчиками - собственниками смежных земельных участков с кадастровыми номерами 16:36:010302:89 и 16:36:010302:22 (16:36:000000:499) не подписан.
Истец направил ответчикам письма N 11 от 10.06.2016 и N 13 от 10.06.2016 с предложением обратиться к кадастровому инженеру для согласования границ земельных участков с кадастровыми номерами 16:36:010302:88 и 16:36:010302:89 и 16:36:010302:88 и 16:36:010302:22.
Письмом N 22 от 28.06.2016 Общество "Агро Базис" предложило представить на согласование иные границы земельного участка.
Отказ ответчиков в согласовании границ земельного участка с кадастровым номером 16:36:010302:88 послужил истцу основанием для обращения в арбитражный суд с заявленным иском.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" и пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.
С 01.01.2017 функции по государственному кадастровому учету объектов недвижимости осуществляются органом регистрации прав - Росреестром и его территориальными органами.
Порядок согласования местоположения границ земельных участков установлен Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (до 01.01.2017 Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), частью 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В силу пункта 2 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), статьи 21 Закона N 218-ФЗ одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона N 21-ФЗ местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Подпунктом 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ также установлено, что одним из документов, необходимым для осуществления кадастрового учета земельного участка, является межевой план.
В пункте 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ закреплено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
В силу части 3 этой же статьи согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
При этом в согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа.
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (пункт 5 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 16:36:010301:88 (до исправления технической ошибки кадастровый номер 16:36:010301:0087) находится в государственной собственности (т. 2 л.д. 80). Арендодателем по договору аренды земельного участка от 24.03.2004 г. от имени Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан выступил отдел земельных и имущественных отношений в Сармановском районе.
Пунктом 1.1.3 договора аренды общая площадь переданного в аренду земельного участка определена в 12 344 кв. м.
Пунктом 1.2. договора аренды установлено, что границы земельного участка обозначены на плане земельного участка, который является неотъемлемой частью настоящего договора. Приведенная характеристика земельного участка является окончательной. Вся деятельность Арендатора, изменяющая приведенную характеристику, может осуществляться с разрешения арендодателя. Сдача земельного участка в аренду не влечет передачи права собственности на него.
Земельный участок общей площадью 12 344 кв. м предоставлен истцу в аренду на основании Постановления Администрации Сармановского района N 203 от 23.03.2004 г. (т. 1 л.д. 10). Согласно кадастровому паспорту датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости является 08.11.2005 (т. 1 л.д. 57).
Земельный участок с кадастровым номером 16:36:010302:89 (до исправления технической ошибки имел кадастровый номер 16:36:010301:0088) общей площадью 10273 кв. м изначально был предоставлен в аренду ООО "Сармановский комбикормовый завод" Постановлением Администрации Сармановского района N 253 от 12 04.2004 г. (т. 2 л.д. 101). Согласно кадастровому паспорту датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости является 01.09.2005 (т. 1 л.д. 61). Ответчик-1 является собственником указанного земельного участка на основании договора купли-продажи от 30.03.2015 г. (т. 1 л.д. 60).
Ответчик-2 является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:36:000000:499 с 13.05.2016 г. (т. 1 л.д. 63). Согласно кадастровому паспорту датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости является 19.09.2006 (т. 1 л.д. 64).
Из представленного в материалы дела межевого плана земельного участка с кадастровым номером 16:36:010302:89 от 16.07.2016 следует, что данный межевой план с собственником согласован не был, что не оспаривалось истцом в суде первой инстанции.
Учитывая, что в результате уточнения границ, согласно межевому плану от 16.07.2016, площадь земельного участка, находящегося в государственной собственности увеличивается на 1 389 кв. м за счет смежных земельных участков, находящихся в частной собственности, в данном случае затрагиваются интересы непосредственно собственника земельного участка, в отношении которого производится установление границ, а также, учитывая ограничение прав арендатора, установленные договором аренды, установление новых границ должно быть в первую очередь согласовано с данным собственником.
Условия договора аренды, заключенного между истцом и Отделом земельных и имущественных отношений в Сармановском районе от имени Министерства земельных и имущественных отношений РТ (пункт 1.2. договора аренды) содержат ограничения прав арендатора в части изменения (уточнения его границ), а именно: границы земельного участка обозначены на плане земельного участка, который является неотъемлемой частью настоящего договора. Приведенная характеристика земельного участка является окончательной. Вся деятельность арендатора, изменяющая приведенную характеристику, может осуществляться исключительно с разрешения арендодателя.
Доказательств выдачи собственником разрешения на производство работ, направленных на изменение/уточнение границ спорного земельного участка суду не представлено. Представленное в материалы дела письмо от 18.07.2017 г. за подписью Председателя Палаты земельных и имущественных отношений по Сармановскому району РТ об одобрении действий истца по уточнению границ земельного участка в рассматриваемом случае правового значения не имеет, поскольку выдано после обращения истца с заявленным иском в арбитражный суд.
Исковые требования об установлении границ земельного участка направлены на разрешение спора о принадлежности частей земельных участков, один из которых находится в государственной собственности, а два других в собственности коммерческих организаций.
В связи с изложенным, вывод суда первой инстанции, что с подобными исками может обратиться только собственник земельного участка, является правомерным.
Как верно отметил арбитражный суд, в рассматриваемом споре общество с ограниченной ответственностью "По производству кормов и кормовых добавок "Туклык" является ненадлежащим истцом. Право истца, как арендатора земельного участка, с которым договор аренды заключен на срок более пяти лет, на согласование межевого плана, не свидетельствует о наличии у него права выступать истцом по спорам о местоположении границ земельных участков, то есть по спорам о праве.
В силу действующих норм права полномочия собственника земельного участка с кадастровым номером 16:36:010301:88 осуществляет Палата земельных и имущественных отношений по Сармановскому району РТ.
Наличие спора о праве сторонами не оспаривается. Об этом свидетельствует и тот факт, что по предложенному кадастровым инженером межевому плану площадь земельного участка с кадастровым номером 16:36:010301:88 с 12 344 кв. м увеличивается за счет земельных участков ответчиков до 13 733 кв. м (т. 1 л.д. 39), то есть на 1389 кв. м, что также превышает допустимое расхождение в вычислении площади, предусмотренное ФЗ "О землеустройстве" от 18.06.2001 N 78-ФЗ (допустимая погрешность 887 кв. м).
Принимая во внимание вышеизложенное правовых оснований для удовлетворения заявленного иска у суда первой инстанции не имелось.
Возражения заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая правовая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу обжалуемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 июля 2017 года, принятое по делу N А65-23244/2016, - оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "По производству кормов и кормовых добавок "Туклык", Сармановский район, с. Альметьево, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Н.Ю.ПЫШКИНА
Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)