Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
- от заявителя по делу - индивидуального предпринимателя Мусулмонова У.Х.: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от администрации городского округа Егорьевск Московской области: Гречишников Е.В. по доверенности от 09.01.2017;
- от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мусулмонова Умарали Хикматовича на решение Арбитражного суда Московской области от 05.10.2016 по делу N А41-36874/16, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
по заявлению ИП Мусулмонова Умарали Хикматовича.
к администрации городского округа Егорьевск
и Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области,
о признании незаконным бездействия, отказа и обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
индивидуальный предприниматель Мусулмонов Умарали Хикматович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области к администрации городского округа Егорьевск Московской области (далее - администрация) и комитету по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области (далее - комитет) со следующими требованиями:
- - признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении предпринимателю в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:30:0050312:216 общей площадью 170 000+/-3608 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Московская область, Егорьевский район, сельское поселение Юрцовское, вблизи с. Починки;
- - признать незаконным отказ комитета, оформленный письмом от 29.03.2016 N 6-1-19/1488 за подписью председателя комитета Новикова С.А., в заключении с предпринимателем договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:30:0050312:216 общей площадью 170 000+/-3608 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Московская область, Егорьевский район, сельское поселение Юрцовское, вблизи с. Починки;
- - обязать администрацию принять решение о предоставлении предпринимателю договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:30:0050312:216 общей площадью 170 000+/-3608 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Московская область, Егорьевский район, сельское поселение Юрцовское, вблизи с. Починки.
- обязать комитет подготовить и направить для заключения с предпринимателем договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:30:0050312:216 общей площадью 170 000+/-3608 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Московская область, Егорьевский район, сельское поселение Юрцовское, вблизи с. Починки.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.10.2016 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе предприниматель просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильном применении норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представитель администрации в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей предпринимателя, комитета и министерства.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителя администрации, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Предприниматель 15.04.2011 обратился в администрацию с заявлением о выделении земельного участка площадью 170000 кв. м, расположенного юго-восточнее с. Починки Егорьевского района, для производства сельскохозяйственной продукции.
В газете "Знамя труда" от 01.02.2012 опубликована информация по выбору и предоставлению на основании статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельного участка на территории Егорьевского района площадью 170000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Егорьевский район, вблизи с. Починки, разрешенное использование "для сельскохозяйственного использования". Гражданам и юридическим лицам, заинтересованным в предоставлении участка, могут обращаться с заявлениями в администрацию в течение месяца со дня публикации.
Согласно выписке из протокола от 20.03.2012 N 3 комиссии по выбору и предоставлению земельных участков на территории Егорьевского района, на основании публикации в газете "Знамя труда" от 01.02.2012, справки Управления по землепользованию, сельскому хозяйству и экологии от 05.03.2012 N 1-11/361, подано одно заявление на предоставление земельного участка в аренду площадью 170000 кв. м, местоположением Московская область, Егорьевский район, вблизи с. Починки, для сельскохозяйственного использования, от Мусулмонова У.Х., в связи с чем комиссия вынесла решение о предоставлении указанного участка в аренду заявителю.
Постановлением администрации от 06.07.2012 N 2899 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 50:30:0050312 площадью 170000 кв. м, местоположение Егорьевский район, с.п. Юрцовское, вблизи с. Починки, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 50:30:0050312, из категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Земельный участок 21.08.2012 поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:30:0050312:216.
Постановлением администрации от 28.03.2013 N 1155 определен вид разрешенного использования и категории земельного участка с кадастровым номером 50:30:0050312:216 - "для сельскохозяйственного использования", "земли сельскохозяйственного назначения".
В марте 2015 года предприниматель обратился в комитет с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:30:0050312:216.
Письмом от 29.03.2016 комитет отказал в удовлетворении заявления, ссылаясь на нарушение процедуры опубликования информации о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством согласно редакции Земельного кодекса Российской Федерации до 01.03.2015.
Отказывая предпринимателю в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В связи с тем, что первоначальное обращение предпринимателя за выбором земельного участка состоялось в 2011 году, подлежат применению нормы земельного законодательства, действовавшие до 01.03.2015.
Из содержания части 1 статьи 28 Земельного кодекса следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса.
В силу указанной статьи, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Таким образом, предоставление земельных участков категории "земли сельскохозяйственного назначения" в аренду должно осуществляться по процедуре, предусмотренной статьей 34 Земельного кодекса.
Исследовав предоставленные в материалы дела доказательства и оценив их в соответствии со статьей 71 АПК РФ, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о нарушении в данном случае порядка предоставления земельного участка в аренду.
Так, в нарушение ч. 3 ст. 34 ЗК РФ в заявлении предпринимателя о выделении земельного участка не указано право, на котором заявитель просит предоставить ему земельный участок.
Ненадлежащим образом произведена публикация информации о возможном предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.11.2010 N 1549-О-О отметил, что данные нормы направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Информирование о предоставлении конкретных земельных участков в аренду способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности предоставления имущества.
Из изложенных положений и разъяснений следует, что публикация информации должна быть заблаговременной, и включать в себя всю информацию, необходимую для лиц - потенциальных претендентов на образуемый земельный участок, в т.ч.: цель и условия предоставления, местоположение, площадь и определенное право, на котором участок подлежит предоставлению (часть 1 статьи 34 Земельного кодекса).
Согласно представленной публикации, население района информировалось о выборе и предоставлении земельного участка площадью 170000 кв. м по адресу: Московская область, Егорьевский район, вблизи с. Починки, для сельскохозяйственного использования, и о возможности обращения с заявлениями в администрацию Егорьевского района в течение месяца со дня публикации.
В нарушение абзаца 4 части 1 статьи 34 Земельного кодекса в данной публикации не определено право, на котором участок предоставляется.
Таким образом, формально требования закона при публикации не выполнены, публикация содержит неполную информацию о земельном участке, предполагаемом к предоставлению.
Указанное свидетельствует о нарушении администрацией порядка предоставления земельного участка, установленного статьей 34 Земельного кодекса, что влечет невозможность его предоставления заявителю.
Вопреки доводам предпринимателя, изложенным в апелляционной жалобе, указанное нарушение исключает предоставление земельного участка в аренду.
Из доводов предпринимателя, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 октября 2016 года по делу N А41-36874/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.06.2017 N 10АП-16984/2016 ПО ДЕЛУ N А41-36874/16
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2017 г. по делу N А41-36874/16
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
- от заявителя по делу - индивидуального предпринимателя Мусулмонова У.Х.: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от администрации городского округа Егорьевск Московской области: Гречишников Е.В. по доверенности от 09.01.2017;
- от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мусулмонова Умарали Хикматовича на решение Арбитражного суда Московской области от 05.10.2016 по делу N А41-36874/16, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
по заявлению ИП Мусулмонова Умарали Хикматовича.
к администрации городского округа Егорьевск
и Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области,
о признании незаконным бездействия, отказа и обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
индивидуальный предприниматель Мусулмонов Умарали Хикматович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области к администрации городского округа Егорьевск Московской области (далее - администрация) и комитету по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области (далее - комитет) со следующими требованиями:
- - признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении предпринимателю в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:30:0050312:216 общей площадью 170 000+/-3608 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Московская область, Егорьевский район, сельское поселение Юрцовское, вблизи с. Починки;
- - признать незаконным отказ комитета, оформленный письмом от 29.03.2016 N 6-1-19/1488 за подписью председателя комитета Новикова С.А., в заключении с предпринимателем договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:30:0050312:216 общей площадью 170 000+/-3608 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Московская область, Егорьевский район, сельское поселение Юрцовское, вблизи с. Починки;
- - обязать администрацию принять решение о предоставлении предпринимателю договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:30:0050312:216 общей площадью 170 000+/-3608 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Московская область, Егорьевский район, сельское поселение Юрцовское, вблизи с. Починки.
- обязать комитет подготовить и направить для заключения с предпринимателем договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:30:0050312:216 общей площадью 170 000+/-3608 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Московская область, Егорьевский район, сельское поселение Юрцовское, вблизи с. Починки.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.10.2016 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе предприниматель просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильном применении норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представитель администрации в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей предпринимателя, комитета и министерства.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителя администрации, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Предприниматель 15.04.2011 обратился в администрацию с заявлением о выделении земельного участка площадью 170000 кв. м, расположенного юго-восточнее с. Починки Егорьевского района, для производства сельскохозяйственной продукции.
В газете "Знамя труда" от 01.02.2012 опубликована информация по выбору и предоставлению на основании статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельного участка на территории Егорьевского района площадью 170000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Егорьевский район, вблизи с. Починки, разрешенное использование "для сельскохозяйственного использования". Гражданам и юридическим лицам, заинтересованным в предоставлении участка, могут обращаться с заявлениями в администрацию в течение месяца со дня публикации.
Согласно выписке из протокола от 20.03.2012 N 3 комиссии по выбору и предоставлению земельных участков на территории Егорьевского района, на основании публикации в газете "Знамя труда" от 01.02.2012, справки Управления по землепользованию, сельскому хозяйству и экологии от 05.03.2012 N 1-11/361, подано одно заявление на предоставление земельного участка в аренду площадью 170000 кв. м, местоположением Московская область, Егорьевский район, вблизи с. Починки, для сельскохозяйственного использования, от Мусулмонова У.Х., в связи с чем комиссия вынесла решение о предоставлении указанного участка в аренду заявителю.
Постановлением администрации от 06.07.2012 N 2899 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 50:30:0050312 площадью 170000 кв. м, местоположение Егорьевский район, с.п. Юрцовское, вблизи с. Починки, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 50:30:0050312, из категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Земельный участок 21.08.2012 поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:30:0050312:216.
Постановлением администрации от 28.03.2013 N 1155 определен вид разрешенного использования и категории земельного участка с кадастровым номером 50:30:0050312:216 - "для сельскохозяйственного использования", "земли сельскохозяйственного назначения".
В марте 2015 года предприниматель обратился в комитет с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:30:0050312:216.
Письмом от 29.03.2016 комитет отказал в удовлетворении заявления, ссылаясь на нарушение процедуры опубликования информации о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством согласно редакции Земельного кодекса Российской Федерации до 01.03.2015.
Отказывая предпринимателю в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В связи с тем, что первоначальное обращение предпринимателя за выбором земельного участка состоялось в 2011 году, подлежат применению нормы земельного законодательства, действовавшие до 01.03.2015.
Из содержания части 1 статьи 28 Земельного кодекса следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса.
В силу указанной статьи, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Таким образом, предоставление земельных участков категории "земли сельскохозяйственного назначения" в аренду должно осуществляться по процедуре, предусмотренной статьей 34 Земельного кодекса.
Исследовав предоставленные в материалы дела доказательства и оценив их в соответствии со статьей 71 АПК РФ, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о нарушении в данном случае порядка предоставления земельного участка в аренду.
Так, в нарушение ч. 3 ст. 34 ЗК РФ в заявлении предпринимателя о выделении земельного участка не указано право, на котором заявитель просит предоставить ему земельный участок.
Ненадлежащим образом произведена публикация информации о возможном предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.11.2010 N 1549-О-О отметил, что данные нормы направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Информирование о предоставлении конкретных земельных участков в аренду способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности предоставления имущества.
Из изложенных положений и разъяснений следует, что публикация информации должна быть заблаговременной, и включать в себя всю информацию, необходимую для лиц - потенциальных претендентов на образуемый земельный участок, в т.ч.: цель и условия предоставления, местоположение, площадь и определенное право, на котором участок подлежит предоставлению (часть 1 статьи 34 Земельного кодекса).
Согласно представленной публикации, население района информировалось о выборе и предоставлении земельного участка площадью 170000 кв. м по адресу: Московская область, Егорьевский район, вблизи с. Починки, для сельскохозяйственного использования, и о возможности обращения с заявлениями в администрацию Егорьевского района в течение месяца со дня публикации.
В нарушение абзаца 4 части 1 статьи 34 Земельного кодекса в данной публикации не определено право, на котором участок предоставляется.
Таким образом, формально требования закона при публикации не выполнены, публикация содержит неполную информацию о земельном участке, предполагаемом к предоставлению.
Указанное свидетельствует о нарушении администрацией порядка предоставления земельного участка, установленного статьей 34 Земельного кодекса, что влечет невозможность его предоставления заявителю.
Вопреки доводам предпринимателя, изложенным в апелляционной жалобе, указанное нарушение исключает предоставление земельного участка в аренду.
Из доводов предпринимателя, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 октября 2016 года по делу N А41-36874/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Н.В.МАРЧЕНКОВА
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Н.В.МАРЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)