Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.08.2016 N 21АП-969/2016 ПО ДЕЛУ N А83-4981/2015

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2016 г. по делу N А83-4981/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 04.08.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 09.08.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тарасенко А.А., судей Остаповой Е.А. и Проценко А.И.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Завтуром Р.О.,
при участии от ответчика Омшева А.Н. по доверенности от 01.06.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Конкорд Групп-Сивашская ВЭС", министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.04.2016 по делу N А83-4981/2015 (судья Осоченко И.К.),

установил:

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (место нахождения: 295015, Республика Крым, город Симферополь, улица Севастопольская, 17; ОГРН 1149102017426, ИНН 9102012080; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Конкорд Групп-Сивашская ВЭС" (место нахождения: 297200, Республика Крым, Советский район, пгт. Советский, улица Крымских партизан, дом 19/1; ОГРН 1149102032848, ИНН 9108001736; далее - общество), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Советского района Республики Крым (место нахождения: 297200, Республика Крым, район Советский, пгт Советский, улица 30 лет Победы, дом 15; ОГРН 1149102112708, ИНН 9108009213; далее - администрация) и с учетом заявления об увеличении исковых требований от 08.04.2016 (л.д. 61-62 т. 2), удовлетворенного протокольным определением Арбитражного суда Республики Крым от 19.04.2016 (л.д. 80-81 т. 2) просит взыскать задолженность в размере 1 975 048,88 руб. за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 и пеню в размере 343 658,52 руб. за период с 11.04.2015 по 31.01.2016.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим выполнением обществом обязательств в части арендной платы по договору аренды земли от 03.09.2010 N 2, ввиду чего за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 за ним образовалась задолженность в размере 1 975 048,88 руб. и была начислена пеня в размере 343 658,52 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 22.04.2016 по делу исковые требования удовлетворены частично. Взыскана с общества в пользу министерства задолженность в размере 1 975 048,88 руб. В части взыскания пени отказано. Взыскана с общества в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 29 466,80 руб.
Суд первой инстанции руководствовался правомерностью и обоснованностью произведения министерством расчета суммы задолженности по арендной плате в размере 1 975 048,88 руб. В части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании пени суд первой инстанции исходил из того, что заявляя иск о взыскании пени, установленной постановлением Совета Министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450, истец в одностороннем порядке вносит изменения в условия договора аренды земли от 03.09.2010 N 2, что противоречит положениям статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Не согласившись с указанным решением суда, общество обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в полном объеме, в удовлетворении искового заявления министерства отказать. Полагает, что министерство не является правопреемником Советской районной государственной администрации в Автономной Республике Крым, с которой общество заключило договор аренды земли от 03.09.2010 N 2. Считает, что общество не было уведомлено в письменной форме о переходе прав Советской районной государственной администрации в Автономной Республике Крым министерству. По мнению апеллянта, надлежащий арендодатель не был привлечен к участию в деле. Апеллянт указывает, что применение к расчету арендной платы по договору аренды земли от 03.09.2010 N 2 коэффициента 3,8 при пересчете валюты долга с гривны на рубли ведет к значительному увеличению обязательств арендатора по сравнению с договорными. Также апеллянт ссылается на наличие обстоятельств чрезвычайной и непреодолимой силы (форс-мажор), препятствующих обществу использовать объект аренды по назначению.
Министерство также обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований истца отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования в части взыскания пени удовлетворить. По мнению министерства, пунктом 14 договора аренды земли от 03.09.2010 N 2 предусмотрено, что в случае нарушения сроков уплаты, ответчик уплачивает пеню, которая начисляется на сумму долга из расчета 120% годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на день возникновения долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок является большей, за каждый календарный день просрочки в его уплате. При этом министерство ссылается на пункт 4.7 постановления Совета Министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым", согласно которому установлено, что за нарушение сроков внесения платежей взимается пеня в размере 0,1% от просроченной арендной платы за каждый день задержки, по договорам аренды земельного участка заключенным до 21.03.2014. Ввиду указанного, министерство считает правомерным начисление пени ответчику за несвоевременное внесение арендных платежей за период с 11.04.2015 по 31.01.2016 в размере 343 658,52 руб. (с учетом 0,1% от просроченной арендной платы за каждый день задержки).
Министерство о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направило, в связи с чем рассмотрение жалобы возможно в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель общества в суде апелляционной инстанции поддержал доводы жалобы, просил отменить решение суда, в удовлетворении исковых требований отказать.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав представителя общества, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы общества и министерства - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03.09.2010 между Советской районной государственной администрацией в Автономной Республике Крым (арендодатель) и обществом (арендатор) был заключен договор аренды земли N 2 (далее - договор), согласно пункту 1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок несельскохозяйственного назначения для строительства и эксплуатации ветроэлектростанций на основании распоряжения Советской районной государственной администрации от 06.08.2010 N 375-p "Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков ООО "Конкорд Групп-Сивашская ВЭС" в аренду по производству и распределению электроэнергии (для строительства ветроэлектростанций) для обслуживания жителей территориальных громад района, за границами населенных пунктов Дмитровского, Некрасовского и Урожайновского сельских советов Советского района Автономной Республики Крым".
В пункте 2 договора указано, что в аренду передается земельный участок общей площадью 71,2595 га, в том числе по угодьям: 71,2595 га пастбища.
В соответствии с пунктом 4 договора земельный участок передается в аренду для строительства и эксплуатации ветроэлектростанций.
Согласно пункту 5 договора нормативная денежная оценка земельного участка составляет 16 421 791,53 грн.
В пункте 8 договора стороны определили, что такой договор аренды земли заключен на 49 (сорок девять) лет.
В соответствии с пунктом 9 договора установлено, что арендная плата вносится арендатором в денежной форме в размере 574 762,70 грн. в год, что составляет 3,5% от нормативной денежной оценки земельного участка, которая подлежит перечислению на счет арендодателя местный Некрасовский с/с 13050200. ЕГРПОУ 34740431, р/с N 33219812700297, Банк ГУДКУ в АРК г. Симферополь. МФО 824026.
Согласно пункту 10 договора аренды земли стороны указали, что расчет арендной платы за землю осуществляется с учетом коэффициентов индексации.
В пункте 14 договора указано, что в случае невнесения арендной платы в сроки, установленные этим договором, арендатор уплачивает арендодателю пеню, которая начисляется на сумму долга из расчета 120% годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на день возникновения долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок является большей, за каждый календарный день просрочки в его уплате.
По акту приема-передачи, подписанному сторонами, общество приняло во временное платное пользование земельный участок площадью 71,2595 га. (л.д. 11 т. 1).
Дополнительным соглашением к договору от 28.02.2011 стороны приняли пункт 9 договора в следующей редакции: арендная плата вносится арендатором в денежной форме в размере 492 653,75 грн. в год, что составляет 3% от нормативной денежной оценки земельного участка, которая подлежит перечислению на счет арендодателя местный Некрасовский с/с 13050200. ЕГРПОУ 34740431, р/с N 33219812700297, Банк ГУДКУ в АРК г. Симферополь. МФО 824026 (л.д. 12 т. 1).
В письменных обращениях к ответчику от 24.07.2015 за исх. N 01/2788, от 24.08.2015 за исх. N 03/3241 министерство сообщило об образовавшейся задолженности по арендной плате и о необходимости в течение трех дней добровольно погасить задолженность и пеню (л.д. 19, 20 т. 1).
Данные уведомления были получены обществом 31.07.2015 и 29.08.2015, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела почтовые отправления (л.д. 23 т. 1).
Министерство также просит взыскать с общества сумму пени в размере 343 658,52 руб. за период с 11.04.2015 по 31.01.2016 (л.д. 19 т. 2) из расчета 0,1% от просроченной суммы арендной платы за каждый календарный день задержки, при этом истец в своих окончательных исковых требованиях (заявления об увеличении исковых требований от 04.03.2016 N 04/1268 (л.д. 15-17 т. 2), от 08.04.2016 N 01/1808 (л.д. 61-62 т. 2)), в своей апелляционной жалобе ссылается на пункт 4.7 постановления Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" (л.д. 19 т. 2).
Неисполнение ответчиком своих обязательств по договору в части внесения арендной платы за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 в размере 1 975 048,88 руб. послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском. Кроме того, истец просит суд взыскать с ответчика пени, начисленные на указанную задолженность за период с 11.04.2015 по 31.01.2016 в размере 343 658,52.
При решении вопроса об обоснованности доводов апелляционных жалоб суд руководствуется следующим.
Принимая во внимание положения части 3 статьи 1, статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - ФКЗ), статей 4, 422, 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 14 АПК РФ апелляционный суд приходит к выводу о том, что к вопросам правовой квалификации договора подлежит применению законодательство, действующее в период возникновения соответствующих правоотношений.
Изложенное согласуется с положениями пункта 6 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", из анализа которых следует, что к отношениям, связанным с ответственностью за ненадлежащее исполнение обязательства, возникшим из договора, заключенного в период действия законодательства Украины, подлежат применению нормы права, действовавшие на момент заключения договора.
Аналогичная правовая позиция высказана в постановлении АС ЦО от 26.08.2015 по делу N А83-1755/2014.
При этом судом апелляционной инстанции учитывается, что нормы ФКЗ не имеют обратного действия; правоотношения, возникшие из заключенных до 18.03.2014 договоров, регулируются нормами материального права украинского законодательства, которое применяется в случае отсутствия противоречий с нормами российского законодательства (определение ВС РФ от 27.10.2014 N 308-ЭС14-1939).
При таких обстоятельствах к спорным правоотношениям подлежат применению нормы гражданского и хозяйственного законодательства Украины в случае, если они не противоречат нормам российского права.
Соответствующий договор по своей правовой природе является договором аренды, отношения по которому регулируются как законодательством Украины, так и главой 34 ГК РФ ввиду того, что правоотношения по указанному договору аренды земли являются длящимися: такие правоотношения возникли до ратификации договора "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" от 18.03.2014 и вступления в силу Закона 6-ФКЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 23 ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Предметом исковых требований является взыскание с ответчика задолженности и пени.
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Украины (далее - ГКУ) по договору найма (аренды) земельного участка наймодатель обязуется передать нанимателю земельный участок на установленный договором срок во владение и пользование за плату. Отношения по найму (аренде) земельного участка регулируются законом.
Специальный закон, который регулирует правоотношения связанные с арендой земли, является Закон Украины "Об аренде земли" от 06.10.1998 N 161-XIV (далее - Закон).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 24, статьей 13 Закона, договор аренды земли - это договор, по которому арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок во владение и пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с условиями договора и требований земельного законодательства. Частью 1 статьи 21 Закона предусмотрено, что арендная плата за землю - это платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком согласно договором аренды земли.
В соответствии со статьей 526 ГКУ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Изложенное согласуется с положениями российского законодательства.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно части 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), в порядке, в сроки и в размере, определенном договором.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается (статья 310 ГК РФ).
В силу положений абзаца 1 пункта 3 статьи 65 ЗК РФ (в редакции, действующей до 01.03.2015) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" установлено, что нормативная цена земельных участков, установленная на 21.03.2014, пересчитывается в рубли с коэффициентом 3,8.
Этим же постановлением утверждено Положение о порядке определения нормативной цены, размера, арендной платы, платы за установление сервитута, в том числи публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (далее -Положение).
Положение устанавливает порядок определения размера нормативной цены земельного участка, арендной платы, порядок, условия и срок внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (пункт 1.1 Положения).
Согласно пункту 2.1 Положения нормативная цена земельного участка используется для определения размера арендной платы.
На основании пункта 3.4 Положения плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка, заключенных до 21.03.2014, признается равной платежам, установленным прежними договорами, и при заключении договора аренды земельного участка по основаниям, предусмотренным частями 6 и 13 статьи 3 Закона N 38-ЗРК, пересчитывается в рубли с учетом коэффициента 3,8 и, если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка, с учетом коэффициентов инфляции, установленных приложением 4 к настоящему постановлению.
В том случае, если такой договор заключается после 31.12.2014, то арендная плата увеличивается на коэффициент инфляции, применяемый ежегодно в соответствии с индексом инфляции, предусмотренном законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год.
До заключения договора аренды земельного участка по основаниям, предусмотренным частями 6 и 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка, заключенным до 21.03.2014, признается арендной платой и пересчитывается в рубли с учетом коэффициента 3,8. Такая арендная плата, начиная с 01.01.2015, подлежит изменению в одностороннем порядке собственником земельного участка на размер уровня инфляции, установленного федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года.
Плата устанавливается в виде платежа, выраженного в денежной форме, которая вносится плательщиками путем перечисления денежных средств на банковские счета по реквизитам, указанным в договоре или соглашении.
На основании Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" уровень инфляции на 2015 год не превышает 5,5% соответственно, сумма арендной платы за землю индексируется на коэффициент 1,055.
Учитывая вышеизложенное, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, является нормативно установленной как в Украине, так и в Российской Федерации.
Поскольку ставки арендной платы за пользование земельными участками являются регулируемыми, стороны обязаны руководствоваться этими ставками при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена и в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 15.09.2015 по делу N А83-2070/2014.
Также, апелляционная коллегия отмечает, что правильность арифметического расчета задолженности не была оспорена обществом.
Истец просит взыскать с ответчика в пользу министерства задолженность по арендной плате за период с января по декабрь 2015 года (включительно) в размере 1 975 048,88 руб. (с учетом заявлений истца об увеличении и уточнении исковых требований).
Общество не предоставило доказательств ни полной, ни частичной оплаты арендной платы за 2015 год по спорному договору.
Апелляционный суд считает, что министерство правомерно и обоснованно произвело расчет суммы задолженности по арендной плате в размере 1 975 048,88 руб. (л.д. 18 т. 2), а потому такое требование истца было правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Общество в своей апелляционной жалобе указывает, что министерство не является правопреемником Советской районной государственной администрации в Автономной Республике Крым, с которой общество заключило договор аренды земли от 03.09.2010 N 2.
Однако Республика Крым принята в состав Российской Федерации на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18.03.2014 и ФКЗ.
Согласно постановлению Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия данного Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
Статьей 2 Закона N 38-ЗРК установлено, что все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью Республики Крым.
В соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 11.11.2014 N 1155-р "О передаче функций по администрированию арендной платы за землю" Налоговой службе Республики Крым поручено осуществить передачу функций по администрированию арендной платы за земельные участки, которые находятся в собственности Республики Крым и муниципальной собственности, министерству и органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым не позднее 31.12.2014.
Таким образом, с 01.01.2015 функции по администрированию арендной платы за земельные участки, которые находятся в собственности Республики Крым, возложены на министерство.
Учитывая изложенное, министерство является надлежащим истцом по данному делу.
Законом Украины от 06.09.2012 N 5245 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно разграничения земель государственной и коммунальной собственности" предусмотрено, что землями коммунальной собственности соответствующих территориальных громад признавались все земельные участки, расположенные в пределах соответствующие населенных пунктов, кроме земельных участков частной и государственной формы собственности.
Апелляционная коллегия считает несостоятельным и довод жалобы общества о неуведомлении в письменной форме о переходе прав Советской районной государственной администрации в Автономной Республике Крым министерству, так как полномочия арендодателя перешли министерству в силу Закона N 38-ЗРК. И до 18.03.2014, и после указанной даты правами арендодателя обладало и обладает государство в лице соответствующих государственных органов (не муниципальное образование).
Ссылка апеллянта на непривлечение арендодателя к участию в деле также не принимается апелляционным судом ввиду того, что собственником земельного участка, переданного в аренду обществу, является Республика Крым в лице министерства (истец по делу) на основании Закона N 38-ЗРК.
Довод апелляционной жалобы о применение к расчету арендной платы по договору коэффициента 3,8, что ведет к значительному увеличению обязательств арендатора по сравнению с договорными является несостоятельным.
На основании пункта 3.4 Положения о порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земель участков, находящихся в собственности Республики Крым плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд, права застройки земельного участка, аренды земельного участка, заключенных до 21.03.2014, признается равной платежам, установленным прежними договорами, и при заключении договора аренды земельного участка по основаниям, предусмотренным частями 6 и 13 статьи 3 Закона N 38-ЗРК, пересчитывается в рубли с учетом коэффициента 3,8 и, если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка, с учетом коэффициентов инфляции, установленных приложением 4 к настоящему постановлении.
Постановление Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате за земельные участки, расположенные на территории Республики Крым" не оспорено, не отменено и не признавалось недействительным.
Таким образом, размер платы по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, определяется в соответствующем нормативном акте органа власти.
Ссылка апеллянта на наличие обстоятельств чрезвычайной и непреодолимой силы (форс-мажор), препятствующих обществу использовать объект аренды по назначению, не принимается апелляционной коллегией.
По акту приема-передачи, подписанному сторонами, общество приняло во временное платное пользование земельный участок площадью 71,2595 га. (л.д. 11 т. 1).
Таким образом, общество владеет земельным участком площадью 71,2595 га.
Сам по себе факт отсутствия доказательств возврата земельного участка ответчиком истцу при наличии факта использования спорного земельного участка является основанием для взыскания арендных платежей.
Принятие во временное платное пользование земельного участка площадью 71,2595 га предполагает использование земельного участка арендатором до момента его возврата по акту приема-передачи.
Доказательств прекращения такого использования спорного земельного участка ответчик не представил.
Сложности административного либо внутрихозяйственного характера, возникающие у общества в связи с использованием земельного участка, не исключают обязанности по своевременному внесению арендных платежей.
Рассмотрев жалобу министерства об отмене решения Арбитражного суда Республики Крым в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с общества пени за несвоевременное внесение арендных платежей за период с 11.04.2015 по 31.01.2016 в размере 343 658,52 руб., суд приходит к выводу, что такое требование заявлено необоснованно, а потому удовлетворению не подлежит, при этом суд исходит из следующего.
Действительно, пунктом 1 статьи 330 ГК РФ закреплено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пунктом 14 договора аренды земли закреплено, что в случае невнесения арендной платы в сроки, установленные этим договором, арендатор уплачивает арендодателю пеню, которая начисляется на сумму долга из расчета 120% годовых учетной ставки Национального Банка Украины, действующей на момент возникновения долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок является большей, за каждый календарный день просрочки в его оплате.
Однако истец обосновывает свое требование о взыскании с ответчика пени своей ссылкой на пункт 4.7 постановления Совета Министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате на земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым", которым установлено, что за нарушение сроков внесения платежей взимается пеня в размере 0,1% от просроченной арендной платы за каждый календарный день задержки (л.д. 19 т. 2).
В силу положений статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Однако действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено законной неустойки за нарушения денежного обязательства в сфере арендных правоотношений.
Таким образом, заявляя иск о взыскании пени, установленной постановлением Совета Министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450, истец в одностороннем порядке вносит изменения в условия спорного договора, что противоречит положениям статьи 450 ГК РФ.
Ввиду указанного, суд первой инстанции правомерно посчитал требование истца о взыскании с ответчика пени в размере 343 658,52 руб. не подлежащим удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция изложена и в постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 по делу N А83-3705/2015.
Не подлежит взысканию пеня и со ссылкой на пункт 14 договора аренды, так как начисленная задолженность в рублях штрафной санкции с учетом размера годовой учетной ставки НБУ противоречит Конституции Российской Федерации, ГК РФ (постановление АС ЦО от 16.05.2016 по делу N А83-1418/15).
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, либо являющихся безусловным основанием для его отмены, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, изложенным в апелляционных жалобах, не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.04.2016 по делу N А83-4981/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Конкорд Групп-Сивашская ВЭС", министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
А.А.ТАРАСЕНКО

Судьи
Е.А.ОСТАПОВА
А.И.ПРОЦЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)