Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.11.2017 N 13АП-19683/2017 ПО ДЕЛУ N А56-54215/2016

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2017 г. N 13АП-19683/2017

Дело N А56-54215/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Винниковым А.В.
при участии:
от заявителей: 1. Саенко Е.Б. по доверенности от 27.10.2017, 2,3,4. - Саенко Е.Б. по доверенности от 07.12.2015,
от заинтересованного лица: Мушниковой Е.А. по доверенности от 18.07.2017,
от 3-х лиц: 1. Не явился, извещен,
2. Земцовой И.В. по доверенности от 22.06.2017,
3. Росткова Д.А. по доверенности от 15.12.2016,
4. не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19683/2017) Федерального государственного унитарного предприятия опытно-производственное хозяйство "Память Ильича", открытого акционерного общества "Сиверский Комплекс", открытого акционерного общества "Сиверский Инвест-Строй", открытого акционерного общества "Сельскохозяйственное предприятие Память Ильича"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2017 по делу N А56-54215/2016 (судья Заварзина М.А.), принятое
по заявлению 1) Федерального государственного унитарного предприятия опытно-производственное хозяйство "Память Ильича", 2) открытого акционерного общества "Сиверский Комплекс", 3) открытого акционерного общества "Сиверский Инвест-Строй", 4) открытого акционерного общества "Сельскохозяйственное предприятие Память Ильича"
к Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области
третьи лица: 1) Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ленинградской области, 2) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, 3) администрация муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области, 4) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
- о признании недействительным отказа от 15.06.2016 N 03-3542;
- об обязании заинтересованного лица утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 47:23:0000000:173, сохраняемого в измененных границах;
- об обязании заинтересованного лица принять решение о предварительном согласовании предоставления вновь образованного земельного участка площадью 17 688 935 кв. м - ОАО "СП "Память Ильича",
об обязании заинтересованного лица принять решение о предварительном согласовании предоставления вновь образованного земельного участка площадью 8 479 708 кв. м - ОАО "Сиверский комплекс",
об обязании заинтересованного лица принять решение о предварительном согласовании предоставления вновь образованного земельного участка площадью 535 196 кв. м - ОАО "Сиверский Инвест-Строй",
установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие опытно-производственное хозяйство "Память Ильича" (далее - Предприятие), открытое акционерное общество "Сиверский комплекс", открытое акционерное общество "Сиверский Инвест-Строй", открытое акционерное общество "Сельскохозяйственное предприятие Память Ильича" (далее - Общества) обратились с заявлением в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области о признании недействительным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (далее - Управление) от 15.06.2016 N 03-3542 в образовании и предоставлении земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 47:23:0000000:173; об обязании заинтересованного лица утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 47:23:0000000:173, сохраняемого в измененных границах; об обязании заинтересованного лица принять решение о предварительном согласовании предоставления вновь образованного земельного участка площадью 17 688 935 кв. м - ОАО "СП "Память Ильича"; об обязании заинтересованного лица принять решение о предварительном согласовании предоставления вновь образованного земельного участка площадью 8 479 708 кв. м - ОАО "Сиверский комплекс"; об обязании заинтересованного лица принять решение о предварительном согласовании предоставления вновь образованного земельного участка площадью 535 196 кв. м - ОАО "Сиверский Инвест-Строй".
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2017 по делу N А56-54215/2016 суд в удовлетворении заявления отказал.
Предприятие и Общества обратились с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просят его отменить и принять по делу новый судебный акт. Податели жалобы указывают на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявители апелляционной жалобе просят отменить Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2017 г. по делу N А56-54215/2016 и вынести новый судебный акт, в котором удовлетворить требования ФГУП ОПХ "Память Ильича, ОАО "СП "Память Ильича", ОАО "Сиверский комплекс" и ОАО "Сиверский Инвест-Строй", а именно:
- 1. признать отказ Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области от 15.06.2016 г. N 03-3542 не соответствующим закону;
- 2. обязать Территориальное управление Росимущества в Ленинградской области принять решение об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории следующих земельных участков, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 47:23:0000000:173, сохраняемого в измененных границах;
- 3. обязать Территориальное управление Росимущества в Ленинградской области принять решение о предварительном согласовании предоставления:
- вновь образованного земельного участка площадью 17 688 935 кв. м, в собственность за плату ОАО "Сельскохозяйственное предприятие "Память Ильича"
- вновь образованного земельного участка площадью 8 479 708 кв. м, в собственность за плату ОАО "Сиверский комплекс"
- вновь образованного земельного участка площадью 535 196 кв. м, в собственность за плату ОАО "Сиверский Инвест-Строй".
Территориальное управление в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать
Управление Росреестра по Ленинградской области в письменной позиции пояснило, что с учетом отсутствия у Управления Росреестра самостоятельного интереса в исходе дела Управление Росреестра оставляет его разрешение на усмотрение суда.
Администрация Гатчинского муниципального образования Ленинградской области в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ФГУП ОПХ "Память Ильича" на праве постоянного бессрочного пользования владеет земельным участком с кадастровым номером 47:23:00:00:000:173, площадью 48 014 628 кв. м (4801 га), расположенным по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, ОПХ Память Ильича, находящимся в собственности Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2006 г. по делу N А56-18774/2005 ФГУП ОПХ "Память Ильича" было признано несостоятельным (банкротом) в отношении него была введена процедура конкурсного производства.
Собранием кредиторов Предприятия 01.10.2010 было приняло решение о замещении активов должника. Собрание поручило конкурсному управляющему создать ОАО "Сельскохозяйственное предприятие "Память Ильича" с размером уставного капитала 48 877 524 руб., ОАО "Сиверский комплекс" с размером уставного капитала 23 206 681 руб. и ОАО "Сиверский Инвест-Строй" с размером уставного капитала 33 834 000 руб. Уставные капиталы названных обществ решено оплатить имуществом, принадлежащим должнику.
Общества являются юридическими лицами, созданными в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности, что следует из учредительных документов и сведений из Единого государственного реестра юридических лиц о видах экономической деятельности, осуществляемых Обществами.
Вышеуказанные Общества созданы 11.11.2010, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие записи. В соответствии с передаточными актами от 31.11.2010 года Предприятие в лице конкурсного управляющего Ермаковой В.В. передало указанным обществам имущество.
ОАО "Сельскохозяйственное предприятие "Память Ильича" по актам приема-передачи передано 35 объектов. Государственная регистрация права собственности ОАО "Сельскохозяйственное предприятие "Память Ильича" на указанные объекты произведена 23.08.2012.
ОАО "Сиверский комплекс" по актам приема-передачи от Предприятия передано 19 объектов. Государственная регистрация права собственности ОАО "Сиверский комплекс" на указанные объекты произведена 24.08.2012.
ОАО "Сиверский Инвест-Строй" по актам приема-передачи от Предприятия передано 16 объектов. Государственная регистрация права собственности ОАО "Сиверский Инвест-Строй" на указанные объекты произведена 27.08.2012.
Из представленных заявителем кадастровых выписок на вышеперечисленные объекты следует, что все они расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 47:23:00:00:000:173 и частях этого участка, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 47:23:00:00:000:173
01.03.2016 ФГУП ОПХ "Память Ильича" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области с заявлением об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории следующих земельных участков, образуемых из Участка:
- 1. Земельный участок площадью 18 935 369 кв. м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, ОПХ Память Ильича с передачей вновь образованного земельного участка в казну Российской Федерации;
- 2. Земельный участок площадью 17 688 935 кв. м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, ОПХ Память Ильича (на данном участке располагаются объекты недвижимого имущества ОАО "СП "Память Ильича")
3. Земельный участок площадью 8 479 708 кв. м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, ОПХ Память Ильича (на данном участке располагаются объекты недвижимого имущества ОАО "Сиверский комплекс")
4. Земельный участок площадью 535 196 кв. м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, ОПХ Память Ильича (на данном участке располагаются объекты недвижимого имущества ОАО Сиверский Инвест-Строй")
5. Исходный участок, сохраняемый в измененных границах, площадью 2 375 420 кв. м ранее учтенный, расположенный по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, ОПХ Память Ильича, подлежащий передаче в казну Российской Федерации.
К заявлению о разделе Участка так же было приложено заявление об отказе от права постоянного бессрочного пользования от вновь образуемых земельных участков в целях соблюдения порядка, установленного статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так же 01.03.2016 ОАО "СП "Память Ильича", ОАО "Сиверский комплекс" и ОАО "Сиверский Инвест-Строй" были поданы заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в собственность, без проведения торгов в соответствии с частью 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Комплект документов о разделе Участка был направлен письмом ТУ Росимущества в Ленинградской области от 13.04.2016 N 01-2056 в Росимущество для принятия соответствующего управленческого решения в связи с тем, что площадь Участка составляет более 10 га. В ответ на указанный запрос ТУ Росимущества в Ленинградской области было получено письмо Росимущества от 01.06.2016 г. о невозможности принятия решения о разделе Участка. Отказ ТУ Росимущества в Ленинградской области от 22.06.2016 г. N 03-3542 основан на позиции Росимущества.
Как указано в Отказе N 03-3542, предоставление прав на земельные участки в вышеуказанном порядке может быть осуществлено лишь в отношении земель, непосредственно занятых объектами недвижимого имущества и необходимых для эксплуатации таких объектов, за исключением земель, свободных от таких объектов недвижимого имущества и необходимых для осуществления сопутствующей деятельности организации.
Полагая, что Отказ N 03-3542 не соответствует закону и нарушает права заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявители обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено названной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.14 названного Кодекса.
В случае, когда для решения вопроса о предоставлении земельного участка требуется испрашиваемый земельный участок образовать, то первоначальным этапом в получении права на земельный участок является процедура предварительного согласования предоставления земельного участка. Согласно пунктам 1, 2 статьи 11.3, положениям статей 11.9 и 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации одним из документов, в соответствии с которым осуществляется образование земельного участка, является схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема участка), которая представляет собой изображение его границ, содержит указание на его площадь. Схема участка может быть подготовлена лицом, заинтересованным в предоставлении участка, и подлежит утверждению уполномоченным органом, если отсутствуют предусмотренные законом основания для отказа в ее утверждении. В соответствии с положениями статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование предоставления земельного участка осуществляется на основании заявления заинтересованного лица, к которому, среди прочего, должна быть приложена схема участка. Уполномоченный орган рассматривает данное заявление в срок не более чем тридцать дней со дня поступления и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает одно из следующих решений: о предварительном согласовании или об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. При этом в ситуации, когда для предоставления земельного участка требуется его образовать, а к рассмотренному заявлению прилагалась схема участка, названные решения должны также содержать соответственно указание на утверждение схемы участка или на отказ в утверждении схемы участка. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
Данное решение может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской:
1) схема участка не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 названной статьи).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка приведен в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом приведенных норм суд апелляционной инстанции исходит из того, что уполномоченный орган обязан рассмотреть обращение заинтересованного лица по вопросу предоставления земельного участка, соблюдая при этом определенную процедуру. При предоставлении земельного участка без проведения торгов с предварительным согласованием и утверждением схемы участка уполномоченный орган обязан проверить наличие либо отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а при выявлении таковых оснований вправе принять мотивированное отказное решение. Основания отказа должны быть документально подтверждены.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанными с ними объектов, согласно которому, объекты недвижимости и земельный участок, на котором они расположены, не могут выступать в гражданском обороте раздельно.
Как отмечено в п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение. Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний, как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность.
Таким образом, к Обществам, как к приобретателям объектов недвижимости, расположенных на первоначальном земельном участке с кадастровым номером 47:23:0000000:173, перешло и право на приобретение в собственность земельных участков, занятых приобретенными объектами и необходимых для их использования.
В Письме Минэкономразвития России N Д23и-2954 от 25.06.2015, отмечено следующее: что касается застроенных земельных участков, которые в существующих границах значительно превосходят площадь застройки расположенных на них зданий, то исходя из грамматического толкования положений Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации), у правообладателя такого земельного участка имеется право выкупа всего земельного участка. Какой-либо обязанности разделить земельный участок на застроенную и пустующую его части действующим законодательством Российской Федерации не установлено.
Как видно из материалов, представленных в дело, в целях выявления площади, необходимой для эксплуатации объектов недвижимости по целевому назначению, ОАО "Сельскохозяйственное предприятие "Память Ильича" было получено заключение консалтинговой фирмы "Эксперт-Партнер", данное заключение Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта "Обоснование размера земельного участка для использования объектов недвижимости по их целевому назначению в сельскохозяйственном обороте в ОАО "СП "Память Ильича" по основной специализации молочное животноводство (Ленинградская область, Гатчинский район). В указанном заключении экспертами сделан вывод о том, что для использования по целевому назначению существующих объектов необходимо 2080 га сельскохозяйственных угодий.
ОАО "Сиверский комплекс" было получено заключение консалтинговой фирмы "Эксперт-Партнер" Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта "Обоснование размера земельного участка для использования объектов недвижимости по их целевому назначению в сельскохозяйственном обороте в ОАО "Сиверский комплекс" по основной специализации мясное животноводство (Ленинградская область, Гатчинский район). В указанном заключении экспертами сделан вывод о том, что для использования по целевому назначению существующих объектов необходимо 1250 га сельскохозяйственных угодий.
ОАО "Сиверский Инвест-Строй" было получено заключение консалтинговой фирмы "Эксперт-Партнер" Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта "Обоснование размера земельного участка для использования объектов недвижимости по их целевому назначению в сельскохозяйственном обороте в ОАО "Сиверский Инвест-Строй" по основной специализации выращивание овощей в закрытом грунте (Ленинградская область, Гатчинский район). В указанном заключении экспертами сделан вывод о том, что для использования по целевому назначению объектов недвижимости необходимо 50 га сельскохозяйственных угодий.
Оспариваемый Управления не содержит ссылок на земельные и градостроительные нормы, обосновывающие выводы о несоразмерности площади испрашиваемых земельных участков. Каких-либо доказательств позиции Управления о несоразмерности испрашиваемых земельных участков объектам недвижимости, с точки зрения надлежащей эксплуатации таких объектов, ни Управлением, ни Росимуществом в материалы дела не представлено.
Кроме того, Управление, при рассмотрении дела N А56-18774/2005 о банкротстве Предприятия, возражало против отказа последнего от постоянного (бессрочного) пользования Участком без последующего приобретения Обществами прав в отношении такого участка, в связи с тем, что такой отказ повлечет существенное обременение казны Российской Федерации в силу специфики охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения.
Общества являются юридическими лицами, созданными в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности, что следует из их учредительных документов и сведений Единого государственного реестра юридических лиц о видах экономической деятельности, осуществляемой Обществами.
В соответствии с частью 1 статьи 115 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставный капитал вносится имущество (в том числе имущественные права), входящее в состав предприятия и предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности.
С учетом создания Обществ посредством процедуры замещения активов должника, их активы изначально образованы исключительно из имущества Предприятия, а их сельскохозяйственная деятельность будет осуществляться на базе указанного предприятия, с учетом разработанных программ развития сельского хозяйства, описанных, в том числе, в технико-экономических обоснованиях, представленных в материалы дела.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Росимуществе, последнее является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти). Росимущество наделено общей компетенцией в сфере отношений, связанных с собственностью Российской Федерации. Таким образом, полномочиями по распоряжению Участком в настоящее время наделено Росимущество в лице Управления.
Из материалов дела усматривается, что на испрашиваемых Обществами земельных участках расположены исключительно объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Обществам, данный факт лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Соразмерность испрашиваемых Обществами земельных участков складывается не только из фактической площади приобретенных объектов недвижимости, но и из планируемого использования земель и их развития.
Спорные земельные участки предполагаются к образованию в границах, в которых находятся принадлежащие Обществам объекты недвижимости. На земельных участках, предполагаемых к передаче в казну Российской Федерации, объекты капитального строительства отсутствуют.
Следует также принять во внимание, что объекты недвижимости были внесены в уставные капиталы Обществ как имущественные комплексы, то есть как объекты недвижимости, связанные единым функциональным назначением.
Площадь испрашиваемых земельных участков обоснована заявителями в соответствующих технико-экономических заключениях, не является произвольно установленной и пропорциональна площади расположенных на таких участках объектов недвижимости постольку, поскольку испрашиваемые площади являются технологически необходимыми для использования данных объектов. Существенное превышение площади испрашиваемых земельных участков относительно площади объектов недвижимости само по себе не может свидетельствовать о необоснованности заявленных требований в силу специфики сельскохозяйственного производства. В случае образования земельных участков меньшей площади, чем того требует целевое назначение сельскохозяйственных объектов недвижимости, приведет к нерациональности использования соответствующих сельскохозяйственных угодий, в свою очередь, противоречит требованиям части 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой образование земельных участков не должно приводить к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Оценка испрашиваемых площадей в качестве необоснованных лишь на основании приведенных в оспариваемом решении показателей процентного отношения таких площадей к площади объектов, принадлежащих заявителям, не может быть расценена как надлежащая оценка факта судом, так как является сугубо субъективной и абстрактной, в то время как заявителями представлены конкретные расчеты проектируемого землепользования, основанные на существующих объектах сельскохозяйственной инфраструктуры, на целевом назначении испрашиваемых земель и рациональности (эффективности) их использования.
Оценив представленные в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами заявителей о том, что площадь испрашиваемых земельных участков необходима для функционирования и использования расположенных на них объектов.
С учетом всех приведенных выше обстоятельств в их совокупности суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15, пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков и утверждении схемы расположения земельных участков.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку отказ Управления в утверждении схемы расположения земельного участка и в принятии решения о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность не соответствует положениям статей 1, 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и создает препятствия в использовании объектов недвижимости, находящихся в собственности Обществ, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2017 по делу N А56-54215/2016 отменить.
Признать незаконным отказ ТУ Росимущества в Ленинградской области от 15.06.2016 N 03-3542 в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 47:23:0000000:173.
Обязать ТУ Росимущества в Ленинградской области:
- - принять решение об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 47:23:0000000:173, сохраняемого в измененных границах;
- - принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность вновь образованного земельного участка площадью 17 688 935 кв. м - ОАО "СП "Память Ильича";
- - принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность вновь образованного земельного участка площадью 8 479 708 кв. м - ОАО "Сиверский Комплекс";
- - принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность вновь образованного земельного участка площадью 535 196 кв. м - ОАО "Сиверский Инвест-Строй".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А.КАШИНА
Судьи
В.М.ГОРБИК
Н.С.ПОЛУБЕХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)