Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.07.2017 N 4А-694/2017

Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок решения органа, осуществляющего государственный (муниципальный) контроль).

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2017 г. N 4а-694/2017


Заместитель председателя Самарского областного суда Кудинов В.В., рассмотрев надзорную жалобу ФИО3 представителя АО "Теплант", действующего на основании доверенности, на постановление мирового судьи судебного участка N 25 Кубышевского судебного района г. Самары Самарской области от 10.02.2017 года и решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 29.03.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении АО "Теплант",
установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка N 25 Кубышевского судебного района г. Самары Самарской области от 10.02.2017 года АО "Теплант" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, за невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Решением Куйбышевского районного суда г. Самары от 29.03.2017 года постановление мирового судьи от 29.03.2017 года оставлено без изменения.
В надзорной жалобе ФИО3 представитель АО "Теплант", действующий на основании доверенности, просит состоявшиеся по делу судебные решения отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях АО "Теплант" события административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что отсутствие проекта рекультивации и акта приемки земельного участка не может квалифицироваться как правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку необходимость выполнения мероприятий связанных с оформлением разрешительной и проектной документации о рекультивации, в предписании не указано. АО "Теплант" выполнило все необходимые мероприятия по устранению выявленных в ходе плановой проверки нарушений: произвело уборку и вывоз отходов производства и потребления с указанной территории, произвело снятие отходов с верхнего слоя почвы, перекрытого отходами, произвело планировку указанного участка, о чем представило в Управление Росприроднадзора по Самарской области отчетные документы. Факт загрязнения верхнего плодородного слоя почвы в ходе плановой проверки надзорным органом установлен не был, а поэтому доказательства необходимости снятия плодородного слоя для восстановления земельного участка и проведения рекультивационных работ не представлена. Судом ошибочно сделан вывод об использовании земельного участка АО "Теплант", не исследованы обстоятельства установления границ и площади земельного участка, на котором были обнаружены отходы, количество и принадлежность обнаруженных на данном земельном участке отходов, глубины их залегания в почву, а также определения их степени и класса опасности для окружающей среды. Судом не выяснена обоснованность претензии Управления Росприроднадзора к АО "Теплант". Указывает, что в силу характеристик вывезенных с территории отходов плодородный слой не был нарушен и рекультивация земель для проведения работ не требовалась. Факт неисполнения предписания отсутствует, обстоятельства на основании которых вынесены судебные постановления не доказаны, постановление и решение вынесены с неправильным применением норм материального права и нарушением процессуальных требований.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Судебными инстанциями правильно установлено, что государственным инспектором главным специалистом-экспертом отдела геологического надзора и охраны недр Управления Росприроднадзора по Самарской области на основании Акта проверки от 06.06.2016 года N 218, которым выявлены нарушения АО "Теплант" осуществляющего свою деятельность по адресу: <...>, природоохранного законодательства в части недропользования, выразившиеся в уничтожении плодородного слоя почвы на земельном участке площадью 3,4267 га путем перекрытия отходами производства и потребления (нарушение ст. 12, п. п. 1, 2, 4, 6, 7 ч. 1 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ), - и 06.06.2016 года выдано предписание об устранении в срок до 20.11.2016 года нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной с 26.11.2016 года по 08.12.2016 года старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Самарской области на основании приказа заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Самарской области N 1782 от 11.11.2016 года, установлено невыполнение АО "Теплант" в установленный срок предписания N 81 от 06.06.2016 года: в нарушение требований п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 года N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", п. 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 года отсутствуют проект рекультивации, согласованный с собственником земельного участка и акт приемки земельного участка после проведения рекультивационных работ, - что было отражено в акте проверки N 735 от 08.12.2016 года.
По факту выявленного правонарушения должностным лицом Управления Росприроднадзора по Самарской области - старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Самарской области 08.12.2016 года в отношении АО "Теплант" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
В подтверждение, что АО "Теплант" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении N 794 от 08.12.2016 года, составленный старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Самарской области - заместителем начальника отдела по геологическому и земельному надзору, надзору в сфере охоты и за ООПТ Управления Росприроднадзора по Самарской области в связи с выявленным административным правонарушением, выразившимся в невыполнении АО "Теплант" в установленный срок законного предписания N 81 от 06.06.2016 года (л.д. 4 - 6); приказ о проведении внеплановой выездной проверки от 11.11.2016 года N 1782 в отношении АО "Теплант" по месту фактического осуществления деятельности: <...> с целью контроля выполнения предписания N 81 от 06.06.2016 года (л.д. 11 - 12); акт проверки N 735 от 08.12.2016 года, составленный специалистом Управления Росприроднадзора по Самарской области, о выявлении в ходе проверки проведенной с 26.11.2016 года и 08.12.2016 года невыполнения АО "Теплант" предписания N 81 от 06.06.2016 года (л.д. 13 - 14); предписание государственного инспектора - главного специалиста отдела геологического надзора и охраны недр Управления Росприроднадзора по Самарской области от 06.06.2016 года N 81, которым АО "Теплант" обязано в срок до 20.11.2016 года устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства, выразившиеся в уничтожении плодородного слоя почвы на площади 3,4267 га путем перекрытия отходами производства и потребления (л.д. 15); копия акта проверки N 218 от 06.06.2016 года Управлением Росприроднадзора по Самарской области соблюдения АО "Теплант" природоохранного законодательства, из которого следует, что АО "Теплант" допустило уничтожение плодородного слоя почвы на площади 3,4267 га путем перекрытия отходами производства и потребления (л.д. 43 - 51); копия предписания от 08.12.2016 года N 328, которым АО "Теплант" обязано в срок до 20.11.2017 года устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства, выразившиеся в уничтожении плодородного слоя почвы на площади 3,4267 га путем перекрытия отходами производства и потребления (л.д. 55); публичная кадастровая карта земельного участка по адресу <...> (л.д. 69 - 70); выписка из ЕГРЮЛ от 12.01.2017 года в отношении АО "Теплант" (л.д. 71 - 79); показания государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской области ФИО4, данные мировому судье в ходе рассмотрения дела, об обстоятельствах выявления административного правонарушения, составления предписания, выявления факта неисполнения предписания, - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности АО "Теплант" в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями статей 28.2, 28.3 КоАП РФ каких-либо процессуальных нарушений при его составлении судебными инстанциями не установлено. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, событие правонарушения должным образом описано.
Аналогичные изложенным в надзорной жалобе доводы об отсутствии в действиях АО "Теплант" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку выполнены все необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений природоохранного законодательства, перечисленных в предписании в установленный срок (произведена уборка и вывоз отходов производства и потребления с указанной территории; произведено снятие отходов с верхнего слоя почвы, перекрытого отходами; произведена планировка земельного участка); в предписании нет указания на необходимость выполнения мероприятий, связанных с оформлением какой-либо разрешительной и проектной документации о рекультивации; обязанность по рекультивации земельного участка на юридическое лицо не возлагалась, - были исследованы предыдущими судебными инстанциями при разрешении настоящего дела, и обоснованно признаны несостоятельными.
Согласно ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
Согласно ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Согласно ч. 6 ст. 13 Земельного кодекса РФ, порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Согласно п. 3 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 г., рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Согласно п. 5 Основных положений о рекультивации земель, рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.
Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка (п. 6 Основных положений).
Пунктами 14 - 23 указанных Основных положений определен порядок процедуры приемки и передачи рекультивированных земельных участков и вынесения акта приемки.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, АО "Теплант" осуществляет хозяйственную деятельность на территории Куйбышевского района г.о. Самара, пользуется земельным участком площадью 3,4267 га в целях складирования отходов производства и потребления, имеет обязанность по восстановлению плодородного слоя почвы, что не оспаривалось представителями АО "Теплант".
Соблюдение требований природоохранного законодательства в области недропользования является обязанностью АО "Теплант".
Из сопроводительного письма АО "Теплант" от 18.11.2016 года N 03-02/ИХП/1236, следует, что юридическое лицо во исполнение предписания N 81 от 06.06.2016 года об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований произвело: вывоз отходов производства и потребления с указанной территории на специализированные полигоны на основании заключенных договоров; снятие слоя почвы, загрязненной отходами на прилегающей территории к АО "Теплант" на площади 3,4267 га; планировку на указанном участке плодородного слоя, а также засыпку песком береговой зоны озера Лебяжье (л.д. 21), что подтверждается копией справки о вывозе в июне 2016 года отходов ГУП "Экология" (л.д. 22), копией универсального передаточного документа на песок карьерный (л.д. 23); копией справки о принятии ЗАО "Экология - сервис" во 2 квартале 2016 года от АО "Теплант" на накопление с последующим размещением на полигон отходов (л.д. 24).
Представленные юридическим лицом сведения о проведенных работах, направленных на устранение нарушений природоохранного законодательства, не свидетельствует об устранении допущенных нарушений, которое предусматривает, согласно вышеприведенным нормам в области природоохранного законодательства, необходимость проведения определенных мероприятий по восстановлению поврежденных земель, в том числе рекультивации земель.
Доказательств, подтверждающих наличие проекта рекультивации, согласованного с собственником земельного участка, акта приемки земельного участка после проведения рекультивационных работ, в материалах дела об административном правонарушении и заявителем жалобы не представлено.
В материалах административного дела отсутствуют сведения об обжаловании АО "Теплант" предписания от 06.06.2016 г. в установленном законом порядке либо о невозможности выполнения предписания в установленный срок.
Оснований для признания Предписания N 81 от 06.06.2016 года, выданного государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Самарской области, не установлено.
Предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, связано с исполнением обязанности по государственному надзору в сфере природопользования, оно является обязательным для исполнения в установленный срок и за нарушение данного предписания наступает административная ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Направление операционным директором АО "Теплант" ФИО5 письма Руководителю Управления Росприроднадзора по Самарской области от 25.11.2016 года (л.д. 20) с просьбой о продлении срока выполнения необходимых работ для устранения нарушений природоохранных требований до ноября 2017 года, за пределами установленного предписанием N 81 от 06.06.2016 года срока до 20.11.2016 года, не освобождает АО "Теплант" от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, объективная сторона которого заключается в невыполнении в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Установленные в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении обстоятельства позволяют сделать вывод о виновности АО "Теплант" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку юридическим лицом не приняты все необходимые, исчерпывающие меры для надлежащего и своевременного исполнения юридическим лицом предписания N 81 от 06.06.2016 года об устранении нарушений природоохранных требований в установленный срок до 20.11.2016 года.
Учитывая вышеизложенное, судебными инстанциями субъект административного правонарушения и объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, определены верно.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировой судья правильно установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях АО "Теплант" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Законность и обоснованность вынесенного 10.02.2017 г. мировым судьей постановления проверены судьей районного суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, и в решении судьи от 29.03.2017 г. дана надлежащая правовая оценка всем доводам жалобы на постановление мирового судьи и указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности АО "Теплант" в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено. Предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности для привлечения к административной ответственности не нарушен.
Наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, данных о юридическом лице, отсутствия смягчающих и отягчающих обстоятельств, в пределах санкции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся судебные постановления как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
постановил:

Постановление мирового судьи судебного участка N 25 Куйбышевского судебного района г. Самары от 10.02.2017 года и решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 29.03.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении АО "Теплант" оставить без изменения, а надзорную жалобу ФИО3 представителя АО "Теплант", действующего на основании доверенности, оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда
В.В.КУДИНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)