Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Джамбулатова С.И. и Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Днепровским А.О., при участии: от Министерства обороны Российской Федерации: Шетова Л.А. - представитель по доверенности от 20.01.2015; от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Торчукова О.Л. - представитель по доверенности от 16.02.2016; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю: Кузьменко Л.В. - представитель по доверенности от 11.01.2016; от федерального государственного казенного учреждения "Санаторно-курортный комплекс "Северокавказский" Министерства обороны Российской Федерации: Дернов Н.Р. - представитель по доверенности от 11.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании при использовании системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Ростовской области в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.12.2015 по делу N А63-4517/2015 по заявлению федерального государственного казенного учреждения "Санаторно-курортный комплекс "Северокавказский" Министерства обороны Российской Федерации (г. Пятигорск, ОГРН 1022601630479) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН 1042600339737), третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (г. Ставрополь, ОГРН 1102635006462), Министерство обороны Российской Федерации (г. Москва, ОГРН 1037700255284), федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (г. Ростов-на-Дону, ОГРН 1026103739892), о признании незаконными сообщений об отказе в государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования от 10 марта 2015 года N N 26-26\\035-26\\035\\201\\2015-153, 26-26\\035-26\\035\\201\\2015-149, 26-26\\035-26\\035\\201\\2015-145, 26\\035-26\\035\\201\\2015-151; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю зарегистрировать за федеральным государственным казенным учреждением "Санаторно-курортный комплекс "Северокавказский" Министерства обороны Российской Федерации право постоянного бессрочного пользования на земельные участки,
установил:
федеральное государственное казенное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Северокавказский" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконными сообщений об отказе в государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования от 10.03.2015 N 26-26\\035-26\\035\\201\\2015-153, 26-26\\035-26\\035\\201\\2015-149, 26-26\\035-26\\035\\201\\2015-145, 26\\035-26\\035\\201\\2015-151 на земельные участки: площадью 14 444,7 кв. м, кадастровый номер 26:30:010204:1, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Ленина 4; площадью 33 496,5 кв. м, кадастровый номер 26:30:010202:3, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Анджиевского, 3; площадью 27 257,0 кв. м, кадастровый номер 26:30:010206:5, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Урицкого; площадью 1 075 кв. м, кадастровый номер 26:30:010101:17, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная; об обязании управления зарегистрировать за федеральным государственным казенным учреждением "Санаторно-курортный комплекс "Северокавказский" Министерства обороны Российской Федерации право постоянного бессрочного пользования на земельные участки: площадью 14 444,7 кв. м, кадастровый номер 26:30:010204:1, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Ленина, 4; площадью 33 496,5 кв. м, кадастровый номер 26:30:010202:3, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Анджиевского, 3; площадью 27 257,0 кв. м, кадастровый номер 26:30:010206:5, расположенный по адресу: г. Ессентуки ул. Урицкого; площадью 1 075 кв. м, кадастровый номер 26:30:010101:17, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная.
Заявленные требования мотивированы тем, что на регистрацию представлены документы, соответствующие требованиям действующего законодательства, отражают информацию, необходимую для государственной регистрации прав, однако, в оспариваемых сообщениях не указаны основания для отказа в государственной регистрации.
Решением от 21.12.2015 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконными сообщения об отказе в государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования от 10 марта 2015 года N N 26-26\\035-26\\035\\201\\2015-153, 26-26\\035-26\\035\\201\\2015-149, 26-26\\035-26\\035\\201\\2015-145, 26\\035-26\\035\\201\\2015-151 и обязал управление зарегистрировать за учреждением право постоянного бессрочного пользования на земельные участки: площадью 14 444,7 кв. м, кадастровый номер 26:30:010204:1, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Ленина, 4; площадью 33 496,5 кв. м, кадастровый номер 26:30:010202:3, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Анджиевского, 3; площадью 27 257,0 кв. м, кадастровый номер 26:30:010206:5, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Урицкого; площадью 1 075 кв. м, кадастровый номер 26:30:010101:17, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная. Судебный акт мотивирован представлением на регистрацию всех необходимых документов.
Не согласившись с решением от 21.12.2015, управление подало апелляционную жалобу, в которой просило обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт, сославшись на неполное выяснение обстоятельств имеющих значение для дела, и несоответствие фактических обстоятельств дела. По мнению управления, суд первой инстанции не учел, что обжалуемые действия по отказу в регистрации права, соответствуют действующему законодательству.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 266 - 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность принятого судебного акта и правильность применения норм материального и процессуального права.
Проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации города Ессентуки от 31.08.1992 N 574 Ессентукскому центральному военному санаторию в бессрочное (постоянное) пользование предоставлены участок N 1 по ул. Анджиевского, 3, площадью 3,35 га (33 553,0 кв. м), участок N 2 по ул. Ленина, площадь 1,44 га (14 354,0 кв. м), участок под хоздвором по ул. Урицкого, площадью 2,76 га (27 583,0 кв. м), под котельной по ул. Вокзальной, площадью 0,12 га (1 180 кв. м), под резервуарами по ул. Вокзальной, площадью 0,06 га (569,0 кв. м) и под детским садом по ул. Горького, 75, площадью 0,48 га (4 780,0 кв. м).
На основании названного постановления комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам выданы свидетельства N N 00043, 00044, 00045, 00046, 00047 от 15.09.1992 о праве бессрочного (постоянного) пользования на указанные земельные участки.
В 2001 году по результатам рассмотрения представленных комитетом по земельным ресурсам и землеустройству материалов инвентаризации границ землепользования (план границ, согласованный со смежниками, подсчет площадей по координатам главой города Ессентуки изданы постановления от 28.04.2001 N 1522, от 28.04.2001 N 1523, от 07.05.2001 N 1598 и от 29.05.2001 N 1837, которыми Ессентукскому центральному военному санаторию в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земельные участки по ул. Ленина, 4, площадью 1,4 га (14 444,7 кв. м), по ул. Аджиевского, 3, площадью 3,3 га (33 496,6 кв. м), по ул. Вокзальной, площадью 0,1 га (1 075 кв. м) и по ул. Урицкого, площадью 2,7 га (27 257 кв. м).
Этими же постановлениями, прекращено действие пункта 1.30 постановления N 574 от 31.08.1992, а также пункта 1.10 постановления N 127 от 16.02.1994, ранее выданные свидетельства о праве бессрочного (постоянного) пользования на спорные земельные участки признаны недействительными.
Во исполнение указанных постановлений главы города Ессентуки, в ходе проведения землеустроительных и кадастровых работ на кадастровый учет 07.05.2001, 21.11.2003, и 09.01.2004 поставлены земельные участки с присвоением соответствующих кадастровых номеров: площадью 27 257 кв. м, кадастровый номер 26:30:010206:5, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Урицкого; площадью 14 445 кв. м, кадастровый номер 26:30:010204:1, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Ленина, 4; площадью 1 075 кв. м, кадастровый номер 26:30:010101:17, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная; площадью 33 497 кв. м, кадастровый номер 26:30:010202:3, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Анджиевского, 3, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков от 29.09.2015.
21.11.2003 в ЕГРП зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 26:30:010206:5, 26:30:010204:1, 26:30:010101:17, 26:30:010202:3, что подтверждается выписками из ЕГРП от 29.05.2015 и 01.06.2015.
15.12.2010 министром обороны Российской Федерации издан приказ N 1771 которым федеральные государственные учреждения "Ессентукский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации, "Центральный военный детский санаторий" Министерства обороны Российской Федерации, "Кисловодский военный санаторий" Минобороны России реорганизованы путем присоединения к федеральному государственному учреждению "Пятигорский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации.
Этим же приказом федеральное государственное учреждение "Пятигорский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации переименовано в федеральное государственное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Северокавказский" Министерства обороны Российской Федерации.
Все имущество и материалы федерального государственного учреждения "Ессентукский центральный военный санаторий" переданы федеральному государственному учреждению "Пятигорский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации на основании передаточного акта N 1, утвержденного руководителем Департамента санаторно-курортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации 12.04.2011.
Согласно выпискам от 19.09.2013 из реестра федерального имущества 21.11.2003 и 09.01.2004 в реестре федерального имущества зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на следующие земельные участки: с кадастровым номером 26:30:010101:17, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная; с кадастровым номером 26:30:010206:5, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Урицкого; с кадастровым номером 26:30:010204:1, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Ленина, 4; с кадастровым номером 26:30:010202:3, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Анджиевского, 3. В качестве правообладателя названных земельных участков указано федеральное государственное казенное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Северокавказский" Министерства обороны Российской Федерации.
27.01.2015 в межмуниципальный отдел по г. Ессентуки и Предгорному району Управления Росреестра по Ставропольскому краю обратилось ФГКУ "Санаторно-курортный комплекс "Северокавказский" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки: с кадастровым номером 26:30:010204:1, площадью 14 444,7 кв. м, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Ленина, 4; с кадастровым номером 26:30:100206:5, площадью 27 257,0 кв. м, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Урицкого; с кадастровым номером 26:30:010202:3, площадью 33 496,6 кв. м, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Анджиевского 3; с кадастровым номером 26:30:010101:17, площадью 1 075 кв. м, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная.
В качестве правоустанавливающих документов заявителем представлены приказ министра обороны Российской Федерации N 1771 от 15.12.2010 о реорганизации юридического лица и передаточный акт от 18.03.2011.
12.02.2015 заявителем в регистрирующий орган дополнительно представлены: постановления главы города Ессентуки Ставропольского края от 28.04.2001 N 1522, от 28.04.2001 N 1523, от 07.05.2001 N 1598 и от 29.05.2001 N 1837 о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование Ессентукскому центральному военному санаторию; постановление главы города Ессентуки Ставропольского края о государственной регистрации Федерального учреждения "Ессентукский центральный военный санаторий" N 761 от 28.08.1996; перечень объектов недвижимости, находящихся на балансе Ессентукского центрального военного санатория; доверенность от 16.04.2014, удостоверенная нотариусом города Пятигорска Бакушкиной Т.А., номер в реестре 3-2804.
Сообщениями от 10.03.2015 N N 26-26\\035-26\\035\\201\\2015-153, 26-26\\035-26\\035\\201\\2015-149, 26-26\\035-26\\035\\201\\2015-145, 26\\035-26\\035\\201\\2015-151, заинтересованным лицом отказано в государственной регистрации права перехода права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки, в связи с несоответствием представленных заявителем документов требованиям действующего законодательства, так как по сведениям ЕГРП в нем отсутствуют записи о государственной регистрации за реорганизованным ФГУ "Ессентукский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации права постоянного бессрочного пользования на спорные земельные участки. В то же время, в ЕГРП имеются записи о регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки.
Считая, что указанные сообщения не соответствуют действующему законодательству и нарушают права заявителя, учреждение обратилось в арбитражный суд.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее также Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно ст. 17 указанного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 названной статьи.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 названного Закона).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации).
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав (абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации).
В рассматриваемом случае, основаниями для отказа в государственной регистрации постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельные участки послужило:
- - отсутствие в ЕГРП записи о государственной регистрации за реорганизованным ФГУ "Ессеитукский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки;
- - несоответствие представленных заявителем документов требованиям действующего законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.
Как установлено материалами дела, постановлением главы администрации города Ессентуки от 31.08.1992 N 574 Ессентукскому центральному военному санаторию в бессрочное (постоянное) пользование предоставлены участок N 1 по ул. Анджиевского, 3, площадью 3,35 га (33 553,0 кв. м), участок N 2 по ул. Ленина, площадь 1,44 га (14 354 кв. м), участок под хоздвором по ул. Урицкого, площадью 2,76 га (27 583 кв. м), под котельной по ул. Вокзальной, площадью 0,12 га (1 180 кв. м), под резервуарами по ул. Вокзальной, площадью 0,06 га (569 кв. м) и под детским садом по ул. Горького, 75, площадью 0,48 га (4 780 кв. м).
На основании названного постановления комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам выданы свидетельства N N 00043, 00044, 00045, 00046, 00047 от 15.09.1992 о праве бессрочного (постоянного) пользования на указанные земельные участки.
В 2001 году главой города Ессентуки изданы постановления от 28.04.2001 N 1522, от 28.04.2001 N 1523, от 07.05.2001 N 1598 и от 29.05.2001 N 1837, которыми Ессентукскому центральному военному санаторию в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земельные участки по ул. Ленина, 4, площадью 1,4 га (14 444,7 кв. м), по ул. Аджиевского, 3, площадью 3,3 га (33 496,6 кв. м), по ул. Вокзальной, площадью 0,1 га (1 075 кв. м) и по ул. Урицкого, площадью 2,7 га (27 257 кв. м).
Этими же постановлениями, прекращено действие пункта 1.30 постановления N 574 от 31.08.1992, а также пункта 1.10 постановления N 127 от 16.02.1994, ранее выданные свидетельства о праве бессрочного (постоянного) пользования на спорные земельные участки признаны недействительными. При этом, каких либо документов, подтверждающих выдачу заявителю свидетельств о праве постоянного (бессрочного) пользования за земельные участка на основании названных постановлений, суду не представлено, как и не представлено документов, подтверждающих погашение ранее выданных Ессентукскому центральному военному санаторию свидетельств N N 00043, 00044, 00045, 00046, 00047 от 15.09.1992 о праве бессрочного (постоянного) пользования на спорные земельные участки.
В дальнейшем спорные земельные участки внесены в государственный земельный кадастр (в настоящее время государственный кадастр недвижимости) как ранее учтенные с присвоением им кадастровых номеров 26:30:010206:5, 26:30:010204:1, 26:30:010101:17, 26:30:010202:3.
21 ноября 2003 года в ЕГРП зарегистрировано право собственности Российской Федерации на указанные земельные участки.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что право постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки возникло у ФГУ "Ессентукский центральный военный санаторий" возникло в 1992 году, то есть до вступления в силу Закона N 122-ФЗ.
Названный факт также подтверждается представленным в материалы дела перечнем имущества находящегося на балансе Ессенуткского центрального военного санатория 1996 года, а также постановлением главы города Ессентуки Ставропольского края N 761 от 28.08.1996 о государственной регистрации федерального государственного учреждения "Ессентукский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации, учрежденного в соответствии с приказом Реввоенсовета России от 24.09.1922 N 2208, в котором указано, что имущество санатория является федеральной собственностью, принадлежит Министерству обороны Российской Федерации и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период спорных отношений), в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Согласно п. 1 положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации (подп. 71 п. 7 раздела II Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В силу п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
Учредителем учреждения является Министерство обороны Российской Федерации, которое осуществляет полномочия собственника имущества Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно п. 3 и 19 Устава учреждения оно является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с Уставом учреждение осуществляет действия по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном законом, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 11.4 названного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В силу п. 1, 2 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со ст. 11.4 - 11.7 названного Кодекса. У лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
15 декабря 2010 года министром обороны Российской Федерации издан приказ N 1771 которым федеральные государственные учреждения "Ессентукский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации, "Центральный военный детский санаторий" Министерства обороны Российской Федерации, "Кисловодский военный санаторий" Минобороны России реорганизованы путем присоединения федеральному государственному учреждению "Пятигорский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации.
Этим же приказом федеральное государственное учреждение "Пятигорский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации переименовано в федеральное государственное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Северокавказский" Министерства обороны Российской Федерации. Все имущество и материалы ФГУ "Ессентукский центральный военный санаторий" были переданы вновь образованному учреждению на основании передаточного акта N 1, утвержденного руководителем Департамента санаторно-курортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации 12.04.2011.
При таком положении учреждение, как правопреемник ФГУ "Ессентукский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации владеет земельными участками с кадастровыми номерами 26:30:010206:5, 26:30:010204:1, 26:30:010101:17, 26:30:010202:3 на праве постоянного (бессрочного) пользования, возникшем на основании постановления главы администрации города Ессентуки от 31.08.1992 N 574. Последующее уточнение площади земельных участков и принятие постановлений от 28.04.2001 N 1522, от 28.04.2001 N 1523, от 07.05.2001 N 1598 и от 29.05.2001 N 1837 не прекратило существовавшее право на землю, несмотря на то, что на основании названных постановлений новые свидетельства не выдавались.
Аналогичные выводу содержатся во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Ставропольского края от 21 марта 2014 года N А63-9293/2013. Названным решением также установлено, что учреждение является правообладателем объектов недвижимости, которые расположены на земельных участках, образованных и предоставленных для их эксплуатации.
Таким образом, отсутствие в ЕГРП записи о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования ФГУ "Ессентукский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации на спорное земельные участки не является препятствием для соответствующей государственной регистрации прав.
Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный регистратор), после завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в ЕГРП, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Как видно из дел правоустанавливающих документов на земельные участки с кадастровыми номерами 26:30:010206:5, 26:30:010204:1, 26:30:010101:17, 26:30:010202:3, на государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования учреждением представлены выписки от 19.09.2013 из реестра федерального имущества, согласно которым 21.11.2003 и 09.01.2004 в реестре федерального имущества зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на следующие земельные участки: с кадастровым номером 26:30:010101:17, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная; с кадастровым номером 26:30:010206:5, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Урицкого; с кадастровым номером 26:30:010204:1, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Ленина, 4; с кадастровым номером 26:30:010202:3, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Анджиевского, 3. В качестве правообладателя названных земельных участков указано ФГКУ "Санаторно-курортный комплекс "Северокавказский" Министерства обороны Российской Федерации, а в качестве документов-оснований возникновения иного вещного права указаны приказ министра обороны Российской Федерации от 15.12.2010 N 1771 и передаточный акт от 12.04.2011 N 1.
Из материалов дела и оспариваемых сообщений управления следует, что в качестве правоустанавливающих документов на государственную регистрацию права заявителем были представлены приказ министра обороны Российской Федерации N 1771 от 15.12.2010 о реорганизации юридического лица и передаточный акт от 18.03.2011. Также, заявителем дополнительно были представлены: постановления главы города Ессентуки Ставропольского края от 28.04.2001 N 1522, от 28.04.2001 N 1523, от 07.05.2001 N 1598 и от 29.05.2001 N 1837 о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование Ессентукскому центральному военному санаторию; постановление главы города Ессентуки Ставропольского края о государственной регистрации Федерального учреждения "Ессентукский центральный военный санаторий" N 761 от 28.08.1996; перечень объектов недвижимости, находящихся на балансе Ессентукского центрального военного санатория; доверенность от 16.04.2014.
Таким образом, учреждение представило на регистрацию все необходимые документы, свидетельствующие о том, что заявитель - учреждение является правопреемником Ессентукского центрального военного санатория (право на спорные участки предоставлены постановлением главы администрации города Ессентуки от 31.08.1992 N 574), к которому в порядке универсального правопреемства перешло право постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки.
Документов, подтверждающих истребование регистрирующим органом у заявителя иных, необходимых ему документов, в материалы дела также не представлено.
С учетом изложенного, поскольку заявителем для государственной регистрации были представлены все необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ документы, подтверждающие наличие у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок, следует признать, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ и не могут являться основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Каких-либо доводов, которые не были бы оценены судом первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит. В связи с чем, доводы апелляционной инстанции признаются судом апелляционной инстанции необоснованными и отклоняются.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые явились бы основанием для отмены судебного акта на основании ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено. Решение суда от 04.08.2015 отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 268, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.12.2015 по делу N А63-4517/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
З.А.БЕЙТУГАНОВ
Судьи
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ
Е.В.ЖУКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.03.2016 N 16АП-474/2016 ПО ДЕЛУ N А63-4517/2015
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2016 г. по делу N А63-4517/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Джамбулатова С.И. и Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Днепровским А.О., при участии: от Министерства обороны Российской Федерации: Шетова Л.А. - представитель по доверенности от 20.01.2015; от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Торчукова О.Л. - представитель по доверенности от 16.02.2016; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю: Кузьменко Л.В. - представитель по доверенности от 11.01.2016; от федерального государственного казенного учреждения "Санаторно-курортный комплекс "Северокавказский" Министерства обороны Российской Федерации: Дернов Н.Р. - представитель по доверенности от 11.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании при использовании системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Ростовской области в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.12.2015 по делу N А63-4517/2015 по заявлению федерального государственного казенного учреждения "Санаторно-курортный комплекс "Северокавказский" Министерства обороны Российской Федерации (г. Пятигорск, ОГРН 1022601630479) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН 1042600339737), третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (г. Ставрополь, ОГРН 1102635006462), Министерство обороны Российской Федерации (г. Москва, ОГРН 1037700255284), федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (г. Ростов-на-Дону, ОГРН 1026103739892), о признании незаконными сообщений об отказе в государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования от 10 марта 2015 года N N 26-26\\035-26\\035\\201\\2015-153, 26-26\\035-26\\035\\201\\2015-149, 26-26\\035-26\\035\\201\\2015-145, 26\\035-26\\035\\201\\2015-151; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю зарегистрировать за федеральным государственным казенным учреждением "Санаторно-курортный комплекс "Северокавказский" Министерства обороны Российской Федерации право постоянного бессрочного пользования на земельные участки,
установил:
федеральное государственное казенное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Северокавказский" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконными сообщений об отказе в государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования от 10.03.2015 N 26-26\\035-26\\035\\201\\2015-153, 26-26\\035-26\\035\\201\\2015-149, 26-26\\035-26\\035\\201\\2015-145, 26\\035-26\\035\\201\\2015-151 на земельные участки: площадью 14 444,7 кв. м, кадастровый номер 26:30:010204:1, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Ленина 4; площадью 33 496,5 кв. м, кадастровый номер 26:30:010202:3, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Анджиевского, 3; площадью 27 257,0 кв. м, кадастровый номер 26:30:010206:5, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Урицкого; площадью 1 075 кв. м, кадастровый номер 26:30:010101:17, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная; об обязании управления зарегистрировать за федеральным государственным казенным учреждением "Санаторно-курортный комплекс "Северокавказский" Министерства обороны Российской Федерации право постоянного бессрочного пользования на земельные участки: площадью 14 444,7 кв. м, кадастровый номер 26:30:010204:1, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Ленина, 4; площадью 33 496,5 кв. м, кадастровый номер 26:30:010202:3, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Анджиевского, 3; площадью 27 257,0 кв. м, кадастровый номер 26:30:010206:5, расположенный по адресу: г. Ессентуки ул. Урицкого; площадью 1 075 кв. м, кадастровый номер 26:30:010101:17, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная.
Заявленные требования мотивированы тем, что на регистрацию представлены документы, соответствующие требованиям действующего законодательства, отражают информацию, необходимую для государственной регистрации прав, однако, в оспариваемых сообщениях не указаны основания для отказа в государственной регистрации.
Решением от 21.12.2015 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконными сообщения об отказе в государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования от 10 марта 2015 года N N 26-26\\035-26\\035\\201\\2015-153, 26-26\\035-26\\035\\201\\2015-149, 26-26\\035-26\\035\\201\\2015-145, 26\\035-26\\035\\201\\2015-151 и обязал управление зарегистрировать за учреждением право постоянного бессрочного пользования на земельные участки: площадью 14 444,7 кв. м, кадастровый номер 26:30:010204:1, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Ленина, 4; площадью 33 496,5 кв. м, кадастровый номер 26:30:010202:3, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Анджиевского, 3; площадью 27 257,0 кв. м, кадастровый номер 26:30:010206:5, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Урицкого; площадью 1 075 кв. м, кадастровый номер 26:30:010101:17, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная. Судебный акт мотивирован представлением на регистрацию всех необходимых документов.
Не согласившись с решением от 21.12.2015, управление подало апелляционную жалобу, в которой просило обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт, сославшись на неполное выяснение обстоятельств имеющих значение для дела, и несоответствие фактических обстоятельств дела. По мнению управления, суд первой инстанции не учел, что обжалуемые действия по отказу в регистрации права, соответствуют действующему законодательству.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 266 - 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность принятого судебного акта и правильность применения норм материального и процессуального права.
Проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации города Ессентуки от 31.08.1992 N 574 Ессентукскому центральному военному санаторию в бессрочное (постоянное) пользование предоставлены участок N 1 по ул. Анджиевского, 3, площадью 3,35 га (33 553,0 кв. м), участок N 2 по ул. Ленина, площадь 1,44 га (14 354,0 кв. м), участок под хоздвором по ул. Урицкого, площадью 2,76 га (27 583,0 кв. м), под котельной по ул. Вокзальной, площадью 0,12 га (1 180 кв. м), под резервуарами по ул. Вокзальной, площадью 0,06 га (569,0 кв. м) и под детским садом по ул. Горького, 75, площадью 0,48 га (4 780,0 кв. м).
На основании названного постановления комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам выданы свидетельства N N 00043, 00044, 00045, 00046, 00047 от 15.09.1992 о праве бессрочного (постоянного) пользования на указанные земельные участки.
В 2001 году по результатам рассмотрения представленных комитетом по земельным ресурсам и землеустройству материалов инвентаризации границ землепользования (план границ, согласованный со смежниками, подсчет площадей по координатам главой города Ессентуки изданы постановления от 28.04.2001 N 1522, от 28.04.2001 N 1523, от 07.05.2001 N 1598 и от 29.05.2001 N 1837, которыми Ессентукскому центральному военному санаторию в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земельные участки по ул. Ленина, 4, площадью 1,4 га (14 444,7 кв. м), по ул. Аджиевского, 3, площадью 3,3 га (33 496,6 кв. м), по ул. Вокзальной, площадью 0,1 га (1 075 кв. м) и по ул. Урицкого, площадью 2,7 га (27 257 кв. м).
Этими же постановлениями, прекращено действие пункта 1.30 постановления N 574 от 31.08.1992, а также пункта 1.10 постановления N 127 от 16.02.1994, ранее выданные свидетельства о праве бессрочного (постоянного) пользования на спорные земельные участки признаны недействительными.
Во исполнение указанных постановлений главы города Ессентуки, в ходе проведения землеустроительных и кадастровых работ на кадастровый учет 07.05.2001, 21.11.2003, и 09.01.2004 поставлены земельные участки с присвоением соответствующих кадастровых номеров: площадью 27 257 кв. м, кадастровый номер 26:30:010206:5, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Урицкого; площадью 14 445 кв. м, кадастровый номер 26:30:010204:1, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Ленина, 4; площадью 1 075 кв. м, кадастровый номер 26:30:010101:17, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная; площадью 33 497 кв. м, кадастровый номер 26:30:010202:3, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Анджиевского, 3, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков от 29.09.2015.
21.11.2003 в ЕГРП зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 26:30:010206:5, 26:30:010204:1, 26:30:010101:17, 26:30:010202:3, что подтверждается выписками из ЕГРП от 29.05.2015 и 01.06.2015.
15.12.2010 министром обороны Российской Федерации издан приказ N 1771 которым федеральные государственные учреждения "Ессентукский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации, "Центральный военный детский санаторий" Министерства обороны Российской Федерации, "Кисловодский военный санаторий" Минобороны России реорганизованы путем присоединения к федеральному государственному учреждению "Пятигорский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации.
Этим же приказом федеральное государственное учреждение "Пятигорский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации переименовано в федеральное государственное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Северокавказский" Министерства обороны Российской Федерации.
Все имущество и материалы федерального государственного учреждения "Ессентукский центральный военный санаторий" переданы федеральному государственному учреждению "Пятигорский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации на основании передаточного акта N 1, утвержденного руководителем Департамента санаторно-курортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации 12.04.2011.
Согласно выпискам от 19.09.2013 из реестра федерального имущества 21.11.2003 и 09.01.2004 в реестре федерального имущества зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на следующие земельные участки: с кадастровым номером 26:30:010101:17, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная; с кадастровым номером 26:30:010206:5, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Урицкого; с кадастровым номером 26:30:010204:1, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Ленина, 4; с кадастровым номером 26:30:010202:3, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Анджиевского, 3. В качестве правообладателя названных земельных участков указано федеральное государственное казенное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Северокавказский" Министерства обороны Российской Федерации.
27.01.2015 в межмуниципальный отдел по г. Ессентуки и Предгорному району Управления Росреестра по Ставропольскому краю обратилось ФГКУ "Санаторно-курортный комплекс "Северокавказский" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки: с кадастровым номером 26:30:010204:1, площадью 14 444,7 кв. м, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Ленина, 4; с кадастровым номером 26:30:100206:5, площадью 27 257,0 кв. м, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Урицкого; с кадастровым номером 26:30:010202:3, площадью 33 496,6 кв. м, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Анджиевского 3; с кадастровым номером 26:30:010101:17, площадью 1 075 кв. м, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная.
В качестве правоустанавливающих документов заявителем представлены приказ министра обороны Российской Федерации N 1771 от 15.12.2010 о реорганизации юридического лица и передаточный акт от 18.03.2011.
12.02.2015 заявителем в регистрирующий орган дополнительно представлены: постановления главы города Ессентуки Ставропольского края от 28.04.2001 N 1522, от 28.04.2001 N 1523, от 07.05.2001 N 1598 и от 29.05.2001 N 1837 о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование Ессентукскому центральному военному санаторию; постановление главы города Ессентуки Ставропольского края о государственной регистрации Федерального учреждения "Ессентукский центральный военный санаторий" N 761 от 28.08.1996; перечень объектов недвижимости, находящихся на балансе Ессентукского центрального военного санатория; доверенность от 16.04.2014, удостоверенная нотариусом города Пятигорска Бакушкиной Т.А., номер в реестре 3-2804.
Сообщениями от 10.03.2015 N N 26-26\\035-26\\035\\201\\2015-153, 26-26\\035-26\\035\\201\\2015-149, 26-26\\035-26\\035\\201\\2015-145, 26\\035-26\\035\\201\\2015-151, заинтересованным лицом отказано в государственной регистрации права перехода права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки, в связи с несоответствием представленных заявителем документов требованиям действующего законодательства, так как по сведениям ЕГРП в нем отсутствуют записи о государственной регистрации за реорганизованным ФГУ "Ессентукский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации права постоянного бессрочного пользования на спорные земельные участки. В то же время, в ЕГРП имеются записи о регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки.
Считая, что указанные сообщения не соответствуют действующему законодательству и нарушают права заявителя, учреждение обратилось в арбитражный суд.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее также Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно ст. 17 указанного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 названной статьи.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 названного Закона).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации).
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав (абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации).
В рассматриваемом случае, основаниями для отказа в государственной регистрации постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельные участки послужило:
- - отсутствие в ЕГРП записи о государственной регистрации за реорганизованным ФГУ "Ессеитукский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки;
- - несоответствие представленных заявителем документов требованиям действующего законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.
Как установлено материалами дела, постановлением главы администрации города Ессентуки от 31.08.1992 N 574 Ессентукскому центральному военному санаторию в бессрочное (постоянное) пользование предоставлены участок N 1 по ул. Анджиевского, 3, площадью 3,35 га (33 553,0 кв. м), участок N 2 по ул. Ленина, площадь 1,44 га (14 354 кв. м), участок под хоздвором по ул. Урицкого, площадью 2,76 га (27 583 кв. м), под котельной по ул. Вокзальной, площадью 0,12 га (1 180 кв. м), под резервуарами по ул. Вокзальной, площадью 0,06 га (569 кв. м) и под детским садом по ул. Горького, 75, площадью 0,48 га (4 780 кв. м).
На основании названного постановления комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам выданы свидетельства N N 00043, 00044, 00045, 00046, 00047 от 15.09.1992 о праве бессрочного (постоянного) пользования на указанные земельные участки.
В 2001 году главой города Ессентуки изданы постановления от 28.04.2001 N 1522, от 28.04.2001 N 1523, от 07.05.2001 N 1598 и от 29.05.2001 N 1837, которыми Ессентукскому центральному военному санаторию в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земельные участки по ул. Ленина, 4, площадью 1,4 га (14 444,7 кв. м), по ул. Аджиевского, 3, площадью 3,3 га (33 496,6 кв. м), по ул. Вокзальной, площадью 0,1 га (1 075 кв. м) и по ул. Урицкого, площадью 2,7 га (27 257 кв. м).
Этими же постановлениями, прекращено действие пункта 1.30 постановления N 574 от 31.08.1992, а также пункта 1.10 постановления N 127 от 16.02.1994, ранее выданные свидетельства о праве бессрочного (постоянного) пользования на спорные земельные участки признаны недействительными. При этом, каких либо документов, подтверждающих выдачу заявителю свидетельств о праве постоянного (бессрочного) пользования за земельные участка на основании названных постановлений, суду не представлено, как и не представлено документов, подтверждающих погашение ранее выданных Ессентукскому центральному военному санаторию свидетельств N N 00043, 00044, 00045, 00046, 00047 от 15.09.1992 о праве бессрочного (постоянного) пользования на спорные земельные участки.
В дальнейшем спорные земельные участки внесены в государственный земельный кадастр (в настоящее время государственный кадастр недвижимости) как ранее учтенные с присвоением им кадастровых номеров 26:30:010206:5, 26:30:010204:1, 26:30:010101:17, 26:30:010202:3.
21 ноября 2003 года в ЕГРП зарегистрировано право собственности Российской Федерации на указанные земельные участки.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что право постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки возникло у ФГУ "Ессентукский центральный военный санаторий" возникло в 1992 году, то есть до вступления в силу Закона N 122-ФЗ.
Названный факт также подтверждается представленным в материалы дела перечнем имущества находящегося на балансе Ессенуткского центрального военного санатория 1996 года, а также постановлением главы города Ессентуки Ставропольского края N 761 от 28.08.1996 о государственной регистрации федерального государственного учреждения "Ессентукский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации, учрежденного в соответствии с приказом Реввоенсовета России от 24.09.1922 N 2208, в котором указано, что имущество санатория является федеральной собственностью, принадлежит Министерству обороны Российской Федерации и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период спорных отношений), в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Согласно п. 1 положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации (подп. 71 п. 7 раздела II Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В силу п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
Учредителем учреждения является Министерство обороны Российской Федерации, которое осуществляет полномочия собственника имущества Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно п. 3 и 19 Устава учреждения оно является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с Уставом учреждение осуществляет действия по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном законом, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 11.4 названного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В силу п. 1, 2 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со ст. 11.4 - 11.7 названного Кодекса. У лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
15 декабря 2010 года министром обороны Российской Федерации издан приказ N 1771 которым федеральные государственные учреждения "Ессентукский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации, "Центральный военный детский санаторий" Министерства обороны Российской Федерации, "Кисловодский военный санаторий" Минобороны России реорганизованы путем присоединения федеральному государственному учреждению "Пятигорский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации.
Этим же приказом федеральное государственное учреждение "Пятигорский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации переименовано в федеральное государственное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Северокавказский" Министерства обороны Российской Федерации. Все имущество и материалы ФГУ "Ессентукский центральный военный санаторий" были переданы вновь образованному учреждению на основании передаточного акта N 1, утвержденного руководителем Департамента санаторно-курортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации 12.04.2011.
При таком положении учреждение, как правопреемник ФГУ "Ессентукский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации владеет земельными участками с кадастровыми номерами 26:30:010206:5, 26:30:010204:1, 26:30:010101:17, 26:30:010202:3 на праве постоянного (бессрочного) пользования, возникшем на основании постановления главы администрации города Ессентуки от 31.08.1992 N 574. Последующее уточнение площади земельных участков и принятие постановлений от 28.04.2001 N 1522, от 28.04.2001 N 1523, от 07.05.2001 N 1598 и от 29.05.2001 N 1837 не прекратило существовавшее право на землю, несмотря на то, что на основании названных постановлений новые свидетельства не выдавались.
Аналогичные выводу содержатся во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Ставропольского края от 21 марта 2014 года N А63-9293/2013. Названным решением также установлено, что учреждение является правообладателем объектов недвижимости, которые расположены на земельных участках, образованных и предоставленных для их эксплуатации.
Таким образом, отсутствие в ЕГРП записи о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования ФГУ "Ессентукский центральный военный санаторий" Министерства обороны Российской Федерации на спорное земельные участки не является препятствием для соответствующей государственной регистрации прав.
Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный регистратор), после завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в ЕГРП, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Как видно из дел правоустанавливающих документов на земельные участки с кадастровыми номерами 26:30:010206:5, 26:30:010204:1, 26:30:010101:17, 26:30:010202:3, на государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования учреждением представлены выписки от 19.09.2013 из реестра федерального имущества, согласно которым 21.11.2003 и 09.01.2004 в реестре федерального имущества зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на следующие земельные участки: с кадастровым номером 26:30:010101:17, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная; с кадастровым номером 26:30:010206:5, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Урицкого; с кадастровым номером 26:30:010204:1, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Ленина, 4; с кадастровым номером 26:30:010202:3, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. Анджиевского, 3. В качестве правообладателя названных земельных участков указано ФГКУ "Санаторно-курортный комплекс "Северокавказский" Министерства обороны Российской Федерации, а в качестве документов-оснований возникновения иного вещного права указаны приказ министра обороны Российской Федерации от 15.12.2010 N 1771 и передаточный акт от 12.04.2011 N 1.
Из материалов дела и оспариваемых сообщений управления следует, что в качестве правоустанавливающих документов на государственную регистрацию права заявителем были представлены приказ министра обороны Российской Федерации N 1771 от 15.12.2010 о реорганизации юридического лица и передаточный акт от 18.03.2011. Также, заявителем дополнительно были представлены: постановления главы города Ессентуки Ставропольского края от 28.04.2001 N 1522, от 28.04.2001 N 1523, от 07.05.2001 N 1598 и от 29.05.2001 N 1837 о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование Ессентукскому центральному военному санаторию; постановление главы города Ессентуки Ставропольского края о государственной регистрации Федерального учреждения "Ессентукский центральный военный санаторий" N 761 от 28.08.1996; перечень объектов недвижимости, находящихся на балансе Ессентукского центрального военного санатория; доверенность от 16.04.2014.
Таким образом, учреждение представило на регистрацию все необходимые документы, свидетельствующие о том, что заявитель - учреждение является правопреемником Ессентукского центрального военного санатория (право на спорные участки предоставлены постановлением главы администрации города Ессентуки от 31.08.1992 N 574), к которому в порядке универсального правопреемства перешло право постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки.
Документов, подтверждающих истребование регистрирующим органом у заявителя иных, необходимых ему документов, в материалы дела также не представлено.
С учетом изложенного, поскольку заявителем для государственной регистрации были представлены все необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ документы, подтверждающие наличие у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок, следует признать, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ и не могут являться основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Каких-либо доводов, которые не были бы оценены судом первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит. В связи с чем, доводы апелляционной инстанции признаются судом апелляционной инстанции необоснованными и отклоняются.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые явились бы основанием для отмены судебного акта на основании ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено. Решение суда от 04.08.2015 отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 268, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.12.2015 по делу N А63-4517/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
З.А.БЕЙТУГАНОВ
Судьи
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ
Е.В.ЖУКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)